Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 17

4.4 Досборка и обкатка трактора
4.4.1 Досборка трактора
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3» поступают потребителю в собранном
виде, дополнительная досборка не требуется.
Трактор «БЕЛАРУС-921.4» поступает потребителю в собранном виде, допол-
нительная досборка не требуется.
4.4.2 Техническое обслуживание перед обкаткой трактора
Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:
- вымойте трактор, удалите консервирующую смазку (при ее наличии на тракторе);
- внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие
эксплуатационной документации;
- снимите аккумуляторные батареи, приведите их в рабочее состояние и уста-
новите на место;
- проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо,
подтяните;
- проверьте уровень тормозной жидкости в бачках главных цилиндров гидрав-
лических приводов сцепления и рабочих тормозов, если необходимо, долейте со-
гласно разделу 6 «Техническое обслуживание»;
- проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии,
корпусе ПВМ, промежуточной опоре карданного привода ПВМ, корпусах колесных
редукторов ПВМ, верхних конических парах колесных редукторов ПВМ, маслобаках
ГНС и ГОРУ и, если необходимо, долейте согласно разделу 6 «Техническое об-
служивание»;
- слейте имеющееся топливо из топливного бака и заполните топливный бак
отстоянным свежим топливом: зимой - зимним, летом - летним;
- проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя
и, если необходимо, долейте согласно разделу 6 «Техническое обслуживание»;
- проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в
шинах, в соответствии с таблицей 4.2.3;
- убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-
ка заднего ВОМ и пр.);
- проверьте работу двигателя, исправность приборов
освещения и
сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте
функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-
измерительным приборам;
Перед началом обкатки проверьте, затяжку болтов крепления ступиц (момент
затяжки болтов должен быть от 300 до 400 Н·м), затяжку гаек крепления задних колес
к ступице (момент затяжки должен быть от 300 до 350 Н·м), гаек крепления дисков
передних колес к фланцам колесных редукторов ПВМ (момент затяжки должен быть
от 200 до 250 Н·м), на тракторах с колесами с переменным вылетом диска - затяжку
гаек крепления дисков задних колес к кронштейнам ободьев (момент затяжки должен
быть от 180 до 240 Н·м).
4.4.3 Обкатка трактора
ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-
ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ
ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-
СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-
ЖИВАНИЕ» СРОКИ!
ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-
НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-
ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!
200
Запустите двигатель. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в тече-
ние пяти минут с постепенным увеличением частоты вращения до 1600 мин−1, затем
проводите обкатку под нагрузкой в течение 30 часов работы трактора.
При проведении 30-часовой обкатки выполняйте следующие указания:
- постоянно следите за показаниями приборов, работой систем смазки, охла-
ждения и питания. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкостях;
- проверяйте затяжку и подтягивайте наружные крепежные соединения;
- не перегружайте двигатель, не допускайте дымления и падения оборотов.
Признаками перегрузки являются резкое падение оборотов, дымление и нереагиро-
вание двигателя на увеличение подачи топлива. Работа на высокой передаче под
нагрузкой приводит к чрезмерному износу трущихся деталей двигателя;
- работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при высоких
оборотах двигателя приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для
каждого конкретного условия работы дает экономию топлива и снижает износ двигателя;
- избегайте длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или ми-
нимальных оборотов двигателя;
- для правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе
обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.
4.4.4 Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора
После первого часа обкатки трактора проверьте затяжку гаек крепления зад-
них колес к ступице, гаек крепления передних колес к фланцам редуктора ПВМ. При
установленных колесах с переменным вылетом диска проверьте затяжку гаек креп-
ления дисков задних колес к кронштейнам ободьев. Далее контролируйте затяжку
крепления колес каждые восемь часов в течение обкатки.
В процессе обкатки регулярно проводите операции ежесменного технического
обслуживания в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 6 «Техническое
обслуживание» настоящего руководства.
4.4.5 Техническое обслуживание после обкатки трактора
После обкатки трактора выполните следующее:
- выполните операции ежесменного технического обслуживания;
- осмотрите и вымойте трактор, очистите интерьер кабины;
- прослушайте работу всех составных частей трактора;
- проверьте затяжку резьбовых соединений в соответствии с пунктом 4.4.4
«Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора»;
- подтяните две контровочные гайки М27х1,5 (с левой и правой резьбой) трубы
рулевой тяги крутящим моментом от 100 до 140 Н·м и две корончатые гайки
М20х1,5 шаровых пальцев рулевой тяги. Для подтяжки корончатых гаек сначала
расшплинтуйте их, подтяните каждую корончатую гайку моментом от 100 до 140 Нм,
затем доверните каждую корончатую гайку до совпадения ближайшего паза на гайке
с отверстием в шаровом пальце и зашплинтуйте.
- проверьте и, при необходимости, подтяните наружные резьбовые соединения;
- слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы;
- слейте отстой из топливного бака и из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
- проверьте состояние аккумуляторных батарей, очистите клемные соедине-
ния и вентиляционные отверстия;
- проверьте и, если необходимо, отрегулируйте управление сцеплением,
управление рабочими и стояночным тормозами, привод тормозного крана пневмоси-
стемы;
- замените масло в трансмиссии;
- замените масло в картере двигателя;
- замените масляный фильтр двигателя;
201
- проверьте и, при необходимости, произведите затяжку болтов крепления го-
ловок цилиндров;
- проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между клапанами и ко-
ромыслами;
- проверьте смазку на всех сборочных единицах согласно пункту 3 таблицы
6.8.1. Где необходимо смажьте либо замените смазку;
- проверьте, и при необходимости, восстановите герметичность всех соедине-
ний воздухоочистителя и впускного тракта;
- проверьте и, при необходимости, отрегулируйте натяжение ремня вентилятора;
- проконтролируйте функционирование двигателя, рулевого управления, тор-
мозов, органов управления, систем освещения и сигнализации.
- проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в
шинах, в соответствии с таблицей 4.2.3;
4.5 Действия в экстремальных условиях
4.5.1 Для экстренной остановки трактора одновременно резко нажмите на пе-
дали сцепления и тормозов.
4.5.2 Для экстренной остановки двигателя на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3»
и «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3AM потяните на себя рукоятку останова
двигателя.
Для экстренной остановки двигателя на тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двига-
телем Д-245.5S3A ключ выключателя стартера и приборов переведите из положе-
ния «I» в положение «0».
4.5.3. При аварии немедленно остановите двигатель, затормозите трактор, от-
ключите аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из ава-
рийных выходов, открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь
кабины, либо правую дверь кабины, либо заднее стекло или одно из боковых стекол.
Для открытия боковых стекол необходимо повернуть рукоятку для открытия стекла
до рабочего положения (рабочее положение - стекло открыто), затем надавить на
эту рукоятку в направлении, обратном прямому ходу трактора до полного выхода
направляющего пальца из рукоятки и открыть стекло полностью. Если открытие ава-
рийных выходов невозможно, разбейте стекло требуемого аварийного выхода под-
ручным тяжелым предметом и покиньте кабину трактора.
Примечание - Расположение аварийных выходов приведено в подразделе
2.24 «Замки и рукоятки кабины».
4.5.4 При чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого вала двига-
теля немедленно остановите двигатель и затормозите трактор.
4.5.5 При появлении очага пламени остановите двигатель, затормозите трак-
тор, выключите выключатель АКБ. Очаг пламени засыпьте песком, накройте брезен-
том, мешковиной или другой плотной тканью. Используйте углекислотный огнетуши-
тель. Не заливайте горящее топливо и масло водой.
202
5 Агрегатирование
5.1 Общие сведения
В разделе 5 «Агрегатирование» даны необходимые указания и сведения по осо-
бенностям применения тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4».
Область допустимого применения тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» - ме-
ста с неограниченным воздухообменом, достаточной опорной и габаритной проходимостью.
Виды выполняемых работ тракторами «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» - выполне-
ние работ по возделыванию и уборке садовых культур и винограда, а также различных
сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и
орудиями, транспортных работ, работ в животноводстве.
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» комплектуется необходимым рабочим
оборудованием для агрегатирования: ЗНУ, ТСУ, ПНУ (по заказу), задний ВОМ, гидровы-
воды, пневмоголовка, и электророзетка. Перечисленное выше рабочее оборудование
тракторов обеспечивает возможность агрегатирования различных машин в составе МТА
(машинно-тракторного агрегата или агрегата на базе трактора).
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ
ТОЛЬКО ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНА-
ВЕСНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ МАШИН В СОСТАВЕ МТА, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОТОРЫХ В ЧАСТИ АГРЕГАТИРУЕМОСТИ СОПОСТАВИМЫ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
ТРАКТОРА! ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРАКТОРА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО!
ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ИМЕЕТ КОНСТРУКТИВНЫЕ СПЕ-
ЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РАБОТ В САДУ, ПОЭТОМУ РЯД
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ УНИВЕР-
САЛЬНО-ПРОПАШНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТРАКТОРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННО-
ГО НАЗНАЧЕНИЯ, МОГУТ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ТЕХНОЛОГИЧЕ-
СКИЕ ФУНКЦИИ В АГРЕГАТЕ С ТРАКТОРАМИ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4».
Подбор и покупка сельскохозяйственных машин к тракторам
«БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» производится потребителем самостоятельно, исходя из его потребно-
стей, с учетом характеристик машины и трактора, а также местных условий - требований аг-
ротехнологий, почвенных условий, личного опыта, рекомендаций соответствующих регио-
нальных консультативных центров и организаций по сельскохозяйственному производству.
ВНИМАНИЕ: УКАЗАНИЯ И СВЕДЕНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ АСПЕКТАМ ИСПОЛЬ-
ЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН С ТРАКТОРОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО
РЕКОМЕНДУЕМЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТРАКТОРА, ДАНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН!
Возможности применения сельскохозяйственных тракторов в конкретных условиях
использования ограничиваются допустимым диапазоном номинальных тяговых усилий на
крюке и мощностью двигателя, максимально допустимыми нагрузками на трактор, тягово-
сцепными свойствами ходовой системы, буксованием, рабочей скоростью движения, ве-
личиной отбора мощности и эксплуатационной массой агрегатируемых машин.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ В СОСТАВЕ МТА НЕОБХОДИМО ИЗУ-
ЧИТЬ И СТРОГО СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ, ИЗЛОЖЕННЫМ В ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ТРАКТОРОМ! ЛИЦА, НЕ ИЗУЧИВШИЕ
ДАННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ С
МАШИНАМИ, А ТАКЖЕ НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИЮ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, НЕ
ДОПУСКАЮТСЯ К РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНАВЕСНЫХ И ПРИ-
ЦЕПНЫХ МАШИН С ТРАКТОРАМИ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ДОПУСКАЕТСЯ
УСТАНОВКА В КАБИНЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БОРТОВОЙ СЕТИ ТРАКТОРА СИСТЕМ АВ-
ТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ИЗ КОМ-
ПЛЕКТА ДАННЫХ МАШИН, ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ МАШИН.
203
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» относятся к категории транспорт-
ных механических средств, на которые распространяется действие правил дорожного
движения и других нормативных документов эксплуатации безрельсового транспорта.
Лицо, работающее на тракторе, несет персональную ответственность за со-
блюдение правил дорожного движения и техники безопасности, а также мер безопас-
ности и правильности применяемости тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»,
изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации.
Квалификация обслуживающего персонала при работе на тракторах «БЕЛА-
РУС-921/921.2/921.3/921.4»:
- к работе на тракторе допускаются лица, прошедшие специальную подготовку
и инструктаж по вопросам охраны труда, имеющие документы установленного зако-
нодательством образца на право управления трактором и получившие допуск к ра-
боте на конкретном тракторе.
- если владелец трактора (или лицо, ответственное за эксплуатацию трактора)
непосредственно на тракторе не работает, то он должен в обязательном порядке убе-
диться в том, что перед тем как приступить к работе, все лица, имеющие отношение к
эксплуатации трактора, прошли инструктаж по технике безопасности и правильному аг-
регатированию трактора с машинами, изучили руководство по эксплуатации трактора.
ВНИМАНИЕ: ВЛАДЕЛЬЦАМ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫМ И ИНЫМ ЛИЦАМ,
ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАКТО-
РА ЗАПРЕЩЕНО ДОПУСКАТЬ ТРАКТОР К ДОРОЖНОМУ ДВИЖЕНИЮ И АГРЕГА-
ТИРОВАНИЮ, А ТАКЖЕ ОПЕРАТОРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАКТОРОМ С НАРУШЕ-
НИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И
НАСТОЯЩЕГО РУКОВОДСТВА ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МТА, В
ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ, УБЕДИТЕСЬ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ОТ-
СУСТВИИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЗОНЕ МЕЖДУ
ТРАКТОРОМ И АГРЕГАТИРУЕМЫМИ МАШИНАМИ ИЛИ ПРИЦЕПАМИ (ПОЛУПРИ-
ЦЕПАМИ), ЛЮДЕЙ!
5.2 Типы сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с тракторами
По способу агрегатирования с тракторами «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
сельскохозяйственные машины подразделяются на следующие типы:
- навесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг ЗНУ.
Масса машины в транспортном положении полностью воспринимается трактором.
Элементы конструкции машины в транспортном положении не имеют контакта с опор-
ной поверхностью. При переводе машины из рабочего положения в транспортное точка
соединения машины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое;
- полунавесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг
НУ или только в двух точках к шарнирам нижних тяг ЗНУ. Масса машины в транс-
портном положении частично воспринимается трактором и большей частью соб-
ственными ходовыми колесами (обычно одним или двумя). При переводе машины из
рабочего положения в транспортное точка соединения машины с трактором прину-
дительно перемещается по высоте в новое. Двухточечное шарнирное соединение
осуществляется путем крепления соединительных пальцев оси подвеса машины с
шарнирами нижних тяг НУ (верхняя тяга не используется). Возможен вариант ис-
пользования поперечины из комплекта трактора или машины.
204
- полуприцепная - присоединена обычно в одной точке посредством сцепной пет-
ли к ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использо-
вания верхней тяги). Масса машины в транспортном положении частично воспринима-
ется трактором и большей частью собственными ходовыми колесами (обычно не менее
двух). При переводе машины из рабочего положения в транспортное точка соединения
машины с трактором не изменяет своего положения. К полуприцепным машинам отно-
сятся различные транспортные средства общего и специального назначения: полупри-
цепы общего назначения, полуприцепы-цистерны, полуприцепы самосвальные и полу-
прицепные специальные транспортные средства для механизации технологических
процессов в сельском хозяйстве.
- прицепная - присоединена обычно посредством сцепной петли в одной точке к
ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использования
верхней тяги). Масса машины в транспортном положении полностью воспринимается ее
ходовой системой, на сцепное устройство трактора (ТСУ или НУ) приходится лишь
нагрузка от массы присоединительного устройства машины. При переводе машины из
рабочего положения в транспортное точка соединения машины с трактором не изменя-
ет своего положения. К прицепным машинам относятся различные транспортные сред-
ства общего и специального назначения: прицепы общего назначения, прицепы-
цистерны, прицепы самосвальные и прицепные специальные транспортные средства
для механизации технологических процессов в сельском хозяйстве.
5.3 Навесные устройства
5.3.1 Общие сведения
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКИНУТЬ ТРАКТОР НА ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ОБЯЗА-
ТЕЛЬНО ОПУСТИТЕ НАВЕСНУЮ МАШИНУ НА ЗЕМЛЮ!
ВНИМАНИЕ: ВЕЛИЧИНА МАКСИМАЛЬНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ НАВЕСНОГО
УСТРОЙСТВА НА ОСИ ПОДВЕСА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ДАННОГО УСТРОЙСТВА, А НЕ ДОПУСТИМУЮ МАССУ АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ЕГО
ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ МАШИН. ДОПУСТИМАЯ МАССА НАВЕСНОЙ МАШИНЫ ЗА-
ВИСИТ ОТ ВЫЛЕТА ЦЕНТРА МАСС МАШИНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПОДВЕСА, А
ОГРАНИЧИВАЕТСЯ - ДОПУСТИМЫМИ НАГРУЗКАМИ НА ТРАКТОР И КРИТЕРИЕМ
УПРАВЛЯЕМОСТИ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ УПРАВЛЕНИИ НАВЕСНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ УБЕДИТЕСЬ,
ЧТО ТРЕТЬИ ЛИЦА НАХОДЯТЬСЯ НА БЕЗОПАСНОМ РАССТОЯНИИ ОТ НАВЕСНЫХ
УСТРОЙСТВ.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОР НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙ-
СТВЕННЫМИ НАВЕСНЫМИ МАШИНАМИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ, ТРЕ-
БУЮЩИМИ НАЛИЧИЯ В ПРОДОЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
(«КАЧАНИЯ») ОСИ ПОДВЕСА В ОБЕ СТОРОНЫ.
5.3.2 Заднее навесное трехточечное устройство
Основные параметры ЗНУ, указанные в таблице 5.3.1 и на рисунке 5.3.1, даны
при установленных на тракторе задних шинах стандартной комплектации (420/70R24)
при стандартных статических радиусах, указанных изготовителем шин.
Заднее навесное устройство состоит из трех тяг (верхней и двух нижних), соеди-
ненных посредством шарниров передними концами с трактором и задних концов со сво-
бодными шарнирами, для соединения с присоединительными пальцами агрегатируемых
машин. ЗНУ предназначено для присоединения к трактору машин заднего расположе-
ния, передачи тягового усилия во время работы и регулировки их положения во время
работы или движения в транспортном положении. ЗНУ обеспечивает агрегатирование
следующих типов машин и орудий:
- навесных при трехточечной навеске (верхняя и нижние тяги);
- полунавесных (нижние тяги);
- полуприцепных с помощью поперечины на ось подвеса нижних тяг.
205
ВНИМАНИЕ: ДОПУСКАЕТСЯ НА КОНЦЫ НИЖНИХ ТЯГ ЗАДНЕГО НАВЕСНО-
ГО УСТРОЙСТВА УСТАНОВКА ПОПЕРЕЧИНЫ ИЛИ ПРИЦЕПНОЙ ОСИ ПОДВЕСА
ИЗ КОМПЛЕКТА МАШИНЫ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ ПОЛУНАВЕСНЫХ, ПОЛУ-
ПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ДЛЯ ВЫПОЛ-
НЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАБОТ СО СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ НЕ БОЛЕЕ 15 КМ/Ч!
Размеры и конструкция ЗНУ тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
обеспечивает возможность присоединения всех машин, имеющих соответствующие
размеры присоединительных элементов присоединительного треугольника, пока-
занного на схеме ЗНУ.
Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2 тракторов «БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» представлена на рисунке 5.3.1.
Для обеспечения требуемого положения машины предусмотрены следующие
регулировки ЗНУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью верхней
тяги и раскосов:
1. Изменение длины верхней тяги.
Производится для обеспечения одинакового заглубления рабочих органов
(выравнивание глубины хода рабочих органов, расположенных друг за другом по хо-
ду движения трактора). Если рама навесного плуга наклонена вперед по ходу дви-
жения трактора и передний корпус пашет глубже заднего, удлините верхнюю тягу и
укоротите, если, передний корпус пашет с меньшей глубиной, чем задний.
2. Изменение длины левого или правого раскоса.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение положения машины в горизонтальной плоскости;
- обеспечение равномерной глубины обработки рабочими органами навесной
машины по ширине захвата.
3. Изменение длины обеих раскосов, верхней тяги для транспортного положе-
ния машины.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение требуемого дорожного просвета;
- обеспечение достаточного безопасного расстояния между элементами трактора
и машины, исключающее касание элементов машины трактора (зазор не менее 100 мм).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЕЩЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ МАШИ-
НЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ТРАКТОРА ПРИ ПОМОЩИ РЕГУЛИРОВ-
КИ СТЯЖЕК.
ВНИМАНИЕ: ДЛИНА ЛЕВОГО РАСКОСА ЗНУ РАВНА 510 ММ. ДЛИНУ ЛЕВОГО
РАСКОСА БЕЗ ОСОБОЙ НАДОБНОСТИ МЕНЯТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. РЕГУЛИРУ-
ЕТСЯ ПО ДЛИНЕ, КАК ПРАВИЛО, ПРАВЫЙ РАСКОС. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОПЕ-
РЕЧИНЫ НА ОСЬ ПОДВЕСА ДЛИНА РАСКОСОВ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДИНАКОВОЙ!
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕГУЛИРОВКЕ СТЯ-
ЖЕК И РАСКОСОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОБРЫВУ СТЯЖЕК, ОПОРНЫХ КРОН-
ШТЕЙНОВ ИЛИ ДРУГИМ ПОЛОМКАМ!
ВНИМАНИЕ: НЕОБХОДИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ
УСТРОЙСТВ, В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛО-
ГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И АГРОТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ УКАЗАНЫ В
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДАННЫХ МАШИН. ЕСЛИ ТАКОВЫЕ СВЕ-
ДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ, ТО В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПОЛУЧИТЕ НЕОБХО-
ДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПРОДАВЦА МАШИНЫ!
206
Рисунок 5.3.1 - Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-2
Таблица 5.3.1 - Основные параметры и присоединительные размеры ЗНУ
Типоразмер (исполнение)
НУ-2
устройства
(рисунок 5.3.1)
1 Категория (по ИСО 730-1)
Категория 2
2 Особенности конструкции
Состоит из трех тяг (одной верхней и двух
нижних), шарнирно-соединенных с трактором;
свободные концы тяг с шарнирами соединя-
ются при агрегатировании с присоединитель-
ными элементами машины
3 Назначение
Для подсоединения (навешивания) и агрега-
тирование сельскохозяйственных навесных,
полунавесных машин
4 Нижние тяги
Цельная с захватами БСУ
5 Длина нижних тяг, мм
870
6 Ширина шарниров верхней
51 (45)
(нижней) тяги, мм
7 Диаметр пальца заднего
25
шарнира верхней тяги, мм
8 Диаметр отверстия задних
28,7
шарниров нижних тяг, мм
9 Расстояние от торца хвосто-
598
вика ВОМ до оси подвеса, мм
10 Высота стойки 1), мм
610
11 Длина оси подвеса по за-
825
плечикам 1), мм
12 Грузоподъемность устройства,
кН 2):
а) на оси подвеса;
45
б) на вылете 610 мм от оси
подвеса
29
____________________________________________________________________________________________________
1) Размер относится к агрегатируемой машине.
2) Не допускается нагружать ЗНУ нагрузками, превышающими нормы нагру-
зок на шины, указанные в подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего
давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора,
правила эксплуатации шин».
207
5.3.3 Переднее навесное трехточечное устройство
Переднее навесное устройство- трехточечное НУ, категория 2 по ИСО 730 и
НУ-2 по ГОСТ 10677. Схема переднего навесного устройства исполнения НУ-2 пред-
ставлена на рисунке 5.3.2. Основные параметры ПНУ указанны в таблице 5.3.2.
Рисунок 5.3.2 - Схема переднего навесного устройства
Таблица 5.3.2 - Основные параметры и присоединительные размеры ПНУ
Типоразмер (исполнение) устройства
НУ-2
1 Категория
Категория 2
2 Особенности конструкции
Состоит из верхней тяги и блока
нижних тяг. Свободные концы тяг
шарнирно соединяются при агрега-
тировании с присоединительными
элементами сельхозмашины
3 Назначение
Для подсоединения (навешивания) и
агрегатирования
сельскохозяй-
ственных навесных и полунавесных
машин
4 Нижние тяги
Блок тяг с БСУ и сменными шарнирами
5 Длина нижних тяг, мм
800
6 Ширина свободных передних шарниров
51 (45)
для верхней (нижней) тяги, мм:
7 Диаметр пальца шарнира верхней тяги, мм
25
8 Диаметр отверстия шарнира нижних тяг, мм
28,7
9 Высота стойки 1), мм
610
10 Длина оси подвеса по заплечикам 1), мм
825
11 Грузоподъемность устройства, кН 2):
на вылете 610 мм от оси подвеса
15
__________________________________________________________________________________________________
1) Размер относится к агрегатируемой машине.
2)
Не допускается нагружать ПНУ нагрузками, превышающими нормы
нагрузок на шины, указанные в подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутрен-
него давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси
трактора, правила эксплуатации шин».
208
5.4 Особенности использования гидравлической системы трактора для
привода рабочих органов и других элементов агрегатируемых гидрофициро-
ванных машин и агрегатов
Гидравлическая система управления навесным устройством тракторов «БЕ-
ЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» обеспечивает возможность отбора масла для работы
агрегатируемых машин. При этом возможны следующие варианты:
- отбор масла гидравлическими цилиндрами (далее, гидроцилиндрами) одно-
стороннего действия, а также двухстороннего действия;
- восполнение объема масла в баке, вызванного заполнением полостей гид-
роцилиндров и арматуры машины - обеспечивается после опробования функциони-
рования гидросистем трактора с машиной;
- отбор масла для привода гидравлических моторов (далее, гидромоторы).
При работе с гидрофицированными машинами, имеющими гидромоторы,
сливную магистраль гидромотора обязательно подсоединяйте к специальному вы-
воду трактора для свободного слива масла в бак мимо распределителя, а при его
отсутствии - через специальную магистраль в заливную горловину бака.
ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ГИД-
РОМОТОРА АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН НУЖНА ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПОДАЧА МАСЛА.
ПОДАЧА РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» ЗА-
ВИСИТ ОТ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЭТОМУ, ГИДРОПРИВОД МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ИМЕТЬ СОБСТВЕННЫЙ КЛАПАН-РЕГУЛЯТОР РАСХОДА!
В случае использования выводов ГНС трактора для управления агрегатируе-
мой машиной необходимо обеспечить требуемый объем масла в баке. Отбор масла
цилиндрами агрегатируемой машины не должен превышать восемь литров.
Повышенный отбор масла при агрегатировании значительно увеличивает
нагрузку на ГНС трактора. При длительном использовании гидропривода необходи-
мо следить за температурным режимом ГНС.
Проверку уровня масла в гидробаке трактора и его дозаправку необходимо
проводить при втянутых штоках рабочих цилиндров, как трактора, так и сагрегатиро-
ванной машины. Запрещается заливать масло в поднятом положении рабочих орга-
нов агрегатируемой машины, так как это может привести к переполнению бака и
разрыву элементов гидропривода избыточным маслом, вытесняемым из цилиндров
при последующем опускании рабочих органов.
Основные характеристики ГНС тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
для привода рабочих органов агрегатируемых гидрофицированных машин и агрега-
тов приведены в таблице 5.4.1.
Таблица
5.4.1
- Характеристика гидропривода тракторов
«БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4»
Наименование параметра
Значение (характеристика) параметра
Боковые
Задние
1 Парные гидровыводы
Два
Два
2 Сливной маслопровод для гидромото-
-
Один
ров (свободный слив)
3 Расход масла через гидровыводы, л/мин:
- при установленном НШ-32 (без ПНУ)
до 53 1)
- при установленном НШ-40 (с ПНУ)
до 65 1)
209
Окончание таблица 5.4.1
Наименование параметра
Значение (характеристика) параметра
4 Условный минимальный диаметр мас-
лопровода, мм:
16,0
-нагнетательного
25,0
-сливного
5 Давление рабочее в ГНС, МПа
16,0
6 Давление срабатывания предохрани-
20-2
тельного клапана, МПа
7 Допустимый отбор рабочей жидкости
12,0
из бака, л, не более
8 Допустимый гидростатический отбор
9,0
мощности (ГСОМ) кВт, не более
9 Присоединительная резьба быстросо-
единяемых муфт, мм:
- нагнетательного и сливного масло-
М201,5
проводов
М241,5
- свободного слива
________________________________________________________________________________________________________________________________
1) При номинальных оборотах двигателя
ВНИМАНИЕ: УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ
ТРАССЫ ТРУБОПРОВОДОВ ГИДРОНАВЕСНОЙ СИСТЕМЫ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬ-
КО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ЗАВОДОМ ИЛИ ДИЛЕРОМ!
Примечание - Расположение гидровыводов ГНС и схема их подключения к
внешним потребителям представлена на рисунке 2.21.2.
5.5 Установка передних грузов
На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» без ПНУ предусмотрена уста-
новка грузов массой 200 кг (10 штук по 20 кг каждый).
При работе с тяжелыми навесными машинами и орудиями, для сохранения
нормальной управляемости трактором в условиях значительной разгрузки передней
оси устанавливайте дополнительные грузы 1 (рисунок 5.5.1). Грузы 1 устанавлива-
ются на специальном кронштейне 6, который крепится к переднему брусу 5 трактора,
и стягиваются струной 4 и гайкой 7, через распорную втулку 1.
1 - распорная втулка; 2 - дополнительные грузы; 3 - буксирное устройство;
4 - струна; 5 - передний брус; 6 - кронштейн; 7 - гайка.
Рисунок 5.5.1 - Установка передних грузов
210
5.6 Использование предохранительных муфт при применении ВОМ и
карданных валов
В целях исключения поломок ВОМ и ВПМ в ряде сельскохозяйственных ма-
шин с активными рабочими органами (применяются механические предохранитель-
ные муфты.
Функциональное назначение предохранительной муфты - автоматическое
прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего мо-
мента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами,
перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.
ВНИМАНИЕ: МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ
АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ НОМИНАЛЬНОГО РАБО-
ЧЕГО МОМЕНТА, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ПРИВОДЕ МАШИНЫ, НО ВСЕ-
ГДА РАВЕН ИЛИ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО МОМЕНТА НА ВОМ
ТРАКТОРА! ЕСЛИ МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ МУФТЫ МАШИНЫ БОЛЬШЕ ДОПУ-
СТИМОГО МОМЕНТА ДЛЯ ВОМ ТРАКТОРА, ТО ТАКУЮ МАШИНУ НЕЛЬЗЯ АГРЕ-
ГАТИРОВАТЬ С ТРАКТОРОМ.
Примечание - Максимально допустимые моменты на различные типы хвосто-
виков ВОМ тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» приведены в подразделе
4.2.7 «Использование ВОМ».
Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и
подразделяются на два основных типа - с разрушаемыми и неразрушаемыми рабо-
чими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохране-
ния от маловероятных перегрузок.
В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгон-
ные муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении
вращения и размыкаются - при противоположном. Обгонные муфты обеспечивают
работу машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы
избежать поломок привода в момент выключения ВОМ.
Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбиниро-
ванная предохранительная муфта - это такая предохранительная муфта, конструк-
тивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.
ВНИМАНИЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ ОТ
ВОМ ТРАКТОРА ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ВАС ИНФОРМИРОВАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ; ОСОБЕННОСТЯХ КОНСТРУКЦИИ
МУФТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ-
НОЙ МУФТЫ!
При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необ-
ходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин
и карданных валов. Рекомендуем использовать с трактором машины с активными
рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между
центрами шарниров не превышает 1 м.
211

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности