Трактор Беларус 1822.3 / 1822В.3 / 2022.3 / 2022В.3. Руководство — часть 7

Система питания двигателя состоит из входящих в комплект двигателя топ-
ливного насоса 15 (рисунок 3.1.2), форсунок 14, трубок низкого давления, топливо-
проводов высокого давления, впускного коллектора, выпускного коллектора, турбо-
компрессора 6, фильтра грубой очистки топлива 2 (рисунок 6.4.12), фильтра тонкой
очистки топлива 1 (рисунок 6.4.29), а также из устанавливаемых МТЗ воздухоочисти-
теля, топливных баков, охладителя наддувочного воздуха, глушителя.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) представляет собой блочную кон-
струкцию, состоящую из шести насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачко-
вый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива. ТНВД
предназначен для подачи в камеры сгорания цилиндров двигателя в определенные
моменты времени дозированных порций топлива под высоким давлением. Привод ку-
лачкового вала топливного насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя че-
рез шестерни распределения. Топливный насос объединен в один агрегат с всере-
жимным регулятором, имеющим корректор подачи топлива, автоматический обогати-
тель топливоподачи на пусковых оборотах, пневматический ограничитель дымления и
топливоподкачивающим насосом поршневого типа. На топливных насосах высокого
давления PP6M10li фирмы «Моторпал», установлен пусковой электромагнит, который
обеспечивает увеличение подачи топлива при пуске двигателя.
Подкачивающий насос 16 (рисунок 3.1.2) установлен на корпусе топливного
насоса высокого давления.
Форсунка 14 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр двигателя. Она
обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи топлива.
Фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки топлива от меха-
нических примесей и воды.
Фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива. Топливо,
проходя сквозь шторы сменного бумажного фильтрующего элемента, очищается от
механических примесей.
Воздухоподводящий тракт включает воздухоочиститель (см. подраздел 3.1.2
«Система очистки воздуха двигателя») и патрубки, соединяющие воздухоочиститель
с турбокомпрессором, охладителем наддувочного воздуха
(см. подраздел
3.1.3
«Система охлаждения наддувочного воздуха») и впускным коллектором. Воздух под
действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором двигателя, проходя через
воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную секцию турбо-
компрессора, откуда под давлением, проходя через охладитель наддувочного воз-
духа, подается в цилиндры двигателя.
Система охлаждения - закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаж-
дающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос 10 (рисунок 3.1.1) при-
водится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала 4. Для ускорения
прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного
режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат два
термостата, установленных на линии нагнетания, в корпусе термостатов 11.
Вентилятор 9 системы охлаждения установлен на валу водяного насоса 10.
На двигатель Д-260.4S2 / Д-260.9S2 устанавливается регулируемый турбоком-
прессор, использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилинд-
ры двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработав-
шие газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через выпускной коллек-
тор вулиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают колесо турбины с ва-
лом, на другом конце которого колесо компрессора через воздухоочиститель всасы-
вает воздух и подает его под давлением в цилиндры двигателя. Частота вращения
ротора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы двигате-
ля. Регулирование наддува происходит путем перепуска части отработавших газов
мимо колеса турбины при превышении давления наддува определенного значения.
В корпус турбины регулируемого турбокомпрессора 6 (рисунок 3.1.2) встроен
перепускной клапан. Рычаг перепускного клапана соединен регулируемой тягой с
исполнительным механизмом, связанным воздухопроводом с выходом компрессора.
Настройка регулятора на определенное давление производится регулированием
длины тяги. Изменение длины тяги исполнительного механизма турбокомпрессора в
процессе эксплуатации не допускается.
71
Устройство пуска двигателей состоит из электрического стартера 20 номиналь-
ным напряжением 24В. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного
тока со смешанным возбуждением с электромагнитным реле и механизмом привода.
Для обеспечения пуска при низких температурах окружающего воздуха все дви-
гатели укомплектованы свечами накаливания 19 номинальным напряжением 23 В.
Генератор служит для подзарядки аккумуляторной батареи, а также для пита-
ния постоянным током потребителей электроэнергии, установленных на тракторе.
Привод генератора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Установлен генератор на двигателе справа, над рабочим насосом ГОРУ.
Для привода пневматических тормозов прицепа и накачивания шин, двигатель
трактора оборудован поршневым одноступенчатым пневмокомпрессором воздушно-
го охлаждения. Компрессор устанавливается на фланце крышки распределения и
имеет привод от шестерни привода компрессора механизма распределения.
Для обеспечения работы ГОРУ на двигателе устанавливается шестеренный
насос. Насос приводится во вращение через привод от распределительных шестерен
двигателя. Установлен рабочий насос ГОРУ на двигателе справа, под генератором.
3.1.2 Система очистки воздуха двигателя
На тракторах «БЕЛАРУС - 1822.3/1822В.3/2022.3/2022В.3» установлен возду-
хоочиститель производства фирмы «Donaldson» FPG100318 сухого типа с примене-
нием одного бумажного фильтрующего элемента Р781039. Данный воздухоочисти-
тель имеет две ступени очистки:
- предварительная инерционная очистка воздуха (встроенный циклон). Произ-
водится внутри воздухоочистителя за счет тангенциального впуска и центробежных
сил, возникающих при спиралевидном вращении воздуха, относительно оси корпуса
1 (рисунок 3.1.4) воздухоочистителя. Сброс пыли осуществляется через резиновый
клапан 5, установленный на крышке 4 воздухоочистителя при остановке и запуске
двигателя, за счет возникновения внутри воздухоочистителя избыточного давления;
- сухая очистка основным фильтрующим элементом 6 . Забор воздуха возду-
хоочистителем осуществляется через воздухозаборник 3. Подвод воздуха к турбо-
компрессору через воздухоподводящий тракт обеспечивает подводящий патрубок 2.
1 - корпус; 2 - патрубок подводящий; 3 - воздухозаборник; 4 - крышка; 5 - ре-
зиновый клапан; 6 - основной фильтрующий элемент (ОФЭ).
Рисунок 3.1.4 - Воздухоочиститель
Для сигнализации засорённости воздухоочистителя предусмотрена индикация
с помощью контрольной лампы, расположенной в блоке контрольных ламп в щитке
приборов. Электрический датчик сигнализации засорённости воздухоочистителя ус-
тановлен в зоне воздухоподводящего тракта и срабатывает при разряжении в 7 кПа.
72
3.1.3 Система охлаждения наддувочного воздуха
Промежуточное охлаждение наддувочного воздуха является средством, уве-
личивающим плотность воздушного заряда, поступающего в цилиндры двигателя,
что способствует более эффективному сгоранию большего количества топлива в
цилиндрах и, как следствие, обеспечивает повышение мощности при уменьшении
удельного расхода топлива. На двигателе применяется воздухо-воздушная система
охлаждения наддувочного воздуха с пластинчаторебристым воздухоохладителем
(радиатором) 5 (рисунок 3.1.5).
Охладитель наддувочного воздуха 5, установлен перед водяным радиатором
и через систему воздухопроводов 3 и патрубков 2, 4 соединённых хомутами 1 связан
с турбокомпрессором и впускным коллектором двигателя. ОНВ представляет собой
воздуховоздушный теплообменник, состоящий из сердцевины в виде оребренных
алюминиевых трубок, баков и патрубков. Воздух к ОНВ поступает от турбокомпрес-
сора, охлаждается в нем для улучшения мощностно-экономических и экологических
показателей двигателя и далее поступает во всасывающий коллектор двигателя.
1 - хомуты;
2 - термостойкие силиконовые патрубки;
3 - воздухопроводы;
4 - патрубок; 5 - охладитель надувочного воздуха.
Рисунок 3.1.5 - Система охлаждения наддувочного воздуха
73
3.1.4 Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудитель-
ной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, двумя термоста-
тами и деаэрационно-компенсационным контуром. Включает рубашку охлаждения,
водяной насос, радиатор со встроенной деаэрационной системой, вентилятор, рас-
ширительный бачок, соединительные шланги, хомуты, сливные пробки, пробку рас-
ширительного бачка с паровым и воздушным клапанами. Регулирование теплового
режима двигателя осуществляется с помощью термостата. Радиатор системы охла-
ждения - трубчато-пластинчатый.
Рабочий диапазон системы охлаждения от 80 до 98°С. Допускается кратко-
временное (до 10 мин) повышение температуры до 100°С. Температура охлаждаю-
щей жидкости контролируется по указателю температуры охлаждающей жидкости и
сигнальной лампой аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя в
комбинации приборов. Аварийная сигнализация температуры охлаждающей жидко-
сти срабатывает в пределах от 102 до 109°С. Информация об указанных параметрах
передается на контрольно измерительные приборы по CAN кабелю с электронного
блока управления двигателем, который обрабатывает сигналы с датчиков.
Установка элементов системы охлаждения двигателя представлена на рисунке 3.1.6.
1 - растяжка; 2 - уплотнитель верхний; 3 - уплотнитель боковой: 4 - радиатор;
5 - кожух вентилятора; 6 - деаэрационный рукав, 7 - патрубок от водяного насоса
двигателя к водяному радиатору; 8 - питающий рукав; 9 - расширительный бачок;
10 - пробка расширительного бачка; 11 - сливная пробка или краник; 12 - патрубок
от водяного радиатора к двигателю; 13 - вентилятор.
Рисунок 3.1.6 - Установка элементов системы охлаждения двигателя
74
3.2 Сцепление
3.2.1 Муфта сцепления
На маховике 1 (рисунок 3.2.1) двигателя установлена сухая двухдисковая
муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1, нажимной диск 3 и
средний диск 2, имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в спе-
циальные пазы маховика 1. К ведомой части сцепления относятся два ведомых дис-
ка 24 с гасителями крутильных колебаний 9, установленные на силовом валу 7. Не-
обходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей
сцепления обеспечивается девятью пружинами 22. Между втулкой 8, связанной с
валом привода ВОМ 4, и опорным диском 12 установлен эластичный элемент.
Средний диск 2 имеет рычажные механизмы 11, обеспечивающие при выключе-
нии сцепления установку диска 2 на равном расстоянии от поверхностей трения махови-
ка 1 и нажимного диска 3. Опорами отжимных рычагов 10 служат вилки 13, закреплен-
ные на опорном диске с помощью регулировочных гаек 15, фиксируемых шайбами 14.
Включение и выключение сцепления производится отводкой 17 с выжимным
подшипником 16, перемещающейся по кронштейну 18. Вилка 19 отводки с валиком
20 связаны с педалью сцепления через гидростатический привод.
Смазка выжимного подшипника 16 осуществляется через пресс-масленку,
ввинченную в цапфу отводки. Масленка находится с левой стороны корпуса сцепле-
ния. Для доступа к ней необходимо отвинтить пробку.
1 - маховик; 2 - диск средний; 3 - диск нажимной; 4 - вал привода ВОМ; 5 - ступица;
6 - подшипник; 7 - вал силовой, 8 - втулка; 9 - гаситель крутильных колебаний; 10 - рычаг
отжимной; 11 - механизм рычажный; 12 - диск опорный; 13 - вилка; 14 - шайба; 15 - гайка
регулировочная; 16 - подшипник выжимной; 17 - отводка; 18 - кронштейн отводки; 19 - вил-
ка выключения; 20 - валик управления; 21 - стакан; 22 - пружина нажимная; 23 - шайба
изолирующая; 24 - диск ведомый.
Рисунок 3.2.1 - Муфта сцепления
3.2.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.2.2.1 Общие сведения
1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - средний диск; 4 - нажимной диск; 5 - втул-
ка; 6 - отжимной рычаг; 7 - опорный диск; 8 - вилка; 9 - регулировочная гайка; 10 -
стопорная пластина; 11 - стакан; 12 - пружина нажимная; 13 - шайба изолирующая;
14 - втулка.
Рисунок 3.2.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.2.3 - Технологическая оправка
76
3.2.2.2 Демонтаж муфты сцепления
Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от
трансмиссии в следующем порядке:
- установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной
диск 4 (рисунок 3.2.2) через технологические отверстия опорного диска 7;
- отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцеп-
ления в сборе (опорный 7 с нажимным 4);
- снимите первый ведомый диск 2;
- снимите средний диск 3;
- снимите второй ведомый диск 2.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕН-
ДУЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МА-
ХОВИКА 1, СРЕДНЕГО ДИСКА 3 И ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ В СБОРЕ (ОПОРНОГО 7
С НАЖИМНЫМ 4). СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!
3.2.2.3 Установка муфты сцепления
Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
- установите шлицевую оправку в подшипник маховика;
- установите первый ведомый диск 2 (рисунок 3.2.2) на оправку длинным кон-
цом ступицы к маховику 1;
- установите средний диск 3 в пазы маховика;
- установите второй ведомый диск 2 на оправку коротким концом ступицы к
маховику;
- установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4) на пальцы
маховика с втулками 14, закрепите гайками и выверните технологические болты;
- отрегулируйте положение отжимных рычагов 6.
3.2.2.4 Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
- вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 9 (рисунок 3.2.2) отрегу-
лируйте положение отжимных рычагов на размер (14±0,5) от опорных поверхностей
рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рыча-
гов должна быть не более 0,3 мм.
- после регулировки рычагов установите стопорные пластины 10.
- снимите оправку.
3.2.3 Привод сцепления
Привод сцепления предназначен для управления муфтой сцепления. Тип
привода сцепления - гидростатический с подвесной педалью, гидроусилителем.
На тракторах «БЕЛАРУС-1822.3/2022.3» управление муфтой сцепления осуще-
ствляется с основного поста управления, на тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» -
с основного и реверсивного поста управления.
Привод состоит из следующих основных элементов:
- главного цилиндра для прямого хода 11 (рисунок 3.2.6);
- главного цилиндра для реверса 23 (на тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»);
- подвесной педали для прямого хода 7;
- подвесной педали для реверса 24 (на тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»;
- угольника 45 (на тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» вместо угольника 45
установлен кран 28, который предназначен для автоматического переключения с
режима работы трактора на прямом ходу на режим реверса или наоборот);
- рабочего цилиндра 34;
- гидроусилителя 37;
- рычага 44;
- бачка 1;
- соединительных трубопроводов и маслопроводов.
77
Гидроусилитель 37 непроточного типа предназначен для снижения усилия на
педалях 7 и 24 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен маслопрово-
дом 15 с насосом гидросистемы трансмиссии, а шлангом 12 - со сливом в корпус
сцепления.
На тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» во время нажатия на педаль 7 тор-
мозная жидкость из главного цилиндра 11 поступает через трубопровод 29, угольник
45, трубопровод 27 в рабочий цилиндр 34, перемещая шток 35. Шток 35 воздейству-
ет на толкатель 36 гидроусилителя 37, в результате чего происходит срабатывание
гидроусилителя 37 и выдвижение поршня и тяги 39, поворачивающей рычаг 44, свя-
занный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению дви-
гателя с трансмиссией.
На тракторах «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» в режиме прямого хода во время
нажатия на педаль 7 тормозная жидкость из главного цилиндра 11 поступает через
трубопровод 29 в кран 28. В кране 28 поршень перемещается в крайнее правое по-
ложение и закрывает вход трубопровода 25. Далее тормозная жидкость поступает
через трубопровод 27 в рабочий цилиндр 34, перемещая шток 35. Шток 35 воздейст-
вует на толкатель 36 гидроусилителя 37, в результате чего происходит срабатыва-
ние гидроусилителя 37 и выдвижение поршня и тяги 39, поворачивающей рычаг 44,
связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению
двигателя с трансмиссией. В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль 24
тормозная жидкость из главного цилиндра 23 поступает через трубопровод 25 в кран
28. В кране 28 поршень перемещается в крайнее левое положение и закрывает вход
трубопровода 29. Далее тормозная жидкость поступает через трубопровод 27 в ра-
бочий цилиндр 34, совершая действия аналогичные описанным ранее.
1 - уплотнительное кольцо, 2 - манжета; 3 - поршень; А - компенсационное отверстие.
Рисунок 3.2.4 - Цилиндр главный для прямого хода
1 - уплотнительное кольцо, 2 - поршень; 3 - манжета; А - компенсационное отверстие.
Рисунок 3.2.5 - Цилиндр главный для реверса (на 1822В.3/2022В.3)
78
1 - бачок; 2, 40 - пружина;
3, 21 - болт;
4, 8, 18, 22, 31, 41 - гайка;
5, 19, 42 - вилка;
6, 14, 20, 43 - палец;
7, 24 - педаль;
9, 16, 36 - толкатель; 10, 26 - поршень; 11 - цилиндр главный для прямого хода; 12 - шланг; 13 - плита; 15, 25, 27, 29 - трубопровод;
17 - чехол; 23 - цилиндр главный для реверса; 28 - кран; 30 - опора; 32 - защитный колпачок; 33 - перепускной клапан; 34 - цилиндр
рабочий; 35 - шток; 37 - гидроусилитель; 38 - кронштейн; 39 - тяга; 44 - рычаг; 45 - угольник.
Рисунок 3.2.6 - Схема управления сцеплением
3.2.4 Регулировки управления сцеплением
3.2.4.1 Регулировка управления сцеплением
Регулировка управления сцеплением проводится в следующей последовательности:
1. Выполнение регулировки зазора «В» (рисунок 3.2.6) между поршнем 10 и
толкателем 9 главного цилиндра 11:
- установить педаль 7 в размер «Д» при помощи болта 3, затянуть гайку 4;
- ввернуть толкатель 9 в вилку 5;
- путем вворачивания и отворачивания вилки 5 добиться того, чтобы переме-
щение педали 7 от исходного положения до момента касания толкателя 9 в поршень
10, измеренное по центру чехла педали составило размер «Г»;
- затянуть гайку 8 и зашплинтовать палец 6.
2. Выполнение регулировки зазора «Ж» между поршнем и толкателем 16
главного цилиндра 23 (на тракторе «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» для работы в ре-
жиме реверса):
- снять чехол 17 с цилиндра 23;
- расконтрить вилку 19;
- ввернуть толкатель 16 в вилку 19, выдержав размер «К», затянуть гайку 18;
- путем вворачивания и отворачивания болта 21 добиться того, чтобы пере-
мещение педали 24 от исходного положения до момента касания толкателя 16 в
поршень, измеренное по центру подушки педали составило размер «Е»;
- затянуть гайку 22, надеть чехол 17.
3. Выполнение регулировки зазора «Л» между штоком 35 цилиндра рабочего
34 и толкателем 36 гидроусилителя 37:
- снять цилиндр рабочий 34 с плиты 13, вынув палец 14;
- в цилиндре 34 установить шток 35 в крайнее правое положение до упора в
крышку;
- установить цилиндр 34 до соприкосновения без усилия в толкатель 36 гидро-
усилителя 37 и путем вворачивания или отворачивания опоры 30 совместить отвер-
стия опоры и плиты 13, после чего ввернуть опору 30 на 1/2 оборота, установить па-
лец 14;
- затянуть гайку 31 и зашплинтовать палец 14;
4. Выполнение регулировки зазора между выжимным подшипником и отжим-
ными рычагами муфты сцепления:
- отсоединить тягу 39 от рычага 44, вынув палец 43;
- расконтрить вилку 42;
- повернуть рычаг 44 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника
в отжимные рычаги и, вращая вилку 42, совместить отверстия рычага и вилки, после
чего завернуть ее на 5...5,5 оборотов (размер «М») и соединить с рычагом при по-
мощи пальца 43;
- затянуть гайку 41, зашплинтовать палец 43.
5. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствии
с пунктом 3.2.4.2 настоящего руководства.
3.2.4.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением
Перед прокачкой заполните тормозной жидкостью бачок 1 (рисунок 3.2.6) глав-
ного цилиндра 11 и компенсационную камеру главного цилиндра 23 (на тракторе «БЕ-
ЛАРУС-1822В.3/2022В.3»). Затем прокачивайте гидравлическую систему управления
сцеплением на прямом ходу и, на тракторе «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3», на реверсе:
80

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности