Трактор Беларус 1523.5. Руководство — часть 15
Продолжение таблицы 6.11
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Рулевое колесо не возвращается в нейтраль
Слишком высокое трение или
Устранить трение в рулевой колонке, для чего не-
подклинивания в механических
обходимо выполнить следующее:
элементах рулевой колонки
- уменьшить затяжку верхней гайки;
- смазать поверхности трения пластмассовых
втулок;
- устранить касание вилок кардана о стенки
кронштейна рулевой колонки
"Моторение" насоса-дозатора
(рулевое колесо продолжает вращаться после поворота)
Схватывание гильзы с золотни-
Обратитесь к дилеру. Требуется промывание де-
ком (возможно из-за загрязне-
талей насоса-дозатора. Сборка и проверка функ-
ния)
ционирования осуществляется сервисной служ-
бой в соответствии с инструкцией фирмы-
изготовителя 1)
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
Требуется постоянная корректировка рулевого колеса (руль не держит
выбранное направление)
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
Сломана одна из пружин на-
Обратитесь к дилеру. Замена дефектных деталей,
стройки противоударных клапа-
сборка и проверка функционирования осуществ-
нов либо изношена героторная
ляется сервисной службой в соответствии с инст-
пара
рукцией фирмы-изготовителя 1)
Изношены уплотнения поршня
Замените дефектные детали цилиндра
цилиндра
Увеличенный люфт рулевого колеса
Не затянуты конусные пальцы
Затяните гайки пальцев
гидроцилиндров ГОРУ
Имеется люфт в шарнирах ру-
Устранить люфт в шарнирах рулевой тяги, как ука-
левой тяги
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Изношены шлицы хвостовика
Замените нижнюю вилку кардана
рулевой колонки
Изношен карданный вал рулевой
Замените карданный вал
колонки
Пружины возврата золотника
Обратитесь к дилеру. Замена пружин, сборка и
насоса-дозатора в нейтральное
проверка функционирования осуществляется сер-
положение потеряли упругость
висной службой в соответствии с инструкцией
или сломаны
фирмы-изготовителя 1)
191
Окончание таблицы 6.11
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Колебания управляемых колес при движении
Не затянуты конусные пальцы
Затяните гайки пальцев
гидроцилиндров ГОРУ
Имеется люфт в шарнирах ру-
Устранить люфт в шарнирах рулевой тяги, как ука-
левой тяги
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Износ механических соедине-
Замените изношенные детали
ний или подшипников
Наличие воздуха в гидросисте-
Прокачать гидросистему ГОРУ поворотом руле-
ме ГОРУ
вого колеса с перемещением направляющих ко-
лес от крайнего левого до крайнего правого по-
ложения (от упора до упора) 2-3 раза
Нарушение герметичности насоса-дозатора по хвостовику золотника,
по разъему корпус ⎯ героторная пара ⎯ крышка
Износ уплотнения золотника
Обратитесь к дилеру. Замена дефектных уплот-
нений, сборка и проверка функционирования
осуществляется сервисной службой в соответ-
ствии с инструкцией фирмы-изготовителя 1)
Ослабла затяжка болтов крыш-
Подтяните болты моментом от 30 до 35 Н·м
ки дозатора
Повреждены уплотнительные
Замените прокладки
прокладки под головками бол-
тов крышки дозатора
Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора влево и вправо
Не отрегулировано схождение
Отрегулируйте схождение передних колес, как ука-
передних колес
зано в разделе 5 «Техническое обслуживание»
Неполный угол поворота управляемых колес
Недостаточное давление в гидросис-
теме ГОРУ по следующим причинам:
- нарушена настройка предо-
Обратитесь к дилеру. Требуется отрегулировать
хранительного клапана насоса-
предохранительный клапан на требуемое дав-
дозатора (низкое давление)
ление 1)
- неисправен насос питания
Для замены или ремонта насоса питания обра-
(насос не развивает давления
титесь к дилеру
из-за низкого КПД)
Повышенный момент поворота
Произведите ремонт ПВМ
редукторов ПВМ
Выход из строя насоса питания
Высокое давление в гидросистеме
Обратитесь к дилеру. Требуется промывание дета-
ГОРУ по причине заклинивания
лей насоса-дозатора. Сборка, регулировка предо-
обратного или предохранительно-
хранительного клапана на требуемое давление и
го клапана насоса-дозатора (воз-
проверка функционирования осуществляется сер-
можно из-за загрязнения)
висной службой в соответствии с инструкцией фир-
мы- изготовителя 1)
__________________________________________________________________________________________________
1) Учитывая чрезвычайную сложность и ответственность насоса-дозатора с точки зрения
безопасности рулевого управления, его разборка и сборка могут выполняться только специали-
стом сервисной службы фирмы-изготовителя (или другой уполномоченной сервисной службой),
прошедшим надлежащее обучение, хорошо ознакомленным с конструкцией насоса-дозатора и
с документацией по обслуживанию и по разборке-сборке насоса-дозатора, а также при наличии
всех необходимых специальных приспособлений, инструмента и специального гидравлического
стенда, обеспечивающего настройку и проверку параметров и функционирования насоса-
дозатора после произведенного ремонта. В противном случае полная ответственность за нера-
ботоспособность насоса-дозатора возлагается на лицо, выполнявшее разборку-сборку насоса-
дозатора, замену деталей или настройку клапанов, а также на владельца трактора.
192
6.12 Возможные неисправности электронной системы управления ЗНУ и
указания по их устранению
Жгуты и схема соединений системы управления ЗНУ приведены на
рисунках
6.12.1,
6.12.2. Правила проведения диагностики неисправно-
стей ЭСУ ЗНУ приведены в пункте 2.17.4 «Диагностика неисправностей
электронной системы управления ЗНУ» подраздела
2.17
«Управление
навесными устройствами». Коды возможных неисправностей электрон-
ной системы управления ЗНУ и указания по их устранению приведены в
таблице 6.12.
ВНИМАНИЕ: РАССОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ РАЗЪЕМОВ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАВЕСНЫМ УСТРОЙСТВОМ ПРОИЗВОДИТЕ
ТОЛЬКО ПРИ ЗАГЛУШЁННОМ ДВИГАТЕЛЕ!
ВНИМАНИЕ: ИЗМЕРЕНИЕ УКАЗАННЫХ ВЕЛИЧИН НАПРЯЖЕНИЙ
ПРОИЗВОДИТЕ ПРИ ЗАПУЩЕННОМ ДВИГАТЕЛЕ, СОБЛЮДАЯ МЕРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ ПОД
НАПРЯЖЕНИЕМ!
ВНИМАНИЕ: НУМЕРАЦИЯ КОНТАКТОВ В РАЗЪЕМАХ ЖГУТА УКА-
ЗАНА НА КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ РАЗЪЕМОВ!
ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЯТЬ РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА ИМЕЮТ ПРАВО
ТОЛЬКО ДИЛЕРЫ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА СТАНОВИТСЯ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
193
Таблица 6.12
Код де-
Описание дефекта, воз-
Способ проверки дефекта
фекта
можная причина
Сложные дефекты
Неисправность в цепи
Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте
управления электромаг
тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление
нитным клапаном подъ-
электромагнита должно быть не более 2...4 Ом. В
ема. Обрыв в обмотке
случае исправности электромагнита проверьте жгу-
электромагнита или в
ты управления электромагнитом на механическое
11
жгуте
управления
повреждение и проверьте тестером провод на об-
электромагнитом
рыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы
2
25-полюсного разъема электронного блока
(рисунки 6.12.1, 6.12.2)
Неисправность в цепи
Отсоедините от электромагнита жгут и проверьте
управления электро-
тестером электромагнит на обрыв. Сопротивление
магнитным клапаном
электромагнита должно быть не более 2...4 Ом. В
опускания. Обрыв в об-
случае исправности электромагнита проверьте жгу-
мотке электромагнита
ты управления электромагнитом на механическое
12
или в жгуте управления
повреждение и проверьте тестером провод на об-
электромагнитом
рыв от клеммы разъема электромагнита до клеммы
14 25-полюсного разъема электронного блока (ри-
сунки 6.12.1, 6.12.2)
Отсоедините от электромагнита жгуты, проверьте
Неисправность в цепи
тестером электромагниты на короткое замыкание.
управления электромаг-
Сопротивление электромагнита должно быть не
нитным клапаном опус-
более
2...4 Ом. Или замерьте ток потребления
кания или подъема. Ко-
электромагнита, подав на него напряжение 6 В. Ток
13
роткое замыкание в од-
не должен превышать 3,2 А. Отсоедините разъем
ном из электромагнитов
от электронного блока, проверьте клеммы 2 и 14 на
или замыкание прово-
короткое замыкание
(при этом электромагниты
дов управления элек-
должны быть отсоединены) (рисунки 6.12.1, 6.12.2)
тромагнитами в жгуте
Неисправность вынос-
Проверьте жгуты от выносных кнопок управления
ных кнопок управления
подъемом ЗНУ на механическое повреждение. По-
на подъем 4 (рисунок
очередно отключите каждую кнопку на подъем до
2.17.3). Короткое замы-
пропадания дефекта. При отключении кнопок необ-
кание проводов или за-
ходимо глушить двигатель. Если при отсоединен-
14
липание одной из вы-
ных кнопках дефект не исчез, то необходимо отсо-
носных кнопок управ-
единить от электронного блока разъем и прозво-
ления на подъем
нить тестером клеммы 10 и 12 на короткое замыка-
ние (рисунки 6.12.1, 6.12.2)
Неисправность вынос-
Проверьте жгуты от выносных кнопок управления
ных кнопок управления
опусканием ЗНУ на механическое повреждение.
на опускание 5 (рисунок
Поочередно отключите каждую кнопку до пропада-
2.17.3). Короткое замы-
ния дефекта. При отключении кнопок необходимо
кание проводов или за-
глушить двигатель. Если при отсоединенных кноп-
15
липание одной из вы-
ках дефект не исчез, то необходимо отсоединить от
носных кнопок управле-
электронного блока разъем и прозвонить тестером
ния на опускание
клеммы 20 и 12 на короткое замыкание (рисунки
6.12.1, 6.12.2)
194
Продолжение таблицы 6.12
Код де-
Описание дефекта, воз-
Способ проверки дефекта
фекта
можная причина
Неисправность
элек-
Отсоедините от общего жгута основной пульт
тронного блока.
управления. Замерьте стабилизированное напря-
Стабилизированное на-
жение питания на контактах 6 (минус) и 4 (плюс)
пряжение питания, запи-
разъема пульта, которое должно быть 9,5 - 10 В
тывающее пульт управ-
(двигатель должен быть запущен). При понижен-
ления, ниже требуемого
ном напряжении питания, либо отсутствии таково-
16
уровня. Возможно, про-
го, необходимо проверить надежность подключе-
изошло короткое замыка-
ния разъема электронного блока. Поочередно от-
ние в разъемах датчиков
соедините датчики усилия и положения ЗНУ (рису-
усилия и положения ЗНУ
нок 6.12.2)
из-за попадания воды в
разъемы
Средние дефекты
1. Нарушена регулировка датчика положения.
Неисправность датчика
Отсоединить разъем жгута от датчика. Вывернуть дат-
положения.
Обрыв
чик. Поднять НУ в крайнее верхнее положение при по-
провода датчика, дат-
мощи выносных кнопок или кнопки на электромагните
чик не подсоединен
«подъем» (нижнем электромагните). Завернуть датчик
или не отрегулирован
от руки до упора и вывернуть на два оборота. Подсое-
динить разъем жгута к датчику. С пульта управления
опустить и поднять в крайнее верхнее положение НУ.
Сигнализатор подъема должен погаснуть. Если сигнали-
затор горит, необходимо довернуть на 1/6 оборота дат-
чик положения. Повторно проверить работу системы.
При необходимости (сигнализатор подъема не гаснет в
верхнем положении НУ) снова довернуть датчик и по-
вторить проверку. При правильной регулировке НУ с
пульта управления должно опускаться и подниматься в
крайние положения. В крайнем верхнем положении по-
сле подъема НУ сигнализатор подъема должен погаснуть
2. Неисправен датчик положения.
2.1 Проверить работоспособность датчика положения
фирмы «BOSCH»можно демонтировав его с трактора.
Согласно схеме электрической соединений системы
22
управления ЗНУ (рисунок 6.12.2, подключение датчика
положения) необходимо подать питание 10В (при от-
сутствии источника питания допускается кратковремен-
но подать 12В с аккумуляторной батареи): на вывод 1
«массу» (минус), а на вывод 3 «+» (плюс) и, нажимая
пальцем на перемещающийся шток датчика измерить
напряжение на выходе с датчика тестером: между вы-
водом 2 - «сигнал» и выводом 1 - «минус». При полном
перемещении штока (сердечника) датчика напряжение
на выходе с датчика должно изменяться в пределах от
0,2 до 0,75 величины напряжения питания к датчику.
Если указанные параметры не выдерживаются, устано-
вите на трактор новый датчик и выполните его регули-
ровку. Номера выводов датчика указаны на подсоеди-
няемой к датчику положения колодке жгута.
2.2 Проверить работоспособность датчика ДП-01 заво-
да «Измеритель» демонтировав его с трактора невоз-
можно. Если выполнение регулировки датчика ДП-01 к
устранению дефекта не привели, установите на трак-
тор новый датчик ДП-01 и выполните его регулировку.
3. Неисправность (обрыв) в жгуте в цепи датчика.
Проверить жгут согласно схеме (рисунок6.12.2)
195
Окончание таблицы 6.12
Код де-
Описание дефекта,
Способ проверки дефекта
фекта
возможная причина
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
23
вен потенциометра ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки глубины обра-
Проверьте выходное напряжение согласно
ботки почвы
электрической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
24
вен потенциометр ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки верхнего конеч-
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
ного положения ЗНУ
трической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неисправ-
пульта управления и электронного блока, а также
28
на рукоятка 11 (рисунок
проверьте жгут на механическое повреждение.
2.17.1) управления ЗНУ
Проверьте выходное напряжение согласно
электрической схеме (рисунок 6.12.2)
Чтобы определить: это неисправность самого
Неисправность правого
датчика или жгута (в цепи к датчику), необходимо
датчика усилия. Разрыв
31
отсоединить разъемы от жгута к датчикам (лево-
кабеля или короткое
му и правому) и поменять их местами (разъем от
замыкание датчика
левого датчика к каналу правого датчика и разъ-
ем от правого датчика к каналу левого датчика).
Неисправность левого
Если после этого код неисправности поменялся (с
датчика усилия. Разрыв
32
31 на 32 или с 32 на 31), то неисправен датчик,
кабеля или короткое
если код неисправности сохранился - неисправ-
замыкание датчика
ность жгута
Легкие дефекты
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неиспра-
пульта управления и электронного блока, а также
34
вен потенциометр ру-
проверьте жгут на механическое повреждение.
коятки скорости опуска-
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
ния ЗНУ
трической схеме (рисунок 6.12.2)
Неисправность пульта
Проверьте надежность подключения разъемов
управления. Неисправен
пульта управления и электронного блока, а также
потенциометр рукоятки
жгут - на механическое повреждение.
36
смешивания режимов
Проверьте выходное напряжение согласно элек-
вспашки: силовой - по-
трической схеме (рисунок 6.12.2)
зиционный
Код не
Самопроизвольный
«Зависание» золотника «подъем» регулятора в
выдает-
подъем ЗНУ после за-
открытом положении.
ся
пуска двигателя
Отсоединить колодки жгута с электромагнитов
«подъем» и «опускание». Если дефект проявля-
ется по-прежнему, устранить неисправность в
гидросистеме ГНС
196
197
198
6.13 Возможные неисправности гидронавесной системы и указания по их
устранению
6.13.1 Общие сведения
ЗАПРЕЩАЕТСЯ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД РАЗБИРАТЬ СЕКЦИЮ РАСПРЕ-
ДЕЛИТЕЛЯ И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛОК. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА ОТ-
ДЕЛЬНУЮ СЕКЦИЮ И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛОК СТАНОВИТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЯТЬ РЕМОНТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ И ЭЛЕКТРОННОЙ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНУ ИМЕЮТ ПРАВО ТОЛЬКО ДИЛЕРЫ. В ПРОТИВНОМ
СЛУЧАЕ ГАРАНТИЯ НА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ И СТАНОВИТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВРАЩАТЬ ЗОЛОТНИК СЕКЦИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ВОКРУГ
СВОЕЙ ОСИ. ДАННОЕ ДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ГИДРАВ-
ЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СЕКЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ!
6.13.2 Указания по устранению неисправностей ГНС
Перечень возможных неисправностей ГНС и указания по их устранению при-
ведены в таблице 6.13.
Таблица 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Упало давление в гидросистеме НУ (отсутствует подъем ЗНУ, занижено
или отсутствует давление на внешних выводах), происходит перегрев и (или)
вспенивание масла гидросистемы
Потеря
производительности
Насос заменить
насоса
Наличие подсоса воздуха в гид-
Проверить, при необходимости подтянуть хому-
росистему
ты всасывающего тракта.
Проверить целостность и при необходимости
заменить рукав всасывающего тракта.
Проверить и при необходимости заменить уп-
лотнительное кольцо под всасывающим пат-
рубком насоса
Наличие воды в баке ГНС (мас-
Масло заменить
ло приобрело рыже-белесый от-
тенок)
Сигнализатор подъема на пульте
Выполнить регулировку датчика положения
управления ЗНУ горит после за-
ЗНУ в соответствии с таблицей 6.12 (код 22)
вершения подъема - не отрегу-
лирован датчик положения ЗНУ
Одна или несколько рукояток
Отрегулировать установку ступиц рукояток на
управления распределителем не
оси, обеспечив их свободное перемещение
находятся в нейтральном поло-
жении. Рукоятки не возвращают-
ся в нейтральное положение по-
сле снятия их из фиксированных
рабочих положений
Низкий уровень масла в баке
Долить масло до требуемого уровня
ГНС
199
Продолжение таблицы 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Происходит перегрев масла ГНС при работе трактора с агрегатируемой с/х
машиной с гидромотором
Неправильно подобран гидромо-
Откорректировать обороты двигателя или за-
тор на с/х машине. Потребление
менить гидромотор или установить на сливе из
масла гидромотора должно быть
гидромотора радиатор охлаждения рабочей
на 10…15% меньше подачи насо-
жидкости
са на рабочих оборотах двигателя
Нагнетающие или сливные ма-
Заменить магистрали на рекомендованные на-
гистрали с/х машины имеют за-
стоящим руководством в подразделе 4.5 «Осо-
ниженные проходные сечения
бенности использования гидравлической сис-
темы трактора для привода рабочих органов и
других элементов агрегатируемых гидрофици-
рованных машин и агрегатов»
Гидромотор с/х машины потерял
Заменить изношенный гидромотор
КПД
Слив масла из гидромотора че-
Обеспечить слив масла из гидромотора через
рез рабочую секцию распреде-
свободный слив трактора
лителя
Упало давление в ГНС (отсутствует подъем ЗНУ, занижено или отсутству-
ет давление на внешних выводах), перегрева гидросистемы не наблюдается
Зависание клапана разности
Необходимо выполнить следующие:
давления (переливного клапана)
- промыть клапан
во входной крышке интегрально-
- проверить давление на любом внешнем вы-
го блока
воде, которое должно быть (20-2) МПа
- промывку клапана производить на дилерском
центре специально обученными специалистами
Самопроизвольное опускание ЗНУ (опускание без команды с пульта
или выносных кнопок)
Зависание клапана опускания
Устранение отказа осуществляется только ди-
регуляторной секции ЕНR-23LS
лером на сервисных центрах в следующей по-
(при установке интегрального
следовательности:
блока BOSCH)
- снять электрогидравлическую секцию (EНR),
для чего необходимо отвернуть гайки шпилек
интегрального блока и демонтировать. В про-
цессе демонтажа обратить внимание на со-
хранность уплотнительных колец и клапана
«или» как в регуляторной секции, так и в приле-
гающей секции распределителя;
- разобрать клапан опускания ЕНR-23LS и про-
мыть входящие в него детали;
- установить на место электрогидравлическую
секцию (EНR)
Зависание клапана опускания
Для устранения дефекта обратитесь к Вашему
регуляторной секции (при уста-
дилеру
новке гидроблока РП70-1523.1)
200
Окончание таблицы 6.13
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Самопроизвольный подъем ЗНУ (подъем без команды с пульта или
выносных кнопок)
Зависание золотника подъема
Устранение отказа осуществить непосредст-
регуляторной секции ЕНR-23LS
венно на тракторе, без разборки интегрального
(при установке интегрального
блока, для чего выполнить следующее:
блока BOSCH)
- отвернуть четыре винта крепления нижнего
магнита и снять магнит;
- вынуть золотник подъема 14 и пружину 15, про-
мыть упомянутые детали и отверстие в корпусе;
- собрать клапан подъема в обратной последо-
вательности
Устранение отказа осуществляется только ди-
лером на сервисных центрах в следующей по-
следовательности:
Зависание клапана подъема ре-
Для устранения дефекта обратитесь к Вашему
гуляторной секции (при установ-
дилеру
ке гидроблока РП70-1523.1)
Сигнализатор диагностики неисправностей на пульте управления ЗНУ
выдает коды неисправностей
Повреждение электропроводки,
Устранить неисправность, как сказано в под-
электромагнитов, окисление кон-
разделе 6.12 «Возможные неисправности элек-
тактов, неисправность датчиков
тронных систем управления ЗНУ, и указания по
(силового или позиционного)
их устранению»
ЭСУ ЗНУ
201
6.14 Возможные неисправности электрооборудования и указания по их
устранению
6.14.1 Общие сведения
В состав электрооборудования трактора «БЕЛАРУС-1523.5» входят электри-
ческие элементы (выключатели, реле, электродвигатели, приборы, фонари, фары,
предохранители, реле-прерыватели, датчики и пр.) а также проводка и электриче-
ские разъёмы, служащие для соединения элемента с питанием и массой кузова.
Перед тем как приступить к работам по устранению неисправностей какого-
либо из электрических контуров, внимательно изучите электрическую схему, чтобы
как можно более четко представить себе функциональное назначение этого элек-
трического контура. Сужение круга поиска неисправности обычно производится за
счет постепенного выявления и исключения нормально функционирующих компо-
нентов того же контура. При одновременной неработоспособности сразу нескольких
электрических элементов наиболее вероятной причиной отказа является перегора-
ние соответствующего предохранителя или отсутствие «массы» (разные электриче-
ские элементы во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или на
единую клемму «массы»).
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причина-
ми, такими как коррозия клемм, выход из строя предохранителя, сгорание плавкой
вставки или дефект реле переключения. Производите визуальную проверку состоя-
ния всех предохранителей, проводки и электрических разъёмов контура перед тем,
как приступать к более конкретной проверке неисправности его компонентов.
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов
тщательно спланируйте, в соответствии с прилагаемой электрической схемой, в ка-
кие точки контура и в какой последовательности следует подсоединять прибор с це-
лью наиболее эффективного выявления дефекта. В число основных диагностиче-
ских приборов входят тестер (мультиметр) электрических цепей, вольтметр (может
также использоваться двенадцативольтовая контрольная лампа (порядка 21Вт) с
комплектом соединительных проводов), индикатор проводимости отрезка контура
(пробник), включающий лампочку, собственный источник питания и комплект соеди-
нительных проводов.
Диагностика неисправностей электрических цепей вовсе не представляет со-
бой трудноразрешимую задачу при условии чёткого представления о том, что ток
поступает ко всем электрическим элементам (лампа, электромотор и т.п.) от АКБ по
проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем воз-
вращается в АКБ через «массу» трактора. Любые проблемы, связанные с отказом
электрооборудования могут иметь своей причиной лишь прекращения подачи на них
электрического тока от АКБ или возврата электрического тока его в АКБ.
Примечание:- Приведенную в настоящем подразделе 6.14 «Возможные неис-
правности электрооборудования и указания по их устранению» информацию следу-
ет использовать при устранении неисправностей ЭСУ блокировкой дифференциала
заднего моста, приводом переднего ведущего моста, передним валом отбора мощ-
ности и, частично, при устранении неисправностей электронной системы управле-
ния двигателем.
202
6.14.2 Проверка наличия напряжения
Проверки наличия напряжения производятся в случае нарушения функциони-
рования контура. Подсоедините один из проводов тестера либо к отрицательному
полюсу батареи, либо к надежной «массе» трактора. Другой провод тестера подсое-
дините к клемме электрического разъёма контура, предпочтительно ближайшего к
АКБ или предохранителю. Если контрольная лампа на тестере загорается, напряже-
ние на данном отрезке цепи имеется, что подтверждает исправность контура между
данной клеммой и АКБ. Продолжая действовать в аналогичной манере, исследуйте
оставшуюся часть контура. Выявление отсутствия напряжения говорит о наличии
неисправности между данной точкой контура и последней из проверенных ранее
(где напряжение присутствовало). В большинстве случаев причиной отказа является
ослабление электрических соединений и нарушения качества контактов. Помните,
что питание на некоторые из контуров бортового электрооборудования подается
только в положениях выключателя стартера и приборов «I» (включены приборы) или
«II» (включен стартер (нефиксированное положение)).
6.14.3 Поиски короткого замыкания
Одним из методов поисков короткого замыкания является извлечение предо-
хранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в
контуре должно отсутствовать. Подёргайте проводку, наблюдая за лампой-пробником.
Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте имеется замыкание на массу, воз-
можно вызванное протиранием изоляции провода. Аналогичная проверка может быть
проведена для каждого из компонента контура, включая выключатель этого контура.
6.14.3 Проверка наличия «массы» электрического элемента
Данная проверка производится с целью определения надежного наличия
«массы» электрического элемента. Отключите выключателем «массы» АКБ и под-
соедините один из проводов оборудованной автономным источником питания лам-
пы-пробника к заведомо надежной «массе». Другой провод лампы подсоедините к
проверяемому жгуту или клемме. Если лампа загорается, заземление в порядке (и
наоборот). При этом если проверяется минусовая цепь питания сильноточного по-
требителя необходимо использовать лампу пробника мощностью не менее 21Вт. Так
как при плохом контакте «массы» сильноточный потребитель не будет работать, а
лампа малой мощности будет гореть.
6.14.4 Проверки наличия обрыва электрической цепи
Проверка производится с целью выявления обрывов электрической цепи. По-
сле отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника, обору-
дованной автономной батареей. Подсоедините провода пробника к обоим концам
контура (или к «силовому» концу (+) и к надежной «массе» трактора), если контроль-
ная лампа загорается, обрыв в контуре отсутствует. Отказ включения лампы свиде-
тельствует о нарушении проводимости цепи. Аналогичным же образом можно про-
верить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его клеммам. При пере-
воде выключателя в положение «Включено» контрольная лампа-пробник должна за-
гораться. При этом если проверяется выключатель коммутирующий питание для
сильноточного потребителя также необходимо использовать лампу пробника мощ-
ностью не менее 21Вт. Так как при плохих контактах в выключателе сильноточный
потребитель не будет работать, а лампа малой мощности будет гореть.
6.14.5 Локализация обрыва
При диагностике подозреваемого на наличие обрыва контура визуально обна-
ружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм
на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен в виду ограни-
ченности доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом разъёма). Резкое подер-
гивания корпуса разъёма на датчике или жгута его проводов во многих случаях при-
водит к восстановлению проводимости. Не забывайте об этом при попытках локали-
зации причины отказа подозреваемого на обрыв контура. Нестабильно возникающие
отказы могут иметь причиной окисление клемм или нарушение качества контактов.
203
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст