Трактор Беларус 952.5. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
952.5
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
2013
Введение
Руководство по эксплуатации предназначено для изучения устройства, правил
эксплуатации и технического обслуживания тракторов «БЕЛАРУС-952.5».
Внимательно изучите настоящее руководство. Это поможет Вам ознакомиться с
приемами правильной эксплуатации и техобслуживания.
Невыполнение этого указания может привести к травмам оператора или полом-
кам трактора либо нанесению ущерба третьим лицам.
Работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только
работниками, знакомыми со всеми его параметрами и характеристиками и информиро-
ванными о необходимых требованиях безопасности для предотвращения несчастных
случаев.
В связи с постоянным совершенствованием трактора в конструкцию отдельных
узлов и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руково-
дстве по эксплуатации.
Любые произвольные изменения, внесенные потребителем в устройство каких-
либо узлов, освобождает изготовителя от ответственности за возможные последующие
травмы оператора и поломки трактора.
Принятые сокращения и условные обозначения:
АБД - автоматическая блокировка дифференциала;
АКБ - аккумуляторная батарея;
БД - блокировка дифференциала;
БДЗМ - блокировка дифференциала заднего моста;
БКЛ - блок контрольных ламп;
БП - блок предохранителей;
БСУ - быстросоединяемое устройство;
ВОМ - вал отбора мощности;
ВПМ - вал приема мощности;
ГОРУ - гидрообъемное рулевое управление;
ГНС - гидронавесная система;
ГС - гидросистема;
ГХУ - гидроходоуменьшитель;
ДОТ.Ч - датчик объема топлива частотный;
ЕТО - ежесменное техническое обслуживание;
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности;
ЗМ - задний мост;
ЗНУ - заднее навесное устройство;
ИК - индикатор комбинированный;
КП - коробка передач;
МТА - машинно-тракторный агрегат;
МС - муфта сцепления;
МХУ - механический ходоуменьшитель;
НУ - навесное устройство;
ОЖ - охлаждающая жидкость;
ОНВ - охладитель наддувочного воздуха;
ПВМ - передний ведущий мост;
ПН - преобразователь напряжения;
ППВМ - привод переднего ведущего моста;
ПУ - пульт управления;
ПУИК - пульт управления индикатором комбинированным;
РВД - рукава высокого давления;
СН - свечи накаливания;
СТО - сезонное техническое обслуживание;
ТО - техническое обслуживание;
ТО-1 - техническое обслуживание №1;
ТО-2 - техническое обслуживание №2;
ТО-3 - техническое обслуживание №3;
ТСУ - тягово-сцепное устройство;
ЭСУ - электронная система управления;
ЭСУД - электронная система управления двигателем;
ЭО - электрооборудование.
8
стеклоочиститель передне-
привод переднего ведущего мос-
го стекла;
та;
стеклоомыватель и стек-
лоочиститель заднего стек-
вентилятор;
ла;
уровень тормозной жидко-
засоренность воздушного
сти в бачках главных ци-
фильтра;
линдров;
давление масла в ГОРУ
запуск двигателя;
сигнальный маяк
— автопоезд
давление масла в КП
— выносной цилиндр - втягивание
подтормаживание КП
— выносной цилиндр - вытягивание
давление воздуха в пнев-
— выносной цилиндр - плавающее
мосистеме
— поворотный рычаг - верх
останов двигателя
— поворотный рычаг - вниз
10
1 Описание и работа трактора
1.1 Назначение трактора
Трактор «БЕЛАРУС-952.5» предназначен для выполнения различных сельско-
хозяйственных работ с навесными, полунавесными, прицепными и полуприцепными
машинами и орудиями, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
Трактор «БЕЛАРУС-952.5» представляет собой колесный трактор общего на-
значения тягового класса 1.4 с колесной формулой 4х4.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-952.5» представлен на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 - Трактор «БЕЛАРУС-952.5» в базовой комплектации
11
1.2 Технические характеристики
Основные параметры и технические характеристики трактора «БЕЛАРУС-952.5»
приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-952.5»
1 Тяговый класс по ГОСТ 27021
1,4
2 Номинальное тяговое усилие, кН
14
3 Двигатель 1)
а) модель
Д-245.5S3В
б) тип двигателя 2)
C турбонаддувом и промежуточным
охлаждением наддувочного воздуха
в) число и расположение цилиндров 2)
четыре, рядное, вертикальное
г) рабочий объем цилиндров, л 2)
4,75
д) мощность двигателя, кВт:
1) номинальная 2)
70,0±2,0
2) эксплуатационная
67,4±2,0
е) номинальная частота вращения
коленчатого вала, мин-1 2)
1800
ж) удельный расход топлива при
эксплуатационной мощности, г/(кВт·ч) 2)
(223+7)
и) номинальный коэффициент запаса
крутящего момента, не менее, % 2)
25
к) максимальный крутящий момент,
Н·м 2)
464±18
4 Число передач:
а) переднего хода
14 3)
б) заднего хода
4 3)
5 Скорость
(расчетная) движения
трактора при номинальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя,
на шинах 18.4R34, км/ч:
а) переднего хода:
1) наименьшая
2,7 3)
2) наибольшая
38,1
б) заднего хода:
1) наименьшая
5,6 3)
2) наибольшая
12,6
6 Масса трактора, кг:
а) конструкционная
4405±100
б) эксплуатационная с балластом
5095±100
в) эксплуатационная без балласта
4655±100
г) эксплуатационная максимальная
7000
д) в состоянии отгрузки с завода 4)
4505
7 Распределение эксплуатационной
массы по мостам, кг:
а) на передний
2310±40 5)
(1730±40 6))
б) на задний
2785±60 5)
(2925±40 6))
12
Продолжение таблицы 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-952.5»
8 Допустимая нагрузка на мосты, кН:
а) на передний
37
б) на задний
53
9 Максимальная масса буксируемого
прицепа, кг
а) без тормозов
2100
б) с независимым тормозом
3500
в) с инерционным тормозом
3500
г) оборудованного тормозной систе-
мой (тормоза прицепа сблокированы с
18000
тормозами трактора)
10 Просвет агротехнический под рука-
вами задних колес мм, (на шинах основ-
510
ной комплектации) не менее:
11 Размер колеи (на шинах основной
комплектации), мм:
а) по передним колесам для короткой
1415±20, 1515±20, 1585±20, 1685±20,
балки ПВМ 822-2300020-02/04
1735±20, 1835±20, 1900±20, 2000±20
б) по передним колесам для длинной
1535±20, 1635±20, 1705±20, 1805±20,
балки ПВМ 822-2300020-02/04
1855±20, 1955±20, 2020±20, 2120 ±20
в) по задним колесам
от 1500±20 до 1600±20 и от 1800±20 до 2100 ±20
д) по передним колесам с установ-
1420±20, 1530±20, 1640±20,
ленным ПВМ 72-2300020-А-04
1720±20, 1830±20, 1940±20
12 Наименьший радиус окружности
поворота (с подтормаживанием), м
4,5
13 База трактора, мм
2450±20
14 Максимальная глубина преодоле-
ваемого брода, м:
0,85
15 Срок службы, лет
12
16 Габаритные размеры, мм:
а) длина с грузами и задним навес-
ным устройством в транспортном поло-
4440±50
жении
б) длина по наружным диаметрам
3850±50
колес
в) ширина по концам полуосей задних
колес
1970±20
д) высота по кабине
2850±30
17 Шины (основная комплектация):
а) передние колеса
360/70R24
б) задние колеса
18.4R34
18 Электрооборудование по ГОСТ 3940:
а) номинальное напряжение питания
бортовой сети, В
12
б) номинальное напряжение пуска, В
12
13
Окончание таблицы 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-952.5»
19 Гидросистема:
а) объемная подача насоса при номи-
нальной частоте вращения коленчатого
вала двигателя, л/мин, не менее
46
б) давление срабатывания предохра-
нительного клапана, МПа
20-2
в) условный объемный коэффициент,
не менеe
0,65
20 Рабочее оборудование:
а) задний вал отбора мощности:
1) номинальная частота вращения
хвостовика ВОМ при включенном
независимом приводе, мин-1:
- положение I (при частоте вращения
коленчатого вала двигателя 1632 мин-1)
540 (596 7))
- положение II (при частоте вращения
коленчатого вала двигателя 1673 мин-1)
1000 (1076 7))
2) номинальная частота вращения
3,36
хвостовика ВОМ при включенном
(на задних шинах стандартной ком-
синхронном приводе, об/м пути
плектации (18.4R34))
б) заднее навесное устройство:
1) на тракторах с установленным
гидроподъемником
грузоподъемность
4200
заднего навесного устройства на оси
подвеса, кг, не менее
2) на тракторах с установленным
силовым регулятором грузоподъемность
3000
заднего навесного устройства на оси
подвеса, кг, не менее
3) время подъема заднего навесно-
го устройства из крайнего нижнего в
3
крайнее верхнее положение с контроль-
ным грузом на оси подвеса, с, не более
в) тягово-сцепное устройство:
В разделе 4 «Агрегатирование»
_____________________________________________________________________________________________________________
1) Параметры двигателей, не указанные в таблице 1.1, должны соответство-
вать документации 245 S3В - 0000100 РЭ.
2) Для справок.
3) Без ходоуменьшителя. Установка по заказу ходоуменьшителя позволяет
дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать
скоростей заднего хода (на тракторах с повышающим редуктором).
4) Уточняется в зависимости от комплектации.
5) С установленным балластом.
6) Без балласта.
7) При частоте коленчатого вала двигателя 1800 мин-1).
Примечание - В таблице 1.1 число передач и скорости движения трактора при
номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя указаны для трактора
«БЕЛАРУС-952.5» с установленным в трансмиссии повышающим редуктором (базовая
комплектация). Число передач и скорость движения для трактора «БЕЛАРУС-952.5» с
установленным реверс-редуктором (заказная комплектация) указаны в пунктах 2.14.4 и
2.14.5 подраздела 2.14 «Переключение передач».
14
1.3 Состав трактора
Остов трактора - полурамный.
Ходовая система - передние и задние колеса ведущие, с пневматическими
шинами низкого давления. Управляемые колеса - передние. Возможно сдваивание
задних колес с помощью проставки.
На тракторе установлен 4-х тактный поршневой четырехцилиндровый двига-
тель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, с
непосредственным впрыском двигательного топлива и воспламенением от сжатия,
соответствующий экологическим требованиям Stage 3В.
Система смазки двигателя комбинированная: часть деталей смазывается под
давлением, часть - разбрызгиванием. Система смазки состоит из масляного карте-
ра, масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, масляного фильтра с
бумажным фильтрующим элементом.
Система питания двигателя топливом состоит из:
- аккумуляторной системы топливоподачи Common RAIL, включающей топлив-
ный насос высокого давления, форсунки, аккумулятор топлива под высоким давлени-
ем, датчики состояния рабочей среды двигателя (давления и температуры топлива и
воздуха), электромагнитные исполнительные механизмы (регулятор расхода топлива,
электромагнитные клапаны форсунок), электронный блок цепей контроля управления
и связи, топливопроводов низкого давления, топливопроводов высокого давления;
- фильтра тонкой очистки топлива;
- фильтра грубой очистки топлива.
Система пуска двигателя - электростартерная. Средство облегчения пуска
двигателя в условиях низких температур окружающей среды - свечи накаливания.
Система питания воздухом состоит из турбокомпрессора, воздухоподводяще-
го тракта и системы охлаждения надувочного воздуха.
Турбокомпрессор выполнен по схеме: радиальная центростремительная тур-
бина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении
колес относительно опор.
В системе очистки воздуха установлен воздухоочиститель, производства
фирмы «Donaldson» сухого типа с применением двух бумажных фильтрующих эле-
ментов. Данный воздухоочиститель имеет две ступени очистки.
Система охлаждения надувочного воздуха радиаторного типа. Радиатор ОНВ
предназначен для охлаждения воздуха поступающего во впускной коллектор.
Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаж-
дающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение
клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигателя
после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различ-
ных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат.
Для обеспечения требуемого химического состава выхлопных газов по Tier-IIIB
ступени в систему выпуска отработанных газов дополнительно установлена система
избирательной каталитической нейтрализации (SCR).
Муфта сцепления - фрикционная «сухая» однодисковая постоянно-замкнутого
типа. Накладки МС - безасбестовые. Привод управления сцеплением - механический.
Коробка передач - синхронизированная с двухрычажным или однорычажным
управлением, с повышающим синхронизированным редуктором, 14F+4R.
По заказу - КП синхронизированная с двухрычажным или однорычажным
управлением, с синхронизированным реверс-редуктором, КП 7F+6R.
Задний мост - с главной передачей, дифференциалом, бортовыми передачами.
15
Тормоза: рабочие - многодисковые, работающие в масляной ванне, установле-
ны на валах ведущих шестерен бортовых передач; стояночный тормоз - независи-
мый, с автономным ручным управлением. Возможна установка тормозов сухого тре-
ния. Привод управления тормозами прицепов - либо двухпроводный пневматический,
либо гидравлический, сблокированный с управлением рабочими тормозами трактора.
По заказу трактор может быть не оборудован пневматическим приводом тормозов
прицепа - накачивание шин производится через клапан пневмокомпрессоре.
Задний вал отбора мощности (ВОМ) - независимый, двухскоростной (540 и
1000 мин-1) и синхронный, направление вращения - по часовой стрелке со стороны
торца хвостовика. Хвостовики ВОМ - ВОМ 1 (6 шлиц, 540 мин-1), ВОМ 1с (8 шлиц,
540 мин-1), ВОМ 2 (21 шлиц, 1000 мин-1).
Рулевое управление - гидрообъемное. Насос питания - шестеренный, на-
правление вращения - левое. Насос-дозатор - героторный. Тип механизма поворота
- один гидроцилиндр (Ц63x200) двухстороннего действия и рулевая трапеция.
Передний ведущий мост - с главной передачей, самоблокирующимся диффе-
ренциалом, конечными передачами
(планетарно-цилиндрическими редукторами).
Привод переднего ведущего моста - раздаточная коробка с автоматическим вклю-
чением ПВМ, два карданных вала и промежуточная опора с предохранительной
муфтой. Управление приводом ПВМ - механическое.
Гидронавесная система - раздельно-агрегатная с гидроподъемником (обеспе-
чивающая возможность силового, позиционного, смешанного и высотного регулиро-
вания положения сельскохозяйственных орудий), или силовым регулятором (обес-
печивающая возможность силового, позиционного и высотного регулирования поло-
жения сельскохозяйственных орудий), с левыми и правыми боковыми выводами и
левыми задними выводами. По заказу возможна установка задних правых выводов,
сдублированных с левыми боковыми. Для работы с гидроузлами постоянной подачи,
например гидромоторами, по заказу сзади может быть установлен свободный слив.
Заднее навесное устройство - трехточечное НУ, категория 2 по ИСО 730 и НУ-
2 по ГОСТ 10677 с наружной либо внутренней блокировкой нижних тяг.
На тракторах с гидроподъемником установлено два цилиндра Ц80x220.
На тракторах с силовым регулятором установлен один цилиндр Ц100x200 (по
заказу возможна установка цилиндра Ц110x200).
Тягово-сцепные устройства на тракторах, оборудованных гидроподъемником:
- вилка короткая ТСУ 2В - для агрегатирования с полуприцепами и полупри-
цепными устройствами;
- вилка длинная ТСУ 3В - для агрегатирования с прицепами и прицепными
устройствами;
- штырь ТСУ-2Р («Питон») - для агрегатирования с полуприцепами и полупри-
цепными машинами (по заказу);
- тяговый брус ТСУ-1М-01 - для агрегатирования с полуприцепными и прицеп-
ными сельхозмашинами машинами (по заказу);
- поперечина ТСУ-1 - для агрегатирования с прицепными и полуприцепными
машинами (по заказу);
- двойная поперечина ТСУ-1Ж-01 - для агрегатирования с прицепными и по-
луприцепными машинами (по заказу).
16
Тягово-сцепные устройства на тракторах, оборудованных ЗНУ с силовым
регулятором:
- гидрокрюкТСУ-2 - для агрегатирования агрегатирование с полуприцепами и
полуприцепными сельхозмашинами;
- маятник ТСУ-1М - для агрегатирования с полуприцепными и прицепными
сельхозмашинами машинами (по заказу);
- совмещенное устройство ТСУ-1М-02 (с переменными функциями ТСУ-2 и
ТСУ-1М) - для агрегатирования с полуприцепными и прицепными сельхозмашинами
машинами; с полуприцепами и полуприцепными с/х машинами, в зависимости от ус-
тановленного сцепного элемента (по заказу);
- опускающаяся тяга - для агрегатирования с полуприцепными и прицепными
сельхозмашинами машинами (по заказу);
- поперечина ТСУ-1Ж - для агрегатирования с прицепными и полуприцепными
машинами (по заказу);
- двойная поперечина ТСУ-1Ж-01 - для агрегатирования с прицепными и по-
луприцепными машинами (по заказу).
Кабина - одноместная с защитным жестким каркасом, термошумовиброизоли-
рованная, оборудованная подрессоренным регулируемым по весу и росту оператора
сиденьем, зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими
стеклоочистителями переднего и заднего стекол, стеклоомывателями переднего и
заднего стекол, плафоном освещения и местом для установки радиоприемника, с
системой отопления и вентиляции (по заказу - дополнительно с системой кондицио-
нирования). По заказу на трактор может устанавливаться дополнительное сиденье.
Двери кабины имеют замки, левая дверь с ключами. Правая дверь - аварийный вы-
ход. Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009.
Электрооборудование по ГОСТ 3940. Номинальное напряжение питания бор-
товой сети 12В. Номинальное напряжение пуска 12В.
Приборы - комбинация приборов; индикатор комбинированный; информаци-
онный монитор; контрольные лампы (накаливания и светодиодного типа), располо-
женные на блоке контрольных ламп, панели управления БД заднего моста и задним
ВОМ, панели системы управления двигателем.
17
1.4 Уровень вибрации на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-952.5»
Уровень вибрации на сиденье оператора соответствует Директиве Совета
78/764/ЕЭС. Значения уровня вибрации приведены в утверждении типа ЕС на каж-
дый тип сиденья.
1.5 Уровень шума на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-952.5»
Уровень звука на рабочем месте оператора соответствует Директиве
2009/76/ЕС Приложение 2 и не превышает значение 86 дБ (А). Уровень звука внеш-
него шума соответствует Директиве 2009/63/ЕС и не превышает значение 89 дБ (А).
1.6 Маркировка трактора и составных частей трактора
Фирменная металлическая табличка закреплена на задней стенке кабины
слева, как показано на рисунке 1.6.1.
Кроме того, порядковый номер трактора нанесен ударным способом на пра-
вом лонжероне и продублирован на правой или левой пластине переднего балласта.
Рисунок 1.6.1 - Место расположения фирменной маркировочной таблички трактора
Номера двигателя и его элементов приведены в руководстве по эксплуатации
двигателя.
Номера составных частей трактора приведены в таблице 1.2.
18
Таблица 1.2 - Номера составных частей трактора
Номер корпуса сцепления
(слева по ходу трактора)
Номер коробки передач
(слева по ходу трактора)
Серийный номер трансмис-
сии и заднего моста на трак-
торах с гидроподъемником
(справа по ходу трактора)
Серийный номер трансмис-
сии и заднего моста на трак-
торах с силовым регулято-
ром
(на корпусе заднего
моста сзади)
Номер ПВМ
Серийный номер кабины
19

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности