Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 18

5.7 Особенности применения ВОМ и карданных валов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И
ВРАЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ
ЛЮДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В
ТОМ ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ
ЧАСТИ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ,
КОТОРОЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕР-
ТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИ-
ТЕСЬ В ОТСУСТВИИ ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИ-
НОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗ-
КОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕНИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРО-
ИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД
НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАРДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИ-
ТЕ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ ИЗ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА
ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАДНЕГО ВОМ ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ
НЕЗАВИСИМОМОМ ПРИВОДЕ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ
ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
ПРИ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН -1 ИЛИ 1000 МИН -1, В ЗАВИСИ-
МОСТИ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ
ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!
ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С
КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ - УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ
НАПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-
ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАЛЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ БЕЗ СООТ-
ВЕТСТВУЮЩИХ ЗАЩИТНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ.
При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте
следующие правила и требования:
1. Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ по типу
установленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины, проверьте соответствие
включенного привода заднего ВОМ (независимый/синхронный);
2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части;
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет
отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины;
4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсо-
едините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не
забудьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвосто-
виках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.
212
5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны
находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 5.7.1.
Рисунок 5.7.1 - Схема установки карданного вала
6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 5.7.2, устанавливается
только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины - другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.
Рисунок 5.7.2 - Схема установки предохранительной муфты
7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными
устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и
со стороны ВПМ, как показано на рисунке 5.7.3, обеспечивает безопасность кардан-
ного соединения.
Рисунок 5.7.3 - Схема безопасной установки карданного вала
8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-
рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям ра-
боты с тракторами «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4». Наиболее подробные реко-
мендации по карданным валам смотрите в технической документации, прилагаемой
к машине. При необходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.
9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 5.7.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 5.7.4 - Выбор длины карданного вала
213
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 5.7.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Мини-
мально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 5.7.3.
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верх-
нее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона,
исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обес-
печения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 5.7.5) шарни-
ров карданного вала даны в таблице 5.7.1.
Рисунок 5.7.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 5.7.1
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
_________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
214
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными или по-
лунавесными машинами на значительные расстояния, в том числе с поля на поле,
карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой
под определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трак-
тора и уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно
учитывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими по-
севными агрегатами.
215
5.8 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
5.8.1 Общие сведения
Большинство технологических процессов в сельскохозяйственном производ-
стве тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» выполняют в движении путем непо-
средственной тяги машин и орудий за счет сцепления пневматических шин колес с
опорной поверхностью. Сила тяги, развиваемая на ободе колеса, прямо пропорцио-
нальна сцепной массе трактора. Поэтому в определенных условиях с увеличением
эксплуатационной массы трактора увеличиваются его тяговые показатели и прохо-
димость.
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» рассчитаны на работу с опреде-
ленными величинами весовых нагрузок на остов трактора и ходовую систему. Вы-
полнение рекомендаций по дополнительному балластированию в зависимости от
условий эксплуатации гарантирует возможность безопасной и исправной работы без
критических перегрузок трактора не менее установленного срока службы.
Пределом повышения сцепной массы практически является допустимая
нагрузка на шины, которая зависит от типоразмера шин и внутреннего давления.
При этом изготовителем устанавливаются допустимые максимальные нагрузки на
задний мост о переднюю ось трактора при максимальной транспортной скорости
движения.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» при действующей нагрузке и скорости приведены в
подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимо-
сти от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Тягово-сцепные качества и проходимость тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
в конкретных условиях работы зависят от следующих факторов:
- сцепной массы трактора и примененного балласта в конкретной комплектации;
- распределения массы трактора, балласта и машины в составе агрегата по
осям трактора;
- используемого типоразмера шин и давления в них;
- технического состояния и исправности ходовой системы трактора;
- правильного и своевременного применения рекомендаций завода-
изготовителя по повышению тяговых качеств трактора;
- состояния и свойств опорной поверхности;
- коэффициента сцепления шин колес с опорной поверхностью;
Ограничивающим фактором применения сельскохозяйственных трактора яв-
ляется рельеф местности, характеризующий крутизной и конфигурацией обрабаты-
ваемых участков поля, а также их высотой над уровнем моря. Факторами влияния
высоты обрабатываемого участка поля являются атмосферное давление и темпера-
тура внешнего воздуха. Мощность двигателя снижается на 1,0% на каждые 100,0 м
высоты выше уровня моря и в такой же степени увеличивается расход топлива.
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» предназначены преимущественно
для равнинных условий и ограничено, с соблюдением мер безопасности и рекоменда-
ций, в местности со значительной крутизной склонов высотой над уровнем моря.
Изменение параметров проходимости и тягово-сцепных свойств тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» за счет увеличения в допустимых пределах экс-
плуатационной массы наиболее эффективно в условиях, когда с увеличением глу-
бины колеи несущая способность почвы возрастает. Например, при увеличении мас-
сы трактора за счет дополнительного балластирования, на стерне озимых на мине-
ральных почвах тяговая мощность трактора на крюке в зависимости от влажности
почвы увеличивается на 8,8…28,3 %.
216
5.8.2 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта.
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и
нагрузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста.
5.8.3 Использование навесного быстросъемного балласта
Навесные балластные быстросъемные грузы заводского изготовления приме-
няют обычно для догрузки передней оси трактора и обеспечения благоприятного
распределения эксплуатационной массы трактора при работе с различными сель-
скохозяйственными машинами.
5.8.4 Выбор внутреннего давления в шинах
Внутреннее давление воздуха в шинах колес трактора зависит от их конструк-
ции, количества слоев корда, вертикальной допускаемой изготовителем нагрузки на
колесо и скорости движения. При изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо корректировать величину давления в шинах.
Поддержание правильного внутреннего давления в шинах оказывает суще-
ственное влияние на тягово-сцепные свойства, проходимость трактора и долговеч-
ность шин. Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличе-
нию площади контакта колеса с почвой, снижению давления трактора на почву и по-
вышению тягово-сцепных свойств трактора. Поэтому при работе трактора на рыхлых
почвах с низкой несущей способностью рекомендуется внутреннее давление возду-
ха в шинах снижать до минимально допустимого при данной нагрузке. Несоблюде-
ние норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Использование неустановленных типоразмеров шин колес, работа с перегруз-
кой ходовой системы трактора, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и осей трактора - причина от-
казов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов трактора, может также привести к авариям и уменьшению срока служ-
бы трактора в целом.
Всегда проверяйте давление в шинах и при необходимости корректируйте его вели-
чину с учетом конкретной нагрузки и выбранной скорости движения, нагрузок и скоростей!
Нормы допустимых нагрузок на шины трактора и соответствующие им величи-
ны внутренних давлений воздуха в зависимости от скорости движения приведены в
подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимо-
сти от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Точная величина нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящаяся на передние или задние колеса трактора, определяется в соответствии с
подразделом 5.10 «Определение общей массы, нагрузок на переднюю и заднюю
оси, несущей способности шин и необходимого минимального балласта».
Изменение номинальной нагрузки на шину в зависимости от скорости приме-
няют в случаях, когда шину не подвергают продолжительной эксплуатации при вы-
соких крутящих моментах. При полевых работах и других условиях продолжительной
эксплуатации при высоких крутящих моментах принимать значения, соответствую-
щие скорости 30 км/ч.
217
5.8.5 Применение блокировки дифференциала заднего моста
Дифференциал заднего моста трактора обеспечивает возможность вращения
ведущих колес с разными частотами, что необходимо при движении по криволиней-
ной траектории и по неровной дороге, когда правое и левое задние ведущие колеса
за одинаковый промежуток времени проходят разный путь.
Недостатком дифференциала является то, что он распределяет крутящий
момент по колесам обратно пропорционально сцеплению колес с дорогой. Если од-
но из колес попадает на участок с низким коэффициентом сцепления (например на
лед), оно буксует, вращаясь с большой частотой, при этом второе колесо вращается
медленно. Трактор движется с очень малой скоростью. Чтобы устранить этот недо-
статок, предусмотрена блокировка (исключение работы) дифференциала в принуди-
тельном режиме.
Работа трактора с заблокированным дифференциалом на твердой сухой по-
верхности приводит к повышенным нагрузкам деталей трансмиссии и ходовой си-
стемы, а также затрудняет маневрирование.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА С ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФ-
ФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА ПРИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СВЫШЕ 10 КМ/Ч.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИ-
ЕМ С ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО
МОСТА.
218
5.9 Особенности применения трактора в особых условиях
5.9.1 Работа трактора на участках полей с неровным рельефом. Возможность
применения трактора при закладке сенажа
Оператор, работающий на полях и дорогах с уклонами (подъемами), должен быть
осторожным и внимательным.
Технические характеристики агрегатируемых в составе МТА сельскохозяйствен-
ных машин общего назначения обеспечивают их безопасную и качественную работу на
рабочих участках полей с крутизной не выше 9 градусов.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ
ДЛЯ РАБОТЫ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ МАШИНАМИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В
ГОРИСТОЙ МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ. ПОЭТОМУ ТРАКТО-
РЫ НЕ КОМПЛЕКТУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, НАПРИМЕР СИГНА-
ЛИЗАТОРАМИ ПРЕДЕЛЬНОГО КРЕНА!
ВНИМАНИЕ: ПРИМЕНЕНИЕ ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ДЛЯ
ТРАМБОВКИ ТРАВЫ (СИЛОСА ИЛИ СЕНАЖА) В ТРАНШЕЯХ И ЯМАХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
5.9.2 Применение веществ для химической обработки
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен ис-
пользоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Кабина оборудована системой вентиляции, отопления и кондиционирования в со-
ответствие ГОСТ 12.2.120. В системе вентиляции установлены два бумажных фильтра с
рабочими характеристиками, соответствующими ГОСТ ИСО 14269-5. Конструкция каби-
ны обеспечивает герметичность по ГОСТ ИСО 14269.
ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» НЕ ЗАЩИ-
ЩАЕТ ОТ ВОЗМОЖНОГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОПРЫСКИВАНИЯ. ПОЭТОМУ, ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕ-
СТВАМИ, ОПЕРАТОР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ, СООТВЕСТВУЮЩИЙ УСЛОВИЯМ РАБОТЫ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ В КАБИНЕ ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ
ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВХОДИТЬ В КАБИНУ ТРАКТОРА В ОДЕЖДЕ И ОБУВИ, ЗА-
ГРЯЗНЕННОЙ ВЕЩЕСТВАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
Для безопасного и надлежащего применения указанных веществ необходимо строго
следовать указаниям на сопровождающих этикетках и документации к данным веществам.
Обязательно наличие всех необходимых средств индивидуальной защиты и спе-
циальной одежды (рабочего костюма, закрытой обуви и др.), соответствующих условиям
работы и действующим требованиям техники безопасности.
Если инструкция по применению вещества для химической обработки требует рабо-
тать в респираторе, то необходимо использовать его находясь внутри кабины трактора.
5.9.3 Работа в лесу
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ТРАКТОРА «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБЫХ РАБОТ В ЛЕСУ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ
ГРЕЙФЕРНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ, ТРЕЛЕВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЛЕСНЫХ МАШИН, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ СБОРА, ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВ-
КИ ДЕРЕВЬЕВ, А ТАКЖЕ ИХ РАЗГРУЗКИ, СОРТИРОВКИ И СКЛАДИРОВАНИЯ!
ВНИМАНИЕ: В СООТВЕТСТВИИ С НАЗНАЧЕНИЕМ ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» В ИХ КОНСТРУКЦИИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО СПЕЦИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА «OPS», В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕ-
ЦИАЛЬНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ЕГО КРЕПЛЕНИЯ. ПОЭТОМУ ТРАКТОРЫ НЕЛЬЗЯ ЭКСПЛУА-
ТИРОВАТЬ В ТЕХ УСЛОВИЯХ, КОГДА СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ
В РАБОЧУЮ ЗОНУ ОПЕРАТОРА ВЕТВЕЙ И ДЕРЕВЬЕВ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧА-
СТЕЙ АГРЕГАТИРУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ!
219
5.10 Определение общей массы, нагрузок на переднюю и заднюю оси,
несущей способности шин и необходимого минимального балласта
Величина нагрузок на оси трактора в составе МТА может быть определена пу-
тем непосредственного взвешивания на весах для автотранспортных механических
средств соответствующей грузоподъемности.
Взвешивание трактора на весах дает возможность точно учесть величину рас-
пределения масс МТА по осям трактора Вашей комплектации в различных условиях
работы: «основная работа», «транспорт». При определении нагрузок на оси трак-
тора необходимо учесть обязательно массу технологического груза, например массу
семян для сеялки.
Для определения на весах нагрузки на переднюю или заднюю ось трактора,
необходимо установить трактор колесами измеряемой оси на платформу весов, а
колесами другой оси - вне зоны взвешивания на одном уровне с платформой.
При определении величины нагрузки используется следующее соотношение
, где:
- Т - нагрузка, Н;
- M - масса, кг
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2
Расчет нагрузки на переднюю ось трактора
, где:
- Тf - нагрузка на переднюю ось трактора, Н;
-
- величина эксплуатационной массы трактора с балластом, (установлен-
ным агрегатом), распределенная на переднюю ось трактора, кг;
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2.
Расчет нагрузки на заднюю ось трактора
, где:
Тz - нагрузка на заднюю ось трактора, Н;
- величина эксплуатационной массы трактора с установленным агрегатом
(балластом), распределенная на заднюю ось трактора, кг.
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2.
Расчет нагрузки, действующий на одно переднее или заднее колесо трактора
для выбора давления в шинах:
а) при эксплуатации шин на одинарных колесах
T
f
T
Z
G
;
G
, где
G
и
G
- нагрузки, действующие на одну перед-
f
Z
f
Z
2
2
нюю и одну заднюю шину соответственно.
б) при эксплуатации шин на сдвоенных колесах:
(с учетом снижения допускаемой нагрузки на шину при эксплуатации на сдво-
енных колесах):
1,7
G
1,7
G
f
сдв.=G f
Z
сдв.=G Z
G
f
G
Z
G
f
сдв.=
G
Z
сдв.=
1,7
1,7
где
G
сдв. и G Z сдв. - расчетные нагрузки для набора давления в шинах при экс-
f
плуатации на сдвоенных колесах.
220
Далее, в соответствии с рассчитанными нагрузками следует выбрать давле-
ние в шинах (в соответствии с подраздел 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего
давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, пра-
вила эксплуатации шин»).
Расчет критерия управляемости трактора без водного раствора в передних
шинах:
, где:
Тf - нагрузка на переднюю ось трактора, Н;
kf - критерий управляемости трактора;
M - эксплуатационная масса трактора (при расчете масса балластных грузов в
эксплуатационной массе трактора М не учитывается), кг.
ВНИМАНИЕ: ПРИСОЕДИНЕНИЕ МАШИН К ТРАКТОРУ НЕ ДОЛЖНО ПРИВО-
ДИТЬ К ПРЕВЫШЕНИЮ ДОПУСТИМЫХ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК И НАГРУЗОК НА ШИ-
НЫ ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: МИНИМАЛЬНАЯ МАССА АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН И ИС-
ПОЛЬЗУЕМЫХ БАЛЛАСТНЫХ ГРУЗОВ ДОЛЖНА БЫТЬ ВСЕГДА НЕ МЕНЕЕ ТАКИХ
ЗНАЧЕНИЙ, ЧТОБЫ НАГРУЗКА НА ПЕРЕДНЮЮ ОСЬ ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МТА
БЫЛА ВСЕГДА НЕ МЕНЕЕ 20% ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ МАССЫ ТРАКТОРА, А
КРИТЕРИЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ НЕ МЕНЕЕ 0,2!
5.11 Возможность установки фронтального погрузчика
ВНИМАНИЕ: УСТАНОВКА НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
ЛЮБОГО МОНТИРУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОНТИРУЕМЫХ
ФРОНТАЛЬНЫХ ПОГРУЗЧИКОВ, КОТОРОЕ НЕ ОТНОСИТСЯ К НАВЕСНЫМ, ПОЛУ-
НАВЕСНЫМ, ПОЛУПРИЦЕПНЫМ ИЛИ ПРИЦЕПНЫМ МАШИНАМ, ПУТЕМ КРЕПЛЕ-
НИЯ К МОНТАЖНЫМ ОТВЕРСТИЯМ ТРАКТОРА СПЕЦИАЛЬНЫХ СБОРОЧНЫХ ЕДИ-
НИЦ ИЗ КОМПЛЕКТА МОНТИРУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА!
221
6 Техническое обслуживание
6.1 Общие указания
Техническое обслуживание (ТО) необходимо для поддержания трактора в ра-
ботоспособном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной
периодичности и низкое качество ТО значительно снижают ресурс трактора, приво-
дят к возрастанию числа отказов, падению мощности двигателя и увеличению за-
трат на эксплуатацию трактора. Оператор обязан ежедневно проверять трактор, не
допуская ослабления затяжки крепежа, течи топлива, жидкости и масла, накопления
грязи и других отложений, которые могут стать причиной нарушения работы, возго-
рания или несчастных случаев.
Отметки о проведении работ по техническому обслуживанию должны зано-
ситься в сервисную книжку трактора.
Соблюдайте правила хранения и утилизации отходов. Никогда не сливайте
использованные жидкости на землю. Используйте специальные емкости для без-
опасного хранения отходов.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТЕ ВСЕГДА СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В ПОДРАЗДЕЛЕ 6.6 «МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕ-
НИИ ТО И РЕМОНТА»!
ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УКАЗАНИЙ, ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ
ЛЮБЫХ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕГУЛИРОВОК И Т.Д.,
ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ И ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ. ЕСЛИ БЫЛИ
СНЯТЫ ОГРАЖДЕНИЯ И КОЖУХИ, УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕ-
НИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОНИ УСТАНОВЛЕНЫ НА СВОИ МЕСТА,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ НА ТРАКТОРЕ!
В процессе технического обслуживания гидросистем навесного устройства,
рулевого управления, трансмиссии и двигателя трактора необходимо строго соблю-
дать периодичность замены масла и фильтров. Не допускается использовать для
заправки (дозаправки) масла, отсутствующие в подразделе 6.8 руководства по экс-
плуатации трактора.
Перед заправкой, заменой или очисткой фильтрующих элементов очистите
заливные пробки, горловины, крышки фильтров и примыкающие поверхности от гря-
зи и пыли. При замене фильтрующих элементов промойте дизельным топливом
внутренние поверхности корпусов фильтров и крышек.
При агрегатировании трактора с гидрофицированными сельскохозяйственны-
ми машинами тщательно очистите от грязи муфты, штуцеры, переходники и другие
присоединительные элементы сельскохозяйственной машины и трактора.
В случае работы гидронавесной системы с гидрофицированными сельскохо-
зяйственными машинами, заполненными маслом неизвестного происхождения, тре-
буется заменить масло в сельхозмашине на масло, заправленное в гидронавесную
систему трактора.
Чистота масла гидросистемы является гарантией ее безотказной работы.
Виды планового технического обслуживания приведены в таблице 6.1.1.
222
Таблица 6.1.1 - Виды планового технического обслуживания
Вид технического обслуживания
Периодичность, ч
Техническое обслуживание при эксплуатаци-
Перед обкаткой трактора, ТО в
онной обкатке 1)
процессе обкатки и после окон-
чания обкатки (после 30 часов
работы)
Ежесменное (ЕТО)
8-10
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
125
Дополнительное техническое обслуживание (2ТО-1)
250
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
500
Третье техническое обслуживание (ТО-3)
1000
Специальное обслуживание
2000
Общее техническое обслуживание
По мере необходимости
При переходе к осенне-зимней
Сезонное техническое обслуживание (ТО-ВЛ
эксплуатации (ТО-ОЗ) и весен-
и ТО-ОЗ)
не-летней (ТО-ВЛ)
Техническое обслуживание, не совпадающее
со сроками проведения с ТО-1, 2ТО-1, ТО-2,
-
ТО-3 и специальным ТО
Техническое обслуживание в особых услови-
При подготовке трактора к ра-
ях использования
боте в особых условиях
Техническое обслуживание при хранении 2)
При длительном хранении
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Сведения об операциях технического обслуживания, выполняемых операто-
ром перед обкаткой трактора, в процессе обкатки после окончания обкатки при-
ведены в подразделе 4.4 «Досборка и обкатка трактора».
2) Сведения об операциях технического обслуживания, выполняемых операто-
ром при длительном хранении трактора, приведены в разделе 8 «Хранение трак-
тора» настоящего руководства.
Допускается в зависимости от условий эксплуатации трактора отклонение от
установленной периодичности (опережение или запаздывание) проведения ТО на
плюс 10 % для ТО-1, 2ТО-1 и ТО-2 и на 5 % для ТО-3.
223

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности