Трактор Беларус 900/920/950/952. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
900/900.3
920/920.2/920.3
950/950.3
952/952.2/952.3
900 - 0000010 РЭ
РУКОВОДСТВО ПО
ЭКСПЛУАТАЦИИ
2009
1
ВНИМАНИЮ ОПЕРАТОРОВ!
1.
Перед эксплуатацией трактора внимательно ознакомьтесь с настоящим руко-
водством и строго соблюдайте его требования.
2.
Посезонное дизельное топливо применяйте согласно руководству. При
содержании в нем серы до 1 % сроки замены моторного масла сокращайте
наполовину.
3.
Не допускайте работу дизеля на холостом ходу более 15 минут.
4.
Помните, что запуск дизеля возможен только при крайнем левом положении
рычага КП (в положении включения I или II диапазона передач).
5.
При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок переключения
независимого двухскоростного привода ВОМ установите в положение I (540
об/мин), рычаг независимого — синхронного привода ВОМ — в нейтральное
(среднее), рычаг управления — в положение «ВОМ выключен» (см. раздел
«Органы управления и приборы»).
6.
Синхронный привод заднего ВОМ используйте при скоростях движения
тракторного агрегата не выше
8 км/ч. В противном случае, возможны
серьезные повреждения в силовой передаче трактора.
7.
Эксплуатацию трактора на 9-й передаче производите только при включенном
повышенном диапазоне передач (диапазон II).
8.
Кабина трактора оборудована одноместным сиденьем и в ней должен
находиться только оператор.
9.
При отгрузке трактора с завода некоторые составные части трактора уклады-
ваются в ящик ЗИП, инструментальный ящик или кабину. Установку их на трак-
тор производите самостоятельно.
10. При вводе в эксплуатацию новых аккумуляторных батарей снимите с
вентиляционных отверстий герметизирующую пленку или срежьте приливы на
полиэтиленовых пробках.
11. Не допускайте работу трактора при не полностью выключенной или включен-
ной муфте сцепления.
12. При трогании трактора с места убедитесь, выключен ли ручной стояночно-
запасной тормоз.
4
13. При использовании трактора без карданных валов рукоятку переключения
ПВМ установите в положение «принудительное».
14. Не работайте на тракторе в закрытых помещениях без необходимой
вентиляции
(воздухообмена). Выхлопные газы могут стать причиной
смертельного исхода.
15. Категорически запрещается буксировка трактора с поднятыми передними
колесами. Несоблюдение этого правила может привести к выходу из строя
привода ПВМ и к аварийной ситуации.
16. Запрещается поднимать переднюю часть трактора за буксирную скобу. Скобу
используйте только для буксировки.
17. Завод ведет постоянную работу по усовершенствованию трактора, в связи с
чем возможны изменения в конструкции и правилах эксплуатации его
отдельных составных частей, которые не отражены в настоящем руководстве.
5
ВВЕДЕНИЕ
Колесные универсально-пропашные тракторы БЕЛАРУС серии «900» относятся к
тяговому классу 1,4 и предназначены для выполнения широкого спектра
сельскохозяйственных работ - от подготовки почвы под посев до уборочных и
транспортных операций; они могут использоваться в лесном, и коммунальном
хозяйствах, строительстве и промышленности.
Настоящее руководство содержит описание особенностей конструкции, краткие
технические данные, рекомендации по эксплуатации и техническому
обслуживанию следующих тракторов марки БЕЛАРУС из серии «900»:
«БЕЛАРУС- 900» (4х2) с дизелем Д-243/Д-243C (59,6 кВт/2200 об/мин) и
синхронизированной коробкой передач;
«БЕЛАРУС-900.3» (4х2) с дизелем Д-245.43 S2 (62 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач и обновленным дизайном;
«БЕЛАРУС-920» (4х4) с дизелем Д-243/Д-243C (59,6 кВт/2200 об/мин),
синхронизированной коробкой передач и ПВМ (72);
«БЕЛАРУС-920.2» (4х4) с дизелем Д-243/Д-243C (59,6 кВт/2200 об/мин),
синхронизированной коробкой передач, ПВМ (822) и обновленным дизайном;
«БЕЛАРУС-920.3» (4х4) с дизелем Д-245.43 S2 (62 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач, ПВМ (822) и обновленным дизайном;
«БЕЛАРУС-950» (4х2) с дизелем Д-245.5/Д-245.5C (65 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач;
«БЕЛАРУС-950.3» (4х2) с дизелем Д-245.5 S2 (65 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач и обновленным дизайном;
«БЕЛАРУС-952» (4х4) с дизелем Д-245.5/Д-245.5C (65 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач и ПВМ (72);
«БЕЛАРУС-952.2» (4х4) с дизелем Д-245.5/Д-245.5C (65 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач, ПВМ (822) и обновленным дизайном;
«БЕЛАРУС-952.3» (4х4) с дизелем Д-245.5 S2 (70 кВт/1800 об/мин),
синхронизированной коробкой передач, ПВМ (822) и обновленным дизайном.
Индекс «.2» означает модернизацию соответствующей модели с установкой
одного или нескольких узлов повышенного технического уровня:
переднего ведущего моста с планетарно-цилиндрическими редукторами (для
тракторов колесной схемы 4х4);
навесного устройства на основе гидроподъемника;
капота, крыши, крыльев кабины обновленного дизайна.
Индекс «.3» означает установку на тракторы дизелей с индексом «S2»,
сертифицированных по 2-ой ступени экологических норм Директивы 2000/25/ЕС.
ГОРУ с автономным масляным баком, а также капота, крыши и крыльев кабины
обновленного дизайна.
Переоборудование и изменение конструкции трактора без согласования с
заводом-изготовителем запрещается.
6
Отличительные особенности представленных в инструкции тракторов:
1. Трансмиссия с синхронизированной коробкой передач (7/2) и
синхронизированным редуктором (мультипликатором); 14 передач переднего
хода и 4 передачи заднего хода.
2. Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) с насосом-дозатором типа
«Данфосс», цилиндром в рулевой трапеции и поперечной рулевой тягой.
3. Унифицированный задний ВОМ с более удобной внешней подрегулировкой
тормозных лент планетарного механизма.
4. Гидросистема с гидроподъемником или с силовым регулятором, полностью
управляющим цилиндром задней навески. Три секции распределителя
обеспечивают управление выносными цилиндрами машин и орудий.
5. Безопасная комфортабельная кабина соответствует требованиям директив ЕС
и OECD с улучшенной отделкой интерьера, системой отопления и вентиляции.
7
Принятые сокращения и условные обозначения
АКБ
— аккумуляторная батарея
БД
— блокировка дифференциала
БКП
— блок контроля подогревателя
БУС
— блок управления стартером
ВМТ
— верхняя мертвая точка поршня дизеля
ВОМ
— вал отбора мощности
ГНС
— гидронавесная система
ГОРУ — гидрообъемное рулевое управление
ЖМТ
— жидкостно-маслянный теплообменник
ЗНУ
— заднее навесное устройство
ИК
— индикатор комбинированный
КП
— коробка передач
МС
— муфта сцепления
ОНВ
— охладитель наддувочного воздуха
ПВМ
— передний ведущий мост
САРГ — система автоматического регулирования глубины обработки почвы
ТО
— техническое обслуживание
ТСУ
— тягово-сцепное устройство
ХУ
— ходоуменьшитель
ЭФП
— электрофакельный подогреватель
ОЕСD — Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)
8
Международные символы
Изготовитель использует стандартные международные символы, касающиеся
применения приборов и органов управления.
Ниже даны символы с указанием их значений.
манипуляции
смотри инструкцию
управлением
тормоз
быстро
стояночный тормоз
медленно
сигнал
вперед
аварийная сигнализация
назад
уровень топлива в баке
зарядка аккумуляторов
охлаждающая жидкость
плафон кабины
свеча предпускового
габаритные огни
подогревателя
обороты дизеля
сигнал поворота
давление масла в
дальний свет
двигателе
температура
охлаждающей жидкости
ближний свет
дизеля
выключено/останов
рабочие фары
блокировка
включено/запуск
дифференциала
вал отбора мощности
постепенное изменение
включен
передний ведущий мост
рычаг — вниз
включен
9
Меры предосторожности
портировки.
• Перед пуском двигателя должен
Строгое соблюдение мер предосто-
быть включен стояночный тормоз,
рожности и четкое выполнение пра-
рычаг переключения передач КП - в
вил управления трактором и его об-
положение «нейтраль», рычаг вклю-
служивания обеспечивают полную
чения ВОМ в положение «выклю-
безопасность работы на нем.
чен».
• Прежде чем начать движение пре-
Меры предосторожности при ра-
дупредите сигналом окружающих и
боте трактора
работающих на прицепных маши-
нах.
ВНИМАНИЕ ! При запуске двигателя
• Не покидайте трактор, находящий-
и манипулировании органами управ-
ся в движении.
ления всегда находитесь в кабине
• Перед выходом из кабины выклю-
на сиденье оператора
чите ВОМ, остановите двигатель,
включите стояночный тормоз, вынь-
Общие указания
те ключ включателя стартера и вы-
ключите выключатель «массы».
• Внимательно изучите инструкцию
Запрещается отключать систему
для операторов перед использова-
электрооборудования выключате-
нием трактора. Недостаточные зна-
лем стартера и приборов и выклю-
ния по управлению и эксплуатации
чателем «массы» до остановки дви-
трактора могут быть причиной не-
гателя.
счастных случаев.
• Не работайте на тракторе в закры-
• К управлению трактором допуска-
том помещении без необходимой
ются только специально подготов-
вентиляции. Выхлопные газы могут
ленные и квалифицированные опера-
стать причиной смертельного исхо-
торы.
да!
• Если трактор оборудован ремнем
• Если двигатель или рулевое
безопасности, используйте его при
управление отказали в работе, не-
работе. Если трактор не оборудован
медленно остановите трактор. Пом-
ремнем безопасности, обратитесь к
ните, что при остановленном двига-
дилеру.
теле для управления трактором к
рулевому колесу необходимо при-
• Не сажайте в кабину пассажира,
ложить значительно большее уси-
если не установлено дополнительное
лие. При отказе рулевого управле-
сиденье и поручень. Другого безо-
ния загорается лампочка аварийно-
пасного места для пассажира в каби-
го давления масла в ГОРУ.
не нет!
• Не работайте под поднятыми
• Содержите в чистоте все преду-
сельскохозяйственными орудиями.
предительные таблички. В случае
При длительных остановках не ос-
повреждения или утери табличек,
тавляйте навесное орудие в подня-
заменяйте их новыми.
том положении.
• Перед началом работы тщательно
• Если передняя часть трактора от-
осмотрите трактор, прицепную ма-
рывается от земли при навешива-
шину. Начинайте работу, только
нии на механизм навески тяжелых
убедившись в полной их исправно-
машин и орудий, установите перед-
сти. Прицепные сельскохозяйствен-
ние грузы.
ные машины и транспортные при-
цепы должны иметь жесткие сцепки,
исключающие их раскачивание и
• При работе с фронтальным по-
наезд на трактор во время транс-
11
Меры предосторожности
- проверьте работу стояночного
жидкостным балластом.
тормоза и пневмопривода тормозов
• Перед подъемом и опусканием на-
и тормозов прицепа;
весного
сельскохозяйственного
- проверьте состояние приборов
орудия, а также при поворотах трак-
световой и звуковой сигнализации;
тора убедитесь, что нет опасности
- транспортные прицепы должны
кого-либо задеть или зацепиться за
иметь жесткие сцепки и, кроме того,
какое-либо препятствие.
соединяться страховочной цепью
• При транспортных переездах с на-
или тросом;
вешенными машинами или орудия-
- никогда не спускайтесь под гору с
ми всегда пользуйтесь механизмом
выключенной передачей (накатом),
фиксации навески в поднятом по-
двигайтесь на одной передаче как
ложении.
под гору, так и в гору;
• Карданный вал, передающий вра-
- запрещается работать с прицепом
щение от ВОМ трактора на рабочие
без автономных тормозов, если его
органы агрегата, должен быть огра-
масса превышает половину общей
жден.
фактической массы трактора. Чем
• Убедитесь в правильной установке
быстрее Вы движетесь и чем боль-
любого дополнительного оборудо-
ше буксируемая масса, тем больше
вания или вспомогательных уст-
должна быть дистанция безопасно-
ройств и в том, что они предназна-
сти;
чены для использования с Вашим
трактором. Помните, что Ваш трак-
- отключите ПВМ во избежание
тор, если он неправильно использу-
чрезмерного износа деталей приво-
ется, может быть опасным как для
да и шин;
Вас, так и для посторонних лиц. Не
- не пользуйтесь БД заднего моста
используйте оборудование, не
при скорости свыше 10 км/ч и при
предназначенное для установки на
поворотах;
трактор.
• Чтобы избежать опрокидывания
Важно! Используйте синхронный
проявляйте осторожность при езде
привод ВОМ только на низших пе-
на тракторе. Выбирайте безопасную
редачах КП при скорости движения
скорость, соответствующую дорож-
трактора не выше 8 км/ч. В против-
ным условиям, особенно при езде
ном случае, могут возникнуть серь-
по пересеченной местности, при пе-
езные повреждения в силовой пе-
реезде канав, уклонов и при резких
редаче трактора.
поворотах.
• При работе на склонах увеличьте
- не останавливайте трактор на
колею трактора до максимальной.
• Не делайте крутых поворотов при
склонах. При необходимости оста-
полной нагрузке и большой скоро-
новки включите 1-ую передачу и за-
сти движения.
тяните стояночный тормоз.
• При использовании трактора на
• При работе с оборудованием, при-
транспортных работах:
водимым от ВОМ, после остановки
- увеличьте колею трактора не ме-
двигателя, прежде чем выйти из ка-
нее чем до 1800 мм;
бины и отсоединить оборудование,
- сблокируйте педали тормозов,
убедитесь в полной остановке хво-
проверьте и, при необходимости,
стовика ВОМ.
отрегулируйте тормоза на одновре-
• Не носите свободную одежду при
менность действия;
работе с ВОМ или вблизи вращаю-
щегося оборудования.
• При работе со стационарными
12
Меры предосторожности
женном тракторе.
всегда включайте стояночный тор-
• Система охлаждения работает под
моз и блокируйте задние колеса
давлением, которое поддерживает-
спереди и сзади. Убедитесь в на-
ся клапаном, установленном в
дежном закреплении машины.
крышке заливной горловины. Опас-
но снимать крышку на горячем
• Убедитесь в установке ограждения
двигателе. Во избежание ожогов
хвостовика ВОМ и, если ВОМ не ис-
пользуется, установите на место
лица и рук, пробку горловины ра-
колпак хвостовика ВОМ.
диатора на горячем двигателе от-
крывайте осторожно, предвари-
• Не производите очистку, регули-
тельно накинув на пробку плотную
ровку или обслуживание оборудо-
ткань и надев рукавицу.
вания, приводимого от ВОМ, при
• Во избежание ожогов, проявляйте
работающем двигателе.
осторожность при сливе охлаж-
дающей жидкости или воды из сис-
Меры предосторожности при тех-
темы охлаждения, горячего масла
ническом обслуживании
из двигателя, гидросистемы и транс-
миссии.
• Никогда не заправляйте трактор
• Соблюдайте осторожность при об-
при работающем двигателе.
служивании аккумуляторных бата-
• Не курите при заправке трактора
рей, так как электролит, попадая на
топливом.
кожу, вызывает ожоги.
• Не заполняйте полностью топлив-
• Чтобы избежать опасности взрыва,
ные баки. Оставляйте объем для
не допускайте нахождения источни-
расширения топлива.
ков открытого пламени вблизи топ-
• Никогда не добавляйте к дизель-
ливной системы двигателя и акку-
ному топливу бензин или смеси. Эти
муляторных батарей.
сочетания могут создать увеличен-
• Поддерживайте трактор и его обо-
ную опасность воспламенения или
рудование, особенно тормоза и ру-
взрыва.
левое оборудование, в работоспо-
• Правильно используйте летние и
собном состоянии для обеспечения
зимние сорта топлива. Заправляйте
Вашей безопасности и находящихся
топливный бак в конце каждого дня
вблизи людей.
для уменьшения ночной конденса-
• Не вносите в трактор или в от-
ции влаги.
дельные его составные части ника-
• Во избежание выплескивания топ-
ких изменений без согласования с
лива при заправке трактора механи-
Вашим дилером и заводом-
зированным способом, вынимайте
изготовителем.
сетчатый фильтр из горловины топ-
ливного бака. Сетчатый фильтр
Требования безопасности при
предусмотрен только для заправки
эксплуатации и обслуживании
трактора ручным способом в поле-
электрооборудования
вых условиях.
• Во избежание повреждения полу-
• Заправляйте трактор только реко-
проводниковых приборов и резисто-
мендованными заводом маслами и
ров соблюдайте следующие пре-
смазками. Использование других
досторожности:
смазочных материалов категори-
- не отсоединяйте выводы АКБ при
чески запрещается!
работающем двигателе. Это вызо-
• Все операции, связанные с очист-
вет появление пикового напряжения
кой двигателя и трактора, подготов-
в цепи заряда и приведет к неиз-
кой к работе, техническим обслужи-
бежному повреждению диодов и
ванием и т.д. выполняйте при оста-
транзисторов;
новленном двигателе и затормо-
- не отсоединяйте электрические
13
Меры предосторожности
• Не допускайте загрязнения кол-
выключения всех электрических пе-
лектора и глушителя пылью, топли-
реключателей;
вом, соломой и т.д.
- не вызывайте короткого замыкания
• Не допускайте наматывания соло-
из-за неправильного присоединения
мы на вращающиеся части агрега-
проводов. Короткое замыкание или
тируемых с трактором машин.
неправильная полярность вызовет
• При промывке деталей и сбороч-
повреждение диодов и транзисто-
ных единиц керосином или бензи-
ров;
ном примите меры, исключающие
- не подключайте АКБ в систему
воспламенение паров промывочной
электрооборудования, пока не бу-
дет проверена полярность выводов
жидкости.
и напряжения;
• Не допускайте работу трактора в
- не проверяйте наличие электриче-
пожароопасных местах при снятом
ского тока на «искру», так как это
капоте и других защитных устройств
приведет к немедленному пробою
с нагретых частей двигателя.
транзисторов.
• Не допускайте использования от-
крытого пламени для подогрева
Требования по гигиене
масла в поддоне двигателя, для
выжигания загрязнений сердцевины
• Ежедневно заправляйте термос
радиатора.
свежей чистой питьевой водой.
• При появлении очага пламени за-
• Аптечка должна быть укомплекто-
сыпьте его песком, накройте бре-
ванна бинтами, йодной настойкой,
зентом, мешковиной или другой
нашатырным спиртом, борным ва-
плотной тканью. Используйте угле-
зелином, содой, валидолом и
кислотный огнетушитель. Не зали-
анальгином в обязательном поряд-
вайте горящее топливо водой.
ке.
• Следите за тем, чтобы в процессе
• В зависимости от условий работы
работы двигателя вблизи коллекто-
используйте естественную вентиля-
ра и глушителя не было легковос-
цию кабины или блок ее отопления
пламеняющихся материалов.
и охлаждения воздуха.
• При уборке сена, соломы, работе в
• При продолжительности непре-
местах с повышенной пожароопас-
рывной работы на тракторе в тече-
ностью используйте в системе вы-
нии рабочей смены более 2,5 часов
хлопа искрогасители в комплекте с
необходимо пользоваться средст-
глушителем или отдельно от него.
вами индивидуальной защиты от
шума по ГОСТ 12.4.051-87
(беру-
шами, антифонами).
Требования пожарной безопасно-
сти
• Трактор должен быть оборудован
противопожарным инвентарем - ло-
патой и огнетушителем. Работать
на тракторе без средств пожароту-
шения запрещается.
• Места стоянки тракторов, хране-
ния ГСМ должны быть опаханы по-
лосой шириной не менее
3 м и
обеспечены средствами пожароту-
шения.
14

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности