Трактор Беларус 1525.4. Руководство — часть 15

БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Установка карданного вала
Номинальная
Тип карданно-
Сцепное
Тип хвостовика
длина карданно-
Стандарт
го вала
устройство
го вала, мм
НУ-3
ВОМ 1С, 1, 3
610; 710
ТСУ-1Ж
ВОМ 1С, 1, 2
510
«10» или «40»
ТСУ-1
ГОСТ
ВОМ 3
710
ТСУ-3В
«20» или «50»
ТСУ-2
ВОМ 1С, 1, 2, 3
710
Установка карданного вала с
защитным кожухом в паре с
защитным козырьком ВОМ
обеспечивают безопасность
соединения.
Концевые вилки должны на-
ходиться в одной плоскости
Угол (град. не более)
наклона карданных
шарниров
ВОМ
Универ-
Равных
саль-
угловых
ные
скоростей
Включен
22
25 (50
кратко-
времен-
но)
Выклю-
55
55
чен
Перекрытие телескопических
элементов карданного вала
должно быть 110 мм, не менее,
во избежание размыкания и
заклинивания соединения.
172
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Выбор типа карданного вала
В инструкциях по эксплуатации агрегатируемых машин обычно задается потреб-
ная мощность и частота вращения ВОМ. Для выбора типа карданного вала исход-
ным показателем является крутящий момент, который можно определить по но-
мограмме ниже:
1000 об/мин, 540 об мин — Стандартная частота вращения ВОМ.
173
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Бескарданный привод от ВОМ
Ряд агрегатов может быть установлен
Тип хвостовика
А*
С*мин
непосредственно на ВОМ без кардан-
ВОМ 1; 1С; 2
90
40
ного вала (редукторы, гидронасосы и
ВОМ 3
140
50
др.). При этом необходимо обеспечить
центрирование корпуса по диаметру
* Размеры относятся к агрегатируемому
162 мм в крышке ВОМ и во избежание
средству.
упирания предусмотреть проточки со
стороны торца и на выходе шлиц хво-
стовика ВОМ. В случае необходимо-
сти, допускается замена шпилек креп-
ления крышки ВОМ на удлиненные то-
го же размера, а также демонтаж лиф-
тового устройства.
Установка агрегатов на задний и пе-
редний ВОМ — аналогична.
174
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОГО АГРЕГАТИРОВАНИЯ
Для обеспечения надежной и безо-
пасной работы трактора следует со-
блюдать рекомендации, приведенные
в руководстве по эксплуатации трак-
тора, в том числе рекомендации по
нагруженности и устойчивости, ука-
занные в таблице ниже.
Показатели, определяющие условия безопасного
агрегатирования трактора в составе МТА
Допустимые нагрузки на мосты
Мост трактора
Диапазон нагрузок, кН
Передний
Тп=10 mП
12...45
Задний
Тз=10 m3
20...70
Общая наибольшая нагрузка на мосты трактора, кН
Т=ТПЗ
90
Диапазоны основных массовых показателей МТА на базе трактора, кг
mП
m3
mТ
1200...4500
2000.. .7000
9000
Эксплуатационная масса трактора mЭТ определяется его комплектацией и огра-
ничивается следующими факторами:
• Допустимыми нагрузками на мосты.
• Суммарной грузоподъемностью шин, используемых на тракторе.
• Скоростью движения.
• Давлением в шинах колес.
• Размерами колеи.
Суммарная нагрузка на мосты должна быть снижена в следующих случаях:
При сдваивании колес
на 20 %
При увеличении колеи ко-
на 7 % на каждые 100 мм ее увеличения
лес свыше 1800мм
Ку=mП/mЭТ
0,2
Полная эксплуатационная масса буксируемого
15000
транспортного средства, кг
Полная эксплуатационная масса буксируемого по-
луприцепа с учетом допустимого продольного укло-
12000
на 12 град., кг
Где mП-часть эксплуатационной массы
плуатационной массы трактора в агре-
трактора в агрегате с машиной или
гате с машиной или без машины, при-
без машины, приходящейся на перед-
ходящейся на задние колеса трактора;
ние колеса трактора; m3-часть экс-
mТ, -максимально допустимая общая-
175
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
масса трактора, приходящейся на пе-
взвешивания, расчетов и допол-
редние и задние колеса; ТП и ТЗ -
нительного балластирования по-
допустимые нагрузки на передний и
лученные значения нагрузок
задний мосты соответственно; ТТ-
больше разрешенных, то агрега-
максимально допустимая общая на-
тирование таких машин запреще-
грузка на мосты трактора; КУ- критерий
но.
управляемости.
Обеспечение рациональной нагру-
Конкретная величина масс mЭТ; mП; m3
женности и устойчивости возможно
и mТ определяются взвешиванием на
при выполнении следующих рекомен-
платформенных весах или другим
даций:
доступным способом. Чтобы опреде-
Выполнение рекомендаций РЭ
лить mП и m3, устанавливают пооче-
трактора.
редно передними и задними колесами
Использование рекомендуемого ти-
на платформу специальных весов, а
поразмера шин.
колесами другой оси на твердую по-
В зависимости от нагрузок на мосты
верхность, расположенную на одном
трактора, выполняемых работ и
уровне с платформой весов.
почвенно-климатических условий
ВНИМАНИЕ!
необходимо установить в шинах со-
Нагрузка на передний мост трак-
ответствующее давление. Реко-
тора в агрегате с машиной долж-
мендуемые давления в шинах колес
на составлять не менее 20 % (0,2)
трактора с учетом сложившихся на-
собственной массы трактора без
грузок приводятся в таблице грузо-
машины. Иначе трактор не будет
подъемности шин (см. след. табли-
иметь достаточной надежности в
цу) при различных скоростях дви-
управлении и продольной устойчи-
жения трактора. Грузоподъемность
вости. Показателем достаточности
шин при увеличении скорости и
нагрузки является критерий управ-
уменьшении давления в шине
ляемости Ку (см. предыдущую таб-
уменьшается.
лицу), равный отношению части
Соблюдение скоростного режима
массы трактора с агрегатируемой
при выполнении работ и на транс-
машиной, приходящейся на перед-
порте.
ние колеса к эксплуатационной
Комбинирование способов агрега-
массе трактора без машины.
тирования
(при работе одновре-
При недостаточности нагрузки на
менно используется переднее и
передней оси увеличьте эксплуата-
заднее навесные устройства) и спо-
ционную массу в соответствии с ре-
собов балластирования.
комендациями по нагружению и
Значение полной максимальной
балластированию трактора данного
массы трактора, приходящейся на
руководства. Во всех случаях вели-
передние и задние колеса трактора,
чины нагрузок не должны превы-
не должна превышать 9000 кг с уче-
шать суммарную грузоподъемность
том допустимых значений по мос-
шин трактора, указанную в таблице
там.
грузоподъемности шин
(см. след.
таблиц). Если по результатам
176
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ТРАКТОРА
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ КРИТЕРИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ
В конструкции трактора предусмотре-
ВНИМАНИЕ!
на возможность изменения эксплуата-
• Для высокопроизводительного ис-
ционной массы и повышения тягово-
пользования трактора на разных
сцепных свойств с помощью балла-
видах работ широком диапазоне тя-
стирования и сдваивания следующи-
говых усилий необходимо соблю-
ми способами:
дать рекомендации по нагрузочным
• Сдваивание передних и задних ко-
режимам (см. предыдущую табли-
лес трактора.
цу).
• Заполнение жидкостью камер шин
• Догрузка колес путем заливки жид-
колес трактора.
кости
(раствора) в камеры шин
трактора используется только в
• Применение штатного
(переднего
случае недостаточного сцепле-
балласта) и внештатного балласта
ния колес с почвой в неблаго-
(противовеса), навешиваемого на
приятных условиях
(переувлаж-
заднее или переднее навесное уст-
ненная почва и т.д.). В условиях
ройство.
удовлетворительного
сцепления
Сдваивание колес позволяет в значи-
колес заливка жидкости не реко-
тельной мере снизить удельное дав-
мендуется из-за перегрузки транс-
ление на почву, сохранить структуру
миссии и рабочего оборудования
почвы, особенно увлажненных полей.
для агрегатирования трактора.
Сдваивание колес на плотных почвах
• Шины, заполненные жидкостью,
позволяет улучшить тягово-сцепные
ухудшают плавность хода трактора
качества трактора, особенно в сочета-
на скоростях более 20 км/ч (транс-
нии с правильным агрегатированием:
портные работы).
величины нагружения и балластиро-
вания не должны превышать допусти-
ВНИМАНИЕ! Категорически запре-
мых значений.
щается заполнять шины полностью,
т.к. при наезде таких шин на препят-
ствие может произойти разрыв их
каркаса.
177
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Допускаемые нагрузки на шины трактора в зависимости от давления в ши-
нах
Индекс
Символ
Ско-
Нагрузка на шину, кг, при внутреннем давлении, кПа
Шина
нагруз-
скоро-
рость,
60
80
100
120
140
160
180/200
ки
сти
км/ч
10
1700
1875
2050
2230
2405
2585
20
1535
1720
1845
2030
2210
2335
2850
420/70R24
130
A8
30
1340
1500
1605
1765
1925
2035
(190кПа)/-
40
1250
1400
1500
1650
1800
1900
10
2485
2940
3350
3725
4080
4410
4710/5025
20
2250
2660
3035
3370
3690
3990
4275/5025
520/70R38
150
A8
30
2020
2390
2725
3030
3315
3585
3830/5025
40
-
-
2545
2830
3100
3350
3600/5025
10
2925
3240
3555
3870
4185
4710/-
20
2395
2655
2915
3170
3430
3690
4275/-
18.4R38
146
A8
30
2085
2310
2535
2760
2985
3210
3830/-
40
1950
2160
2370
2580
2790
3000
3600/-
1. Давление должно устанавливаться в «холодных» шинах.
2. При выполнении работ требующих больших тяговых усилий на крюке, уста-
навливайте давление как для скорости 30 км/ч. При транспортных работах
на дорогах с твердым покрытием увеличьте давление на 30 кПа.
178
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
ПОДБОР МАШИН ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ
В эксплуатации находится большая
чи машины;
номенклатура различных технических
• допустимой нагрузке на ТСУ, ши-
средств для сельскохозяйственных
ны и мосты трактора.
тракторов. Эти машины имеют раз-
4. Убедитесь в наличии необходимого
личные технические характеристики,
рабочего оборудования для агрега-
определяемые видом и условиями
тирования машин (хвостовик ВОМ
выполняемых работ.
нужного типоразмера, переднее НУ,
Руководство по эксплуатации
(РЭ)
реверсный пост управления, про-
трактора дает только сведения по
ставки для сдваивания колес, шлан-
конструкции трактора, возможностям
ги, разрывные муфты и т.д.). При
рабочего оборудования для агрегати-
необходимости оборудование надо
рования, нагрузочным режимам и пра-
заказать и приобрести за отдель-
вилам безопасной эксплуатации трак-
ную плату.
тора, позволяющие правильно подоб-
5. Проверьте возможность движения
рать и агрегатировать машины. В лю-
трактора в составе МТА:
бом случае рекомендации завода не
• оцените управляемость;
являются универсальными для всех
• возможность движения на тре-
случаев работы трактора, так как даже
буемых для выполнения работ
при работе трактора с одной и той же
скоростях;
машиной его энергетические парамет-
• проходимость.
ры, влияние со стороны машины и
6. Проверьте возможность совместной
почвы на трактор могут существенно
работы (в транспортном и рабочем
отличаться в разных условиях работы.
положениях) трактора с машиной.
Порядок подбора, комплектования и
Тракторы БЕЛАРУС данных моделей
использования тракторов в составе
могут выполнять почти весь комплект
МТА на базе конкретных машин уста-
сельскохозяйственных работ общего
навливается технической документаци-
назначения в различных почвенно-
ей по эксплуатации машин, прилагае-
климатических зонах в составе МТА
мой к каждой агрегатируемой машине.
на базе машин, которые имеют сред-
ние тяговые сопротивления 25...30 кН.
ВНИМАНИЕ! При агрегатировании
Тракторы способны агрегатироваться
или покупке конкретных машин обяза-
с машинами из комплектов к тракто-
тельно убедитесь в возможности ее
рам мощностью более 200 л.с. (типа
совместной работы с трактором БЕ-
БЕЛАРУС 2522, К 700 и другим трак-
ЛАРУС следующим путем:
торам класса 4...5) в благоприятных
1. При возможности получите реко-
условиях (почвы нормальной влажно-
мендации продавца (изготовителя)
сти с удельным сопротивлением
машины.
rП<35 кН/м2). На тяжелых почвах и в
2. Изучите руководства по эксплуата-
трудных климатических условиях не
ции трактора и машины.
исключено использование машин к
3. Проверьте соответствие:
тракторам тяговых классов
1,4 и
2.
• по потребляемой мощности;
Эти тракторы могут применяться при
• грузоподъемности навесных уст-
возделывании пропашных культур по
ройств;
специальным технологиям, преду-
• по присоединительным разме-
сматривающим наличие расширенной
рам, включая соответствие коор-
технологической колеи для беспре-
динат ВОМ и карданной переда-
пятственного прохода трактора.
179
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Наличие основного и дополнительного
ваемого трактором класса 3 на стерне,
оборудования для агрегатирования
ниже произведен ориентировочный
дает возможность использовать трак-
расчет ширины захвата основных
торы в сельском хозяйстве в различ-
энергоемких сельхозмашин с тракто-
ных комбинациях на энергоемких ра-
ром на средних почвах. Представлен-
ботах.
ные результаты дают возможность
подобрать по ширине захвата сель-
Ширина захвата агрегата и глубина
хозмашины, в т.ч. с использованием
обработки в основном зависит от
эшелонированных построений с по-
удельных сопротивлений почв, кото-
мощью сцепок (бороны, культиваторы,
рые определяют диапазон рабочих
сеялки и др). Приведенные в таблице
скоростей с учетом агротребований.
ниже данные являются ориентировоч-
Чем тяжелее почва, тем выше удель-
ными.
ное сопротивление. Исходя из средне-
го тягового усилия 27...36 кН, разви-
Удельное сопротивление Р
Возможная ширина за-
Техническое средство
для средних почв, кН/м при
хвата, м
скорости движения v*=5 км/ч,
Плуги лемешные
12...14
2,0...2.5
Бороны дисковые
1,6...2,1
до 12
Лущильники лемешные
6,0...10,0
3...4
Культиваторы
1.6...3,0
до 10
Сеялки
1,2...1,8
до 12
Жатки
1,2...1,5
до 15
Комбайны:
силосоуборочный
2.6...3.3
до 3,0
свеклоуборочный
6...12
до 3,0
картофелеуборочный
10...12
до 2,7
* Изменение скорости на 1 км/ч изменяет удельное сопротивление до 1%
180
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
ПАХОТА
Пахота является наиболее энергоем-
Для достижения наилучших результа-
ким видом работ. Тракторы БЕЛАРУС
тов при вспашке очень важно пра-
данных моделей можно использовать
вильно выбрать тип и параметры плу-
для работы на полях средних и боль-
га. Тип плуга, ширина захвата (коли-
ших размеров с 5...7-корпусными ле-
чество корпусов) зависит от почвы, ее
мешными плугами в зависимости от
механического состава, засоренности
почвенных условий.
камнями, глубины пахоты. Ориентиро-
вочно на один корпус плуга требуется
Трактор в составе пахотных агрегатов
20 кВт мощности (на средних почвах).
используется по схеме «колеса трак-
тора-борозда». При этом требуется
Скоростной режим пахотного агрегата
соответствующая расстановка колес
выбирают с учетом типа корпусов плу-
при работе с обычными, оборотными и
га, типа почвы, климатических условий
поворотными плугами. Возможно его
и с таким расчетом, чтобы тяговой
агрегатирование с плугами по схеме
мощности было достаточно на пре-
«колеса трактора-вне борозды». При
одоление тягового сопротивления плу-
этом требования к расстановке колес
га и временных перегрузок.
упрощаются. Становится целесооб-
При сложных почвенно-климатических
разным сдваивание задних колес, по-
условиях для сохранения технологиче-
зволяющее улучшить тягово-сцепные
ски необходимой скорости и получения
качества трактора, особенно при за-
хорошего качества вспашки рекомен-
полнении шин жидкостью.
дуется уменьшить ширину захвата плу-
Для получения гладкой пахоты приме-
га путем снятия последнего корпуса
няются оборотные или поворотные
или другим способом, если это преду-
плуги, обеспечивающие качественную
смотрено конструкцией плуга.
пахоту без свальных гребней и раз-
При вспашке на влажных почвах и
вальных борозд. Для обеспечения
склонах при вспашке по схеме «колеса
безотказной и непрерывной работы
трактора-вне борозды» возможно
трактора рекомендуем использовать
сползание в открытую борозду. В та-
плуги с предохранителями (защитой)
ких случаях предпочтительнее пахота
автоматического действия: после сра-
по схеме «колеса трактора-борозда» и
батывания такого предохранителя и
уменьшение ширины захвата.
прохода плугом препятствия корпус
плуга автоматически возвращается в
исходное положение без остановки
пахотного агрегата.
При подготовке к пахоте необходимо
выполнить следующие виды работ:
• Проверку и наладку при необходи-
мости заднего навесного устройст-
ва.
• Расстановку колес в соответствии с
выбранной схемой пахоты.
• Проверку и регулировку плуга со-
гласно указаниям его руководства
по эксплуатации.
181
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Порядок ориентировочного расчета
ширины захвата плуга:
• Выясняем тип обрабатываемой
почвы.
• Находим в таблице ниже ее удель-
ное сопротивление.
• По формуле
(приведенной ниже),
определяем примерную ширину за-
хвата обычного лемешного плуга.
В=30/(а•Р), где
В — ширина захвата плуга, м;
а — глубина пахоты, м;
Р — удельное сопротивление плуга,
кН/м2.
Удельное сопротивление плугов для почв Р, кН/м2
при скорости движения v*=5 км/ч,
Механический состав почвы
Тип почвы
Агрофон
супесчаные
тяжелосуг-
среднесуг-
легкосугли-
торфяно-
линистые
линистые
нистые
болотные
Стерня озимых
68
49
35
25
Пласт много-
Черноземная
86
57
45
31
летних трав
Целина, за-
90
71
52
39
лежь
Стерня озимых
66
47
34
26
Дерново-
Пласт много-
74
56
43
30
подзолистая
летних трав
Целина, за-
92
71
50
40
лежь
Стерня озимых
69
47
36
22
Каштановая
Целина, за-
98
58
55
29
лежь
*Изменение скорости на 1 км/ч изменяет удельное сопротивление до 1%
182
БЕЛАРУС-1525.4
Агрегатирование трактора
Схема расстановки колес для агрегатирования с 5…7-корпусными плугами
Колеса трактора — в борозде
Для получения колеи необходимо к размерам А и В прибавить ширину профиля
соответствующей шины.
Колеса трактора - вне борозды
Колея задних колес — в соответствии со схемой сдваивания.
183

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности