Трактор Беларус 1523.5. Руководство — часть 15

Продолжение таблицы 6.11
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Рулевое колесо не возвращается в нейтраль
Слишком высокое трение или
Устранить трение в рулевой колонке, для чего не-
подклинивания в механических
обходимо выполнить следующее:
элементах рулевой колонки
- уменьшить затяжку верхней гайки;
- смазать поверхности трения пластмассовых
втулок;
- устранить касание вилок кардана о стенки
кронштейна рулевой колонки
"Моторение" насоса-дозатора
(рулевое колесо продолжает вращаться после поворота)
Схватывание гильзы с золотни-
Обратитесь к дилеру. Требуется промывание де-
ком (возможно из-за загрязне-
талей насоса-дозатора. Сборка и проверка функ-
ния)
ционирования осуществляется сервисной служ-
бой в соответствии с инструкцией фирмы-
изготовителя 1)
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
Требуется постоянная корректировка рулевого колеса (руль не держит
выбранное направление)
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
Сломана одна из пружин на-
Обратитесь к дилеру. Замена дефектных деталей,
стройки противоударных клапа-
сборка и проверка функционирования осуществ-
нов либо изношена героторная
ляется сервисной службой в соответствии с инст-
пара
рукцией фирмы-изготовителя 1)
Изношены уплотнения поршня
Замените дефектные детали цилиндра
цилиндра
Увеличенный люфт рулевого колеса
Не затянуты конусные пальцы
Затяните гайки пальцев
гидроцилиндров ГОРУ
Имеется люфт в шарнирах ру-
Устранить люфт в шарнирах рулевой тяги, как ука-
левой тяги
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Изношены шлицы хвостовика
Замените нижнюю вилку кардана
рулевой колонки
Изношен карданный вал рулевой
Замените карданный вал
колонки
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
191
Окончание таблицы 6.11
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Колебания управляемых колес при движении
Не затянуты конусные пальцы
Затяните гайки пальцев
гидроцилиндров ГОРУ
Имеется люфт в шарнирах ру-
Устранить люфт в шарнирах рулевой тяги, как ука-
левой тяги
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Износ механических соедине-
Замените изношенные детали
ний или подшипников
Наличие воздуха в гидросисте-
Прокачать гидросистему ГОРУ поворотом руле-
ме ГОРУ
вого колеса с перемещением направляющих ко-
лес от крайнего левого до крайнего правого по-
ложения (от упора до упора) 2-3 раза
Нарушение герметичности насоса-дозатора по хвостовику золотника,
по разъему корпус героторная пара крышка
Износ уплотнения золотника
Обратитесь к дилеру. Замена дефектных уплот-
нений, сборка и проверка функционирования
осуществляется сервисной службой в соответ-
ствии с инструкцией фирмы-изготовителя 1)
Ослабла затяжка болтов крыш-
Подтяните болты моментом от 30 до 35 Н·м
ки дозатора
Повреждены уплотнительные
Замените прокладки
прокладки под головками бол-
тов крышки дозатора
Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора влево и вправо
Не отрегулировано схождение
Отрегулируйте схождение передних колес, как ука-
передних колес
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Неполный угол поворота управляемых колес
Недостаточное давление в гидросис-
теме ГОРУ по следующим причинам:
- нарушена настройка предо-
Обратитесь к дилеру. Требуется отрегулировать
хранительного клапана насоса-
предохранительный клапан на требуемое дав-
дозатора (низкое давление)
ление 1)
- неисправен насос питания
Для замены или ремонта насоса питания обра-
(насос не развивает давления
титесь к дилеру
из-за низкого КПД)
Повышенный момент поворота
Произведите ремонт ПВМ
редукторов ПВМ
Выход из строя насоса питания
Высокое давление в гидросистеме
Обратитесь к дилеру. Требуется промывание дета-
ГОРУ по причине заклинивания
лей насоса-дозатора. Сборка, регулировка предо-
обратного или предохранительно-
хранительного клапана на требуемое давление и
го клапана насоса-дозатора (воз-
проверка функционирования осуществляется сер-
можно из-за загрязнения)
висной службой в соответствии с инструкцией фир-
мы- изготовителя 1)
__________________________________________________________________________________________________
1) Учитывая чрезвычайную сложность и ответственность насоса-дозатора с точки зрения
безопасности рулевого управления, его разборка и сборка могут выполняться только специали-
стом сервисной службы фирмы-изготовителя (или другой уполномоченной сервисной службой),
прошедшим надлежащее обучение, хорошо ознакомленным с конструкцией насоса-дозатора и
с документацией по обслуживанию и по разборке-сборке насоса-дозатора, а также при наличии
всех необходимых специальных приспособлений, инструмента и специального гидравлического
стенда, обеспечивающего настройку и проверку параметров и функционирования насоса-
дозатора после произведенного ремонта. В противном случае полная ответственность за нера-
ботоспособность насоса-дозатора возлагается на лицо, выполнявшее разборку-сборку насоса-
дозатора, замену деталей или настройку клапанов, а также на владельца трактора.
192
6.12 Возможные неисправности электронной системы управления ЗНУ и
указания по их устранению
Жгуты и схема соединений системы управления ЗНУ приведены на
рисунках
6.12.1,
6.12.2. Правила проведения диагностики неисправно-
стей ЭСУ ЗНУ приведены в пункте 2.17.4 «Диагностика неисправностей
электронной системы управления ЗНУ» подраздела
2.17
«Управление
навесными устройствами». Коды возможных неисправностей электрон-
ной системы управления ЗНУ и указания по их устранению приведены в
таблице 6.12.
ВНИМАНИЕ: РАССОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РАЗЪЕМОВ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАВЕСНЫМ УСТРОЙСТВОМ ПРОИЗВОДИТЕ
ТОЛЬКО ПРИ ЗАГЛУШЁННОМ ДВИГАТЕЛЕ!
ВНИМАНИЕ: ИЗМЕРЕНИЕ УКАЗАННЫХ ВЕЛИЧИН НАПРЯЖЕНИЙ
ПРОИЗВОДИТЕ ПРИ ЗАПУЩЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ, СОБЛЮДАЯ МЕРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ ПОД
НАПРЯЖЕНИЕМ!
ВНИМАНИЕ: НУМЕРАЦИЯ КОНТАКТОВ В РАЗЪЕМАХ ЖГУТА УКА-
ЗАНА НА КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ РАЗЪЕМОВ!
ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЯТЬ РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА ИМЕЮТ ПРАВО
ТОЛЬКО ДИЛЕРЫ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА СТАНОВИТСЯ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
193
Таблица 6.12
Код де-
Описание дефекта, воз-
Способ проверки дефекта
фекта
можная причина
Сложные дефекты
Неисправность в цепи
Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте
управления электромаг
тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление
нитным клапаном подъ-
электромагнита должно быть не более 2...4 Ом. В
ема. Обрыв в обмотке
случае исправности электромагнита проверьте жгу-
электромагнита или в
ты управления электромагнитом на механическое
11
жгуте
управления
повреждение и проверьте тестером провод на об-
электромагнитом
рыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы
2
25-полюсного разъема электронного блока
(рисунки 6.12.1, 6.12.2)
Неисправность в цепи
Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте
управления электро-
тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление
магнитным клапаном
электромагнита должно быть не более 2...4 Ом. В
опускания. Обрыв в об-
случае исправности электромагнита проверьте жгу-
мотке электромагнита
ты управления электромагнитом на механическое
12
или в жгуте управления
повреждение и проверьте тестером провод на об-
электромагнитом
рыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы
14 25-полюсного разъема электронного блока (ри-
сунки 6.12.1, 6.12.2)
Отсоедините от электромагнита жгуты, проверьте
Неисправность в цепи
тестером электромагниты на короткое замыкание.
управления электромаг-
Сопротивление электромагнита должно быть не
нитным клапаном опус-
более
2...4 Ом. Или замерьте ток потребления
кания или подъема. Ко-
электромагнита, подав на него напряжение 6 В. Ток
13
роткое замыкание в од-
не должен превышать 3,2 А. Отсоедините разъем
ном из электромагнитов
от электронного блока, проверьте клеммы 2 и 14 на
или замыкание прово-
короткое замыкание
(при этом электромагниты
дов управления элек-
должны быть отсоединены) (рисунки 6.12.1, 6.12.2)
тромагнитами в жгуте
Неисправность вынос-
Проверьте жгуты от выносных кнопок управления
ных кнопок управления
подъемом ЗНУ на механическое повреждение. По-
на подъем 4 (рисунок
очередно отключите каждую кнопку на подъем до
2.17.3). Короткое замы-
пропадания дефекта. При отключении кнопок необ-
кание проводов или за-
ходимо глушить двигатель. Если при отсоединен-
14
липание одной из вы-
ных кнопках дефект не исчез, то необходимо отсо-
носных кнопок управ-
единить от электронного блока разъем и прозво-
ления на подъем
нить тестером клеммы 10 и 12 на короткое замыка-
ние (рисунки 6.12.1, 6.12.2)
Неисправность вынос-
Проверьте жгуты от выносных кнопок управления
ных кнопок управления
опусканием ЗНУ на механическое повреждение.
на опускание 5 (рисунок
Поочередно отключите каждую кнопку до пропада-
2.17.3). Короткое замы-
ния дефекта. При отключении кнопок необходимо
кание проводов или за-
глушить двигатель. Если при отсоединенных кноп-
15
липание одной из вы-
ках дефект не исчез, то необходимо отсоединить от
носных кнопок управле-
электронного блока разъем и прозвонить тестером
ния на опускание
клеммы 20 и 12 на короткое замыкание (рисунки
6.12.1, 6.12.2)
194
Продолжение таблицы 6.12
Код де-
Описание дефекта, воз-
Способ проверки дефекта
фекта
можная причина
Неисправность
элек-
Отсоедините от общего жгута основной пульт
тронного блока.
управления. Замерьте стабилизированное напря-
Стабилизированное на-
жение питания на контактах 6 (минус) и 4 (плюс)
пряжение питания, запи-
разъема пульта, которое должно быть 9,5 - 10 В
тывающее пульт управ-
(двигатель должен быть запущен). При понижен-
ления, ниже требуемого
ном напряжении питания, либо отсутствии таково-
16
уровня. Возможно, про-
го, необходимо проверить надежность подключе-
изошло короткое замыка-
ния разъема электронного блока. Поочередно от-
ние в разъемах датчиков
соедините датчики усилия и положения ЗНУ (рису-
усилия и положения ЗНУ
нок 6.12.2)
из-за попадания воды в
разъемы
Средние дефекты
1. Нарушена регулировка датчика положения.
Неисправность датчика
Отсоединить разъем жгута от датчика. Вывернуть дат-
положения.
Обрыв
чик. Поднять НУ в крайнее верхнее положение при по-
провода датчика, дат-
мощи выносных кнопок или кнопки на электромагните
чик не подсоединен
«подъем» (нижнем электромагните). Завернуть датчик
или не отрегулирован
от руки до упора и вывернуть на два оборота. Подсое-
динить разъем жгута к датчику. С пульта управления
опустить и поднять в крайнее верхнее положение НУ.
Сигнализатор подъема должен погаснуть. Если сигнали-
затор горит, необходимо довернуть на 1/6 оборота дат-
чик положения. Повторно проверить работу системы.
При необходимости (сигнализатор подъема не гаснет в
верхнем положении НУ) снова довернуть датчик и по-
вторить проверку. При правильной регулировке НУ с
пульта управления должно опускаться и подниматься в
крайние положения. В крайнем верхнем положении по-
сле подъема НУ сигнализатор подъема должен погаснуть
2. Неисправен датчик положения.
2.1 Проверить работоспособность датчика положения
фирмы «BOSCH»можно демонтировав его с трактора.
Согласно схеме электрической соединений системы
22
управления ЗНУ (рисунок 6.12.2, подключение датчика
положения) необходимо подать питание 10В (при от-
сутствии источника питания допускается кратковремен-
но подать 12В с аккумуляторной батареи): на вывод 1
«массу» (минус), а на вывод 3 «+» (плюс) и, нажимая
пальцем на перемещающийся шток датчика измерить
напряжение на выходе с датчика тестером: между вы-
водом 2 - «сигнал» и выводом 1 - «минус». При полном
перемещении штока (сердечника) датчика напряжение
на выходе с датчика должно изменяться в пределах от
0,2 до 0,75 величины напряжения питания к датчику.
Если указанные параметры не выдерживаются, устано-
вите на трактор новый датчик и выполните его регули-
ровку. Номера выводов датчика указаны на подсоеди-
няемой к датчику положения колодке жгута.
2.2 Проверить работоспособность датчика ДП-01 заво-
да «Измеритель» демонтировав его с трактора невоз-
можно. Если выполнение регулировки датчика ДП-01 к
устранению дефекта не привели, установите на трак-
тор новый датчик ДП-01 и выполните его регулировку.
3. Неисправность (обрыв) в жгуте в цепи датчика.
Проверить жгут согласно схеме (рисунок6.12.2)
195
Окончание таблицы 6.12
Код де-
Описание дефекта,
Способ проверки дефекта
фекта
возможная причина
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
23
вен потенциометра ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки глубины обра-
Проверьте выходное напряжение согласно
ботки почвы
электрической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
24
вен потенциометр ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки верхнего конеч-
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
ного положения ЗНУ
трической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неисправ-
пульта управления и электронного блока, а также
28
на рукоятка 11 (рисунок
проверьте жгут на механическое повреждение.
2.17.1) управления ЗНУ
Проверьте выходное напряжение согласно
электрической схеме (рисунок 6.12.2)
Чтобы определить: это неисправность самого
Неисправность правого
датчика или жгута (в цепи к датчику), необходимо
датчика усилия. Разрыв
31
отсоединить разъемы от жгута к датчикам (лево-
кабеля или короткое
му и правому) и поменять их местами (разъем от
замыкание датчика
левого датчика к каналу правого датчика и разъ-
ем от правого датчика к каналу левого датчика).
Неисправность левого
Если после этого код неисправности поменялся (с
датчика усилия. Разрыв
32
31 на 32 или с 32 на 31), то неисправен датчик,
кабеля или короткое
если код неисправности сохранился - неисправ-
замыкание датчика
ность жгута
Легкие дефекты
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
34
вен потенциометр ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки скорости опуска-
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
ния ЗНУ
трической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неисправен
пульта управления и электронного блока, а также
потенциометр рукоятки
жгут - на механическое повреждение.
36
смешивания режимов
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
вспашки: силовой - по-
трической схеме (рисунок 6.12.2)
зиционный
Код не
Самопроизвольный
«Зависание» золотника «подъем» регулятора в
выдает-
подъем ЗНУ после за-
открытом положении.
ся
пуска двигателя
Отсоединить колодки жгута с электромагнитов
«подъем» и «опускание». Если дефект проявля-
ется по-прежнему, устранить неисправность в
гидросистеме ГНС
196
197
198
6.13 Возможные неисправности гидронавесной системы и указания по их
устранению
6.13.1 Общие сведения
ЗАПРЕЩАЕТСЯ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД РАЗБИРАТЬ СЕКЦИЮ РАСПРЕ-
ДЕЛИТЕЛЯ И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛОК. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА ОТ-
ДЕЛЬНУЮ СЕКЦИЮ И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛОК СТАНОВИТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЯТЬ РЕМОНТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ И ЭЛЕКТРОННОЙ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНУ ИМЕЮТ ПРАВО ТОЛЬКО ДИЛЕРЫ. В ПРОТИВНОМ
СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ И СТАНОВИТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВРАЩАТЬ ЗОЛОТНИК СЕКЦИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ВОКРУГ
СВОЕЙ ОСИ. ДАННОЕ ДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ГИДРАВ-
ЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СЕКЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ!
6.13.2 Указания по устранению неисправностей ГНС
Перечень возможных неисправностей ГНС и указания по их устранению при-
ведены в таблице 6.13.
Таблица 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Упало давление в гидросистеме НУ (отсутствует подъем ЗНУ, занижено
или отсутствует давление на внешних выводах), происходит перегрев и (или)
вспенивание масла гидросистемы
Потеря
производительности
Насос заменить
насоса
Наличие подсоса воздуха в гид-
Проверить, при необходимости подтянуть хому-
росистему
ты всасывающего тракта.
Проверить целостность и при необходимости
заменить рукав всасывающего тракта.
Проверить и при необходимости заменить уп-
лотнительное кольцо под всасывающим пат-
рубком насоса
Наличие воды в баке ГНС (мас-
Масло заменить
ло приобрело рыже-белесый от-
тенок)
Сигнализатор подъема на пульте
Выполнить регулировку датчика положения
управления ЗНУ горит после за-
ЗНУ в соответствии с таблицей 6.12 (код 22)
вершения подъема - не отрегу-
лирован датчик положения ЗНУ
Одна или несколько рукояток
Отрегулировать установку ступиц рукояток на
управления распределителем не
оси, обеспечив их свободное перемещение
находятся в нейтральном поло-
жении. Рукоятки не возвращают-
ся в нейтральное положение по-
сле снятия их из фиксированных
рабочих положений
Низкий уровень масла в баке
Долить масло до требуемого уровня
ГНС
199
Продолжение таблицы 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Происходит перегрев масла ГНС при работе трактора с агрегатируемой с/х
машиной с гидромотором
Неправильно подобран гидромо-
Откорректировать обороты двигателя или за-
тор на с/х машине. Потребление
менить гидромотор или установить на сливе из
масла гидромотора должно быть
гидромотора радиатор охлаждения рабочей
на 10…15% меньше подачи насо-
жидкости
са на рабочих оборотах двигателя
Нагнетающие или сливные ма-
Заменить магистрали на рекомендованные на-
гистрали с/х машины имеют за-
стоящим руководством в подразделе 4.5 «Осо-
ниженные проходные сечения
бенности использования гидравлической сис-
темы трактора для привода рабочих органов и
других элементов агрегатируемых гидрофици-
рованных машин и агрегатов»
Гидромотор с/х машины потерял
Заменить изношенный гидромотор
КПД
Слив масла из гидромотора че-
Обеспечить слив масла из гидромотора через
рез рабочую секцию распреде-
свободный слив трактора
лителя
Упало давление в ГНС (отсутствует подъем ЗНУ, занижено или отсутству-
ет давление на внешних выводах), перегрева гидросистемы не наблюдается
Зависание клапана разности
Необходимо выполнить следующие:
давления (переливного клапана)
- промыть клапан
во входной крышке интегрально-
- проверить давление на любом внешнем вы-
го блока
воде, которое должно быть (20-2) МПа
- промывку клапана производить на дилерском
центре специально обученными специалистами
Самопроизвольное опускание ЗНУ (опускание без команды с пульта
или выносных кнопок)
Зависание клапана опускания
Устранение отказа осуществляется только ди-
регуляторной секции ЕНR-23LS
лером на сервисных центрах в следующей по-
(при установке интегрального
следовательности:
блока BOSCH)
- снять электрогидравлическую секцию (EНR),
для чего необходимо отвернуть гайки шпилек
интегрального блока и демонтировать. В про-
цессе демонтажа обратить внимание на со-
хранность уплотнительных колец и клапана
«или» как в регуляторной секции, так и в приле-
гающей секции распределителя;
- разобрать клапан опускания ЕНR-23LS и про-
мыть входящие в него детали;
- установить на место электрогидравлическую
секцию (EНR)
Зависание клапана опускания
Для устранения дефекта обратитесь к Вашему
регуляторной секции (при уста-
дилеру
новке гидроблока РП70-1523.1)
200
Окончание таблицы 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Самопроизвольный подъем ЗНУ (подъем без команды с пульта или
выносных кнопок)
Зависание золотника подъема
Устранение отказа осуществить непосредст-
регуляторной секции ЕНR-23LS
венно на тракторе, без разборки интегрального
(при установке интегрального
блока, для чего выполнить следующее:
блока BOSCH)
- отвернуть четыре винта крепления нижнего
магнита и снять магнит;
- вынуть золотник подъема 14 и пружину 15, про-
мыть упомянутые детали и отверстие в корпусе;
- собрать клапан подъема в обратной последо-
вательности
Устранение отказа осуществляется только ди-
лером на сервисных центрах в следующей по-
следовательности:
Зависание клапана подъема ре-
Для устранения дефекта обратитесь к Вашему
гуляторной секции (при установ-
дилеру
ке гидроблока РП70-1523.1)
Сигнализатор диагностики неисправностей на пульте управления ЗНУ
выдает коды неисправностей
Повреждение электропроводки,
Устранить неисправность, как сказано в под-
электромагнитов, окисление кон-
разделе 6.12 «Возможные неисправности элек-
тактов, неисправность датчиков
тронных систем управления ЗНУ, и указания по
(силового или позиционного)
их устранению»
ЭСУ ЗНУ
201
6.14 Возможные неисправности электрооборудования и указания по их
устранению
6.14.1 Общие сведения
В состав электрооборудования трактора «БЕЛАРУС-1523.5» входят электри-
ческие элементы (выключатели, реле, электродвигатели, приборы, фонари, фары,
предохранители, реле-прерыватели, датчики и пр.) а также проводка и электриче-
ские разъёмы, служащие для соединения элемента с питанием и массой кузова.
Перед тем как приступить к работам по устранению неисправностей какого-
либо из электрических контуров, внимательно изучите электрическую схему, чтобы
как можно более четко представить себе функциональное назначение этого элек-
трического контура. Сужение круга поиска неисправности обычно производится за
счет постепенного выявления и исключения нормально функционирующих компо-
нентов того же контура. При одновременной неработоспособности сразу нескольких
электрических элементов наиболее вероятной причиной отказа является перегора-
ние соответствующего предохранителя или отсутствие «массы» (разные электриче-
ские элементы во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или на
единую клемму «массы»).
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причина-
ми, такими как коррозия клемм, выход из строя предохранителя, сгорание плавкой
вставки или дефект реле переключения. Производите визуальную проверку состоя-
ния всех предохранителей, проводки и электрических разъёмов контура перед тем,
как приступать к более конкретной проверке неисправности его компонентов.
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов
тщательно спланируйте, в соответствии с прилагаемой электрической схемой, в ка-
кие точки контура и в какой последовательности следует подсоединять прибор с це-
лью наиболее эффективного выявления дефекта. В число основных диагностиче-
ских приборов входят тестер (мультиметр) электрических цепей, вольтметр (может
также использоваться двенадцативольтовая контрольная лампа (порядка 21Вт) с
комплектом соединительных проводов), индикатор проводимости отрезка контура
(пробник), включающий лампочку, собственный источник питания и комплект соеди-
нительных проводов.
Диагностика неисправностей электрических цепей вовсе не представляет со-
бой трудноразрешимую задачу при условии чёткого представления о том, что ток
поступает ко всем электрическим элементам (лампа, электромотор и т.п.) от АКБ по
проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем воз-
вращается в АКБ через «массу» трактора. Любые проблемы, связанные с отказом
электрооборудования могут иметь своей причиной лишь прекращения подачи на них
электрического тока от АКБ или возврата электрического тока его в АКБ.
Примечание:- Приведенную в настоящем подразделе 6.14 «Возможные неис-
правности электрооборудования и указания по их устранению» информацию следу-
ет использовать при устранении неисправностей ЭСУ блокировкой дифференциала
заднего моста, приводом переднего ведущего моста, передним валом отбора мощ-
ности и, частично, при устранении неисправностей электронной системы управле-
ния двигателем.
202
6.14.2 Проверка наличия напряжения
Проверки наличия напряжения производятся в случае нарушения функциони-
рования контура. Подсоедините один из проводов тестера либо к отрицательному
полюсу батареи, либо к надежной «массе» трактора. Другой провод тестера подсое-
дините к клемме электрического разъёма контура, предпочтительно ближайшего к
АКБ или предохранителю. Если контрольная лампа на тестере загорается, напряже-
ние на данном отрезке цепи имеется, что подтверждает исправность контура между
данной клеммой и АКБ. Продолжая действовать в аналогичной манере, исследуйте
оставшуюся часть контура. Выявление отсутствия напряжения говорит о наличии
неисправности между данной точкой контура и последней из проверенных ранее
(где напряжение присутствовало). В большинстве случаев причиной отказа является
ослабление электрических соединений и нарушения качества контактов. Помните,
что питание на некоторые из контуров бортового электрооборудования подается
только в положениях выключателя стартера и приборов «I» (включены приборы) или
«II» (включен стартер (нефиксированное положение)).
6.14.3 Поиски короткого замыкания
Одним из методов поисков короткого замыкания является извлечение предо-
хранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в
контуре должно отсутствовать. Подёргайте проводку, наблюдая за лампой-пробником.
Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте имеется замыкание на массу, воз-
можно вызванное протиранием изоляции провода. Аналогичная проверка может быть
проведена для каждого из компонента контура, включая выключатель этого контура.
6.14.3 Проверка наличия «массы» электрического элемента
Данная проверка производится с целью определения надежного наличия
«массы» электрического элемента. Отключите выключателем «массы» АКБ и под-
соедините один из проводов оборудованной автономным источником питания лам-
пы-пробника к заведомо надежной «массе». Другой провод лампы подсоедините к
проверяемому жгуту или клемме. Если лампа загорается, заземление в порядке (и
наоборот). При этом если проверяется минусовая цепь питания сильноточного по-
требителя необходимо использовать лампу пробника мощностью не менее 21Вт. Так
как при плохом контакте «массы» сильноточный потребитель не будет работать, а
лампа малой мощности будет гореть.
6.14.4 Проверки наличия обрыва электрической цепи
Проверка производится с целью выявления обрывов электрической цепи. По-
сле отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника, обору-
дованной автономной батареей. Подсоедините провода пробника к обоим концам
контура (или к «силовому» концу (+) и к надежной «массе» трактора), если контроль-
ная лампа загорается, обрыв в контуре отсутствует. Отказ включения лампы свиде-
тельствует о нарушении проводимости цепи. Аналогичным же образом можно про-
верить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его клеммам. При пере-
воде выключателя в положение «Включено» контрольная лампа-пробник должна за-
гораться. При этом если проверяется выключатель коммутирующий питание для
сильноточного потребителя также необходимо использовать лампу пробника мощ-
ностью не менее 21Вт. Так как при плохих контактах в выключателе сильноточный
потребитель не будет работать, а лампа малой мощности будет гореть.
6.14.5 Локализация обрыва
При диагностике подозреваемого на наличие обрыва контура визуально обна-
ружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм
на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен в виду ограни-
ченности доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом разъёма). Резкое подер-
гивания корпуса разъёма на датчике или жгута его проводов во многих случаях при-
водит к восстановлению проводимости. Не забывайте об этом при попытках локали-
зации причины отказа подозреваемого на обрыв контура. Нестабильно возникающие
отказы могут иметь причиной окисление клемм или нарушение качества контактов.
203

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности