Трактор Беларус 1822.3 / 1822В.3 / 2022.3 / 2022В.3. Руководство — часть 10

Перемещение штока гидроцилиндра осуществляется путем изменения направле-
ния потока масла в распределителе ПВОМ 4 (рисунок 3.7.2). Поток масла, поступающий
по нагнетательному трубопроводу 1, направляется или в трубопровод 2, соединенный со
штоковой полостью гидроцилиндра (ПВОМ выключен - шток втянут), или в трубопровод 3,
соединенный с поршневой полостью гидроцилиндра, (ПВОМ включен - шток выдвинут).
1; 2, 3 - трубопровод; 4 - распределитель ПВОМ;
Рисунок 3.7.2 - Передний ВОМ (гидравлическая часть)
При длительной работе с ПВОМ проверяйте выход штока цилиндра управле-
ния (размер «Д» на рисунке 3.7.2). Если выход штока при положении «ПВОМ выклю-
чен» (50±3) мм или при положении «ПВОМ включен» (65±3) мм, не соответствует
указанному, проведите регулировку ленточных тормозов. Для чего, необходимо сняв
верхнюю крышку 3 (рисунок 3.7.3) редуктора ВОМ отрегулировать зазор между по-
воротным валиком 1 и рычагами 5 лент тормоза 6 ПВОМ. Для чего отпустите гайки 2,
поворотом по часовой стрелке, для выбора зазора между лентами и тормозными
барабанами, заверните винты 4 моментом (5+0,5) Н·м, сохранив горизонтальное по-
ложение кулачков валика 1. После чего, отверните каждый винт 4 на 1 … 1,5 оборо-
та и законтрите гайками 2. Установите крышку 3 на место.
1 - валик; 2 - гайка; 3 - крышка; 4 - винт; 5 - рычаги лент; 6 - тормоз; 7 - защитный колпак.
Рисунок 3.7.3 - Регулировка ленточных тормозов
При значительном износе накладок лент тормоза ПВОМ, когда вышеприведен-
ная регулировка ленточных тормозов не эффективна, заменить ленты тормоза ВОМ.
101
3.8 Тормоза
3.8.1 Общие сведения
На тракторах «БЕЛАРУС-1822.3/1822В.3/2022.3/2022В.3» применяются диско-
вые тормоза, работающие в масле.
1 - фрикционный диск; 2 - пружина; 3 - прокладка; 4 - крышка; 5 - роликовый
подшипник; 6 - манжета; 7 - вал; 8 - шарик; 9 - промежуточный диск; 10 - нажимной
диск; 11 - кулак; 12 - толкатель; 13 - пружина; 14 - болт; 15 - шайба; «А» - отвер-
стие для подвода масла.
Рисунок 3.8.1 - Рабочие тормоза
Левый и правый многодисковые рабочие тормоза установлены на валах веду-
щих шестерен бортовых передач. Каждый тормоз состоит из следующих элементов:
- шести фрикционных дисков 1 (рисунок 3.8.1) с металлокерамическими на-
кладками;
- пяти промежуточных дисков 9;
- двух нажимных дисков 10, стянутых четырьмя пружинами 2;
- шести стальных шариков 8, расположенных в каплеобразных лунках нажим-
ных дисков;
- двух толкателей 12 с пружинами 13, кулака 11;
- вала 7, установленного на двух роликоподшипниках 5 с манжетой 6;
- крышки 4 с прокладками 3, прикрепленной семью болтами к рукаву заднего
моста.
При нажатии на педаль рабочего тормоза усилие через систему гидропривода
передается к валу 7 и поворачивает кулак 11, который воздействует на толкатели
12. Нажимные диски 9 поворачиваются друг относительно друга, в результате чего
шарики 8 выкатываются из лунок и разжимают нажимные диски. Весь пакет дисков
(1, 9, 10) сжимается и производит торможение вала, на котором установлен тормоз.
Смазка и охлаждение тормозных дисков осуществляется путём подачи масла из
системы смазки трансмиссии через отверстие «А».
Зазор в парах трения (1,5 ± 0,3) мм обеспечивается установкой количества
прокладок 3 количеством до трех штук.
102
3.8.2 Управление рабочими тормозами «БЕЛАРУС-1822.3/2022.3»
Схема управления рабочими тормозами тракторов «БЕЛАРУС-1822.3/2022.3»
представлена на рисунке 3.8.2.
1 - рабочий цилиндр правый; 2 - рычаг тормоза правый; 3, 4, 10, 13 - трубопро-
воды; 5 - педаль тормоза левая; 6 - педаль тормоза правая; 7 - главные цилиндры;
8 - рычаг тормоза левый; 9 - рабочий цилиндр левый; 11, 12 - рукава гибкие тормозов.
Рисунок 3.8.2 - Схема управления рабочими тормозами тракторов
«БЕЛАРУС-1822.3/2022.3»
Управление тормозами предназначено для передачи усилия при торможении
от рабочих органов (педалей) к исполнительным механизмам (рабочим тормозным
цилиндрам) посредством подачи тормозной жидкости.
Тип привода рабочих тормозов - гидростатический с подвесными педалями.
Система управления тормозами обеспечивает независимое управление рабо-
чими тормозами с помощью педалей 5, 6 (рисунок 3.8.2) и состоит из двух главных
цилиндров 7, штоки которых шарнирно соединены с педалями тормозов; двух рабо-
чих цилиндров 1 и 9, соединенных трубопроводами 3, 4, 10, 13 и рукавами 11, 12 с
главными цилиндрами 7. Штоки рабочих цилиндров шарнирно соединены с рычага-
ми 2, 8 рабочих тормозов соответственно.
При нажатии на педали 5, 6 тормозная жидкость из главных цилиндров 7 по-
ступает через трубопроводы 3, 4, рукава гибкие 11, 12 и трубопроводы 10, 13 в ра-
бочие цилиндры 1, 9 и перемещает их поршни, которые через штоки воздействуют
на рычаги 2, 8. Рычаги поворачиваются и воздействуют через валы 7 (рисунок 3.8.1)
на тормоза.
В системе гидропривода тормозов в качестве рабочей жидкости применяется
тормозная жидкость.
103
3.8.3 Регулировка рабочих тормозов БЕЛАРУС-1822.3/2022.3»
1, 2 - главный цилиндр; 3 - вилка; 4 - гайка; 5 - болт; 6 - палец; 7 - контргай-
ка; 8, 9 - педаль; 10 - трубопровод от главного цилиндра к рабочему цилиндру.
Рисунок 3.8.3 - Регулировка свободного хода педалей и положения педалей тормозов
Регулировку рабочих тормозов трактора производите в следующей последо-
вательности:
1. Установите подушки педалей 8, 9 (рисунок 3.8.3) в одной плоскости с помощью
упорных регулировочных болтов 5, ввинтив их на глубину 20±3 мм. Законтрите гайки 4.
2. Отрегулируйте свободный ход педалей 8, 9 в пределах от 4 до 8 мм, выпол-
нив следующие операции:
- расшплинтуйте и снимите пальцы 6 и отсоедините вилки 3 от стержней
педалей 8, 9;
- отвинтите контргайки 7 на несколько оборотов и путем навинчивания или
вывинчивания вилок 3 укоротите или удлините штоки гидроцилиндров 1, 2 для полу-
чения требуемого свободного хода педалей;
- законтрите гайки 7, установите пальцы 6 и зашплинтуйте их. Свободный
ход педалей от 4 до 8 мм соответствует зазору между поршнем и толкателем каждо-
го главного цилиндра от 0,6 до 1,3 мм.
- педали не должны касаться элементов кабины. Расположение подушек
педалей по высоте при необходимости регулируйте болтами 5 и длиной штоков гид-
роцилиндров, обеспечив при этом свободный ход педалей от 4 до 8 мм.
3. Установите длину рабочего цилиндра 8 (рисунок 3.8.4) левого тормоза в
пределах от 205 до 213 мм при измерении от торца цилиндра до оси пальца 4, со-
единяющего рычаг 5 с вилкой 3 при полностью вдвинутом внутрь поршне. При этом
ход пальца 4 при приложении к рычагу 5 усилия от 350 до 400 Н на плече 60 мм
должен быть в пределах от 10 до 12 мм.
Регулировку производите с помощью вилки 3, выполнив следующие операции:
- отсоедините тягу 7 привода стояночного тормоза от рычага 5;
- отвинтите на несколько оборотов контргайку 2 на штоке цилиндра;
- вращая шток 1 рабочего цилиндра за лыски, отрегулируйте длину цилинд-
ра и ход пальца вилки рабочего цилиндра в требуемых пределах;
- затяните контргайку 2, подсоедините тягу 7 привода стояночного тормоза.
104
В случае невозможности регулировки требуемых размеров необходимо
снять рычаг 5 с вала тормоза 6, предварительно ослабив затяжку болта ступицы ры-
чага 5, и установить его обратно, повернув на один шлиц в требуемом направлении
(поворот на один шлиц изменяет размеры на 8 мм).
Аналогично установите длину рабочего цилиндра правого тормоза.
1 - шток; 2 - контргайка; 3 - вилка; 4 - палец; 5 - рычаг; 6 - вал тормоза; 7 -
тяга; 8 - рабочий цилиндр; 9 - перепускной клапан.
Рисунок 3.8.4 - Установка длины рабочего цилиндра
4. Прокачайте гидросистему управления тормозами в следующей последовательности:
- заполните бачки 3, 4 (рисунок 3.8.5) главных тормозных цилиндров 1, 2 тор-
мозной жидкостью до меток «Max» на бачках (до уровня 15±5 мм от верхнего торца
бачка). В процессе прокачки следите за уровнем жидкости, не допуская его снижения
ниже метки «Min».
- сблокируйте педали 5, 6 блокировочной планкой «А».
- очистите от пыли и грязи перепускные клапана рабочих тормозных цилинд-
ров, снимите с них колпачки, наденьте на головку перепускного клапана 9 (рисунок
3.8.4) левого рабочего цилиндра трубку, а свободный её конец опустите в прозрач-
ный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью;
- нажмите 4…5 раз на сблокированные педали тормозов и, удерживая их в на-
жатом состоянии, отверните перепускной клапан 9 левого рабочего цилиндра на
1/2…3/4 оборота и после полного хода педалей, когда часть жидкости с воздухом
удалится из системы, заверните клапан и отпустите педали тормозов. Нажимайте
быстро, отпускайте плавно! Повторите эту операцию несколько раз до полного уда-
ления воздуха из системы. Снимите трубку с клапана и наденьте защитный колпачок;
- прокачайте в такой же последовательности гидропривод правого тормоза;
- долейте жидкость в оба бачка 3, 4 (рисунок 3.8.5) до метки «Max»;
105
- проверьте величину полного хода разблокированных педалей в отдельности
при усилии (300±30) Н, который должен быть в пределах от 100 до 120 мм. Если
значение полного хода педалей выходит за указанные пределы, произведите регу-
лировку, выполнив следующие операции:
а) отвинтите на несколько оборотов контргайку 2 (рисунок 3.8.4) на штоке цилиндра;
б) вращая шток 1 рабочего цилиндра за лыски, отрегулируйте длину цилин-
дра и ход пальца вилки рабочего цилиндра в требуемых пределах;
в) затяните контргайку 2.
1, 2 - главный цилиндр; 3, 4 - бачок; 5, 6 - педаль.
Рисунок 3.8.5 - Прокачка тормозов и регулировка полного хода педалей
5) Проверьте эффективность действия рабочих тормозов при движении трак-
тора по сухой дороге с твердым покрытием при выключенном сцеплении. При нажа-
тии на сблокированные педали тормозов с усилием от 590 до 600 Н тормозной путь
при скорости движения трактора 20 км/ч не должен превышать 6,4 м. Непрямоли-
нейность движения трактора в процессе торможения не должна превышать 0,5 м.
Если необходимо, отрегулируйте одновременность начала торможения с помощью
длины одного из рабочих тормозных цилиндров, как указано выше.
3.8.4 Управление рабочими тормозами «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»
Схема управления рабочими тормозами тракторов
«БЕЛАРУС-
1822В.3/2022В.3» представлена на рисунке 3.8.6.
Управление тормозами предназначено для передачи усилия при торможении
на прямом ходу и реверсе от рабочих органов (педалей) к исполнительным меха-
низмам (рабочим тормозным цилиндрам) посредством подачи тормозной жидкости.
Тип привода тормозов - гидростатический с подвесными педалями.
Управление тормозами тракторов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» состоит из
главных цилиндров 1, 7 (для прямого хода) и 3 (в режиме реверса), подвесных педа-
лей 5, 6 (для прямого хода) и 2 (в режиме реверса), кранов 10, 12 (для автоматиче-
ского переключения с режима работы трактора на прямом ходу на режим реверса
или наоборот), рабочих тормозных цилиндров 16, 18, рычагов 15, 17, рукавов гибких
14, трубопроводов 8, 9 (для прямого хода) и 4, 11, 13 (для реверса).
В режиме прямого хода во время нажатия на педали 5, 6 тормозная жидкость
из главных цилиндров 1, 7 поступает через трубопроводы 8, 9 в краны 10, 12. В кра-
нах поршни перемещаются в крайнее положение и закрывают входы трубопроводов
11, 13. Далее тормозная жидкость поступает через рукава гибкие 14 в рабочие ци-
линдры 16, 18 и перемещает их поршни которые через штоки воздействуют на рыча-
ги 15, 17. Рычаги поворачиваются и воздействуют через валы на тормоза.
В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль 2 тормозная жидкость из
главного цилиндра 3 поступает через трубопроводы 4, 11, 13 в краны 10,12. В кранах
поршни перемещаются в противоположные положения и закрывают входы трубо-
проводов 8, 9. Далее тормозная жидкость поступает через рукава гибкие 14 в рабо-
чие тормозные цилиндры 16, 18 совершая действия аналогичные описанным ранее.
106
1 - главный тормозной цилиндр левый; 2 - педаль тормоза на реверсе; 3 - главный тормозной цилиндр реверса; 4, 8,
9, 11, 13 - трубопровод; 5 - педаль тормоза левая; 6 - педаль тормоза правая; 7 - главный тормозной цилиндр правый; 10,
12 - кран; 14 - рукав гибкий; 15 - рычаг тормоза левый; 16 - рабочий тормозной цилиндр левый; 17 - рычаг тормоза правый;
18 - рабочий тормозной цилиндр правый.
Рисунок 3.8.6 -Схема управления рабочими тормозами трактора «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»
3.8.5 Регулировка рабочих тормозов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»
Регулировку рабочих тормозов тракторов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3» необ-
ходимо проводить в следующем порядке:
- выполните регулировку и прокачку тормозов прямого хода, как указано в
подразделе 3.8.3 «Регулировка рабочих тормозов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»;
- выполните регулировку и прокачку тормозов реверсивного хода, предвари-
тельно проверив и отрегулировав привод стояночного тормоза в соответствии с
подразделом 3.8.7 «Регулировка привода стояночного тормоза».
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ТОРМОЗОВ РЕВЕРСИВНОГО ХОДА ПРОИЗВО-
ДИТЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ И РЕГУЛИРОВКИ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ ПРЯ-
МОГО ХОДА И ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА!
Регулировку тормозов реверсивного хода производите в следующей последо-
вательности:
1. Проверьте и, если необходимо, установите размер 33±2 мм (см. рисунок
3.8.7). Для чего, отвернув гайку 8, заверните упорный болт 9 на соответствующую
глубину. Законтрите гайку 8.
2. Отрегулируйте свободный ход педали 1 (рисунок 3.8.7) в пределах от 6 до12
мм, что соответствует зазору от 1 до 2 мм между толкателем 4 главного тормозного
цилиндра 3 и поршнем 2. Для регулировки выполните следующие операции:
- расшплинтуйте и снимите палец 7.
- снимите защитный чехол 10 и отвинтите контргайку 5 на несколько оборотов.
- навинчивая или свинчивая вилку 6 с толкателя 4, установите свободный ход
педали 1 в указанных выше пределах. Полный ход педали при этом должен быть от
90 до110 мм;
- законтрите гайку 5 и зашплинтуйте палец 7.
1 - педаль; 2 - поршень; 3 - главный тормозной цилиндр реверсивного хода; 4
- толкатель; 5 - контргайка; 6 - вилка; 7 - палец; 8 - гайка; 9 - болт; 10 - чехол.
Рисунок 3.8.7 - Регулировка рабочих тормозов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3»
на реверсивном ходу
108
3. Заполните (либо дополните) контур гидросистемы управления тормозами ре-
версивного хода тормозной жидкостью и прокачайте ее, выполнив следующие операции:
- снимите защитный чехол 2 (рисунок 3.8.8) и заполните компенсационную ка-
меру «Б» главного тормозного цилиндра реверса 3 тормозной жидкостью до уровня
10…15 мм от верхнего края камеры.
- снимите с перепускных клапанов рабочих тормозных цилиндров колпачки,
наденьте на головку перепускного клапана 5 левого рабочего цилиндра 4 трубку, а
свободный её конец опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполо-
вину заполненный тормозной жидкостью;
- нажмите от четырех до пяти раз на педаль тормозов реверса 1 и, удерживая
её в нажатом состоянии, отверните клапан левого рабочего цилиндра на 1/2…3/4
оборота и после полного хода педали, когда часть жидкости с воздухом удалится из
системы, заверните клапан и отпустите педаль. Нажимайте на педаль быстро, от-
пускайте - плавно. Повторите эту операцию несколько раз до полного удаления воз-
духа из системы. Снимите трубку с клапана и наденьте защитный колпачок.
- прокачайте в такой же последовательности гидропривод правого тормоза;
- заполните компенсационную камеру «Б» главного тормозного цилиндра ре-
верса 3 тормозной жидкостью до требуемого уровня, наденьте защитный чехол 2.
Произвести проверку прокачки гидравлической системы на прямом ходу по
п. 4 подраздела 3.8.3 «Регулировка рабочих тормозов «БЕЛАРУС-1822В.3/2022В.3».
1 - педаль тормозов реверса; 2 - чехол; 3 - главный тормозной цилиндр ре-
верса; 4 - левый рабочий цилиндр; 5 - головка перепускного клапана;
Рисунок 3.8.8 - Прокачка гидросистемы управления тормозами реверсивного хода
3.8.6 Стояночный тормоз
В качестве стояночного тормоза используются рабочие тормоза с ручным не-
зависимым приводом на задние колеса.
Привод состоит из вытяжного механизма 5 (рисунок 3.8.9), установленного на
оси 6, закрепленной на боковой стенке кабины с левой стороны от сиденья операто-
ра, и механической передачи, включающей в себя рычаг 2, свободно посаженный
своей ступицей на валике тормозов 10, рычаги 11 и 20, соединенные с валиком по-
средством шпоночных соединений.
К рычагу 2 приварена пластина 1, в которую упирается регулировочный болт
4, ввинчиваемый в рычаг 20 левого тормоза.
Рычаги 11 и 20 через тяги 13 и 16 связаны с двуплечими рычагами 14 и 17, за-
крепленными на шлицевых хвостовиках валиков левого и правого тормозов, нижние
плечи которых соединены со штоками рабочих цилиндров 15, 18.
При вытягивании тяги 3 за рукоятку 9 вытяжного механизма усилие передает-
ся на рычаг 2 и от его упора 1 на болт 4, поворачивая при этом рычаг 20 и связанный
с ним через шпонку валик 10 с рычагом 1, тяги 13 и 16, рычаги тормозов 14 и 17, пе-
ремещая при этом нажимные диски рабочих тормозов. Нажимные диски, поворачи-
ваясь навстречу друг другу и обкатываясь наклонными поверхностями профильных
канавок по шарикам, раздвигаются, сжимая пакеты тормозных дисков, и затормажи-
вают ведущие шестерни бортовых передач.
При повороте рукоятки 9 вместе с тягой 3 на угол от 35 до 40° вокруг своей оси
зубчатая гребенка тяги выходит из зацепления с фиксатором 8 и тяга свободно пере-
мещается вниз, растормаживая ведущие шестерни бортовых передач задних колес.
109
1 - упор-пластина; 2 - рычаг; 3 - тяга; 4 - болт регулировочный; 5 - вытяжной меха-
низм; 6 - ось; 7 - палец фиксатора; 8 - фиксатор; 9 - рукоятка; 10 - валик тормозов; 11, 20 -
рычаг; 12, 19, 21, 23 - палец; 13, 16 - тяга; 14, 17 - рычаг тормоза; 15 - рабочий цилиндр
правый; 18 - рабочий цилиндр левый; 22, 24 - вилка.
Рисунок 3.8.9 - Стояночный тормоз
3.8.7 Регулировка привода стояночного тормоза
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД РЕГУЛИРОВКОЙ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
ОТРЕГУЛИРУЙТЕ РАБОЧИЕ ТОРМОЗА ПРЯМОГО ХОДА!
Регулировку управления ручного механического привода тормозов (стояночно-
го тормоза) производите в следующей последовательности:
- переместите рукоятку 9 (рисунок 3.8.9) с тягой 3 в крайнее нижнее положение.
- отрегулируйте длину тяги 16 левого тормоза и длину тяги 13 правого тормоза
так, чтобы зазор между пальцем 21 и вилкой 22 левого тормоза был от 3 до 4 мм, а
палец 23 касался торца овального паза вилки 24 правого тормоза при установке ру-
коятки 9 тормоза в крайнее нижнее положение.
- все пальцы должны легко проворачиваться в соединениях «вилка-головка
рычага» и перемещаться по пазам вилок без заеданий.
- окончательную проверку и регулировку ручного механического управления
тормозами выполняйте на собранном тракторе. Трактор должен удерживаться на
уклоне не менее 18 % при приложении к рукоятке управления усилия не более 400Н.
- в случае необходимости подкорректируйте регулировку изменением длины тяг 13 и 16.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ДЛИНЫ ТЯГ НЕ ДОПУСКАЙТЕ УМЕНЬШЕ-
НИЯ ДЛИНЫ ВВЕРТНОЙ ЧАСТИ ТЯГИ В ВИЛКУ МЕНЕЕ 12 ММ. ЗАТЯНИТЕ КОНТР-
ГАЙКИ ВИЛОК ТЯГ МОМЕНТОМ ОТ 40 ДО 45 Н·М!
110

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности