Трактор Беларус 952.5. Руководство — часть 7

3.2.11 Формирование колеи передних колес
3.2.11.1 Общие сведения
На тракторе
«БЕЛАРУС-952.5», оборудованном ЗНУ с гидроподъемни-
ком, установлен ПВМ с планетарно цилиндрическими колесными редукторами
(822-2300020-02 - с длинной балкой, 822-2300020-04 - с короткой балкой).
На тракторе «БЕЛАРУС-952.5», оборудованном ЗНУ с силовым регулятором, в
базовой комплектации установлен ПВМ с планетарно цилиндрическими редукторами с
длинной балкой или с короткой балкой (822-2300020-02 или 822-2300020-4). По заказу
на трактор «БЕЛАРУС-952.5» с силовым регулятором, может быть установлен ПВМ с
коническими колесными редукторами (72-2300020-А-04).
Правила установки колеи передних колес тракторов с ПВМ с планетарно ци-
линдрическими колесными редукторами приведены в пункте 3.2.11.2.
Информация о возможных вариантах установки колеи передних колес тракто-
ра «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ с коническими колесными редукторами и сведения о
шинах, устанавливаемых на трактор
«БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 72-2300020-А-04,
приведены в пункте 3.2.11.3.
3.2.11.2 Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных ПВМ
с планетарно цилиндрическими колесными редукторами
Изменение колеи передних колес осуществляется ступенчато, как перестановкой ко-
лес с борта на борт, так и за счет изменения положения диска колеса относительно обода.
Колея по передним колесам может иметь следующие значения в мм.: 1415,
1515, 1585, 1685, 1735, 1835, 1900, 2000 (для короткой балки), и 1535, 1635, 1705,
1805, 1855, 1955, 2020, 2120 (для длинной балки).
Схемы установки и размеры колеи для шин 360/70R24 (базовая комплектация для
трактора «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 822-2300020-02/04) приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 - Изменение колеи передних колес трактора с установленным
ПВМ 822-2300020-02/04
Колея трактора К, мм
Варианты установки
Вылет дис-
(шина 360/70R24)
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
Короткая
Длинная
установки
балка
балка
Основное положение.
Диск сопрягается внут-
ренней поверхностью с
+140
1415
1535
фланцем редуктора, и
расположен с наружной
стороны опоры колеса
Состояние поставки с
завода.
Производится переста-
+90
1515
1635
новка обода относитель-
но диска. Опора сопря-
гается с диском внутрен-
ней поверхностью
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-18
1735
1855
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-68
1835
1955
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
85
Окончание таблицы 3.6
Колея трактора К, мм
Варианты установки
Вылет дис-
(шина 360/70R24)
Описание способа
диска и обода
ка Х, мм
Короткая
Длинная
установки
балка
балка
Диск сопрягается с на-
+56
1585
1705
ружной
поверхностью
опоры
Диск сопрягается с внут-
+6
1685
1805
ренней
поверхностью
опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-102
1900
2020
сопрягается с внутрен-
ней поверхностью опоры
Производится поворот
обода на 180 град. Диск
-152
2000
2120
сопрягается с наружной
поверхностью опоры
Для установки требуемой колеи выполните следующие операции:
- затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сза-
ди задних колес;
- поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние
колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
- для получения колеи за счет переворота колеса с борта на борт, без измене-
ния положения диска относительно обода отверните гайки крепления диска колеса к
фланцу редуктора, снимите колеса и поменяйте с борта на борт;
- для получения колеи за счет изменения положения диска относительно обо-
да на снятых колесах с трактора, отверните гайки крепления обода колеса к диску и
в зависимости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное располо-
жение обода и диска так, как показано на схеме в таблице 3.6.
- при установке колес обратите внимание на то, чтобы направление вращения
колес совпадало с направлением стрелки на боковине шины.
Момент затяжки гаек крепления дисков к фланцам редукторов - от 200 до 250 Н·м;
Момент затяжки гаек дисков к кронштейнам ободьев от 180 до 240 Н·м.
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАТЯЖКУ ГАЕК ПОСЛЕ ПЕРВОГО
ЧАСА РАБОТЫ, ЧЕРЕЗ 10 ЧАСОВ РАБОТЫ И КАЖДЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ 125 ЧАСОВ РАБОТЫ!
ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ВЫ-
ПОЛНЯЙТЕ ПРОВЕРКУ И РЕГУЛИРОВКУ СХОДИМОСТИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС. ПЕРЕД
ПРОВЕРКОЙ СХОДИМОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЕ ПРОВЕРКУ И, ЕСЛИ НЕ-
ОБХОДИМО, РЕГУЛИРОВКУ ЛЮФТОВ В ШАРНИРАХ РУЛЕВЫХ ТЯГ!
86
3.2.11.3 Возможные варианты установки колеи передних колес тракторов, обо-
рудованных ПВМ с коническими колесными редукторами и сведения о шинах, уста-
навливаемых на трактора с ПВМ 72-2300020-А-04
Колея трактора с ПВМ с коническими колесными редукторами изменяется ступен-
чато, в зависимости от величины выдвижения колесных редукторов (размер А на рисунке
3.2.7) и, соответственно, от отверстия крепления цилиндра ГОРУ (отверстия 1, 2, 3, как по-
казано на рисунке 3.2.7), и может иметь значения 1420, 1530, 1640 мм, а с перестановкой
колес с борта на борт - 1720, 1830, 1940 мм (при установленных передних шинах 13.6-20).
Схемы установки и размеры колеи для шин 13.6-20 (базовая комплектация для
трактора «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 72-2300020-А-04) приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Изменение колеи передних колес трактора с установленным
ПВМ 72-2300020-А-04
Колея трактора К, мм (шина 13.6-20)
Схема
Вылет
(при креплении цилиндра ГОРУ в отверстиях 1,
установки колес
диска X, мм
2, 3 (рисунок 3.2.7))
отверстие 1
отверстие 2
отверстие 3
1420
1530 1)
1640
+70
(Размер А=270)
(Размер А=325)
(Размер А =380)
1720
1830
1940
-80
(Размер А=270)
(Размер А=325)
(Размер А =380)
__________________________________________________________________________________________
1) Состояние поставки с завода
Рисунок 3.2.7 - Схема изменения колеи передних колес трактора с установ-
ленным ПВМ 72-2300020-А-04
Для получения информации о правилах изменения колеи передних колес
трактора с установленным ПВМ 72-2300020-А-04 обратитесь к Вашему дилеру.
87
В базовой комплектации трактора «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 72-2300020-А-04
установлены следующие шины:
- шины передних колес - 13.6-20;
- шины задних колес - 16.9R38.
Табличка диаграммы скоростей трактора «БЕЛАРУС-952.5» на задних шинах
16.9R38 установлена на правом стекле кабины
Нормы нагрузок на одинарные шины 13.6-20 и 16.9R38 для выбора эксплуата-
ционных режимов работы при различных скоростях и внутренних давлениях в шинах
представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8
Индекс
Символ
Ско-
Нагрузка на шину, кг,
Шина
нагруз-
скоро-
рость,
при внутреннем давлении, кПа
ки**
сти**
км/ч
80
100
120
140
160
10*
1530
1650
1800
1950
2100
20
1250
1350
1475
1595
1720
13.6-20
120
A8
30
1090
1175
1280
1390
1495
40
1020
1100
1200
1300
1400
10*
2550
2880
3210
3530
3860
20
2090
2360
2630
2895
3165
16.9R38
141
A8
30
1815
2050
2285
2515
2755
40
1700
1920
2140
2355
2575
* Внутреннее давление должно быть увеличено на 25%
** Индекс нагрузки и символ скорости (см. на боковине шин)
Нормы нагрузок приведены для шин с указанным индексом нагрузки и симво-
лом скорости
Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-
навливайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах на доро-
гах с твердым покрытием увеличьте давление на 30 кПа.
При сдваивании задних колес их суммарная грузоподъемность не должна
превышать грузоподъемность одиночной шины более чем в 1,7 раза.
При использовании сдвоенных задних колес давление в наружном должно
быть в 1,20…1,25 раз ниже, чем во внутреннем.
На тракторах «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 72-2300020-А-04 кроме шин 13.6-20
и 16.9R38 предусмотрена установка ряда других шин, в том числе и узких шин для
работы в междурядьях. Для получения информации о шинах, предусмотренных для
комплектации тракторов «БЕЛАРУС-952.5» с ПВМ 72-2300020-А-04, обратитесь к
Вашему дилеру. Ваш дилер также предоставит Вам информацию о правилах изме-
нения колеи передних и задних колес с этими шинами, сообщит значение радиуса ка-
чения шины заднего колеса для установки параметра «R» индикатора комбинирован-
ного, укажет нормы нагрузок на эти шины для выбора эксплуатационных режимов ра-
боты при различных скоростях и внутренних давлениях в шинах, направит Вам ин-
формацию о скоростном ряде трактора на этих шинах.
88
3.3 Меры безопасности при работе трактора
3.3.1 Общие меры безопасности при работе трактора
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен
использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Не работайте на тракторе в закрытом помещении без необходимой вентиля-
ции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода.
Запуск и эксплуатация трактора с открытым капотом не допускается.
Запрещается при работающем двигателе открывать капот трактора.
Не запускайте двигатель находясь вне рабочего места оператора. При запуске
двигателя и манипулировании органами управления всегда находитесь в кабине на
сиденьи оператора.
Не запускайте двигатель методом буксировки.
Перед пуском двигателя должен быть включен стояночный тормоз, задний вал
отбора мощности должен быть выключен, рычаги переключения диапазонов и пере-
дач КП - в положении «Нейтраль».
Во время запуска не должно быть людей под трактором, спереди и сзади него,
а также между трактором и соединенной с ним машиной или прицепом.
Прежде чем начать движение, предупредите сигналом окружающих и рабо-
тающих на прицепных машинах, убедитесь в выключении стояночного тормоза и
плавно начните движение.
На транспортных работах пользуйтесь привязными ремнями (поставляются по
заказу).
Присутствие в кабине пассажира при работе трактора категорически запреща-
ется (присутствие пассажира допустимо только при установке дополнительного
сиденья, и только при выполнении оператором транспортных работ).
Не покидайте трактор, находящийся в движении.
При выполнении транспортных работ соблюдайте правила дорожного движе-
ния, принятые на территории страны использования трактора.
Транспортные работы могут производить операторы, имеющие стаж работы на
тракторе не менее двух лет и сдавшие экзамены по правилам дорожного движения.
Движение тракторного агрегата по скользким дорогам с включенной автомати-
ческой БД (если установлена) производите при скорости не более 10 км/ч.
При использовании трактора на транспортных работах выполните следующее:
- установите колею передних колес (1530±20) и задних колес (1800±20) мм.
- проверьте работу тормозов; сблокируйте педали тормозов, проверьте и при
необходимости отрегулируйте тормоза на одновременность действия;
- проверьте работу стояночного тормоза;
- проверьте состояние приборов световой и звуковой сигнализации; транс-
портные прицепы должны иметь жесткие сцепки и, кроме того, соединяться страхо-
вочной цепью или тросом;
- никогда не спускайтесь под гору с выключенной передачей. Двигайтесь на
одной передаче как под гору, так и в гору;
Запрещается работать с прицепом без автономных тормозов, если его масса
превышает половину общей фактической массы трактора. Чем быстрее Вы движе-
тесь и чем больше буксируемая масса, тем больше должна быть дистанция безо-
пасности.
Запрещается движение трактора со сдвоенными колесами по дорогам общего
пользования!
Перевозка людей в прицепах запрещена.
Перед началом работы с прицепом включите пневмокомпрессор, проверьте
состояние пневмопривода тормозов прицепа, давление воздуха в системе. Обнару-
женные неисправности устраните. Обязательно подсоедините пневмопривод тормо-
зов прицепа. Подсоединение соединительной головки прицепа к соединительной го-
ловке трактора выполняйте при включенном стояночном тормозе.
89
Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При дли-
тельных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.
Агрегатируемые с трактором прицепы должны иметь тормозную систему,
обеспечивающую:
- торможение прицепа на ходу;
- включение тормоза при отсоединении прицепа от трактора;
- удержание прицепа при стоянке на склонах;
- предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изме-
нении скорости движения.
Прицеп должен быть соединен с трактором страховочной цепью.
На скорости от 3 до 5 км/ч необходимо проверить работу тормозной системы
тракторного поезда.
Скорость движения на подъездных путях и проездах должна быть не более 10 км/ч.
При погрузке (разгрузке) прицепа трактор затормозите стояночным тормозом.
При движении трактора по дорогам общего пользования должен быть включен
проблесковый маяк, если он установлен.
Не останавливайте трактор на склонах. При необходимости остановки затор-
мозите трактор стояночным тормозом.
При работе на склонах увеличьте колею трактора до максимальной.
При работе на склонах более 20° необходимо обеспечить максимальную уста-
новку колеи задних колес.
Перед выходом из кабины выключите задний ВОМ, остановите двигатель,
включите стояночный тормоз и извлеките ключ включателя стартера.
Если двигатель или рулевое управление отказали в работе, немедленно оста-
новите трактор. Помните, что при остановленном двигателе для управления тракто-
ром к рулевому колесу необходимо приложить значительно большее усилие.
При появлении неисправности немедленно остановите трактор и устраните
неисправность.
Не допускайте подтеканий электролита, охлаждающей жидкости, топлива,
масла и тормозной жидкости.
Правильно используйте летние и зимние сорта топлива. Заправляйте топлив-
ный бак в конце каждого дня для уменьшения ночной конденсации влаги. Применяй-
те на тракторе только рекомендованные настоящим руководством топлива, масла и
смазки. Использование других смазочных материалов категорически запрещается.
Запрещается отключать систему электрооборудования выключателем
«массы» при работающем двигателе.
Работу трактора в темное время суток производите при включенных исправ-
ных приборах освещения.
Ваш трактор, если он неправильно используется, может быть опасным как для
Вас, так и для посторонних лиц. Не используйте оборудование, не предназначенное
для установки на трактор.
Убедитесь в правильной установке любого дополнительного оборудования
или вспомогательных устройств и в том, что они предназначены для использования
с Вашим трактором.
Чтобы избежать опрокидывания, соблюдайте следующие меры предосторож-
ности при работе трактора:
- выбирайте безопасную скорость, соответствующую дорожным условиям,
особенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав, уклонов и при
резких поворотах;
- скорость движения на поворотах допускайте не более 5 км/ч, при скользкой
дороге - 3 км/ч.
- спуск с горы производите на первой или второй передаче.
Примечание - Приведенный перечень мер предосторожностей не является
исчерпывающим. Чтобы избежать опрокидывания всегда проявляйте осторожность
при работе на тракторе.
Запрещается использовать трактор на работах, где возможно опрокидывание трактора.
90
Не допускайте работу на тракторе с неисправными контрольно-
измерительными приборами.
Накачивать шины без контроля давления не допускается.
При агрегатировании трактора с сельхозмашинами дополнительно выполняй-
те требования безопасности по эксплуатации этих машин.
Перед навешиванием на трактор сельскохозяйственных машин убедитесь в
чистоте и исправности автозахватов нижних и верхней тяг ЗНУ. Работа с неисправ-
ными автозахватами, внутренними полостями автозахватов забитыми грязью и по-
сторонними частицами не допускается.
Если передняя часть трактора отрывается от земли при навешивании на
механизм задней навески тяжелых машин, установите балластные передние грузы.
Не работайте под поднятыми сельскохозяйственными орудиями. При
длительных остановках не оставляйте навесное орудие в поднятом положении.
Перед подъемом и опусканием навесного сельскохозяйственного орудия, а
также при поворотах трактора предварительно убедитесь в том, что нет опасности
кого-либо задеть или зацепить за какое либо препятствие.
Опускайте навесную и полунавесную машину в рабочее положение и подни-
майте ее в транспортное положение только при прямолинейном движении агрегата.
Во избежание поломок трактора или сельхозмашины, транспортные переезды
и повороты тракторного агрегата с поднятой сельхозмашиной производите только
убедившись, что задний ВОМ выключен.
При сцепке с трактором и навеске на него сельхозмашин и орудий прицепщик
должен находиться на безопасном расстоянии до полной остановки Сцепку (навеску)
следует начинать только после сигнала оператора.
При присоединении карданного привода машины к заднему ВОМ, выключите
задний ВОМ, затормозите трактор стояночным тормозом и выключите двигатель.
После отсоединения машин с приводом от заднего ВОМ снимите карданный
привод и закройте хвостовик ВОМ защитным колпаком.
Карданные валы, передающие вращение и заднего ВОМ трактора на рабочие
органы агрегата, должны быть ограждены.
При работе со стационарными машинами, приводимыми от заднего ВОМ, все-
гда включайте стояночный тормоз и блокируйте задние колеса спереди и сзади.
Убедитесь в надежном закреплении машины.
Убедитесь в установке ограждений хвостовиков заднего ВОМ и, если ВОМ не
используется, установите на место колпак хвостовика ВОМ.
Не носите свободную одежду при работе с задним ВОМ или вблизи вращаю-
щегося оборудования.
Во избежание поломок трактора или сельхозмашины поворот тракторного агрега-
та можно начинать при условии полного выглубления из земли рабочих органов машины.
При работе тракторных агрегатов колонной интервал между ними должен
быть не менее 30 м.
В зависимости от условий работы используйте естественную вентиляцию кабины
или блок отопления и охлаждения воздуха в кабине.
При работе трактора оператору необходимо использовать штатные средства
защиты органов слуха.
При работе и проезде тракторного агрегата в зоне линий электропередач рас-
стояние от наивысшей точки агрегата до проводов должно быть в соответствии с
таблицей 3.9.
Таблица 3.9
Напряжение линии, кВ, до
11
20-25
110
154-220
330-500
Расстояние по горизонтали, м, не менее
1,5
2
4
6
9
Расстояние по вертикали, м, не менее
1
2
3
4
6
91
3.3.2 Меры противопожарной безопасности
Трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем - лопатой и
огнетушителем. Работать на тракторе без средств пожаротушения запрещается.
Никогда не заправляйте трактор топливом при работающем двигателе.
Не курите при заправке трактора топливом.
Не заправляйте полностью топливные баки. Оставляйте объем для расшире-
ния топлива.
Никогда не добавляйте к двигательному топливу бензин или смеси. Эти соче-
тания могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва.
Места стоянки трактора, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шири-
ной не менее 3 м и обеспечены средствами пожаротушения.
Заправку трактора ГСМ производите механизированным способом при оста-
новленном двигателе. В ночное время применяйте подсветку. Заправка топливных
баков с помощью ведер не рекомендуется. При проведении ремонтных работ в по-
левых условиях с применением электрогазосварки детали и сборочные единицы
очистите от растительных остатков.
Не допускайте загрязнения коллектора и глушителя топливом, соломой и т. п.
Не допускайте наматывания соломы на вращающиеся части агрегатируемых с
трактором машин.
При промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или двига-
тельным топливом примите меры, исключающие воспламенение паров промывоч-
ной жидкости.
Не допускайте работу трактора в пожароопасных местах при снятом капоте и
других защитных устройств с нагретых частей двигателя.
Не допускайте использования открытого пламени для подогрева масла в
поддоне двигателя, при заправке топливных баков, для выжигания загрязнений
сердцевины радиатора.
При появлении очага пламени засыпьте его песком, накройте брезентом, меш-
ковиной или другой плотной тканью. Используйте порошковый огнетушитель. Не за-
ливайте горящее топливо и масло водой.
Следите за тем, чтобы в процессе работы двигателя вблизи выпускного кол-
лектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов.
При уборке сена, соломы, работе в местах с повышенной пожаро-опасностью
не допускайте скапливания на ограждении глушителя и соединительных газопрово-
дах горючих материалов.
Во время проведения ежедневного технического обслуживания обязательно
выполняйте следующие операции:
- осмотрите состояние электропроводки, жгутов проводов в моторном отсеке,
в зоне передней стенки кабины и видимых частей на наличие перетираний, оплав-
лений или разрушения внешней изоляции. В случае обнаружения перечисленных
дефектов восстановите поврежденные участки лентой липкой изоляционной и уст-
раните причину, вызвавшую повреждение изоляции;
- осмотрите элементы гидросистемы. При наличии запотеваний и подтеков,
устраните их путем подтяжки резьбовых соединений. Шланги и рукава высокого дав-
ления, вышедшие из строя, замените.
Чтобы избежать обгорания электропроводки трактора, никогда не применяйте
предохранители более высокого номинала по силе тока, чем указано в подразделе
2.21 «Электрические плавкие предохранители».
Запрещается устанавливать взамен предохранителей проволочные перемычки
и другие токопроводящие элементы, изготовленные кустарным способом.
Выключайте выключатель «массы» при прекращении работы трактора.
92
3.4 Досборка и обкатка трактора
3.4.1 Досборка трактора
Трактор «БЕЛАРУС-952.5» поступает потребителю в собранном виде, допол-
нительная досборка не требуется.
3.4.2 Техническое обслуживание перед обкаткой трактора
Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:
- вымойте трактор, удалите консервирующую смазку
(при ее наличии на
тракторе);
- внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие
эксплуатационной документации;
- снимите аккумуляторную батарею, приведите ее в рабочее состояние и уста-
новите на место;
- проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо,
подтяните;
- проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии,
корпусе ПВМ, промежуточной опоре карданного привода ПВМ, корпусах колесных
редукторов ПВМ (на тракторах с ПВМ 72-2300020-А-04 - в верхних и нижних кониче-
ских парах колесных редукторов ПВМ), маслобаках ГНС и ГОРУ и, если необходи-
мо, долейте согласно разделу 5 «Техническое обслуживание»;
- слейте имеющееся топливо из топливного бака и заполните топливный бак
отстоянным свежим топливом: зимой - зимним, летом - летним;
- залейте в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость до уровня
верхней кромки заливной горловины радиатора, заполните ОЖ расширительный ба-
чок до заполнения половины объема расширительного бачка;
- проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в
шинах, в соответствии с подразделом «Выбор оптимального внутреннего давления в
шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора»;
- убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-
ка заднего ВОМ и пр.);
- проверьте работу двигателя, исправность приборов освещения и
сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте
функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-
измерительным приборам;
Перед началом обкатки проверьте, затяжку болтов крепления ступиц (момент
затяжки болтов клеммовых ступиц задних колес должен быть от 300 до 400 Н·м, мо-
мент затяжки болтов конических ступиц должен быть от 360 до 450 Н·м), затяжку га-
ек крепления задних колес к ступице (момент затяжки должен быть от 300 до 350
Н·м), гаек крепления дисков передних колес к фланцам колесных редукторов
ПВМ (момент затяжки должен быть от 200 до
250 Н·м), на тракторах с ПВМ
822-2300020-02/04 (базовая комплектация) - затяжку гаек крепления дисков перед-
них колес к кронштейнам ободьев (момент затяжки должен быть от 180 до 240 Н·м).
3.4.3 Обкатка трактора
ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-
ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ
ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-
СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 5 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-
ЖИВАНИЕ» СРОКИ!
ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-
НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-
ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!
93
Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в тече-
ние пяти минут с постепенным увеличением частоты вращения до 1600 мин−1, затем
проводите обкатку под нагрузкой в течение 30 часов работы трактора.
При проведении 30-часовой обкатки выполняйте следующие указания:
- постоянно следите за показаниями приборов, работой систем смазки, охлаж-
дения и питания. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкостях;
- проверяйте затяжку и подтягивайте наружные крепежные соединения;
- не перегружайте двигатель, не допускайте дымления и падения оборотов.
Признаками перегрузки являются резкое падение оборотов, дымление и нереагиро-
вание двигателя на увеличение подачи топлива. Работа на высокой передаче под
нагрузкой приводит к чрезмерному износу трущихся деталей двигателя;
- работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при высоких
оборотах двигателя приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для
каждого конкретного условия работы дает экономию топлива и снижает износ двигателя;
- избегайте длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или ми-
нимальных оборотов двигателя;
- для правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе
обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.
3.4.4 Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора
После первого часа обкатки трактора проверьте затяжку гаек крепления зад-
них колес к ступице, гаек крепления передних колес к фланцу редуктора ПВМ. При-
установленном ПВМ 822-2300020-02/04 (базовая комплектация) проверьте затяжку
гаек крепления дисков передних колес к кронштейнам ободьев. Далее контролируй-
те затяжку крепления колес каждые восемь часов в течение обкатки.
В процессе обкатки регулярно проводите операции ежесменного технического
обслуживания в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 5 «Техническое
обслуживание» настоящего руководства.
3.4.5 Техническое обслуживание после обкатки трактора
После обкатки трактора выполните следующее:
- выполните операции ежесменного технического обслуживания;
- осмотрите и вымойте трактор, очистите интерьер кабины;
- прослушайте работу всех составных частей трактора;
- проверьте затяжку гаек крепления задних колес к ступице, гаек крепления
передних колес к фланцу редуктора ПВМ и гаек крепления дисков передних колес к
кронштейнам ободьев;
- подтяните две контровочные гайки М27х1,5 (с левой и правой резьбой) трубы
рулевой тяги крутящим моментом от 100 до 140 Н·м и две корончатые гайки М20х1,5
шаровых пальцев рулевой тяги. Для подтяжки корончатых гаек сначала расшплин-
туйте их, подтяните каждую корончатую гайку моментом от 100 до 140 Нм, затем
доверните каждую корончатую гайку до совпадения ближайшего паза на гайке с от-
верстием в шаровом пальце и зашплинтуйте.
- проверьте и, при необходимости, подтяните наружные резьбовые соединения;
- слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы;
- слейте отстой из топливных баков и из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
- проверьте состояние аккумуляторных батарей, очистите клеммные соедине-
ния и вентиляционные отверстия;
- проверьте и, если необходимо, отрегулируйте свободный ход педали сцеп-
ления, управление рабочими и стояночным тормозами, привод тормозного крана
пневмосистемы;
- замените масло в трансмиссии;
94
- на тракторах с ПВМ 822-2300020-02/04 (базовая комплектация) замените
масло в корпусах колесных редукторов, корпусе ПВМ и промежуточной опоре кар-
данного привода ПВМ;
- на тракторах с ПВМ 72-2300020-А-04 замените масло в верхних и нижних ко-
нических парах колесных редукторов ПВМ, корпусе ПВМ и промежуточной опоре
карданного привода ПВМ;
- замените масло в картере двигателя;
- замените масляный фильтр двигателя;
- проверьте и при необходимости произведите затяжку болтов крепления го-
ловок цилиндров;
- проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между клапанами и ко-
ромыслами;
- проверьте смазку на всех сборочных единицах согласно п.3 таблицы 5.4. Где
необходимо смажьте либо замените смазку;
- проверьте, и при необходимости, восстановите герметичность воздухоочи-
стителя и впускного тракта;
- проконтролируйте функционирование двигателя, рулевого управления, тор-
мозов, органов управления, систем освещения и сигнализации.
3.5 Действия в экстремальных условиях
3.5.1 Для экстренной остановки трактора одновременно резко нажмите на пе-
дали сцепления и тормозов.
3.5.2 Для экстренной остановки двигателя ключ выключателя стартера и при-
боров переведите из положения «I» в положение «0» в соответствии со схемой, при-
веденной на рисунке 2.2.2.
3.5.3 При аварии немедленно остановите двигатель, затормозите трактор, от-
ключите аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из ава-
рийных выходов, открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь
кабины, либо правую дверь кабины, либо заднее стекло или крышу. Если открытие
аварийных выходов невозможно, разбейте либо переднее стекло, либо заднее стек-
ло, либо одно из боковых стекол подручным тяжелым предметом и покиньте кабину
трактора.
Примечание - Расположение аварийных выходов приведено в подразделе
2.22 «Замки и рукоятки кабины».
3.5.4 При чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого вала двига-
теля немедленно остановите двигатель и затормозите трактор.
3.5.5 При появлении очага пламени остановите двигатель, затормозите трак-
тор, выключите выключатель АКБ. Очаг пламени засыпьте песком, накройте брезен-
том, мешковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетуши-
тель. Не заливайте горящее топливо и масло водой.
95
4 Агрегатирование
4.1 Общие сведения
В разделе 4 «Агрегатирование» даны необходимые указания и сведения по
особенностям применения тракторов «БЕЛАРУС-952.5».
Область допустимого применения тракторов «БЕЛАРУС-952.5» - места с неог-
раниченным воздухообменом, достаточной опорной и габаритной проходимостью.
Виды выполняемых работ тракторами «БЕЛАРУС-952.5» - выполнение меха-
низированных работ в растениеводстве и кормопроизводстве.
Тракторы «БЕЛАРУС-952.5» комплектуется необходимым рабочим оборудо-
ванием для агрегатирования: навесные и тягово-сцепные устройства, ВОМ, гидро-
выводы, пневмоголовка и электророзетка. Перечисленное выше рабочее оборудо-
вание трактора обеспечивает возможность агрегатирования различных машин в со-
ставе МТА (машинно-тракторного агрегата или агрегата на базе трактора).
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-952.5» ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ
АГРЕГАТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНАВЕСНЫХ,
ПОЛУПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ МАШИН В СОСТАВЕ МТА, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХА-
РАКТЕРИСТИКИ КОТОРЫХ В ЧАСТИ АГРЕГАТИРУЕМОСТИ СОПОСТАВИМЫ С
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТРАКТОРА! ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРАКТОРА НЕ ПРЕДУ-
СМОТРЕНО!
Подбор и покупка сельскохозяйственных машин (машин для внесения удобре-
ний, плугов, культиваторов, борон, сеялок, фрез и других машин) к тракторам «БЕ-
ЛАРУС-952.5» производится потребителем самостоятельно, исходя из его потреб-
ностей, с учетом характеристик машины и трактора, а также местных условий - тре-
бований агротехнологий, почвенных условий, личного опыта, рекомендаций соответ-
ствующих региональных консультативных центров и организаций по сельскохозяй-
ственному производству.
ВНИМАНИЕ: УКАЗАНИЯ И СВЕДЕНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ АСПЕКТАМ ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН С ТРАКТОРОМ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ПО РЕКОМЕНДУЕМЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТРАКТОРА, ДАНЫ В ЭКС-
ПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН!
Возможности применения сельскохозяйственных тракторов в конкретных условиях
использования ограничиваются допустимым диапазоном номинальных тяговых усилий
на крюке и мощностью двигателя, максимально допустимыми нагрузками на трактор, тя-
гово-сцепными свойствами ходовой системы, буксованием, рабочей скоростью движе-
ния, величиной отбора мощности и эксплуатационной массой агрегатируемых машин.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ В СОСТАВЕ МТА НЕОБХОДИМО
ИЗУЧИТЬ И СТРОГО СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ, ИЗЛОЖЕННЫМ В ЭКСПЛУАТА-
ЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ТРАКТОРОМ! ЛИЦА,
НЕ ИЗУЧИВШИЕ ДАННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАС-
НОСТИ РАБОТЫ С МАШИНАМИ, А ТАКЖЕ НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИЮ НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНАВЕСНЫХ, ПО-
ЛУПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ МАШИН С ТРАКТОРАМИ «БЕЛАРУС-952.5» ДО-
ПУСКАЕТСЯ УСТАНОВКА В КАБИНЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БОРТОВОЙ СЕТИ ТРАК-
ТОРА СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССОМ ИЗ КОМПЛЕКТА ДАННЫХ МАШИН, ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО
ДОКУМЕНТАЦИЕЙ МАШИН.
Тракторы «БЕЛАРУС-952.5» относятся к категории транспортных механиче-
ских средств, на которые распространяется действие правил дорожного движения и
других нормативных документов эксплуатации безрельсового транспорта.
Лицо, работающее на тракторе, несет персональную ответственность за со-
блюдение правил дорожного движения и техники безопасности, а также мер безо-
пасности и правильности применяемости трактора «БЕЛАРУС-952.5», изложенных в
настоящем руководстве по эксплуатации.
96
Квалификация обслуживающего персонала при работе на тракторах
«БЕЛАРУС-952.5»:
- к работе на тракторе допускается лица, прошедшие специальную подготовку и
инструктаж по вопросам охраны труда, имеющие документы установленного законода-
тельством образца на право управления трактором и получившие допуск к работе на
конкретном тракторе;
- если владелец трактора (или лицо, ответственное за эксплуатацию трактора) не-
посредственно на тракторе не работает, то он должен в обязательном порядке убедиться
в том, что перед тем как приступить к работе, все лица, имеющие отношение к эксплуата-
ции трактора, прошли инструктаж по технике безопасности и правильному агрегатирова-
нию трактора с машинами, изучили руководство по эксплуатации трактора.
ВНИМАНИЕ: ВЛАДЕЛЬЦАМ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, ОТ-
ВЕТСТВЕННЫМ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАКТОРА ЗА-
ПРЕЩЕНО ДОПУСКАТЬ ТРАКТОР К ДОРОЖНОМУ ДВИЖЕНИЮ И АГРЕГАТИРОВА-
НИЮ, ЗАПРЕЩЕНО ДОПУСКАТЬ ОПЕРАТОРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАКТОРОМ С НА-
РУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И
НАСТОЯЩЕГО РУКОВОДСТВА ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МТА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ПЕРЕД ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ, УБЕДИТЕСЬ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ОТСУСТВИИ В
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И
АГРЕГАТИРУЕМЫМИ МАШИНАМИ ИЛИ ПРИЦЕПАМИ (ПОЛУПРИЦЕПАМИ), ЛЮДЕЙ!
4.2 Типы сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами
«БЕЛАРУС-952.5»
По способу агрегатирования с тракторами «БЕЛАРУС-952.5» сельскохозяйствен-
ные машины подразделяются на следующие типы:
- навесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг НУ. Мас-
са машины в транспортном положении полностью воспринимается трактором. Элемен-
ты конструкции машины в транспортном положении не имеют контакта с опорной по-
верхностью. При переводе машины из рабочего положения в транспортное точка соеди-
нения машины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое;
- полунавесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг НУ или
только в двух точках к шарнирам нижних тяг НУ. Масса машины в транспортном положении
частично воспринимается трактором и большей частью собственными ходовыми колесами
(обычно одним или двумя). При переводе машины из рабочего положения в транспортное
точка соединения машины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое.
Двухточечное шарнирное соединение осуществляется путем крепления соединительных
пальцев оси подвеса машины с шарнирами нижних тяг НУ (верхняя тяга не используется).
Возможен вариант использования поперечины из комплекта трактора или машины.
- полуприцепная - присоединена обычно в одной точке посредством сцепной пет-
ли к ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использо-
вания верхней тяги). Масса машины в транспортном положении частично воспринима-
ется трактором и большей частью собственными ходовыми колесами (обычно не менее
двух). При переводе машины из рабочего положения в транспортное точка соединения
машины с трактором не изменяет своего положения. К полуприцепным машинам отно-
сятся различные транспортные средства общего и специального назначения: полупри-
цепы общего назначения, полуприцепы-цистерны, полуприцепы самосвальные и полу-
прицепные специальные транспортные средства для механизации технологических
процессов в сельском хозяйстве.
- прицепная - присоединена обычно посредством сцепной петли в одной точке к
ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использования
верхней тяги). Масса машины в транспортном положении полностью воспринимается ее
ходовой системой, на сцепное устройство трактора (ТСУ или НУ) приходится лишь на-
грузка от массы присоединительного устройства машины. При переводе машины из рабо-
чего положения в транспортное точка соединения машины с трактором не изменяет сво-
его положения. К прицепным машинам относятся различные транспортные средства об-
щего и специального назначения: прицепы общего назначения, прицепы-цистерны, при-
цепы самосвальные и прицепные специальные транспортные средства для механизации
технологических процессов в сельском хозяйстве.
97

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности