Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
921/921.2/
921.3/921.4
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
2015
Введение
Руководство по эксплуатации предназначено для изучения устройства, правил экс-
плуатации и технического обслуживания тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4».
Внимательно изучите настоящее руководство, а также руководство по эксплуата-
ции двигателя, прикладываемые к Вашему трактору. Это поможет Вам ознакомиться с
приемами правильной эксплуатации и техобслуживания трактора.
Невыполнение этого указания может привести к травмам оператора или полом-
кам трактора либо нанесению ущерба третьим лицам.
К трактору «БЕЛАРУС-921.4» (с двигателем Д-245.5S3AМ) прикладывается руковод-
ство по эксплуатации двигателя 245S3AМ-0000100 РЭ.
К трактору «БЕЛАРУС-921.4» (с двигателем Д-245.5S3A) прикладывается руковод-
ство по эксплуатации двигателя 245S3A-0000100 РЭ.
Работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только ра-
ботниками, знакомыми со всеми его параметрами и характеристиками и информированны-
ми о необходимых требованиях безопасности для предотвращения несчастных случаев.
В связи с постоянным совершенствованием трактора в конструкцию отдельных
узлов и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руковод-
стве по эксплуатации.
Любые произвольные изменения, внесенные потребителем в устройство каких-
либо узлов, освобождает изготовителя от ответственности за возможные последующие
травмы оператора и поломки трактора. Кроме того, при внесении потребителем в
устройство каких-либо узлов изменений в период гарантии, трактор снимается с гаран-
тийного обслуживания.
Принятые сокращения и условные обозначения:
АКБ - аккумуляторная батарея;
КПД - коэффициент полезного действия;
БД - блокировка дифференциала;
КСН - контроллер свечей накаливания;
БДЗМ - блокировка дифференциала
МТА - машинно-тракторный агрегат;
заднего моста;
МС - муфта сцепления;
БКЛ - блок контрольных ламп;
НУ - навесное устройство;
БП - блок предохранителей;
ОЖ - охлаждающая жидкость;
БСУ - быстросоединяемое устройство;
ОНВ - охладитель наддувочного воздуха;
БУД - блок управления двигателем;
ПВМ - передний ведущий мост;
ВОМ - вал отбора мощности;
ПУ - пульт управления;
ВПМ - вал приема мощности;
ПУИК - Пульт управления ИК;
ГОРУ
- гидрообъемное рулевое
РВД - рукава высокого давления;
управление;
СН - свечи накаливания;
ГНС - гидронавесная система;
СТО - сезонное техническое обслужи-
ГС - гидросистема;
вание;
ДОТ.Ч - датчик объема топлива ча-
ТО - техническое обслуживание;
стотный;
ТО-1 - техническое обслуживание №1;
ЕТО - ежесменное техническое об-
ТО-2 - техническое обслуживание №2;
служивание;
ТО-3 - техническое обслуживание №3;
ЗВОМ - задний вал отбора мощности;
ТСУ - тягово-сцепное устройство;
ЗИП - запасные части, инструмент и
ЭСУ - электронная система управления;
принадлежности;
ЭСУД - электронная система управле-
ЗМ - задний мост;
ния двигателем;
ЗНУ - заднее навесное устройство;
ЭО - электрооборудование.
ИК - индикатор комбинированный;
КП - коробка передач;
9
1 Описание и работа трактора
1.1 Назначение трактора
Тракторы
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» предназначены для выполнения
работ по возделыванию и уборке садовых культур и винограда, а также различных
сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами
и орудиями, транспортных работ, работ в животноводстве.
Основные отличительные особенности моделей тракторов указаны в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1
Модель
двигателя;
Колесная
Отличительные особенности
Модель трактора
номинальная
формула
мощность двига-
теля, кВт
Базовая модель
«БЕЛАРУС-921»
Д-245.5; 65,0
4К4
Двигатель по выбросам вред-
«БЕЛАРУС-921.2»
Д-245.5С; 66,0
4К4
ных веществ соответствует
стадии I
Двигатель по выбросам вред-
«БЕЛАРУС-921.3»
Д-245.5S2; 70,0
4К4
ных веществ соответствует
стадии II
Двигатель по выбросам вред-
Д-245.5S3A; 70,0
«БЕЛАРУС-921.4»
4К4
ных веществ соответствует
(Д-245.5S3AM; 70,0)
стадии IIIА
Внешний вид тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» в базовой комплектации
представлен на рисунке 1.1.1.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-921.4» в базовой комплектации представ-
лен на рисунке 1.1.2.
Внешний вид тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» в комплектации с
ПНУ представлен на рисунке 1.1.3.
11
Рисунок 1.1.1 - Трактор «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3»
12
Рисунок 1.1.2 - Трактор «БЕЛАРУС-921.4» (остальное на рисунке 1.1.1)
Рисунок 1.1.3 - Трактор «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» в комплектации с
ПНУ (остальное на рисунке 1.1.1 для тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» и ри-
сунке 1.1.2 для трактора «БЕЛАРУС-921.4»)
13
1.2 Технические характеристики
Основные параметры и технические характеристики тракторов
«БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» приведены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Наименованиепараметра
Значение параметра для трактора
характеристики
921
921.2
921.3
921.4
1 Тяговый класс по ГОСТ 27021:
1,4
2 Номинальное тяговое усилие, кН:
14
3 Двигатель 1):
а) модель:
Д-245.5
Д-245.5С
Д-245.5S2
Д-245.5S3A
(Д-245.5S3AM)
б) тип двигателя 2):
С турбонаддувом
С турбонаддувом и охлажде-
нием наддувочного воздуха
в) число и расположение цилин-
дров 2):
Четыре, рядное, вертикальное
г) рабочий объем цилиндров, л 2):
4,75
д) мощность двигателя, кВт:
1) номинальная 2):
65,0
66,0
70,0
70,0 (70,0)
2) эксплуатационная с вспомо-
гательным оборудованием:
62,0+4,0
64,0±2,0
66,7±2,0
66,7±2,0
(66,7±2,0)
е) номинальная частота враще-
ния коленчатого вала, мин-1 2):
1800
ж) удельный расход топлива при экс-
220±11
плуатационной мощности, г/(кВт·ч) 2):
226+6
232+6
229+6
(244+7)
з) номинальный коэффициент за-
паса крутящего момента, % 2):
15
15
25
25
(25)
и) максимальный крутящий мо-
мент, Н·м 2):
397
404
464
464
(464)
к) допустимый продольный наклон
работающего двигателя, не более:
20°
20°
20°
20°
(20°)
л) допустимый поперечный наклон
работающего двигателя, не более:
20°
20°
20°
20°
(35°)
м) удельный расход масла на угар
не более:
0,9+0,2
0,9+0,2
0,4+0,2
0,3+0,2
(0,4+0,2)
н) минимальная устойчивая часто-
та вращения холостого хода, мин-1:
800
о) частота вращения при макси-
мальном значении крутящего мо-
1400
1200
1400
1400
мента, мин-1, не менее:
(1400)
4 Мощность на заднем ВОМ:
В подразделе 4.2.7 «Использование ВОМ»
5 Удельный расход топлива при
мощности на заднем ВОМ в режи-
255
248
ме ВОМ «540 об/мин», г/(кВт·ч), не
(276)
более:
6 Число передач:
а) переднего хода:
18
б) заднего хода:
4
14
Продолжение таблицы 1.2.1
Наименованиепараметра
Значение параметра для трактора
характеристики
921
921.2
921.3
921.4
7 Скорость (расчетная) движения трак-
тора при номинальной частоте враще-
ния коленчатого вала двигателя, на
шинах базовой комплектации, км/ч:
а) переднего хода:
1) наименьшая:
1,6
2) наибольшая:
30,0
б) заднего хода:
1) наименьшая:
3,5
2) наибольшая:
8,0
8 Масса трактора, кг:
а) конструкционная:
3590±100
б) эксплуатационная с балластом:
3925±100
в) эксплуатационная максимальная:
7000
г) в состоянии отгрузки с завода: 4)
3700±100
9 Распределение эксплуатацион-
ной массы по мостам, кг:
а) на передний:
1450±40
б) на задний:
2475±60
10 Допустимая нагрузка на мосты, кН:
а) на передний:
24,0
б) на задний:
36,0
11 Максимальная масса буксируемо-
го прицепа (тормоза прицепа сбло-
кированы с тормозами трактора), кг:
9000
12 Дорожный просвет (на шинах
базовой комплектации), мм, не ме-
250
нее:
13 Размер колеи (на шинах базо-
вой комплектации), мм:
а) по передним колесам:
от 1250 до 1420
б) по задним колесам:
от 1160 до1640
14 Наименьший радиус окружности
поворота при минимальной колее с
подтормаживанием заднего внут-
реннего колеса, м:
3,6
15 База трактора, мм:
2460±20
16 Максимальная глубина преодо-
леваемого брода, м:
0,6
17 Срок службы, лет:
10
18 Габаритные размеры, мм:
а) длина с грузами и задним
навесным устройством в транс-
портном положении:
4350±50
б) длина по наружным диамет-
рам колес:
3450±50
в) ширина по задним колесам на
минимальной колее:
1600±50
г) высота по кабине:
2380±50
19 Шины (базовая комплектация):
а) передние колеса:
265/70R16
б) задние колеса:
420/70R24
15
Окончание таблицы 1.2.1
Наименование параметра
Значение параметра для трактора
(характеристики)
921
921.2
921.3
921.4
20 Электрооборудование по ГОСТ 3940:
а) номинальное напряжение пи-
тания бортовой сети, В:
12
б) номинальное напряжение пуска, В:
12
12
24
24
21 Гидронавесная система:
а) объемная подача насоса при
номинальной частоте вращения
53 (при установке НШ32)
коленчатого вала двигателя,
65 (при установке НШ40)
л/мин, не менее:
б) давление срабатывания
предохранительного клапана,
20-2
МПа:
в) условный объемный коэффи-
циент, не менее:
0,65
22 Рабочее оборудование:
а) задний вал отбора мощности:
1) номинальная частота враще-
ния хвостовика ВОМ при включенном
независимом приводе, мин-1:
- положение I
(при частоте
вращения коленчатого вала двига-
теля 1631 мин-1):
540
- положение II
(при частоте
вращения коленчатого вала двига-
теля 1673 мин-1):
1000
2) номинальная частота вращения
хвостовика ВОМ при включенном
синхронном приводе, об/м пути:
3,03
б) заднее навесное устройство:
1) грузоподъемность
заднего
навесного устройства на оси
подвеса, кг, не менее:
3600
2) время подъема заднего навес-
ного устройства из крайнего нижнего
в крайнее верхнее положение с
контрольным грузом массой (800±50)
кг на оси подвеса при максимальной
частоте вращения коленчатого вала
дизеля, с, не более:
3,5
д) тягово-сцепное устройство:
В разделе 5 «Агрегатирование»
1) Параметры двигателей, не указанные в таблице 1.2.1, должны соответствовать
документации
243-0000100 РЭ,
243С ⁄
245С-0000100 РЭ,
245 S2-0000100 РЭ,
245S3A-0000100 РЭ, 245S3A M-0000100 РЭ.
2) Для справок.
3) Уточняется в зависимости от комплектации.
Примечание - В таблице 1.2.1 число передач и скорость движения трактора
при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя указаны для трак-
торов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» с установленной КП 18х4 (базовая ком-
плектация). Число передач и скорость движения для тракторов
«БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» с установленной КП 14х4 (заказная комплектация) и КП 7х6
(заказная комплектация) указаны в подразделе 2.15 «Переключение передач».
16
1.3 Состав трактора
Остов трактора - полурамный.
Ходовая система тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» - передние и зад-
ние колеса ведущие, с пневматическими шинами низкого давления. Управляемые ко-
леса - передние.
На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» установлен четырехтактный
поршневой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным верти-
кальным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском дизельного
топлива и воспламенением от сжатия.
Система смазки двигателей комбинированная: часть деталей смазывается под
давлением, часть - разбрызгиванием. Система смазки двигателей Д-245.5/245.5С состо-
ит из масляного картера, масляного насоса, масляного радиатора, полнопоточного не-
разборного масляного фильтра с бумажным фильтрующим элементом (для двигателей
Д-245.5/245.5С без средств облегчения пуска - центробежного масляного фильтра). Си-
стема смазки двигателей Д-245.5S2/245.5S3A/245.5S3AM состоит из масляного картера,
масляного насоса, полнопоточного неразборного масляного фильтра с бумажным филь-
трующим элементом и жидкостно-масляного теплообменника.
Система питания двигателей Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3AM состоит из топ-
ливного насоса, форсунок, топливопроводов низкого давления, топливопроводов высоко-
го давления, турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой
очистки топлива,
Система питания двигателя Д-245.5S3A состоит из:
- аккумуляторной системы впрыска Common RAIL, включающей топливный насос
высокого давления, форсунки, аккумулятор топлива под высоким давлением, датчики со-
стояния рабочей среды двигателя (давления и температуры топлива и воздуха), элек-
тромагнитные исполнительные механизмы (регулятор давления топлива, электромаг-
нитные клапаны форсунок), электронный блок управления, топливопроводы низкого дав-
ления, топливопроводы высокого давления;
- фильтра тонкой очистки топлива;
- фильтра грубой очистки топлива.
Система пуска двигателя - электростартерная. Средство облегчения пуска двига-
теля в условиях низких температур окружающей среды - свечи накаливания (для двига-
телей Д-245.5/245.5С по заказу).
Система питания воздухом состоит из турбокомпрессора, воздухоподводящего
тракта, воздухоочистителя, охладителя надувочного воздуха (только для двигателей Д-
245.5S2/245.5S3A/245.5S3AM), охладителя рециркулируемых отработавших газов (толь-
ко для двигателей Д-245.5S3A/245.5S3AM).
Турбокомпрессор выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина
и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес от-
носительно опор.
В системе очистки воздуха установлен воздухоочиститель, производства фирмы
«Donaldson» сухого типа с применением двух бумажных фильтрующих элементов. Дан-
ный воздухоочиститель имеет две ступени очистки.
Система охлаждения надувочного воздуха радиаторного типа. Радиатор ОНВ
предназначен для охлаждения воздуха поступающего во впускной коллектор.
Система рециркуляции отработавших газов предназначена для снижения уровня
токсичности отработавших газов и повышения топливной экономичности двигателя на
частичных режимах малых частот вращения коленчатого вала. Охладитель рециркули-
руемых отработавших газов работает по принципу теплообменника.
Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охла-
ждающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во враще-
ние клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигате-
ля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при раз-
личных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат, установ-
ленный на линии нагнетания.
17
Муфта сцепления - фрикционная однодисковая постоянно-замкнутого типа с
механическим управлением. Накладки МС - безасбестовые (по заказу металлокера-
мические).
Коробка передач - механическая, ступенчатая, с механическим повышающим
редуктором, 18F+4R.
По заказу возможно оборудование тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
трансмиссиями со следующими комплектациями:
- механической коробкой передач и синхронизированным повышающим редук-
тором (КП 18F+4R);
- синхронизированной коробкой передач и синхронизированным повышающим
редуктором (КП 14F+4R);
- с синхронизированной коробкой передач и реверс-редуктором (КП 7F+6R).
Задний мост - с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.
Передний ведущий мост - с главной передачей, самоблокирующимся диффе-
ренциалом, конечными передачами (коническими колесными редукторами). Привод
переднего ведущего моста - раздаточная коробка с автоматическим включением
ПВМ, два карданных вала и промежуточная опора с предохранительной муфтой.
Управление приводом ПВМ - механическое.
Тормоза: рабочие - двухдисковые, сухого трения, на валах ведущих шесте-
рен бортовых передач. Привод управления рабочими тормозами - гидростатиче-
ский. Стояночный тормоз - с использованием рабочих тормозов с автономным руч-
ным управлением. Привод тормозов прицепа тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3 -
однопроводный пневматический, сблокированный с управлением тормозами трак-
тора. Привод тормозов прицепа тракторов «БЕЛАРУС-921.4 - двухпроводный пнев-
матический, сблокированный с управлением тормозами трактора.
Задний вал отбора мощности - независимый, двухскоростной (540 и 1000
мин-1) и синхронный, направление вращения - по часовой стрелке со стороны тор-
ца хвостовика. Хвостовики ВОМ - ВОМ 1с (8 зубьев, 540 мин-1), ВОМ 1 (6 зубьев,
540 мин-1), ВОМ 2 (21 зуб, 1000 мин-1).
Рулевое управление - гидрообъемное. Насос питания - шестеренный с левым
направлением вращения. Насос-дозатор - героторный, с открытым центром, без ре-
акции на руле. Тип механизма поворота
- дифференциальный гидроцилиндр
(Ц50х250) двухстороннего действия и рулевая трапеция.
Гидронавесная система - раздельно-агрегатная, с гидроподъемником, обес-
печивающая силовое, позиционное и смешанное регулирование сельскохозяйствен-
ных орудий. Система имеет две пары боковых и две пары задних выводов (правые
боковые выводы сдублированы с правыми задними).
Заднее навесное устройство - трехточечное НУ, категория 2 с внутренней
блокировкой нижних тяг.
Переднее навесное устройство (по заказу) - трехточечное НУ, категория 2.
Два цилиндра Ц63х200. Переднее навесное устройство устанавливается только при
комплектации трактора передними шинами 12.4L-16 и задними шинами 14.9R30.
18
Тягово-сцепные устройства:
- вилка ТСУ-3В - для агрегатирования с прицепами и прицепными устройствами;
- двойная поперечина ТСУ-1Ж-01 - для агрегатирования с прицепными и по-
луприцепными машинами.
Кабина - низкопрофильная, одноместная с защитным жестким каркасом, термо-
шумовиброизолированная, оборудованная подрессоренным регулируемым по весу и ро-
сту оператора сиденьем, зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, элек-
трическими стеклоочистителями переднего и заднего стекол, стеклоомывателем перед-
него стекла, плафоном освещения и местом для установки радиоприемника, с системой
отопления и вентиляции (по заказу - дополнительно с системой кондиционирования).
Двери кабины имеют замки, левая дверь с ключами. Правая дверь - аварийный вы-
ход. Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009.
Электрооборудование по ГОСТ 3940. Номинальное напряжение питания бортовой
сети 12В. Номинальное напряжение пуска для тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2» - 12В,
для тракторов «БЕЛАРУС-921.3/921.4 - 24В.
Приборы тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» и трактора «БЕЛАРУС-921.4»
с двигателем Д-245.5S3AМ - комбинация приборов, индикатор комбинированный,
блок контрольных ламп.
Приборы трактора «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A - комбинация
приборов; индикатор комбинированный; информационный монитор; контрольные лам-
пы, расположенные на блоке контрольных ламп и панели управления двигателем.
1.4 Уровень вибрации на рабочем месте оператора тракторов «БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4»
Максимально допустимые уровни вибрации в вертикальном направлении на
сиденье оператора тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» представлены в
таблице 1.4.1.
Таблица 1.4.1
Наименование
Значение параметра в октавной полосе
параметра
со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
2,0
4,0
8,0
16,0
31,5
Среднеквадратическое
1,30
0,60
0,50
0,40
-
значение ускорения, м/с2
Максимально допустимые уровни вибрации в горизонтальном направлении на
сиденье оператора тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» представлены в
таблице 1.4.2.
Таблица 1.4.2
Значение параметра в октавной полосе
Наименование параметра
со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
1,0
2,0
4,0
8,0
16,0
31,5
63,0
Среднеквадратическое зна-
0,316
0,423
0,800
1,620
3,200
6,380
12,760
чение ускорения, м/с2
Максимально допустимые уровни локальной вибрации на органах управления
тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» представлены в таблице 1.4.3.
Таблица 1.4.3
Значение параметра в октавной полосе
Наименование параметра
со среднегеометрической частотой, Гц
Октавная полоса, Гц
16,0
31,5
63,0
125,0
250,0
Среднеквадратическое значение
4,0·10-2
2,8·10-2
2,0·10-2
1,4·10-2
1,0·10-2
скорости, м/с
Уровень скорости, дБ
118
115
112
109
106
19

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности