Трактор Беларус 2022.3 / 2022В.3. Руководство — часть 8

1. Прокачка гидравлической системы на прямом ходу:
- заполнить бачок 1 тормозной жидкостью до отметки «MAX»;
- снять с рабочего цилиндра 34 защитный колпачок 32 и на головку перепуск-
ного клапана 33 надеть резиновый шланг, опустив его в емкость с тормозной жидко-
стью;
- произвести несколько нажатий на педаль сцепления;
- удерживая ее в нажатом положении, отвернуть перепускной клапан 33 на
четверть оборота, выпустив излишки тормозной жидкости с пузырьками воздуха в
сосуд с тормозной жидкостью;
- завернуть перепускной клапан 33 и отпустить педаль сцепления;
- прокачать систему до полного исчезновения воздушных пузырьков в выпус-
каемой тормозной жидкости;
- снять шланг и надеть защитный колпачок 32;
- проверить уровень тормозной жидкости в бачке 1 и, при необходимости,
долить.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ НА ПРЯМОМ ХОДУ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В
БАЧКЕ 1 МЕЖДУ ОТМЕТКАМИ «MIN» и «MAX»!
2. Прокачка гидравлической системы в режиме реверса (на тракторе «БЕЛА-
РУС-2022В.3»):
- снять чехол 17 главного цилиндра 23;
- проверить уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного
цилиндра 23, который должен быть не ниже размера «И» от верхней кромки компен-
сационной камеры;
- порядок прокачки гидросистемы аналогичен прямому ходу.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ В РЕЖИМЕ РЕВЕРСА ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
В КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА 23 НЕ НИЖЕ РАЗМЕРА
«И» ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЫ!
Произвести проверку прокачки гидравлической системы на прямом ходу по п. 1.
3.2.4.3 Проверка чистоты выключения сцепления
После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением
следует произвести проверку чистоты выключения сцепления, для чего необходимо
выполнить следующее:
- включить стояночный тормоз;
- запустить двигатель и установить частоту вращения дизеля
(1400±100)
об/мин;
- полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее через пять секунд
произвести включение диапазонов КП, которое должно быть «чистым» - без посто-
ронних шумов и скрежета.
При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при не-
обходимости, повторные регулировки, перечисленные в пункте 3.2.4.1.
При полном выжиме педали сцепления 7 (рисунок 3.2.6) перемещение рычага
44 на радиусе 105 мм должно составлять не менее размера «Н».
81
3.2.5 Корпус сцепления
В корпусе муфты сцепления 10 (рисунок 3.2.7) расположены привод двухскоростно-
го независимого заднего ВОМ и привод масляных насосов ГНС и ГС трансмиссии.
Ведущий вал 7 привода независимого ВОМ имеет зубчатый венец, который нахо-
дится в постоянном зацеплении с шестерней 24, и шлицы, на которые установлена шес-
терня 12. Данная шестерня входит в зацепление с шестерней 20 привода масляных на-
сосов, а ее осевое перемещение исключается установкой стопорного кольца. Ведущий
вал 7 вращается в роликовом подшипнике 6, установленном через прокладку 5 и манже-
ту в кронштейне отводки 2, который крепится к корпусу муфты сцепления 10 шпильками
3 через прокладку 4. Внутри вала 7 проходит силовой вал 1, который через шлицевую
втулку 13 передает крутящий момент на входной вал коробки передач. Шестерня 12 ус-
танавливается в корпусе 10 через шариковый подшипник 11, осевое перемещение кото-
рого исключается установкой планки 8 и болтов 9. Переключение режимов заднего ВОМ
(стандартный и экономичный) осуществляется зубчатой муфтой 23, рычагом 22 и вали-
ком переключения 38, имеющим лыски под гаечный ключ. Для переключения режима
необходимо ослабить фиксирующий болт 39 и повернуть валик 38 до включения в заце-
пление муфты, после чего затянуть фиксирующий болт. Для включения стандартного
режима необходимо повернуть валик против часовой стрелки до упора, для включения
экономичного режима необходимо повернуть валик по часовой стрелке до упора.
Привод масляного насоса ГНС осуществляется через шестерни 12 и 32, а насоса
гидросистемы трансмиссии - через шестерни 12, 32 и валы 31, 37. Ведомые шестерни
20, 24 устанавливаются через роликоподшипники 14 на ведомый вал 16 привода неза-
висимого ВОМ. Осевое перемещение шестерни исключается установкой на валу 16
шайбы 15 и стопорного кольца. Управление отводкой включения сцепления осуществ-
ляется при помощи вилки 30, фиксируемой при помощи болта 29.
1 - силовой вал; 2 - кронштейн отводки; 3, 26 - шпильки; 4, 5, 17, 25, 34 - прокладки;
6,11, 14, 27, 35 - подшипники; 7 - ведущий вал; 8 - планка; 9, 18, 39 - болты; 10 - корпус
муфты сцепления; 12, 20, 24, 37 - шестерня; 13 - шлицевая втулка; 15 - шайба; 16 - ведо-
мый вал; 19, 33 - крышка; 21 - фиксирующие болт и проволока; 22 - рычаг; 23 - зубчатая
муфта; 28 - стопорное кольцо; 29 - фиксирующий болт; 30 - вилка; 31 - вал-шестерня; 32 -
шестерня привода насосов; 36 - гайка; 38 - валик.
Рисунок 3.2.7 - Корпус муфты сцепления в сборе
82
3.3 Коробка передач
3.3.1 Общие сведения
Коробка передач - механическая, ступенчатая, с шестернями постоянного заце-
пления, диапазонная (четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода)
с переключением шести передач внутри каждого диапазона с помощью синхронизато-
ров. Коробка передач обеспечивает двадцать четыре передачи переднего хода и две-
надцать передач заднего хода, а также привод ПВМ. Внешний вид коробки передач по-
казан на рисунке 3.3.1.
ВНИМАНИЕ: УРОВЕНЬ МАСЛА В ТРАНСМИССИИ ПОСТОЯННО ДОЛЖЕН
БЫТЬ НА УРОВНЕ МЕТКИ «П» ± 5 ММ ПО МАСЛОМЕРНОМУ СТЕКЛУ. ДЛЯ НОР-
МАЛЬНОЙ РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО
СЛЕДИТЬ ЗА ВЕЛИЧИНОЙ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ТРАНСМИССИИ!
Рисунок 3.3.1 - Внешний вид коробки передач (сечения А-А и Б-Б показаны на рисунке 3.3.2)
83
Основные элементы коробки передач:
- корпус коробки передач;
- узел передач;
- вал пониженных передач и заднего хода;
- блок шестерен;
- вторичный вал;
- механизм управления;
- вал привода ПВМ;
- вал заднего ВОМ;
- шестерня привода ходоуменьшителя;
- гидросистема (техническое описание приведено в подразделе 3.10 «Гидро-
система трансмиссии»).
Рисунок 3.3.2 (первая часть) - Коробка передач
84
1 - корпус механизма управления; 2 - дроссель; 3, 30, 67, 111 - вилка; 4, 76, 68, 112, 120, 122, 124
- болт; 5, 7, 24, 40, 57, 63, 72, 82, 97, 100, 103, 106, 119 - втулка; 6, 8, 9, 22, 23, 25, 33, 34, 35, 38, 39, 41, 56,
59, 62, 66, 71, 83, 88, 101 - шестерня; 10, 29 - конический подшипник; 11 - регулировочная шайба; 12 -
вторичный вал; 13, 21, 36, 55, 61, 64, 70, 85, 104 - игольчатый подшипники; 14, 37, 58, 69 - синхронизатор;
15, 46, 52, 109 - шарикоподшипник; 16, 42, 78, 95, 117 - вал; 17, 31, 45, 49, 75, 79, 94, 107 - гайка; 18, 80,
87, 99, 105, 128 - стопорное кольцо; 19 - шпилька; 20, 73, 108 - шайба; 26, 74, 81, 86, 93 - роликоподшип-
ник; 27, 115, 121, 123, 125, 126, 127 - поводок; 28, 84 - муфта; 32 - сферический подшипник; 43, 50, 53, 92,
96 - стакан; 44 - вал привода ВОМ; 47 - штифт; 48 - первичный вал; 51 - угольник; 54 - корпус коробки
передач; 60, 91 - прокладка; 65 - корпус вилок; 68 - регулировочные винты; 77 - планка; 89, 102 - кольцо;
90 - крышка; 98 - шестерня привода ходоуменьшителя; 110 - фрикцион ПВМ; 113 - направляющая; 114 -
пружина; 116 - шарик фиксатора; 118 - полумуфта; 129 - пластина; 130 - ось; 131 - кольцо уплотнительное.
Рисунок 3.3.2 (вторая часть) - Коробка передач
85
Узел передач состоит из первичного вала 48 (рисунок 3.3.2) на который на
игольчатых подшипниках 55, 61, 64, 70 устанавливаются ведущие шестерни 56, 59,
66, 71 пятой, шестой, третьей и четвертой передач соответственно. Зубчатый венец
вала 48 - первая передача, а шестерня 62 - вторая передача. На шлицах вала 48
устанавливаются одноконусные синхронизаторы, управление которыми обеспечива-
ется через вилки, поводки и рычаги из кабины трактора. Синхронизатор 58 обеспе-
чивает включение пятой и шестой передачи, синхронизатор 69 обеспечивает вклю-
чение третьей и четвертой передачи, синхронизатор 37 на валу 42 обеспечивает
включение первой и второй передачи. Первичный вал устанавливается в опоре ро-
ликового подшипника 74 в корпусе КП с одной стороны и шарикового подшипника 52
в стакане 53 с другой стороны. Осевой перемещение деталей на валу исключается
установкой с обоих сторон вала шлицевых гаек 49, 75 с последующим их контрени-
ем. Во внутреннее отверстие первичного вала 48 устанавливается дроссель 2, кото-
рый также входит в отверстие во вторичном валу 12 и служит для подачи смазки по
отверстиям от одного вала к другому.
На промежуточный вал 42 устанавливаются ведомые шестерни 41, 39, 34, 33,
шестерни 38, 35 первой и второй передач устанавливаются на игольчатые подшип-
ники 36. Вал находится в опоре подшипника шарикового 46 с одной стороны и сфе-
рического 32 с другой стороны. На зубчатом венце промежуточного вала 42 устанав-
ливается муфта 28, которая через вилку, поводок и рычаг в кабине трактора обеспе-
чивает включение диапазона «В» (рисунок 3.3.7) Внутри промежуточного вала 42
(рисунок 3.3.2) располагается вал привода ВОМ 44, который одним шлицевым кон-
цом соединяется со шлицами вала в муфте сцепления, а с другой стороны с дета-
лями редуктора ВОМ.
На вторичном валу 12 на игольчатые подшипники 13 устанавливаются свар-
ные шестерни 6, 8 и двухконусный синхронизатор 14, с помощью которого и обеспе-
чивается включение повышенной / пониженной ступени редуктора КП «H-L». Также
на валу на шлицах устанавливается ведущая шестерня привода ПВМ. Весь ком-
плект деталей вала затянут гайкой 31. Вторичный вал 12 установлен в опоре кони-
ческих подшипников 10, 29 регулировка которых производится регулировочными
шайбами, а вылет конической зубчатой головы вала (19,4 -0,13) мм обеспечивается
подбором регулировочных шайб 11.
На валу 16 блока шестерен на шлицах установлены шестерни 23, 25, дистан-
ционная втулка 24, а на игольчатых подшипниках 21 устанавливается шестерня при-
вода ПВМ 22.
На валу пониженных передач и заднего хода 78 установлены шестерни 83,
101 первого и второго диапазона переднего и заднего хода, на втулке 103 распола-
гается муфта 84, перемещение которой через систему поводок - вилка - рычаг обес-
печивается в кабине трактора. На втулке 100 устанавливается шестерня 88, которая
входит в зацепление с шестерней привода ходоуменьшителя 98, которая в свою
очередь соединяется с зубчатым венцом промежуточного вала 42. Осевое смеще-
ние шестерни 88 на втулке 100 исключается установкой стопорного кольца 87. Вал
78 устанавливается в опоре роликовых подшипников 81, 86, и фиксируется установ-
кой стопорного кольца 80 в корпусе КП.
В корпусе 54 устанавливается вал 117, с полумуфтой 118, втулкой 119 и
фрикционом ПВМ 110.
В корпусе 54 на поводках установлены вилка 30 переключения муфты зубча-
той 28, вилка 111 переключения муфты зубчатой 84 и вилка 3 переключения синхро-
низатора 14. Поводки зафиксированы в корпусе шариковыми фиксаторами. В корпу-
се вилок 65 установлены три поводка, вилка 67, шариковый фиксатор и детали ме-
ханизма блокировки одновременного включения двух передач (шарик, штифт). Кор-
пус вилок 65 закреплен на корпусе 54 коробки передач.
Вилки переключения устанавливаются на поводки 123, 126 и крепятся регу-
лировочными болтами с последующим стопорением проволокой.
86
3.3.2 Механизм блокировки запуска двигателя при включенном диапазо-
не и механизм выключения ПВМ при движении задним ходом
Для исключения возможности запуска двигателя при включенной передаче на
тракторе установлено специальное блокирующее устройство. Оно состоит из вы-
ключателя 6 (рисунок 3.3.3), штифта 8, штока 2, оси 3, шариков 4, 11. При включении
диапазона механизм блокировки размыкает контакты выключателя 6 и разрывает
цепь промежуточного реле стартера и тягового реле стартера. Для регулировки вы-
ключателя 6 необходимо установить нужное количество регулировочных прокладок
7, если регулировка не достигается установкой необходимого количества прокладок,
то необходимо заменить выключатель и повторить регулировку.
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ УСТАНОВИТЕ РЫЧАГ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДИАПАЗОНОВ КП В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!
Для выключения ПВМ при движении трактора задним ходом предусмотрено
устройство, которое состоит из штифта 15, пружины 16, выключателя 18.
При установке рычага переключения диапазонов в нейтраль и при включении
любого диапазона переднего хода (рычаг переключения диапазонов в передних по-
ложениях) контакты выключателя 18 разомкнуты.
При включении диапазона заднего хода (рычаг диапазонов в заднем положе-
нии) контакты выключателя 18 замкнуты и, соответственно, выключается автомати-
ческое управление приводом ПВМ.
Для регулировки выключателя 18 необходимо установить нужное количество
регулировочных прокладок 17, если регулировка не достигается установкой необхо-
димого количества прокладок, то необходимо заменить выключатель и повторить
регулировку.
1, 15 - штифт; 2 - шток; 3 - ось; 4, 11 - шарик; 5, 10, 14, 16 - пружина; 6, 18 -
выключатель; 7, 17 - прокладка регулировочная; 8 - штифт; 9 - направляющая; 12 -
шайба; 13 - болт.
Рисунок 3.3.3 - Механизм блокировки запуска двигателя при включенном диа-
пазоне и механизм выключения ПВМ при движении задним ходом
3.3.3 Механизм управления коробкой передач
3.3.3.1 Общие сведения
Механизм управления КП состоит из механизма переключения передач и ме-
ханизма переключения диапазонов с электрогидравлической системой переключе-
ния высшей «Н» и нижней «L» ступеней редуктора КП.
3.3.3.2 Механизм переключения передач
Механизм переключения передач смонтирован в узле передач, корпусе вилок
65 (рисунок 3.3.2) и в корпусе механизма управления 1.
В стакане 53 установлены поводки с закреплёнными на них вилками пере-
ключения первой, второй и пятой, шестой передач. Поводки зафиксированы в крыш-
ке шариковыми фиксаторами. Положение вилок на поводках регулируется с помо-
щью конусных болтов и стопорится проволокой.
87
1 - вилка; 2 - чехол; 3 - сфера; 4 - пружина; 5, 7 - пальцы; 6 - корпус; 8 -
крышка; 9 - вал; 10 - пружина; 11 - болт; 12 - втулка; 13 - крышка; 14 - шпонка; 15,
20 - рычаги; 16 - выключатель; 17 - винт; 18 - втулка; 19 - кольцо стопорное.
Рисунок 3.3.4 - Механизм переключения передач
В опорах крышки 13 (рисунок 3.3.4) и корпуса 6 установлен вал 9, на котором
закреплены рычаг 15 и втулка 12, между стопорными кольцами 19 установлены две
втулки 18 и пружина 10. Втулки своими торцами упираются в винт 17 и торец корпуса
6. Данное устройство служит для установки рычага передач в нейтральное положе-
ние. Вал 9 посредством пальцев 5 и 7, рычага 20 соединяется с вилкой 1, на которой
закреплён рычаг переключения передач. Вилка 1 установлена в корпусе 6 в сфере 3
и подрессорена пружиной 4.
Выключатель 16 устанавливается в отверстие корпуса муфты сцепления и
предназначен для того, чтобы не позволить включиться синхронизатору на вторичном
валу (ступени «L - H» редуктора КП) при включенной передаче в коробке передач.
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 16 (РИСУНОК 3.3.4) ПРОВО-
ДИТЬ УСТАНОВКОЙ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПРО-
КЛАДОК. ЕСЛИ РЕГУЛИРОВКА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАБОРОМ ПРОКЛАДОК, ТО
НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ!
3.3.3.3 Механизм переключения диапазонов
Механизм переключения диапазонов смонтирован в корпусе коробки передач
54 (рисунок 3.3.2) и корпусе механизма управления 1.
В механизме управления в опорах крышки 12 (рисунок 3.3.5) и корпуса 18 ус-
тановлен вал 9, на котором на шпонках закреплены рычаги 10. Вал 9 фиксируется
шариковым фиксатором 14 и посредством пальцев 5, 7 и рычага 6 соединяется с
вилкой 1, на которой закреплён рычаг переключения диапазонов. Вилка 1 установ-
лена в корпусе 18 в сфере 3 и подрессорена пружиной 4.
88
1 - вилка, 2 - чехол, 3 - сфера, 4 - пружина, 5, 7 - пальцы, 6, 10 - рычаги, 8,
12 - крышка, 9 - вал, 11 - кулиса, 13, 17 - шпонки, 14 - шариковый фиксатор, 15 -
гайка, 16 - болт, 18 - корпус; 19 - кронштейн.
Рисунок 3.3.5 - Механизм переключения диапазонов
3.3.3.4 Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора КП
Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора коробки передач
смонтирован на крышке механизма переключения и состоит из цилиндра управления
диапазонами «L-H» 11 (рисунок 3.3.6), закреплённого на оси 10, шпильки 14, рычага 18,
закреплённого на валике 5. Вилка 16 соединяется с рычагом 18 с помощью пальца 17.
Рычаг валика 5 входит в зацепление с поводком вилки 3 (рисунок 3.3.2) и при повороте
валика перемещает муфту синхронизатора 14. Положение рычага 18 (рисунок 3.3.6)
регулируется изменением длины шпильки 14 с последующим контрением гайкой 13.
Подключение цилиндра 11 к гидравлической системе производится клапаном гидро-
распределителя 7. Выключатель 6 подключает клапан гидрораспределителя 7 к элек-
трической сети только при нейтральном положении рычага переключения передач.
Втянутое положение штока цилиндра 11 соответствует низшей «L» ступени редуктора
КП. Датчики давления 8 служат для индексации включения ступеней редуктора.
ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПРОИЗОШЛО РАЗРЕГУЛИРОВА-
НИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРОМ ЛИБО НЕКОРРЕКТНО ВКЛЮЧАЕТ-
СЯ СИНХРОНИЗАТОР НА ВТОРИЧНОМ ВАЛУ (ВЫСШАЯ И НИЗШАЯ СТУПЕНИ «L-
H» РЕДУКТОРА), ТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ ЦИЛИНДРА!
Для регулировки цилиндра 11 (рисунок 3.3.6) необходимо выполнить следующее:
- переместить поршень внутрь цилиндра до упора.
- повернуть рычаг 18 против хода часовой стрелки, включив понижающий диа-
пазон редуктора коробки передач;
- ввернуть шпильку 14 на 8 - 9 оборотов, законтрить гайкой 13;
- вворачивая или выворачивая вилку 16, совместить отверстия в рычаге 18 и
вилке 16, законтрить гайкой 15;
- повернуть рычаг 18 по ходу часовой стрелки, включив повышенную ступень редуктора КП;
- выдвинуть шток цилиндра 11, совместить отверстия в рычаге 18 и вилке 16.
- рычаг 18 и вилку 16 соединить пальцем 17, установить шайбу и шплинт;
- вворачивая или выворачивая болт 20, упереть сферическую часть болта в
рычаг 18, законтрить гайкой 19.
89
1 - вилка переключения передач, 2 - вилка переключения диапазонов, 3 -
кронштейн; 4, 20 - болт; 5 - валик; 6 - выключатель; 7 - гидрораспределитель; 8 -
датчики давления; 9, 12 - маслопроводы; 10 - ось; 11 - цилиндр управления; 13, 15,
19 - гайка; 14 - шпилька; 16 - вилка; 17 - палец; 18 - рычаг.
Рисунок 3.3.6 - Механизм переключения высшей и низшей ступеней редуктора
3.3.3.5 Управление КП
Органы управления КП расположены в кабине трактора:
- переключение диапазонов осуществляется с помощью рычага А (рисунок 3.3.7);
- переключение передач переднего и заднего хода осуществляется с помощью рычага Б;
- с помощью кнопок на рычаге переключения передач Б осуществляется вклю-
чение низшей и высшей ступени редуктора «L-H».
Рисунок 3.3.7 - Схемы переключения передач и диапазонов коробки передач
90

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности