ТРАКТОР БЕЛАРУС 1022 / 1022.2 / 1022.3 — РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (1022-0000010 РЭ) 2008 год

БЕЛАРУС
1022/1022.2
1022.3
1022-0000010 РЭ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
(Дополнение к Руководству по эксплуатации тракторов
Беларус 1021)
Издание второе, переработанное и дополненное
ГСКБ - МТЗ
2008
2
Настоящее Руководство содержит описание отличительных особенностей кон-
струкции, технических данных и правил эксплуатации сельскохозяйственных колес-
ных тракторов БЕЛАРУС-1022/1022.2/1022.3 от базовой модели БЕЛАРУС-1021.
Тракторы БЕЛАРУС-1022/1022.2/1022.3 предназначены для выполнения в
растениеводстве работ по возделыванию и уборке пропашных культур, зерновых и
технических культур; для выполнения работ в животноводстве и садоводстве; для
выполнения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; для использования в
промышленности и лесном хозяйстве.
Отличия тракторов БЕЛАРУС-1022/1022.2/1022.3 от базовой модели трактора
БЕЛАРУС-1021 состоят в глубокой модернизации трансмиссии. Суть отличий в сле-
дующем:
- в корпусе муфты сцепления (МС) установлен переключаемый под нагрузкой трех-
ступенчатый планетарный редуктор, что обеспечивает трактору двадцать одну ско-
рость вперед и шесть скоростей назад;
- в трансмиссии трактора имеется система принудительной смазки и система очист-
ки масла.
Настоящее Руководство используйте в комплексе с Руководством по эксплуа-
тации БЕЛАРУС-1021.
Отличительные особенности модификаций тракторов указаны в таблице 1.
Таблица 1
Модель дизеля;
номинальная
Колесная
Модель трактора
Отличительные особенности
мощность ди-
формула
зеля, кВт
БЕЛАРУС-1022
Д-245;
4х4
Коробка передач 21х6 с переключени-
77,0
ем 3-х передач без разрыва потока
мощности в пределах каждого диапа-
зона.
БЕЛАРУС-1022.2
Д-245C;
4х4
Коробка передач 21х6 с переключени-
79,0
ем 3-х передач без разрыва потока
мощности в пределах каждого диапа-
зона.
Выброс вредных веществ дизелем со-
ответствуют Правилам ЕЭК ООН
№ 96 (I ступень)
БЕЛАРУС-1022.3
Д-245S2;
4х4
Коробка передач 21х6 с переключени-
81,0
ем 3-х передач без разрыва потока
мощности в пределах каждого диапа-
зона.
Выброс вредных веществ дизелем со-
ответствуют Правилам ЕЭК ООН
№ 96 (II ступень)
3
1. КОРПУС СЦЕПЛЕНИЯ
ГФМ и ГФМ 2-ой и 3-ей передач, а так же
имеет каналы системы смазки для подвода
В корпусе сцепления (рис. 1) расположе-
потока масла к игольчатым подшипникам
ны:
сателлитов, к первичному валу КП и для
- трехступенчатый планетарный редук-
охлаждения фрикционных дисков ГФМ.
тор с гидроподжимными фрикционны-
На корпусе МС установлен распредели-
ми муфтами (ГФМ).
тель (4) (рис. 2) с тремя пропорциональ-
На корпусе сцепления расположены:
ными клапанами (1), (2) и (3), обеспечи-
- распределитель (рис. 2).
вающими включение и отключение ГФМ.
- привод насосов гидросистемы транс-
При нажатии на кнопку включается толь-
миссии (рис. 3)
ко один из трех пропорциональных клапа-
Планетарный редуктор, управляемый
нов. Включение двух пропорциональных
ГФМ, предназначен для получения трех
клапанов одновременно невозможно, т.к.
скоростей, переключаемых под нагрузкой
при включении одного из трех пропор-
в каждой из 7 передач, включаемых в ко-
циональных клапанов предыдущий от-
робке передач КП.
ключается.
Планетарный редуктор с ГФМ состоит из
вала (1) (рис. 1), соединенного с диском
ВНИМАНИЕ!
ведомым муфты сцепления (МС) и води-
1) Производить запуск двигателя
лом (16), на трех осях (13) которого уста-
только с положением рычага короб-
новлены игольчатые подшипники (14) и
ки передач в положении
«Ней-
три 2-х венцовых сателлита (12), входящих
траль».
в зацепление с солнечными шестернями
2) После запуска двигателя автома-
(11), (17) и короной шестерней (18), соеди-
тически включается один из про-
ненной с первичным валом КП.
порциональных клапанов, о чем
Солнечная шестерня (17) (рис. 1), установ-
свидетельствует показания индика-
ленная на валу (15), связана посредством
тора на приборном щитке.
муфты (4) с фрикционными дисками (25)
блокировочной ГФМ и фрикционным дис-
ком (23) ГФМ 3-ей передачи, расположен-
ной в корпусе (8) и содержащей поршень
(7), фрикционный диск (23), упорный диск
(6) и отжимные пружины (22).
Солнечная шестерня (11) связана с фрик-
ционными дисками (20) ГФМ 2-ой переда-
чи, расположенной в корпусе (8) и содер-
жащей поршень (9), фрикционные диски
(20), упорный диск (10) и отжимные пру-
жины (19).
На валу (1) установлен корпус (2) блоки-
ровочной ГФМ, содержащей поршень (3),
фрикционные диски (25), ведущие диски
(24), упорный диск (5) и отжимные пружи-
ны (26).
Корпус (8), установленный в корпусе МС,
имеет каналы системы управления для
подвода потока масла в блокировочную
4
5
При включении пропорционального клапа-
При выключении пропорциональных кла-
на (3) (рис.2) (1-ая передача) происходит
панов перекрывается подача потока мас-
отключение предыдущего клапана, поток
ла из общей системы управления в рабо-
масла из общей системы управления по ка-
чие полости поршней (3),(7),(9) (рис. 1) и
налу корпуса (8) (рис. 1) направляется в ра-
соединяют их со сливом. Под действием
бочую полость поршня (3) блокировочной
отжимных пружин (19),(22),(26) поршни
ГФМ, который сжимает пакет фрикцион-
возвращаются в первоначальное положе-
ных дисков (25), в результате чего вал (1) и
ние, размыкая фрикционные диски (20),
солнечная шестерня (17) блокируются, и
(23), (25). В результате разблокируются
начинают вращаться как одно целое. Вме-
звенья планетарного редуктора, нахо-
сте с ними, как одно целое, вращаются во-
дившиеся в заблокированном положении.
дило (16) с сателлитами
(12), солнечная
шестерня (11) и коронная шестерня (18).
Таким образом частота вращения дизеля
передается на первичный вал КП без изме-
нений.
При включении пропорционального клапа-
на (2) (рис.2) (2-ой передачи) происходит
отключение предыдущего клапана, поток
масла из общей системы управления по ка-
налу корпуса (8) (рис. 1) направляется в ра-
бочую полость поршня (9) ГФМ
2-ой пе-
редачи, который прижимает фрикционные
диски (20) к упорному диску (10), в резуль-
тате чего солнечная шестерня (11), забло-
кированная на корпус (8), останавливается,
Рис.2 Распределитель:
а вращаемые водилом (16) 2-х венцовые
1, 2, 3-пропорциональные клапаны;
сателлиты (12), обегая вокруг солнечной
4-гидрораспределитель.
шестерни (11), ускоряют вращение корон-
ной шестерни (18), изменяя частоту враще-
ния первичного вала КП.
При включении пропорционального клапа-
Масляный насос (рис.3) гидросистемы
на (1) (рис.2) (3-ей передачи) происходит
трансмиссии
- шестеренчатый, левого
отключение предыдущего клапана, поток
вращения. Привод насоса гидросистемы
масла из общей системы управления по ка-
трансмиссии - постоянного действия, не-
налу корпуса (8) (рис.1) направляется в ра-
зависимый от муфты сцепления. Привод
бочую полость поршня (7) ГФМ
3-ей пе-
насоса (рис.3) состоит из шестерни (5),
редачи, который прижимает фрикционный
вала (4) установленного в корпусе (3) на
диск (23) к упорному диску (6), в результа-
подшипниках (6), и (2), который через
те чего заблокированые на корпус (8) муф-
шлицевое соединение приводит во вра-
та (4), вал (15) и солнечная шестерня (17)
щение вал насоса (1).
останавливаются, а вращаемые водилом
(16)
2-х венцовые сателлиты (12), обегая
вокруг солнечной шестерни (17), ускоряют
вращение коронной шестерни (18), изменяя
частоту вращения первичного вала КП.
6
Рис. 3 Привод насоса:
1 - масляный насос; 2 - подшипник; 3 - корпус; 4 - вал; 5 - шестерня; 6 - подшипник.
7
2. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробка передач обеспечивает переключе-
синхронизатор (21) 1-ого диапазона и диапазона
ние с помощью синхронизаторов четырех
заднего хода, ведущая шестерня (14) и ведомая
диапазонов движения вперед и одного диа-
шестерня (17) привода ходоуменьшителя (ГХУ
пазона движения назад на первой (второй)
или МХУ) и свободно вращающиеся ведущая
ступени редуктора.
шестерня (20) 1-ого диапазона и ведущая шес-
Переключение ступеней редуктора осуще-
терня (19) диапазона заднего хода.
ствляется подвижной шестерней.
Ведомая шестерня (16) привода (18) ПВМ нахо-
КП состоит из первичного вала (25) (рис.
диться в постоянном зацеплении с ведущей шес-
4), вторичного вала
(9), промежуточного
терней (13) 2-ой ступени редуктора.
вала (22), вала 1-ого диапазона и заднего
Механизм переключения диапазонов состоит из
хода (15), встроенного в корпус КП приво-
рычага переключения 1-ой и 2-ой ступени редук-
да переднего ведущего моста (ПВМ) (18) и
тора КП, рычага переключения диапазонов,
механизма переключения диапазонов
(2)
крышки механизма переключения диапазонов (2)
(рис. 5).
(рис. 5), корпуса вилок (3), валика (25) с вилкой
На первичном валу (25) (рис. 4) установле-
(26), входящей в паз ведущей шестерни (12) (рис.
ны свободно вращающиеся ведущая шес-
4) 1-ой ступени редуктора, и валика (20) (рис. 5) с
терня (1) 3-его диапазона и двухвенцовая
вилкой (19), входящей в паз подвижной каретки
ведущая шестерня (4) 2-ого диапазона (она
синхронизатора (21) (рис. 4) 1-ого диапазона и
же ведомая шестерня диапазона заднего
заднего хода.
хода), а также соединенные с ним непод-
Крышка (2) (рис. 5) состоит из сферических опор
вижно шестерня (5), синхронизатор (2) 2-
(10), подпружиненных вилок
(8) рычага пере-
ого и 3-его диапазонов и синхронизатор (6)
ключения 1-ой и 2-ой ступеней редуктора и ры-
4-ого диапазона.
чага переключения диапазонов (9), рычага (7),
Вторичный вал (9) выполнен заодно целое
соединенного трубчатым валом (6) с рычагом (5)
с ведомой шестерней (7) 1-ой ступени ре-
и вилки (11), соединенной подпружиненным ва-
дуктора, а так же на нем установлены не-
лом (4) с рычагом (24).
подвижно ведомая шестерня (8) 2-ой сту-
Корпус вилок (3) состоит из подпружиненных
пени редуктора (она же ведущая шестерня
шариков (12) для фиксации поводков (13)-(16) в
синхронного привода заднего вала отбора
нейтральном и включенных положениях, шари-
мощности (ВОМ) и ведущая шестерня (10)
ков (22) с толкателем (23) блокировки включения
главной пары (ГП) заднего моста (малая
диапазонов и ступеней редуктора, поводка (16) с
коническая шестерня).
поводком (21) включения 1-ого диапазона и диа-
На промежуточном валу (22) установлены
пазона заднего хода. Переключение диапазонов и
свободно вращающаяся ведущая шестерня
ступеней редуктора осуществляется согласно
(13) 2-ой ступени редуктора (она же ведо-
схеме (рис. 6).
мая шестерня синхронного привода заднего
Для включения 1-ой ступени редуктора рычаг пе-
ВОМ) и промежуточная двухвенцовая шес-
реключения ступеней редуктора перемещают
терня (11), скользящая по шлицам вала ве-
вперед. При этом вилка (8) (рис. 5) воздействуют
дущая шестерня (12) 1-ой ступени редукто-
на рычаг (7), поворачивающий трубчатый вал (6)
ра и соединенные неподвижно с валом ве-
и связанный с ним рычаг (5). Рычаг (5) переме-
домая шестерня (24) 3-его диапазона (она
щает вперед поводок (13) с поводком (18), валик
же ведомая шестерня 1-ого диапазона), ве-
(25) с вилкой (26). Вилка (26) перемещает веду-
домая шестерня (23) 2-ого диапазона.
щую шестерню (12) (рис. 4) по шлицам промежу-
На валу (15) 1-ого диапазона и диапазона
точного вала (22) и вводит её в зацепление с ве-
заднего хода установлены неподвижно
домой шестерней (7) 1-ой ступени редуктора.
8
Рис.4 Коробка передач:
1 - ведущая шестерня 3-его диапазона; 2 - синхронизатор 2-ого и 3-его диапазонов; 3 - вилка;
4 - ведущая шестерня 2-ого диапазона (ведомая шестерня диапазона заднего хода); 5 - шестерня;
6 - синхронизатор 4-ого диапазона; 7 - ведомая шестерня 1-ой ступени редуктора; 8 - ведомая шес-
терня 2-ой ступени редуктора; 9 - вторичный вал; 10 - ведущая шестерня ГП (малая коническая шес-
терня); 11 - промежуточная двухвенцовая шестерня; 12 - ведущая шестерня 1-ой ступени редуктора;
13 - ведущая шестерня 2-ой ступени редуктора (ведомая шестерня синхронного привода заднего
ВОМ); 14 - ведущая шестерня привода ходоуменьшителя (ХУ) (ГХУ или МХУ); 15 - вал 1-ого диа-
пазона и заднего хода; 16 - ведомая шестерня привода ПВМ; 17 - ведомая шестерня привода ХУ
(ГХУ или МХУ); 18 - привод ПВМ; 19 - ведущая шестерня диапазона заднего хода; 20 - ведущая
шестерня 1-ого диапазона; 21 - синхронизатор 1-ого диапазона и диапазона заднего хода; 22 - про-
межуточный вал; 23 - ведомая шестерня 2-ого диапазона; 24 - ведомая шестерня 3-его диапазона (ве-
домая шестерня 1-ого диапазона); 25 - первичный вал.
9
Рис.5 Механизм переключения КПП
1 - пружина; 2 - крышка механизма переключения диапазонов; 3 - корпус вилок; 4 - под-
пружиненный вал; 5 - рычаг; 6 - трубчатый вал; 7 - рычаг; 8 - подпружиненная вилка рыча-
га переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора; 9 - подпружиненная вилка рычага пере-
ключения диапазонов; 10 - сферические опоры; 11 - вилка; 12 - подпружиненные шарики
фиксации поводков; 13 - 16 - поводки корпуса вилок; 17 - вилка;
18 - поводок; 19 - вилка;
20 - валик; 21 - поводок; 22 - шарики блокировки включения диапазонов и ступеней редук-
тора; 23 - толкатель; 24 - рычаг; 25 - валик; 26 - вилка.
10
В этом случае вращение от промежуточно-
«Нейтраль» переместить в крайнее правое
го вала (22) на вторичный вал (9) передает-
положение и, удерживая его там, перемес-
ся с замедлением, большим чем при вклю-
тить вперед в положение «Включен 1-ый
чении 2-ой ступени редуктора.
диапазон» или назад в положение «Вклю-
Для включения
2-ой ступени редуктора
чен диапазон заднего хода».
рычаг переключения ступеней редуктора
В этом случае вилка (11) (рис. 5), сжимая
перемещают назад. Тогда поводок
(13)
пружину (1), перемещает вал (4) с рычагом
(рис. 5) из положения «Включена 1-ая сту-
(24) в крайнее левое положение. Рычаг (24)
пень редуктора» переместится в положение
входит в паз поводка (16) и при движении
«Включена 2-ая ступень редуктора», а ве-
вперед перемещает поводок (16) с повод-
дущая шестерня (12) (рис. 4), перемещаясь
ком (21) из положения «Нейтраль» в поло-
по шлицам промежуточного вала (22), вхо-
жение «Включен 1-ый диапазон», а при
дит в зацепление с ведущей шестерней (13)
движении назад - в положение «Включен
2-ой ступени редуктора, находящейся в по-
диапазон заднего хода».
стоянном зацеплении с ведомой шестерней
При движении вперед, поводок (21), воз-
(8) 2-ой ступени редуктора.
действуя на валик (20) с вилкой (19), пере-
В этом случае вращение от промежуточно-
мещает подвижную каретку синхронизато-
го вала (22) на вторичный вал (9) переда-
ра (21) (рис. 4) из положения «Нейтраль» в
ется с замедлением меньшим, чем при
положение «Включен 1-ый диапазон», ко-
включении 1-ой ступени редуктора.
торая замыкает вал (15) с ведущей шестер-
ней (20) 1-ого диапазона, и вращение от
Внимание! В редукторе КП отсутст-
первичного вала (25) передается на проме-
вует нейтральное положение ведущей
жуточный вал (22) через шестерни (5), (11),
шестерни (13) (рис. 4) 1-ой ступени
(14), (20) и (24).
редуктора, поэтому в редукторе все-
гда включена или 1-ая или 2-ая сту-
пень редуктора.
В положениях «Включена 1-ая ступень ре-
дуктора» или «Включена 2-ая ступень ре-
дуктора» поводок (13) (рис. 5) фиксируется
подпружиненным шариком (12). При пере-
мещении поводка (13) в положение «Вклю-
чена 1-ая ступень редуктора» блокировоч-
ные шарики (22) закатываются в лыску по-
водка (14) включения 4-ого диапазона, бло-
кируя возможность включения 4-ого диапа-
зона на 1-ой ступени редуктора.
Рычаг переключения диапазонов при вы-
ключенных диапазонах всегда находятся в
нейтральном положении, которое обеспе-
чивается подпружиненным валом (4) (рис.
5).
Для включения 1-ого диапазона или диа-
пазона заднего хода необходимо рычаг
переключения диапазонов из положения
11
12
При движении назад поводок (21) (рис. 5)
Вилка (3) перемещает из положения «Ней-
через валик (20) с вилкой (19) перемещает
траль» подвижную каретку синхронизатора
из положения
«Нейтраль» в положение
(2), которая замыкает первичный вал (25) с
«Включен диапазон заднего хода» подвиж-
ведущей шестерней (1) 3-его диапазона, и
ную каретку синхронизатора (21) (рис. 4),
вращение от первичного вала (25) на про-
которая замыкает вал (15) с ведущей шес-
межуточный вал (22) передается через шес-
терней (19) диапазона заднего хода, и вра-
терни (1) и (24).
щение от первичного вала (25) на проме-
Поводок (15) (рис. 5) имеет три фиксиро-
жуточный вал (22) передается через шес-
ванных положения: «Нейтраль», «Включен
терни (5), (11), (14), (19), (24) и (23).
2-ой диапазон» и
«Включен 3-ий диапа-
Поводок (16) (рис. 5) имеет три фиксиро-
зон», обеспеченных подпружиненным ша-
ванных положения «Нейтраль», «Включен
риком (12). Если поводок (15) находится в
1-ый диапазон» и «Включен диапазон зад-
одном из включенных положений, то бло-
него хода», обеспеченных подпружинен-
кировочные шарики (22) фиксируют пере-
ным шариком (12). Если поводок (16) на-
мещение поводка (16) 1-ого диапазона и
ходится в одном из включенных положе-
заднего хода и фиксируют перемещение
ний, то блокировочные шарики (22) фикси-
поводка (14) 4-ого диапазона.
руют перемещение поводка (15) 2-ого и 3-
Для включения 4-ого диапазона рычаг пе-
его диапазона, а через толкатель (23) и бло-
реключения диапазонов необходимо из по-
кировочные шарики (22) фиксируется пе-
ложения
«Нейтраль» переместить в край-
ремещение поводка 4-ого диапазона (14).
нее левое положение и, удерживая его там,
Для включения 2-ого и 3-его диапазонов
переместить назад в положение «Включен
рычаг диапазонов перемещают из положе-
4-ый диапазон». Вилка (17) (рис. 5) пере-
ния «Нейтраль» назад в положение «Вклю-
мещает назад из положения «Нейтраль» в
чен 2-ой диапазон» или вперед в положе-
положение «Включен 4-ый диапазон» под-
ние «Включен 3-ий диапазон».
вижную каретку синхронизатора (6) (рис.
При включении 2-ого диапазона вилка (11)
4), которая замыкает первичный вал (25) и
(рис. 5) через вал (4) с рычагом (24) пере-
вторичный вал (9) напрямую, и вращение
мещает из положения «Нейтраль» поводок
от первичного вала (25) на вторичный вал
(15) с вилкой (3) (рис. 4) назад в положение
(9) передается без изменения.
«Включен 2-ой диапазон». Вилка (3) пере-
Поводок (14) (рис. 5) имеет два фиксиро-
мещает из положения «Нейтраль» в поло-
ванных положения «Нейтраль» и «Включен
жение «Включен 2-ой диапазон» подвиж-
4-ый диапазон», обеспеченных подпружи-
ную каретку синхронизатора (2), которая
ненным шариком (12). Если поводок (14)
замыкает первичный вал (25) с ведущей
находится во включенном положении, то
шестерней (4) 2-ого диапазона, и вращение
блокировочные шарики (22) фиксируют пе-
от первичного вала (25) на промежуточный
ремещение поводка (15) 2-ого и 3-его диа-
вал (22) передается через шестерни (4) и
пазонов, а через толкатель (23) и блокиро-
(23).
вочные шарики (22) фиксируется переме-
При включении 3-его диапазона вилка (11)
щение поводка (16) 1-ого диапазона и зад-
(рис. 5) через вал (4) с рычагом (24) пере-
него хода.
мещает вперед из положения
«Ней-
траль» в положение «Включен 3-ий диапа-
Внимание! Включение 4-ого диапазона
зон» поводок (15) с вилкой (3) (рис. 4).
передачи возможно только при включе-
нии 2-ой ступени редуктора.
13
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ
ПЕРЕДАЧ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО РЕ-
ДУКТОРА
Управление переключением передач трех-
Т - тяжелый, который устанавливается ме-
ступенчатого редуктора с гидроподжим-
тодом кольцевого перебора нажатием на
ными фрикционными муфтами осуществ-
кнопку, расположенную с обратной сторо-
ляется электронно-гидравлической систе-
ны табло. Режим работы устанавливается
мой управления.
водителем в зависимости от выполняемой
Электрическая часть системы управления
по энергоемкости работы.
переключением передач редуктора (рис. 7)
При нормальной работе системы символ
состоит из установленных в кабине элек-
включенной передачи высвечивается на
тронного блока (4), расположенного справа
табло желтым цветом. Если электрическая
от водителя, рычага (2) переключения диа-
цепь электромагнита какой-либо передачи
пазонов с рукояткой и расположенными на
оборвана
(обрыв проводов или обмотки
ней кнопками переключения передач, табло
электромагнита, плохой контакт в разъе-
(1) индикации включенной передачи, рас-
мах), то его символ на табло светится жел-
положенного справа от щитка приборов,
тым мигающим цветом. При коротком за-
жгута (3), соединяющего между собой эле-
мыкании в цепи электромагнита символ со-
менты системы в кабине и подающего пи-
ответствующей передачи высвечивается
тание в систему с блока (10) предохраните-
красным мигающим цветом. В этом случае
лей (рис. 10). Пропорциональные клапаны
срабатывает защита - снимается электриче-
с электромагнитным управлением (9), (10),
ский сигнал с электромагнита пропорцио-
(11)
(соответственно, включения передач
нального клапана и движение на данной
H, M, L) расположены на плите на транс-
передаче невозможно. При несрабатывании
миссии под кабиной. Напротив пропорцио-
соответствующего дискретного датчика (5),
нальных клапанов с электромагнитным
(6) или (7) давления после включения элек-
управлением (9), (10), (11) (на выходе) на
тромагнита пропорционального клапана (9),
плите установлены датчики (5), (6), (7) дав-
(10) или (11), символ передачи на табло вы-
ления. Жгутом (8) пропорциональные кла-
свечивается зеленым мигающим цветом.
паны с электромагнитным управлением (9),
Такая индикация присутствует при нерабо-
(10),
(11), датчики
(5),
(6),
(7) давления,
тающем дизеле, когда в гидросистеме нет
расположенные на трансмиссии, соединены
давления. При работающем дизеле отсутст-
со жгутом (3) по кабине. Переключение пе-
вие подтверждающего сигнала с датчика
редач редуктора осуществляется кнопками
(5), (6) или (7) давления при наличии элек-
на рукоятке рычага (2). Последовательное
трического сигнала на электромагните со-
нажатие на кнопку с символом «заяц» («+»)
ответствующего пропорционального кла-
обеспечивает последовательное переклю-
пана может быть связано с обрывом в цепи
чение передач редуктора в сторону их уве-
датчика, неисправностью датчика или зави-
личения, а на кнопку с символом
«чере-
санием золотника пропорционального кла-
паха»
(«-») - в сторону уменьшения. Сим-
пана в закрытом положении. При зависании
вол включенной передачи
(L
- низшая
золотника движение на данной передаче
(первая), M - средняя (вторая), H - высшая
невозможно. Если трактор движется под
(третья) индицируется на табло 1.
нагрузкой, то необходимо проверить ис-
На табло
(1) также индицируется ре-
правность цепи к соответствующему датчи-
жим работы: Л - легкий, С - средний,
ку и сам датчик.
14
15
Если при переключении передач система об-
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИ-
наруживает давление в гидролинии выклю-
РОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА
(БД)
ЗАДНЕГО МОСТА
чаемой передачи
(завис золотник пропор-
ционального клапана в открытом положе-
Управление БД заднего моста осуществля-
нии), то на табло загорается зеленым ми-
ется электрогидравлической системой.
гающим цветом знак «!» и включается зум-
Электрическая часть системы управления
мер, который находится с обратной стороны
БД заднего моста входит в объединенную
пульта управления (9) (рис. 10). При этом
систему управления БД, ПВМ (передним
обесточиваются все электромагниты. Даль-
ведущим мостом) и ВОМ (валом отбора
нейшее движение трактора возможно только
мощности). Она состоит из установленных
на «зависшей» передаче.
в кабине справа от водителя на пульте
При повышении напряжения в бортовой сети
управления (9) (рис. 10) клавишного пере-
свыше 18.5 В на табло высвечивается ми-
ключателя (4), контрольной лампы (5), и
гающим красным цветом буква «U» и систе-
реле, расположенных внутри пульта. Дан-
ма отключается.
ные органы управления соединены жгутом
Предусмотрено уменьшение яркости инди-
(1) по кабине объединенной системы
кации табло при включении габаритов.
управления БД, ПВМ и ВОМ, который со-
После подачи напряжения в систему при
единен со жгутом по трансмиссии
(14).
пуске дизеля включается пропорциональный
Жгут (14) подсоединен к электрогидрорас-
клапан с электромагнитным управлением той
пределителю (17) включения БД, дискрет-
передачи, которая была включена перед глу-
ному датчику давления (19), датчику (22)
шением дизеля.
угла поворота направляющих колес, распо-
Электрическая схема соединений системы
ложенному в левом редукторе ПВМ.
управления трехступенчатым редуктором
Объединенная система запитана от борто-
приведена на рис. 8.
Гидравлическая часть системы управления
вой электросети через щиток предохрани-
представлена на рис. 9. При включении насо-
телей (10). Напряжение питания системы в
са Н масло всасывается через магнитный
щиток предохранителей поступает после
фильтр МФ и через фильтр тонкой очистки
запуска двигателя через одноклемный разъ-
А1 с тонкостью 25 мкм поступает на распре-
ем, соединяющий «провод серый с прово-
делители А2 и А4. Распределитель А2 пред-
дом черным» (см. рис.10).
назначен для управления узлом передач А3,
Переключатель (4) имеет три положения:
состоящим из муфт включения передач
• Блокировка автоматическая
МФ1…МФ3, а также для смазки приводного
(верхнее фиксированное);
вала муфты сцепления, первичного вала ко-
• Блокировка принудительная
робки передач, вала пониженных передач и
(нижнее нефиксированное);
ПВМ. Управление узлом передач А3 осуще-
• Блокировка отключена (среднее фикси-
ствляется пропорциональными клапанами
рованное).
Р1…Р3 золотникового типа с управлением от
В положении переключателя (4) «Автомати-
электромагнитов, а необходимое давление
ческое управление БД» происходит включе-
смазки обеспечивается клапанами КД1 и
ние электрогидрораспределителя (17), кото-
КД2, настроенными на давление 1,0 МПа и
рый направляет поток масла в муфту БД и
0,2 МПа соответственно.
блокирует дифференциал. Разблокирование
Гидрораспределитель секционный А4 пред-
происходит автоматически при повороте на-
ставляет собой три секции гидрораспредели-
правляющих колес на угол свыше 13º (сра-
теля Р4…Р6, каждый из которых управляет
батывании датчика 22), или при нажатии на
определенным узлом. Датчики Д1…Д7 сиг-
обе, либо любую из педалей тормозов (сра-
нализируют о включении соответствующего
батывании, соответственно, датчиков левого
узла.
(13), или правого тормозов).
16
17
Рис. 9 Схема гидравлическая трансмиссии:
Б1 - картер трансмиссии; А1 - фильтр 77-4637250; Н - насос шестеренчатый; Ф - фильтроэлемент;
А2 - распределитель; КП - клапан сигнализатор; А3 - узел передач; А4 - распределитель секцион-
ный; Д1…Д7 - датчики давления; КД1 - клапан управления; КД2 - клапан смазки; Р1…Р3 - клапан
пропорциональный; МФ1…МФ3 - муфта включения передач КП; Р4…Р6 - секция распределителя;
МФ - фильтр магнитный; МЗ - маслозаборник; ГПА - гидропневмоаккумулятор.
18
В положении переключателя (4) «Блоки-
В положении переключателя (2) «ПВМ
ровка отключена» на электромагнит
выключен» к электрогидрораспредели-
электрогидрораспределителя (17) не по-
телю (16) не подается питание, муфта
дается напряжение, муфта БД соединена
привода ПВМ сообщена со сливом и
со сливом, дифференциал разблокиро-
привод ПВМ выключен.
ван.
В положении переключателя (2) «Авто-
При необходимости кратковременного
матическое управление ПВМ» привод
блокирования задних колес, в том числе
ПВМ автоматически
включает-
и при повороте, необходимо нажать и
ся/выключается при движении с помо-
удерживать переключатель (4) в положе-
щью датчика (21), подающего сигнал
нии «Блокировка принудительная». Бло-
включения/выключения в зависимости
кировка сохраняется на время удержания
от буксования к электромагниту элек-
переключателя в указанном положении, а
трогидрораспределителя
(16), направ-
при отпускании переключателя происхо-
ляющего поток масла под давлением к
дит его возврат в положение «Блокиров-
муфте привода ПВМ. При установке пе-
ка отключена».
реключателя
(2) в положение
«ПВМ
Загорание сигнализатора
(лампы)
(5)
включен принудительно» привод ПВМ
включения БД происходит при срабаты-
включен принудительно независимо от
вании дискретного датчика (19) давле-
буксования.
ния, который при наличии давления в
Автоматическое включение привода
напорной магистрали 0,6…0,8 МПа за-
ПВМ, независимо от положения пере-
мыкает его электрическую цепь.
ключателя (2), происходит при нажатии
на сблокированные педали тормозов
ВНИМАНИЕ!
(срабатывании одновременно датчиков
При включенной блокировке диф-
левого (13) и правого тормозов). Сигнал
ференциала скорость движения
от датчика правого тормоза, который
трактора не должна превышать 12
является как сигналом для включения
км/ч.
стоп-сигналов, так и для системы вклю-
Запрещена работа трактора на
чения ПВМ при торможении, поступает
транспорте на дорогах с твердым
по жгуту (11) через одноклемный разъ-
покрытием с постоянно включенной
ем, который соединяет два зеленых про-
блокировкой дифференциала.
вода (см. рис. 10 «провода зеленые»).
Регулировка датчика левого тормоза
5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИ-
(13) производится после регулировки
ВОДОМ ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО
тормозов путем подгибки рычага (12) до
МОСТА (ПВМ)
момента размыкания контактов данного
Управление приводом ПВМ осуществля-
датчика в исходном (верхнем) положе-
ется электрогидравлической системой.
нии педали левого тормоза.
Клавишный переключатель (2) управле-
Загорание сигнализатора
(лампы)
(3)
ния приводом ПВМ (рис. 10) имеет три
включения ПВМ происходит при сраба-
положения:
тывании дискретного датчика (18) дав-
«Автоматическое
управление
ления, который при наличии давления в
ПВМ» (верхнее фиксированное);
напорной магистрали 0,6…0,8 МПа за-
«ПВМ включен принудительно»
мыкает его электрическую цепь.
(нижнее фиксированное);
«ПВМ выключен» (среднее фик-
сированное).
19
ВНИМАНИЕ!
Загорание сигнализатора
(лампы)
(7)
При нажатии на сблокирован-
включения привода ВОМ происходит
ные педали тормозов включается
при срабатывании дискретного датчика
привод ПВМ независимо от поло-
(20) давления, который при наличии
жения переключателя 2.
давления в напорной магистрали
При работе на дорогах с твер-
0,6…0,8 МПа замыкает его электриче-
дым покрытием ВЫКЛЮЧАЙТЕ
скую цепь.
ПВМ (среднее положение клави-
Для отключения заднего ВОМ необхо-
ши переключателя 2) во избежа-
димо перевести переключатель 6 в по-
ние повышенного износа шин пе-
ложение «Задний ВОМ отключен» (на-
редних колес и деталей привода.
жать на рифленую часть переключате-
При работе трактора в режиме
ля). При этом контакты реле размыка-
реверса пользуйтесь только прину-
ются, электрогидрораспределитель (15)
дительным включением ПВМ. ЗА-
обесточивается, золотник возвращается
ПРЕЩАЕТСЯ принудительное
в исходное положение, безштоковая по-
включение ПВМ при скорости дви-
лость гидроцилиндра соединяется со
жения трактора свыше 15 км/ч.
сливом, масло подается в штоковую по-
лость, привод заднего ВОМ выключает-
6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАД-
ся.
НИМ ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНО-
При останове двигателя задний ВОМ
СТИ (ВОМ)
автоматически отключается. Поэтому
после следующего запуска двигателя
Управление ВОМ осуществляется элек-
для включения привода заднего ВОМ
трогидравлической системой (рис 10, 11).
необходимо нажать на кнопочный вы-
Клавишный переключатель (6) управле-
ключатель (8) (повторить операции по
ния ВОМ (рис. 10) имеет два положения:
пуску ВОМ).
• включение привода заднего ВОМ
(нажать на гладкую часть пере-
ключателя);
• задний ВОМ отключен (нажать на
рифленую часть переключателя).
Для включения привода заднего ВОМ
при работающем двигателе переключа-
тель (6) перевести в положение «Вклю-
чение привода заднего ВОМ», а затем
нажать на кнопочный выключатель (8)
пуска заднего ВОМ и отпустить его. При
этом контакты реле, расположенного
внутри пульта управления (9), замыка-
ются и на электромагнит электрогидро-
распределителя
(15) подается напряже-
ние бортовой сети; золотник электрогид-
рораспределителя перемещается и масло
под давлением подается в безштоковую
полость гидроцилиндра управления зад-
ним ВОМ, а штоковая полость соединя-
ется со сливом.
20
21
22
7. ГИДРОСИСТЕМА ТРАНСМИССИИ
Гидросистема трансмиссии (рис. 12) предназначена для переключения передач КП
под нагрузкой, управления приводом ПВМ, ВОМ и блокировкой дифференциала ЗМ,
фильтрации масла и смазки подшипников трансмиссии.
Гидросистема состоит из емкости для масла в виде картера трансмиссии, маслоза-
борника, магнитного фильтра, насоса НШ10Б-3Л, напорного фильтра с тонкостью
фильтрации 25 мкм распределителя со встроенными клапанами управления и смазки.
7.1 Фильтры магнитный (всасывающий) и напорный
Фильтр магнитный (рис. 15) для грубой очистки масла установлен справа по ходу
трактора на корпусе коробки передач перед насосом - очищает весь поток масла на
входе в насос. Фильтр соединен шпильками с маслозаборником и состоит из корпуса
в который ввернута пробка с магнитным уловителем.
Фильтр напорный (рис. 14) установлен на кронштейне справа по ходу трактора на
корпусе коробки передач после насоса - очищает поток масла подаваемого к распре-
делителю управления и смазки трансмиссии. Фильтр состоит из съемного кожуха 2,
вворачиваемого в корпус 5 с входным и выходным отверстиями. Внутри кожуха рас-
положен фильтроэлемент 3, поджимаемый пружиной 1 к магнитному уловителю и
втулке 6. В корпусе 5 установлен клапан сигнализатор 7 оповещающий о засоренно-
сти фильтроэлемента. Начало срабатывания клапана происходит при давлении
0,4…0,45 МПа.
ВНИМАНИЕ: При замене фильтроэлемента магнит достать, очистить и установить
с новым фильтроэлементом.
7.2 Распределитель гидросистемы трансмиссии
Распределитель гидросистемы трансмиссии (рис. 13) предназначен для управления
фрикционными муфтами КП и смазки подшипников трансмиссии, а также для под-
держания давления в гидросистеме трансмиссии. Распределитель установлен на
верхней плоскости корпуса муфты сцепления. В корпусе распределителя 1 ввернуты
три пропорциональных клапана 2 для управления тремя передачами КП, три датчика
давления 3 во фрикционах КП, а также клапана управления и смазки для настройки
давления в системе. Масло от клапана управления 4 под давлением 1…1,2 МПа по-
ступает в линию управления узлами трансмиссии. Масло от клапана смазки 5 отре-
гулировано на давление 0,2…0,25 МПа поступает на смазку КП, узлов передач ВОМ,
дифференциала и конечных передач заднего моста. Избыточное масло прошедшее
через клапан смазки отводится на слив в корпус трансмиссии. Для регулировки дав-
ления в системе смазки предусмотрены регулировочные шайбы 6. При малом давле-
нии в системе количество шайб увеличить и наоборот.
7.3 Техническое обслуживание магнитного (всасывающего) фильтра.
Операция ТО Очистка магнитного уловителя.
Выполняется через каждые 250 часов работы трактора.
• Из корпуса фильтра 2 (рис. 15) выверните вместе с пробкой 1 магнитный улови-
тель 3, очистите его, и заверните его обратно вместе с пробкой 1.
23
Рис. 12 Расположение элементов гидросистемы смазки трансмиссии
1 - напорный фильтр с фильтроэлементом; 2 - от магнитного фильтра на всасывании к на-
сосу гидросистемы трансмиссии; 3 - фильтр магнитный; 4 - от напорного фильтра к рас-
пределителю управления АБД, ВОМ, ПВМ; 5 - от напорного фильтра к распределителю; 6 -
от насоса гидросистемы трансмиссии к напорному фильтру; 7 - от распределителя на смаз-
ку ПВМ; 8 - от распределителя на смазку кардана переднего ведущего моста; 9 - от распре-
делителя к гидропневмоаккумулятору; 10 -распределитель управления КПП; 11 - маслоза-
борник; 12 - датчик давления; 13 - гидропневмоаккумулятор.
24
Рис. 13 Распределитель гидросистемы трансмиссии
1 - корпус; 2 - датчик давления; 3 - пропорциональный клапан; 4 - клапан управления;
5 - клапан смазки; 6 - шайбы регулировочные.
25
Рис. 14 Фильтр напорный
1 - пружина; 2 - кожух; 3 - фильтроэлемент; 4 - постоянный магнит; 5 - корпус;
6 - втулка; 7 - клапан сигнализатор.
Рис. 15 Фильтр магнитный
1 - пробка; 2 - корпус; 3 - магнитный уловитель.
26
8. КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ
Комбинация приборов
Включает в себя шесть указателей с сигналь-
ными лампами
Указатель давления масла в гидросистеме
трансмиссии - (1). Шкала указателя имеет
три зоны:
- рабочая — от 800 до 1500 кПа
(8... 15 кгс/см2);
- аварийные (две) — от 0 до 800 кПа
2
(0...8, кгс/см
) и от 1500 до 1800 кПа
(15... 18 кгс/см2);
(2) - сигнальная лампа аварийного давления
масла в системе смазки на трансмиссии - не
используется.
Назначение и принцип работы остальных
указателей комбинации приборов аналогич-
ны БЕЛАРУС-1021 и представлены в РЭ
1021-0000010, прилагаемому к тракторам
БЕЛАРУС-1022.
Рис. 16
Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности