ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ дизеля A-245S3A, Д-245.2S3A, Д-245.5S3A, Д-245.43S3A
4
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ дизеля A-245S3A, Д-245.2S3A, Д-245.5S3A, Д-245.43S3A
4.1 Основные указания по разборке и сборке дизеля
4.1.1 Общие указания
Текущий ремонт выполняется при возникновении отказов и повреждений (неисправностей) дизеля, которые не могут быть устранены регулировками при техническом обслуживании.
Признаками необходимости текущего ремонта дизеля являются: повышенный расход топлива, увеличенный угар масла, пониженное давление смазки, ухудшение пусковых качеств.
Текущий ремонт необходимо проводить, используя необезличенный метод, при котором сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному дизелю. При этом методе остаточный ресурс деталей и сборочных единиц сохраняется при ремонте более полно в связи с тем, что не требуется увеличение длительности приработки и не происходит при этом повышенного износа годных без восстановления деталей и сопряжений.
Работы по текущему ремонту должны выполнять работники, прошедшие подготовку по программе обучения слесарей по ремонту двигателей и имеющие квалификацию слесарь 3, 4 разряда, знающие устройство и принцип действия дизеля.
Для предварительной диагностики технического состояния в процессе эксплуатации на дизеле установлены: датчик указателя давления масла в системе смазки и датчик сигнализатора аварийного давления; датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Степень засоренности воздухоочистителя контролируется с помощью датчика сигнализатора засоренности воздушного фильтра, предназначенного для включения сигнальной лампы при засоренности воздушного фильтра выше допустимого.
Контрольные приборы, отображающие информацию датчиков, располагаются на щитке приборов транспортного средства.
Перечень возможных отказов и повреждений составных частей дизеля и условия их устранения текущим ремонтом приведен в таблице 15.
Таблица 15
Составная часть дизеля | Отказы и повреждения, устраняемые текущим ремонтом в условиях: | |
мастерских хозяйства | специализированных ремонтных участков, предприятий | |
Турбокомпрессор | - | все отказы и повреждения |
Узлы системы “COMMON RAIL” | - | все отказы и повреждения |
Головка цилиндров | нарушение герметичности клапанов | износ внутренних поверхностей направляющих втулок клапанов; предельный износ седел клапанов; коробление плоскости прилегания головки к блоку; трещины; повреждения резьбовых отверстий |
Гильза - поршень | снижение или потеря уплотняющей способности сопряжения | - |
Составная часть дизеля | Отказы и повреждения, устраняемые текущим ремонтом в условиях: | |
мастерских хозяйства | специализированных ремонтных участков, предприятий | |
Насос водяной | все отказы и повреждения | - |
Насос масляный | - | снижение производительности |
Насос шестеренный | - | снижение производительности |
Муфта сцепления | - | все отказы и повреждения |
Компрессор | - | снижение производительности |
Стартер | эрозийный износ контактной пары реле стартера; износ щеток, коллектора | межвитковое замыкание в катушках; повреждение изоляции катушек; износ подшипников; отказ привода |
4.1.2 Меры безопасности
К текущему ремонту допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение о присвоении квалификации, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности, а также обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, и обеспеченные спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Демонтаж неисправных узлов производите только на неработающем дизеле.
При осмотре дизеля пользуйтесь переносной лампой напряжением не более 12 В.
Слив топлива и масла производите только в соответствующие емкости. Пролитые на пол ГСМ засыпать опилками или песком и убрать с рабочего места.
При использовании при демонтаже подъемно-транспортных средств необходимо надежным способом закреплять перемещаемый груз. На подъемно-транспортных средствах должны быть нанесены данные об их грузоподъемности и дате проверки.
Запрещается использовать подъемник при массе груза, превышающей грузоподъемность машины и провозить любые грузы над людьми.
Недопустимо устанавливать крупные детали и агрегаты друг на друга, создавая аварийную композицию.
Мойку деталей и узлов выполнять на специально оборудованном рабочем месте.
Не допускается работа с незаземленным моечным оборудованием и имеющим не зануленный электродвигатель насоса.
Разбирать и собирать мелкие узлы следует на верстаке, крупные - на специальных стендах.
Приспособления, используемые в работе, должны быть в исправном состоянии. Съемники не должны иметь трещин, погнутых стержней, сорванной или смятой резьбы. Пользоваться изношенными или неисправными съемниками запрещается.
Рабочий инструмент должен быть исправным и соответствующего размера. Ключами с изношенным или деформированным зевом пользоваться нельзя.
Для проверки совпадения отверстий следует применять оправку, ломик или болт, но не пальцы рук.
При выполнении работ на сверлильном или обдирочно-шлифовальном станке, или использовании пневмоинструмента необходимо соблюдать установленные меры предосторожности.
При использовании электроинструмента необходимо принимать меры электробезопасности: применять инструмент с исправной электроизоляцией, использовать заземление корпуса, пользоваться индивидуальными средствами защиты.
Рабочее помещение должно быть обеспечено средствами пожаротушения.
4.2 Текущий ремонт составных частей
Таблица 16
Описание последствий отказов и повреждений | Возможные причины | Указания по установлению последствий отказов и повреждений сборочной единицы | Указания по устранению последствий отказов и повреждений |
Дизель | |||
1 Из выпускной трубы идет синий дым | 1.1 Масло в камере сгорания по причине износа поршневых колец | 1.1; 2.1 Контролируйте расход масла на угар путем учета долива масла при ЕТО; обратите внимание на интенсивность изменения цвета масла за период наработки, установленный для замены масла. Методом исключения проведите идентификацию неисправностей дизеля и турбокомпрессора по таблице (Приложение Е) | 1.1 Замените поршневые кольца (п.4.2.1) |
2 Затруднен запуск дизеля. Снижена динамика набора оборотов при увеличении подачи топлива. Из выпускной трубы идет синий дым | 2.1 Масло в камере сгорания по причине отсутствия герметичности в камере сгорания при посадке тарелок клапанов в седла клапанов | Снимите головки цилиндров с двигателя и выполните притирку клапанов, (п.4.2.2) | |
Водяной насос | |||
З.Течь охлаждающей жидкости через дренажное отверстие | 3.1 Износ контактирующих поверхностей торцового уплотнения | 3.1 Контролируйте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения при ЕТО | Снимите водяной насос с дизеля, разберите насос (п.4.2.3) |
3.2 Износ подшипникового узла | 3.1.1 Осмотрите водяной насос на работающем дизеле после запуска в период прогрева 3.2 Приложением усилия к шкиву насоса на неработающем дизеле проконтролируйте радиальный люфт в подшипниковом узле | Замените сальник водяного насоса Замените подшипники, корпус водяного насоса (при необходимости) |
Описание последствий отказов и повреждений | Возможные причины | Указания по установлению последствий отказов и повреждений сборочной единицы | Указания по устранению последствий отказов и повреждений |
4.Вибрация насоса, повышенный шум | 4.1 Износ подшипникового узла | 4.1 Приложением усилия к шкиву насоса на неработающем дизеле проконтролируйте радиальный люфт в подшипниковом узле | Замените подшипники, корпус водяного насоса |
5.Отсутствует циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля | Проворачивание крыльчатки на валу насоса | При контроле температурного режима системы охлаждения дизеля по указателю температуры наблюдается резкий рост температуры охлаждающей жидкости | Снимите водяной насос с дизеля, разберите водяной насос (п.4.2.3) Замените крыльчатку и(или) вал насоса |
4.2.1 Основные указания по замене поршневых колец
Снимите с дизеля головку цилиндров и масляный поддон. Опустите поршень в нижнюю мертвую точку, поворачивая вручную маховик дизеля. Очистите верхний пояс гильзы от нагара, исключив при этом попадание в цилиндр частиц нагара.
Не допускается использовать при очистке стальной скребок с целью исключения повреждений «зеркала» гильзы.
Отверните гайки крепления крышки шатуна, снимите крышку шатуна и извлеките из цилиндра поршень в сборе с шатуном. Поршень с шатуном извлекайте вверх - в сторону установки головки.
На каждый поршень дизеля, в соответствии с рисунком 28, устанавливаются верхнее компрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем. Компрессионные кольца на торцевой поверхности у замка имеют маркировку «верх» и “ТОР”, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.
Замки поршневых колец располагайте на равном расстоянии по окружности.
Вставьте поршень с шатуном в цилиндр, установите крышку шатуна.
Для исключения поломок поршневых колец при установке поршня с шатуном в цилиндр, используйте оправку для обжима колец.
Значение момента затяжки гаек крепления крышки шатуна указано в таблице (Приложение Г).
Рисунок 28- Схема установки поршневых колец
4.2.2 Основные указания по притирке клапанов
Отверните гайки крепления стоек оси коромысел и демонтируйте ось коромысел с пружинами и коромыслами.
Отверните болты крепления головки, снимите головку.
Рассухарьте клапан, снимите тарелку пружин клапана, пружины клапана, шайбы пружин клапана; с втулки направляющей клапана снимите уплотнительную манжету.
Притирать клапаны на специальных станках типа ОПР-1841А или на стендах ОР-6687М. На фаски клапанов или на фаски гнезд головки цилиндров нанести пасту, приготовленную по одному из следующих составов:
- карбид бора М 40 - 10%; микрокорунд М 20 -90%;
- электрокорунд зернистый М14 - 87%; парафин - 13%;
Состав разводят в дизельном масле до сметанообразного состояния. Для повышения качества рекомендуется добавлять олеиновую или стеариновую жирную кислоту.
Притирку продолжайте до тех пор, пока на фаске клапана и на фаске седла клапана не появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм, разрывы полоски или наличие рисок не допускаются. Допускается разность ширины пояска не более 0,5 мм.
После притирки клапаны и головку промыть.
При сборке головки стержень клапана смазать моторным маслом.
Притирку клапанов возможно производить вручную, с помощью слесарного приспособления, но трудоемкость операции притирки при этом значительно увеличивается.
4.2.3 Основные указания по разборке и сборке водяного насоса
4.2.3.1 Разборка водяного насоса.
Отверните болты 3 (Рисунок 29) крепления проставки 2 с вентилятором 1 к шкиву7 (Рисунок 30) водяного насоса.
1 - вентилятор с автоматической вязкостной муфтой привода; 2 - проставка; 3 - болт; 4 - шайба.
Рисунок 29- Привод вентилятора
Примечание: при необходимости замены вязкостной муфты приводавентилятора следует удерживая проставку 2 отвернутьмуфту с вентилятором ключом S =32 (резьба левая), а затем отвернуть четыре болта 3 (Рисунок 15) крепления муфты к вентилятору. Отверните гайку 9 (Рисунок 30) крепления шкива 7.
С помощью съемника снимите шкив 7 водяного насоса, извлеките шпонку 8. Извлеките из корпуса насоса кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел. Из торца крыльчатки 3 извлеките заглушку 10, снимите крыльчатку с вала насоса 2, используя резьбовое отверстие в торце крыльчатки (Ml 8x1,5), с помощью специального болта.
Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса. Направление вы-прессовки - в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала. Снимите кольцо упорное 13.
Выпрессуйте сальник из корпуса насоса.
Детали продефектуйте.
1 - корпус; 2 - валик насоса; 3 - крыльчатка; 4 - уплотнение водяного насоса SP/1341; 5 - подшипник; 6 - втулка; 7 - шкив; 8 - шпонка; 9 - гайка; 10 - заглушка; 11 - шайба; 12 - кольцо стопорное; 13 - кольцо упорное.
Рисунок 30- Водяной насос
4.2.3.2 Сборка водяного насоса.
Установите на вал насоса кольцо упорное 13, напрессуйте подшипники. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛи 4/12-3 в количестве 45г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел.
Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120... 140Н-М.
Через оправку (Рисунок 31) напрессуйте уплотнение водяного насоса 4 внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в при-валочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса.
Рисунок 31- Оправка для запрессовки уплотнения водяного насоса (Основные конструктивные размеры)
Напрессуйте на вал крыльчатку, установите заглушку в торец крыльчатки. Утопа-ние торца крыльчатки относительно привалочной плоскости корпуса насоса не должно превышать 0,3мм, выступание крыльчатки не допускается,.
Установите водяной насос на дизель. Закрепите проставку с вентилятором на шкиву водяного насоса.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст