Трактор Беларус 952.5. Руководство — часть 8

4.3 Заднее навесное устройство
4.3.1 Общие сведения
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКИНУТЬ ТРАКТОР НА ЛЮБОЕ ВРЕМЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНО ОПУСТИТЕ НАВЕСНУЮ МАШИНУ НА ЗЕМЛЮ!
ВНИМАНИЕ: ВЕЛИЧИНА МАКСИМАЛЬНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ НАВЕС-
НОГО УСТРОЙСТВА НА ОСИ ПОДВЕСА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖ-
НОСТИ ДАННОГО УСТРОЙСТВА, А НЕ ДОПУСТИМУЮ МАССУ АГРЕГАТИРУЕМЫХ
С ЕГО ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ МАШИН. ДОПУСТИМАЯ МАССА НАВЕСНОЙ МА-
ШИНЫ ЗАВИСИТ ОТ ВЫЛЕТА ЦЕНТРА МАСС МАШИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ
ПОДВЕСА, А ОГРАНИЧИВАЕТСЯ - ДОПУСТИМЫМИ НАГРУЗКАМИ НА ТРАКТОР И
КРИТЕРИЕМ УПРАВЛЯЕМОСТИ!
ЗНУ соответствует требованиям ИСО 4254-3.
4.3.2 Заднее навесное трехточечное устройство
Заднее навесное трехточечное устройство трактора «БЕЛАРУС-952.5» выпол-
нено по ГОСТ 10677 и по ИСО 730. Основные параметры ЗНУ, указанные в таблице
4.1 и на рисунках 4.3.1 и 4.3.2, даны при установленных на тракторе задних шинах
стандартной комплектации (18.4R34 - как одинарных, так и сдвоенных) при стан-
дартных статических радиусах, указанных изготовителем шин.
Заднее навесное устройство состоит из трех тяг (верхней и двух нижних), со-
единенных посредством шарниров передними концами с трактором и задних концов
со свободными шарнирами, для соединения с присоединительными пальцами агре-
гатируемых машин. ЗНУ предназначено для присоединения к трактору машин задне-
го расположения, передачи тягового усилия во время работы и регулировки их по-
ложения во время работы или движения в транспортном положении. ЗНУ обеспечи-
вает агрегатирование следующих типов машин и орудий:
- навесных при трехточечной навеске (верхняя и нижние тяги);
- полунавесных (нижние тяги);
- полуприцепных с помощью поперечины на ось подвеса нижних тяг.
ВНИМАНИЕ: ДОПУСКАЕТСЯ НА КОНЦЫ НИЖНИХ ТЯГ ЗАДНЕГО НАВЕСНО-
ГО УСТРОЙСТВА УСТАНОВКА ПОПЕРЕЧИНЫ ИЛИ ПРИЦЕПНОЙ ОСИ ПОДВЕСА
ИЗ КОМПЛЕКТА МАШИНЫ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ ПОЛУНАВЕСНЫХ, ПОЛУ-
ПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ДЛЯ ВЫПОЛ-
НЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАБОТ СО СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ НЕ БОЛЕЕ 15 КМ/Ч!
Размеры и конструкция ЗНУ трактора «БЕЛАРУС-952.5» обеспечивает воз-
можность присоединения всех машин, имеющих соответствующие размеры присое-
динительных элементов присоединительного треугольника, показанного на схеме
ЗНУ.
Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2 тракторов с гидроподъ-
емником представлена на рисунке 4.3.1.
Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2 тракторов с силовым
регулятором представлена на рисунке 4.3.2.
Для предохранения присоединенных машин от раскачивания служат регули-
руемые по длине ограничительные стяжки.
98
Для обеспечения требуемого положения машины предусмотрены следующие
регулировки ЗНУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью верхней
тяги, раскосов и ограничительных стяжек:
1 Изменение длины верхней тяги.
Производится для обеспечения одинакового заглубления рабочих органов
(выравнивание глубины хода рабочих органов, расположенных друг за другом по хо-
ду движения трактора). Если рама навесного плуга наклонена вперед по ходу дви-
жения трактора и передний корпус пашет глубже заднего, удлините верхнюю тягу и
укоротите, если, передний корпус пашет с меньшей глубиной, чем задний.
2 Изменение длины левого или правого раскоса.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение положения машины в горизонтальной плоскости;
- обеспечение равномерной глубины обработки рабочими органами навесной
машины по ширине захвата.
3 Изменение длины обеих раскосов, верхней тяги для транспортного положе-
ния машины.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение требуемого дорожного просвета;
- обеспечение достаточного безопасного расстояния между элементами трактора
и машины, исключающее касание элементов машины трактора (зазор не менее 100 мм).
4. Изменение длины обеих стяжек.
Применяется в следующих целях:
- при транспортировании машины стяжки должны быть заблокированы для ог-
раничения раскачивания машины во время движения во избежание повреждения
элементов трактора при возможных аварийных ситуаций;
- при работе с навесными и полунавесными почвообрабатывающими маши-
нами с пассивными рабочими органами для сплошной обработки (плуги лемешные и
чизельные, плуги-лущильниики, глуборыхлители и другие машины) необходимо
обеспечить свободное перемещение в горизонтальной плоскости (качание) стяжки
должны быть частично заблокированы.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЕЩЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ МАШИ-
НЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ТРАКТОРА ПРИ ПОМОЩИ РЕГУЛИРОВ-
КИ СТЯЖЕК.
ВНИМАНИЕ: ДЛИНА ЛЕВОГО РАСКОСА ЗНУ С ГИДРОПОДЪЕМНИКОМ РАВ-
НА 585 ММ, ДЛИНА ЛЕВОГО РАСКОСА ЗНУ С СИЛОВЫМ РЕГУЛЯТОРОМ РАВНА
475 ММ. ДЛИНУ ЛЕВОГО РАСКОСА БЕЗ ОСОБОЙ НАДОБНОСТИ МЕНЯТЬ НЕ РЕ-
КОМЕНДУЕТСЯ. РЕГУЛИРУЕТСЯ ПО ДЛИНЕ, КАК ПРАВИЛО, ПРАВЫЙ РАСКОС.
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОПЕРЕЧИНЫ НА ОСЬ ПОДВЕСА И РАБОТЕ С ОБОРОТ-
НЫМИ ПЛУГАМИ ДЛИНА РАСКОСОВ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДИНАКОВОЙ!
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕГУЛИРОВКЕ СТЯ-
ЖЕК И РАСКОСОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОБРЫВУ СТЯЖЕК, ОПОРНЫХ КРОН-
ШТЕЙНОВ ИЛИ ДРУГИМ ПОЛОМКАМ!
ВНИМАНИЕ: НЕОБХОДИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ УСТ-
РОЙСТВ, В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИ-
ЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И АГРОТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ УКАЗАНЫ В
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДАННЫХ МАШИН. ЕСЛИ ТАКОВЫЕ СВЕ-
ДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ, ТО В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПОЛУЧИТЕ НЕОБХО-
ДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПРОДАВЦА МАШИНЫ!
99
Рисунок 4.3.1 - Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2 (с гидроподъемником)
Рисунок 4.3.2 - Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2 (с силовым регулятором)
Таблица 4.1 - Основные параметры и присоединительные размеры ЗНУ
Типоразмер (исполнение)
НУ-2 с гидроподъемником
НУ-2 с силовым регулятором
устройства
(рисунок 4.3.1)
(рисунок 4.3.2)
1 Категория (по ИСО 730-1)
Категория 2
Состоит из трех тяг (одной верхней и двух нижних),
шарнирно-соединенных с трактором; свободные
2 Особенности конструкции
концы тяг с шарнирами соединяются при агрегатиро-
вании с присоединительными элементами машины
3 Назначение
Для подсоединения (навешивания) и агрегатиро-
вание сельскохозяйственных навесных, полуна-
весных машин
4 Нижние тяги
Цельные
Разъемные с шарнирами
(по заказу - телескопические)
(по заказу - телескопические)
5 Длина нижних тяг, мм
885
6 Ширина шарниров верхней
51 (45) по ИСО 730-1
51 (45) по ИСО 730-1
(нижней) тяги, мм
51 (38) по ГОСТ 10677
51 (38) по ГОСТ 10677
7 Диаметр пальца заднего шар-
25 по ИСО 730-1
25 по ИСО 730-1
нира верхней тяги, мм
22 по ГОСТ 10677
22 по ГОСТ 10677
8 Диаметр отверстия задних шар-
28,7
ниров нижних тяг, мм
9 Расстояние от торца хвостовика
597
661
ВОМ до оси подвеса, мм
10 Высота стойки 1), мм
610
11 Длина оси подвеса по запле-
825
чикам 1), мм
12 Грузоподъемность устройства,кН 2):
а) на оси подвеса;
42
30
б) на вылете 610 мм от оси подвеса
27
18
__________________________________________________________________________________________________________________________
1)
Размер относится к агрегатируемой машине.
2)
Не допускается нагружать ЗНУ нагрузками, превышающими нормы нагрузок
на шины, указанные в подразделе 3.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в
шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора».
100
4.3.3 Правила регулировок элементов ЗНУ
4.3.3.1 Стяжки
4.3.3.1.1 Общие сведения
Стяжки используются для ограничения бокового раскачивания нижних тяг навес-
ного устройства как в транспортном, так и в рабочем положениях.
На тракторах «БЕЛАРУС-952.5» с гидроподъемником могут быть установлены
внешние телескопические стяжки или внешние винтовые стяжки.
На тракторах «БЕЛАРУС-952.5» с силовым регулятором могут быть установлены
внешние телескопические стяжки или внешние винтовые стяжки. По заказу на трактор с
силовым регулятором могут быть установлены внутренние винтовые стяжки.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДЛИНЫ РАСКОСА НЕОБХОДИМО ЗАНОВО ОТ-
РЕГУЛИРОВАТЬ БЛОКИРОВКИ СТЯЖЕК В ТРАНСПОРТНОМ И РАБОЧЕМ ПОЛОЖЕ-
НИИ. НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОГО ТРЕБОВАНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОБРЫВУ ОГРА-
НИЧИТЕЛЬНЫХ СТЯЖЕК ИЛИ ДРУГИМ ПОЛОМКАМ!
4.3.3.1.2 Телескопические стяжки
Задний конец телескопической стяжки 1 (рисунок 4.3.3) присоединен к нижней тя-
ге 2, а передний конец - к кронштейну 3.
1 - телескопическая стяжка; 2 - нижняя тяга; 3 - кронштейн; 4 - дополнительная ось.
Рисунок 4.3.3 - Установка телескопических стяжек
ВНИМАНИЕ: ПРИ УСТАНОВКЕ ПЕРЕДНИХ КОНЦОВ НИЖНИХ ТЯГ НА ОСИ НИЖ-
НИХ ТЯГ (СОСТОЯНИЕ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА), ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМОК, ТЕЛЕСКО-
ПИЧЕСКИЕ СТЯЖКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ТОЛЬКО НА ВТОРЫЕ СНИЗУ ОТ-
ВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНОВ (ПОЛОЖЕНИЕ 2 НА РИСУНКЕ 4.3.4)! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИС-
ПОЛЬЗОВАТЬ ПОКАЗАННЫЕ НА РИСУНКЕ 4.3.4 ПОЛОЖЕНИЯ НА КРОНШТЕЙНЕ 1, 3 И 4!
ВНИМАНИЕ: ПРИ УСТАНОВКЕ ПЕРЕДНИХ КОНЦОВ НИЖНИХ ТЯГ НА ДОПОЛНИ-
ТЕЛЬНЫЕ ОСИ 4 (РИСУНОК 4.3.3), ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМОК, ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ
СТЯЖКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ТОЛЬКО НА ВЕРХНИЕ ОТВЕРСТИЯ КРОН-
ШТЕЙНОВ (ПОЛОЖЕНИЕ 4 НА РИСУНКЕ 4.3.4)! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОКА-
ЗАННЫЕ НА РИСУНКЕ 4.3.4 ПОЛОЖЕНИЯ НА КРОНШТЕЙНЕ 1, 2 И 3!
Рисунок 4.3.4 - Установка заднего конца стяжки в кронштейн
При эксплуатации трактора телескопические стяжки должны быть всегда забло-
кированы в одном из трех положений:
- частичная блокировка стяжек в рабочем положении;
- полная блокировка стяжек в рабочем положении;
- полная блокировка стяжек в транспортном положении.
При работе с некоторыми орудиями необходимо обеспечить раскачивание орудия
в каждую сторону не менее 125 мм или на другую величину, в соответствии с инструкци-
ей по эксплуатации машины (орудия). Для этого необходимо выполнить частичную бло-
кировку стяжек в рабочем положении.
101
Частичную блокировку стяжек в рабочем положении необходимо выполнять сле-
дующим образом:
- вращая винт 2 (рисунок 4.3.5), установите рукоятку 3 на середине лыски «А»;
- извлеките чеку 5 из стяжки;
- присоедините машину (орудие) к нижним тягам 7 и приподнимите ее до отрыва от земли;
- установите машину (орудие) симметрично продольной оси трактора;
- совместив отверстия внутренней трубы 4 с пазом наружной трубы 6, вставьте
чеку 5 в ближайшее к середине паза отверстие внутренней трубы 4;
- подрегулируйте положение чеки 5 вращением винта 2 с помощью рукоятки 3 так,
чтобы чека установилась посередине паза наружной трубы 6.
ВНИМАНИЕ: УСТАНАВЛИВАЙТЕ ЧЕКУ 5 (РИСУНОК 4.3.5) ТАК, ЧТОБЫ ОНА
РАСПОЛАГАЛАСЬ ПОСЕРЕДИНЕ ПАЗА ИЛИ С МИНИМАЛЬНЫМ СМЕЩЕНИЕМ В СТО-
РОНУ ТРАКТОРА. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МОГУТ БЫТЬ ПОВРЕЖДЕНЫ СТЯЖКИ!
При междурядной обработке, севе и некоторых других видов работ нижние тяги
навесного устройства необходимо полностью блокировать от поперечных перемещений
во избежание повреждения растений при раскачивании орудия. Для этого необходимо
выполнить полную блокировку стяжек в рабочем положении.
Полную блокировку стяжек в рабочем положении необходимо выполнять сле-
дующим образом:
- вращая винт 2 (рисунок 4.3.5), установите рукоятку 3 на середине лыски «А»;
- извлеките чеку 5 из стяжки;
- присоедините машину (орудие) к нижним тягам 7 и приподнимите ее до отрыва
от земли;
- установите машину (орудие) симметрично продольной оси трактора;
- поверните рукой внутреннюю трубу 4 так, чтобы отверстия в ней располагались в
верхней части трубы;
- совместите одно из отверстий внутренней трубы 4 с ближайшим отверстием наруж-
ной трубы 6 и вставьте в них чеку 5;
- проверьте величину бокового раскачивания машины (орудия), которое не должно
превышать 20 мм в каждую сторону;
- если необходимо, отрегулируйте величину бокового раскачивания машины (ору-
дия) вращением винта 2.
а) Частичная блокировка телескопических стяжек
б) Полная блокировка телескопических стяжек
1 - кронштейн; 2 - винт; 3 - рукоятка; 4 - внутренняя труба; 5 - чека; 6 - наружная
труба; 7 - нижняя тяга.
Рисунок 4.3.5 - Частичная и полная блокировка телескопических стяжек
При установке ЗНУ в транспортное положение необходимо выполнить полную
блокировку стяжек в транспортном положении.
102
Полную блокировку стяжек в транспортном положении необходимо выполнять
следующим образом:
- если стяжки были полностью заблокированы в рабочем положении, то при под-
нятом в верхнее положение машины (орудия), необходимо проверить величину бокового
раскачивания машины (орудия), которое не должно превышать 20 мм в каждую сторону.
При необходимости подрегулируйте длину стяжки, вращая винт 2 рукояткой 3;
- если стяжки были частично заблокированы в рабочем положении, то необходимо
сначала выполнить полную блокировку стяжек в рабочем положении, как указано выше. За-
тем, при поднятом в верхнее положение машины (орудия), необходимо проверить величину
бокового раскачивания машины (орудия), которое не должно превышать 20 мм в каждую
сторону. При необходимости подрегулируйте длину стяжки, вращая винт 2 рукояткой 3.
4.3.3.1.3 Внешние винтовые стяжки
При эксплуатации трактора внешние винтовые стяжки должны быть всегда забло-
кированы в одном из трех положений:
- частичная блокировка стяжек в рабочем положении;
- полная блокировка стяжек в рабочем положении;
- полная блокировка стяжек в транспортном положении.
Частичную блокировку стяжек в рабочем положении необходимо выполнять сле-
дующим образом:
- присоедините машину (орудие) к нижним тягам и приподнимите ее до отрыва от земли;
- установите машину (орудие) симметрично продольной оси трактора;
- стяжки должны быть присоединены к нижним отверстиям кронштейнов 1, как по-
казано на виде а) рисунка 4.3.6;
- для получения раскачивания орудия в каждую сторону не менее 125 мм в или в
соответствии с инструкцией по эксплуатации машины, подрегулируйте длины стяжек 2
вращением центрального элемента А стяжек.
ВНИМАНИЕ: ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕРЖИВАЙТЕ РАЗМЕР РАСКАЧИВАНИЯ МА-
ШИНЫ НЕ МЕНЕЕ 125 ММ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАЗРЫВА СТЯЖЕК ПРИ ПОДЪЕМЕ МА-
ШИНЫ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!
а) Частичная блокировка внешних стяжек
б) Полная блокировка внешних стяжек
1 - кронштейн; 2 - стяжка; 3 - ограничительная цепь; 4 - дополнительная ось.
Рисунок 4.3.6 - Частичная и полная блокировка внешних стяжек
Полную блокировку стяжек в рабочем положении необходимо выполнять сле-
дующим образом:
- присоедините машину (орудие) к нижним тягам и приподнимите ее до отрыва от земли;
- установите машину (орудие) симметрично продольной оси трактора;
- стяжки должны быть присоединены ко вторым снизу отверстиям кронштейнов 1,
как показано на виде б) рисунка 4.3.6;
- проверьте величину бокового раскачивания машины (орудия), которое не должно
превышать 20 мм в каждую сторону;
- для ограничения раскачивания орудия в каждую сторону не более 20 мм подре-
гулируйте длины стяжек 2 вращением центрального элемента А стяжек.
103
При установке ЗНУ в транспортное положение необходимо выполнить полную
блокировку стяжек в транспортном положении:
- если стяжки были частично заблокированы в рабочем положении, то при поднятом в
верхнее положение машины (орудия) необходимо вращением центрального элемента А стя-
жек максимально укоротить длины стяжек 2. Затем проверить величину бокового раскачива-
ния машины (орудия), которое не должно превышать 20 мм в каждую сторону. При необхо-
димости еще уменьшите длины стяжек 2 вращением центрального элемента «А» стяжек;
- если стяжки были полностью заблокированы в рабочем положении, то при под-
нятии в верхнее положение машины (орудия) блокировка стяжек в транспортном поло-
жении обеспечивается автоматически.
ВНИМАНИЕ: ПРИ УСТАНОВКЕ ПЕРЕДНИХ КОНЦОВ НИЖНИХ ТЯГ НА ОСИ НИЖНИХ ТЯГ
(СОСТОЯНИЕ ПОСТАВКИ С ЗАВОДА), ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМОК, ВНЕШНИЕ ВИНТОВЫЕ СТЯЖ-
КИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ТОЛЬКО НА ДВА НИЖНИХ ОТВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНОВ 1
(РИСУНОК 4.3.6)! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВА ВЕРХНИХ ОТВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНА 1!
ВНИМАНИЕ: ПРИ УСТАНОВКЕ ПЕРЕДНИХ КОНЦОВ НИЖНИХ ТЯГ НА ДОПОЛНИ-
ТЕЛЬНЫЕ ОСИ 4 (РИСУНОК 4.3.6), ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМОК, ВНЕШНИЕ ВИНТОВЫЕ
СТЯЖКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ТОЛЬКО НА ДВА ВЕРХНИХ ОТВЕРСТИЯ КРОН-
ШТЕЙНОВ 1 (ВТОРЫЕ СВЕРХУ ОТВЕРСТИЯ - ДЛЯ ЧАСТИЧНОЙ БЛОКИРОВКИ СТЯЖЕК,
ВЕРХНИЕ ОТВЕРСТИЯ - ДЛЯ ПОЛНОЙ БЛОКИРОВКИ СТЯЖЕК) ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬ-
ЗОВАТЬ ДВА НИЖНИХ ОТВЕРСТИЯ КРОНШТЕЙНА 1!
4.3.3.1.4 Внутренние стяжки
Внутренняя стяжка состоит из кронштейна 1 (рисунок 4.3.7), болта 2, серег 3, бол-
та 4, гайки 5, шплинта 6 и стяжки 7. При эксплуатации трактора внутренние стяжки
должны быть всегда заблокированы в одном из трех положений:
- полная блокировка стяжек в транспортном положении;
- полная блокировка стяжек в рабочем положении;
- частичная блокировка стяжек в рабочем положении.
Для полной блокировки внутренних стяжек в транспортном положении (нижние тяги подня-
ты вверх) необходимо перед подниманием ЗНУ максимально вывернуть болт 2 из кронштейна 1.
При междурядной обработке, севе и других видов работ нижние тяги навесного
устройства необходимо полностью блокировать от поперечных перемещений во избе-
жание повреждения растений при раскачивании орудия. Для этого необходимо выпол-
нить полную блокировку стяжек в рабочем положении.
Для полной блокировки стяжек в рабочем положении выполните следующее:
- приподнимите орудие на ЗНУ так, чтобы его рабочие органы не касались земли.
При этом регулировочные болты 2 должны быть ввернуты в кронштейн 1 до упора;
- укоротите стяжки. Для этого требуется отвернуть контргайку 8. Затем, завернуть
стяжку 7 по часовой стрелке до упора и законтрить винтовое соединение контргайкой 8.
- качание заблокированного орудия не должно превышать 20 мм в обе стороны.
При работе с некоторыми орудиями необходимо обеспечить раскачивание орудия в каж-
дую сторону не менее 125 мм или на другую величину, в соответствии с инструкцией по эксплуата-
ции орудия. Для этого необходимо выполнить частичную блокировку стяжек в рабочем положении.
Частичная блокировка внутренних стяжек в рабочем положении выполняется по то-
му же алгоритму, что и полная блокировка стяжек в рабочем положении. Путем вращения
стяжек 7 в ту или иную сторону установите требуемую длину стяжек. После установки дли-
ны стяжек необходимо проверить, обеспечивается ли требуемая величина раскачивания
орудия в каждую сторону. Если не обеспечивается - еще раз отрегулировать длину стяжек.
1 - кронштейн; 2 - болт; 3 - серьга; 4 - болт; 5 - гайка; 6 - шплинт; 7 - стяжка.
Рисунок 4.3.7 - Стяжка
ВНИМАНИЕ: ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДЛИНЫ РАСКОСА НЕОБХОДИМО ЗАНОВО ОТРЕ-
ГУЛИРОВАТЬ БЛОКИРОВКИ СТЯЖЕК В ТРАНСПОРТНОМ И РАБОЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. НЕ-
ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОГО ТРЕБОВАНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОБРЫВУ ОГРАНИЧИТЕЛЬ-
НЫХ СТЯЖЕК ИЛИ ДРУГИМ ПОЛОМКАМ!
4.3.3.2 Раскос
На тракторе могут быть установлены два типа раскосов: винтовой и шестеренчатый.
По заказу может быть установлена одна из трех комплектаций пары раскосов:
- два шестеренчатых раскоса;
- один шестеренчатый раскос (с правой стороны по ходу трактора) и один винто-
вой раскос;
- два винтовых раскоса.
Винтовой раскос представлен на рисунке 4.3.8.
1 - винт с шарниром; 2 - стяжка; 3 - контргайка; 4 - вилка.
Рисунок 4.3.8 - Винтовой раскос
Регулировку длины винтового раскоса производить в следующей последовательности:
- отвернуть контргайку 3;
- вращая стяжку 2 по часовой или против часовой стрелки изменить длину раскоса;
- отрегулировав длину раскоса, законтрить винтовое соединение контргайкой 3.
Шестеренчатый раскос представлен на рисунке 4.3.9.
Регулировка длины раскоса производится с помощью вращения рукоятки 5 по ча-
совой или против часовой стрелки.
1 - рукоятка; 2 - вилка; 3 - труба; 4 - корпус; 5 - серьга.
Рисунок 4.3.9 - Шестеренчатый раскос
На тракторах с гидроподъемником длина раскосов (как винтового, так и и шесте-
ренчатого) регулируется в пределах от 540 до 625 мм. В состоянии отгрузки с завода
раскосы отрегулированы на длину 585 мм.
На тракторах с силовым регулятором длина раскосов (как винтового, так и и шес-
теренчатого) регулируется в пределах от 395 до 510 мм. В состоянии отгрузки с завода
раскосы отрегулированы на длину 475 мм.
Для ускорения изменения длины раскосов на их вилке предусмотрены два отвер-
стия (А и Б на рисунках 4.3.8 и 4.3.9) под установку пальца. Для копирования рельефа
обрабатываемого участка поля при работе с широкозахватными машинами и во избежа-
ние повреждения раскосов соедините раскосы с нижними тягами через пазы (В на ри-
сунках 4.3.8 и 4.3.9). Пазы вилки раскоса при этом должны быть позади отверстия по хо-
ду трактора избежание повреждения раскоса.
При работе с сельхозорудиями отрегулируйте длину правого раскоса на глубину
обработки.
105
4.3.3.3 Верхняя тяга
Верхняя тяга представлена на рисунке 4.3.10.
Длина верхней тяги может быть отрегулирована в пределах от 500 до 740 мм.
Регулировку длины верхней тяги производить в следующей последовательности:
- отвернуть контргайку 4 (рисунок 4.3.10);
- вращая рукоятку 3 трубы 2 по часовой или против часовой стрелки изменить
длину верхней тяги;
- отрегулировав длину тяги, законтрить винтовое соединение контргайкой 4.
Для присоединения верхней тяги к орудию использовать палец 6 заднего шарни-
ра, для фиксации пальца установить на него чеку с кольцом 7.
1 - винт с шарниром передний; 2 - труба; 3 - рукоятка; 4 - контргайка, 5 - винт с
шарниром задний; 6 - палец; 7 - чека с кольцом.
Рисунок 4.3.10 - Верхняя тяга
На тракторах с силовым регулятором, в зависимости от вида выполняемой работы, реко-
мендуются следующие варианты установки верхней тяги 2 (рисунок 2.27.4) в отверстия серьги 1:
- при использовании ЗНУ в режиме силового регулирования верхнюю тягу навес-
ного устройства устанавливайте на два верхних отверстия серьги (положения «А» и «Б»
на рисунке 2.27.4);
- при использовании ЗНУ в режиме позиционного регулирования верхнюю тягу навесно-
го устройства устанавливайте на верхнее отверстие серьги (положение «А» на рисунке 2.27.4);
- при использовании ЗНУ в режиме высотного регулирования верхнюю тягу навесного
устройства устанавливайте на нижнее отверстие серьги (положение «В» на рисунке 2.27.4);
- при выполнении транспортных работ и работ, когда передний конец верхней тя-
ги не подсоединен к машине или орудию, верхнюю тягу навесного устройства устанав-
ливайте на нижнее отверстие серьги (положение «В» на рисунке 2.27.4).
4.3.3.4 Нижние тяги
4.3.3.4.1 Общие сведения
На трактора с гидроподъемником могут устанавливаться цельные или телескопи-
ческие нижние тяги с шарнирами или, по заказу, с захватами.
На трактора с силовым регулятором могут устанавливаться разъемные стандарт-
ные, разъемные укороченные или телескопические нижние тяги с шарнирами.
На тракторах с силовым регулятором установлены дополнительные оси нижних тяг,
которые могут быть использованы для выполнения некоторых видов работ. При перестановке
передних концов нижних тяг с основных осей на дополнительные оси нижних тяг необходимо за-
ново отрегулировать длины раскосов и блокировки стяжек в транспортном и рабочем положении.
Установка разъемных укороченных нижних тяг с длиной 805 мм увеличивает гру-
зоподъемность ЗНУ примерно на 10% при одновременном уменьшении высоты подъема
примерно на 10%.
На передних концах разъемных нижних тяг 1 (рисунок 4.3.11) предусмотрена до-
полнительная точка «А». При креплении раскоса к дополнительной точке «А» грузо-
подъемность ЗНУ увеличивается примерно на 10%..
1 - передний конец нижней тяги; 2 - раскос; А - дополнительная точка крепления раскоса.
Рисунок 4.3.11 - Место расположения дополнительной точки
106
4.3.3.4.2 Установка поперечины и задних концов разъемных нижних тяг в рабочее
положение
Тракторы «БЕЛАРУС-952.5» с силовым регулятором и разъемными нижними тя-
гами отгружаются потребителю с поперечиной (ТСУ-1Ж) и задними концами нижних тяг,
как показано на виде а) рисунка 4.3.12.
Для установки поперечины в рабочее положение (как показано на виде б) рисунка
4.3.12) выполните следующие операции:
- расшплинтуйте и извлеките проушины 3 (рисунок 4.3.12), снимите поперечину 4;
- расшплинтуйте и извлеките пальцы 2, снимите задние концы нижних тяг 5;
- установите поперечину 4 на передние концы нижних тяг 1, как показано на виде б)
рисунка 4.3.12), закрепите её с помощью проушин 3, пальцев 2 и шплинтов;
- подсоедините к проушинам 3 ограничительные стяжки 6.
1 - передние концы нижних тяг; 2 - палец; 3 - проушина; 4 - поперечина; 5 - задние
концы нижних тяг; 6 - ограничительная стяжка.
Рисунок 4.3.12 - Установка поперечины в рабочее положение
Для установки задних концов нижних тяг 5 (рисунок 4.3.12), демонтируйте поперечи-
ну 4, с помощью проушин 3, пальцев 2 и шплинтов к передним концам нижних тяг 1 при-
крепите задние концы нижних тяг, подсоедините к проушинам 3 ограничительные стяжки 6.
ВНИМАНИЕ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАКТОРОВ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ЛИБО С УС-
ТАНОВЛЕННОЙ ПОПЕРЕЧИНОЙ, ЛИБО С УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАДНИМИ КОНЦАМИ
НИЖНИХ ТЯГ. ОДНОВРЕМЕННАЯ УСТАНОВКА ПОПЕРЕЧИНЫ И ЗАДНИХ КОНЦОВ
НИЖНИХ ТЯГ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
ВНИМАНИЕ: НА ТРАКТОРЕ «БЕЛАРУС-952.5» ДВИЖЕНИЕ С ПРИЦЕПНЫМИ
МАШИНАМИ, ПОДСОЕДИНЕННОЫМИ К ТСУ-1Ж, НА СКОРОСТИ СВЫШЕ 15 КМ/Ч ЗА-
ПРЕЩЕНО!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДСОЕДИНЕНИЕ ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ К ПРИ-
ЦЕПНОМУ УСТРОЙСТВУ ТСУ-1Ж.
При работе трактора с использованием тягово-сцепного устройства (ТСУ-1Ж) стяжки
должны быть полностью заблокированы в рабочем положении. Для этого необходимо ус-
тановить нижние тяги вместе с поперечиной 4 в горизонтальное положение и выполнить
полную блокировку стяжек в рабочем положении, как изложено в пункте 4.3.3.1 «Стяжки».
Примечание - Основные параметры и характеристики ТСУ-1Ж представлены в
подразделе 4.4 «Тягово-сцепные устройства».
4.3.3.4.3 Телескопические нижние тяги и двойная поперечина
По заказу трактора «БЕЛАРУС-952.5» могут комплектоваться усиленным ЗНУ с
телескопическими нижними тягами, которые устанавливаются на оси Ø 35 мм вместо
оси Ø 32 мм (на тракторах с силовым регулятором дополнительные оси также Ø 35 мм).
При необходимости, длину телескопических тяг можно регулировать ступенчато в пре-
делах ± 80 мм от среднего положения (получаемые длины тяг - 805 мм, 885 мм, 965
мм), при этом будет изменяться грузоподъемность ЗНУ (805 мм - наибольшая грузо-
подъемность, 965 мм - наименьшая грузоподъемность).
107
Для установки требуемой длины нижней тяги необходимо выполнить следующее:
- отвернуть гайку 3 (рисунок 4.3.13) и извлечь проушину 2;
- переместить задний конец 4 телескопической тяги в требуемое положение, ус-
тановить проушину в соответствующее отверстие и закрутить гайку;
- аналогичным образом установить требуемую длину второй тяги.
Проушины 2 должны быть установлены только на те отверстия, как показано на рисунке 4.3.13.
1 - передний конец телескопической тяги; 2 - проушина; 3 - гайка; 4 - задний конец теле-
скопической тяги; 5 - наконечник двойной поперечины; 6 - двойная поперечина; 7 - шкворень.
Рисунок 4.3.13 - Установка двойной поперечины на телескопические тяги
Примечание - на рисунке 4.3.13 показано положение телескопических тяг на длину 885 мм.
Для работы с прицепными сельхозмашинами к телескопическим нижним тягам
поставляется по заказу двойная поперечина ТСУ-1Ж-01 6 (рисунок 4.3.13) со шкворнем
7. При этом ее наконечники 5 устанавливаются взамен задних концов тяг 4 (проушина
устанавливается на средние отверстия наконечников 5 двойной поперечины). Расстоя-
ние от торца ВОМ до шкворня (точки сцепки) в такой комплектации будет равным 470
мм для тракторов с силовым регулятором и 400 мм для тракторов с гидроподъемником.
При необходимости, это расстояние можно регулировать ступенчато в пределах ± 80 мм
от среднего положения с помощью изменения длины телескопических тяг.
Примечание - Основные параметры и характеристики ТСУ-1Ж-01 представлены в
подразделе 4.4 «Тягово-сцепные устройства».
4.3.4 Навешивание орудий на трактор
При навешивании орудий на трактор убедитесь в том, что в зоне навески орудия
никого нет. С помощью органов управления ЗНУ опустите нижние тяги в нужное положе-
ние и соедините шарниры нижних тяг с орудием, а затем, с помощью пальца, шарнир
верхней тяги. Для регулировки орудия в поперечной плоскости используйте правый рас-
кос. Регулировку в продольной плоскости для выравнивания глубины хода передних и
задних рабочих органов навесного орудия обеспечивайте изменением длины верхней тя-
ги, вращая трубу тяги в соответствующую сторону.
Окончательную регулировку машин производите в поле.
Перед началом работы проверьте, чтобы:
- детали трактора не находились в опасной близости от элементов орудия;
- верхняя тяга не касалась ограждения ВОМ при самом нижнем положении орудия;
- карданный привод от ВОМ не был чрезмерно длинным, с большими углами
шарниров и чтобы не было распорных усилий;
- ограждение ВОМ не касалось ограждения карданного привода машины;
- медленно поднимите орудие и проверьте наличие зазоров между трактором и
орудием в поднятом положении;
- проверьте наличие требуемого бокового качания нижних тяг и, если необходимо,
отрегулируйте с помощью стяжек.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: НЕКОТОРОЕ НАВЕСНОЕ ИЛИ ПОЛУНАВЕСНОЕ ОБОРУ-
ДОВАНИЕ МОЖЕТ КАСАТЬСЯ КАБИНЫ И ПОВРЕЖДАТЬ ЕЕ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ
К ПОВРЕЖДЕНИЮ СТЕКОЛ КАБИНЫ И К ТРАВМИРОВАНИЮ ОПЕРАТОРА. ПРОВЕРЬ-
ТЕ НАЛИЧИЕ ДОСТАТОЧНОГО ЗАЗОРА (НЕ МЕНЕЕ 100 ММ) МЕЖДУ ПОДНЯТЫМ В
ВЕРХНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРУДИЕМ И КАБИНОЙ ОПЕРАТОРА!
Навешивание машин (орудий) на трактор осуществляйте также посредством ав-
томатической сцепки СА-1, присоединяемой к навесному устройству трактора в трех точ-
ках (два задних шарнира нижних тяг и задний шарнир верхней тяги).
108
4.4 Тягово-сцепные устройства
4.4.1 Общие сведения
Тягово-сцепное устройство трактора «БЕЛАРУС-952.5» с гидроподъемником может
комплектоваться сцепными элементами ТСУ-2В (тяговая вилка короткая), ТСУ-ЗВ (тяго-
вая вилка длинная), ТСУ-2Р (тяговое устройство «питон»), ТСУ-1 (поперечина), ТСУ-1Ж-
01 (двойная поперечина), и ТСУ-1М-01 (тяговый брус), обеспечивающих агрегатирование
и транспортирование прицепных и полуприцепных машин, присоединительные устройст-
ва которых соответствуют следующим требованиям:
- совместимость по присоединительным размерам;
- машины имеют жесткие прицепные устройства;
- дышла прицепов оборудованы устройством, облегчающим сцепку-расцепку с тя-
гово-сцепным устройствами трактора;
- прицепные устройства полуприцепов имеют регулируемую опору.
Трактор «БЕЛАРУС-952.5» с гидроподъемником имеет заднее специальное мон-
тажное устройство лифтового типа в виде вертикальных направляющих пластин с рядом
отверстий, которое крепится к задней привалочной плоскости корпуса заднего моста.
Данное устройство предназначено для крепления тягово-сцепных устройств и позволяет
регулировать положение ТСУ-2В (тяговой вилки короткой), ТСУ-2Р (тягового устройства
«питон») и ТСУ-3В (тяговой вилки длинной) по высоте.
Схема вариантов установки ТСУ-2В (тяговой вилки короткой) представлена на
рисунке 4.4.1.
Схема вариантов установки ТСУ-ЗВ (тяговой вилки длинной) представлена на
рисунке 4.4.2.
Схема вариантов установки ТСУ-2Р (тягового устройства «питон») представлена
на рисунке 4.4.3.
Схема вариантов установки ТСУ-1М-01 (тягового бруса) представлена на рисунке 4.4.4.
Схема установки ТСУ-1 (поперечины) представлена на рисунке 4.4.5.
Схема вариантов установки ТСУ-1Ж-01 (двойной поперечины) представлена на
рисунке 4.4.11.
Тягово-сцепное устройство трактора «БЕЛАРУС-952.5» с силовым регулятором
может комплектоваться сцепными элементами ТСУ-2 (гидрокрюк), ТСУ-1М (маятник),
ТСУ-1М-02 (совмещенное устройство гидрокрюк+маятник), опускающаяся тяга, ТСУ-1Ж
(поперечина) и ТСУ-1Ж-01 (двойная поперечина) обеспечивающих агрегатирование и
транспортирование прицепных и полуприцепных машин (при установленном ТСУ-2 -
полуприцепов), присоединительные устройства которых соответствуют следующим тре-
бованиям:
- совместимость по присоединительным размерам;
- машины имеют жесткие прицепные устройства;
- дышла прицепов оборудованы устройством, облегчающим сцепку-расцепку с тя-
гово-сцепным устройствами трактора;
- прицепные устройства полуприцепов имеют регулируемую опору.
Схема вариантов установки ТСУ-2 (гидрокрюка) и ТСУ-1М-02 с установленным в
рабочее положение гидрокрюком представлена на рисунке 4.4.6.
Схема вариантов установки ТСУ-1М-02 с установленным в рабочее положение
маятником (ТСУ-1М) представлена на рисунке 4.4.7.
Схема вариантов установки ТСУ-1М (маятник) представлена на рисунке 4.4.8.
Схема установки опускающейся тяги представлена на рисунке 4.4.9.
Схема установки ТСУ-1Ж (поперечины) представлена на рисунке 4.4.10.
Схема установки ТСУ-1Ж-01 (двойной поперечины) представлена на рисунке 4.4.11.
Правила переустановки в совмещенном устройстве ТСУ-1М-02 гидрокрюка ТСУ-2
и маятника ТСУ-1М из дополнительного положения в рабочее положение и из рабочего
положения в дополнительное приведены в пункте 4.4.14 «Переустановка сцепных эле-
ментов в совмещенном устройстве ТСУ-1М-02».
Основные параметры тягово-сцепных устройств, указанные в таблицах и на рисунках
подраздела 4.4 «Тягово-сцепные устройства» даны при установленных на тракторе задних
шинах стандартной комплектации (18.4R34 - как одинарных, так и сдвоенных на тракторах с
ПВМ 822-2300020-02/04; 16.9R38 - как одинарных, так и сдвоенных на тракторах с ПВМ 72-
2300020-А-04) при стандартных статических радиусах, указанных изготовителем шин.
109
4.4.2 Тягово-сцепное устройство ТСУ-2В (тяговая вилка короткая)
Рисунок 4.4.1 - Схема вариантов установки ТСУ-2В (тяговой вилки короткой)
Таблица 4.2 - Основные параметры и присоединительные размеры ТСУ-2В
(тяговой вилки короткой)
Типоразмер (исполнение)
ТСУ-2В (тяговая вилка короткая)
1 Вариант
Вилка ИСО
Вилка ГОСТ
2 Место установки
Устройство лифтовое заднее
3 Особенности конструкции
Невращающаяся, с возможностью
изменения положения по высоте
4 Назначение
Для подсоединения и агрегатирова-
ние сельскохозяйственных прицеп-
ных и полуприцепных машин с ходо-
выми колесами, в том числе типа
тракторных полуприцепов
5 Размеры вилки ТСУ, мм:
а) диаметр присоединительного пальца
40
б) высота зева вилки
85
в) глубина зева вилки
70
г) положение вилки 1) для машин с приводом
Крайнее нижнее, как показано на
от заднего ВОМ
рисунке 4.4.1
д) расстояние от торца заднего ВОМ до оси
110
160
присоединительного пальца
6 Прицепное устройство для присоединения к ТСУ:
а) тип
Жесткое, со сцепной петлей
б) вертикальная нагрузка в точке сцепки, кН,
20
не более
в) угол поворота прицепного устройства машины
±60
в горизонтальной плоскости, градусов, не менее
г) тип предохранительного устройства
Цепь страховая (трос) 2)
д) место присоединения предохранительного
Отверстия лифтового устройства
устройства на тракторе
_________________________________________________________________________________________________
1) Рекомендуемое.
2) Принадлежность машины.
ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ВИЛКУ ТСУ-2В В ПОЛОЖЕ-
НИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ЕЁ ТЕЛО ВЫСТУПАЕТ ЗА КРАЙ КРОНШТЕЙНА ТСУ (ВВЕРХ
ИЛИ ВНИЗ) БОЛЕЕ ЧЕМ НА 15 ММ.
110

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности