Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. Техническая характеристика

Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. Техническая характеристика

В целях решения экономических, социальных и экологических задач в сельскохозяйственном производстве тракторы «Беларусь» постоянно совершенствуются. Растет их мощность, изменяются конструкции узлов и агрегатов, улучшаются удельные параметры, расширяется область применения и номенклатура агрегатируемых сельскохозяйственных машин.

В настоящее время в хозяйства начинают поступать новые тракторы семейства «Беларусь»—МТЗ-100 и МТЗ-102. Улучшение их технико-экономических показателей способствует поддержанию традиционного широкого спроса на них на внутреннем рынке и за рубежом. Но потенциальные возможности новых тракторов не смогут быть раскрыты в эксплуатации без знаний функциональных свойств новых узлов и систем, особенностей их использования в различных условиях, правил ухода, диагностирования состояния работоспособности.

В книге рассмотрены особенности конструкций и приемы эффективного использования новых машин.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОРОВ 4

Общее устройство. . . ..4

Двигатель. . . . .6

Трансмиссия. . . . .22

Ходовая система и рулевое управление . . 38

Гидравлическая система и навесное устройство. ...41

Электрооборудование . . . . 43

Кабина. . . . .44-

Органы управления и контрольно-измерительные приборы ... 46 Дополнительное оборудование. . ...50

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ . . 55

Обкатка трактора. . . ..55

Плановое техническое обслуживание. . .57_

Порядок проведения операций технического обслуживания ... 61

Хранение. . . . 81

Диагностирование. . . ..83

РАЦИОНАЛЬНОЕ АГРЕГАТИРОВАНИЕ ТРАКТОРОВ . ... 86

Выбор состава и режимов работы агрегатов. ...86

Подготовка тракторов к работе . . . . . 88

Комплекс машин и орудий. . . 99

Основные приемы эффективного использования агрегата . . .118

Особенности зимней эксплуатации. . .122

ТЕХНОЛОГИИ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ. ..125

Основная обработка почвы . . . . . . 125

Внесение удобрений и средств защиты растений. .134

Посев и посадка. . . ..1-12

Возделывание пропашных и зерновых культур. ..148

Уборочные работы. . . ...157

Транспортные работы. . . .164

Техника безопасности при эксплуатации тракторов . . ..166

НАЗНАЧЕНИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОРОВ

Тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 являются универсально-пропашными тягового класса 1,4 и предназначены для выполнения с помощью широкозахватных или комбинированных агрегатов сельскохозяйственных работ по возделыванию пропашных культур (картофеля, свеклы, подсолнечника, кукурузы и овощей), а также для выполнения работ общего назначения (пахоты, культивации, посева), транспортных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Трактор МТЗ-102 является модификацией трактора МТЗ-100 и отличается от него наличием переднего ведущего моста. Он выполняет те же работы, но в более тяжелых условиях.

Конструкции тракторов выполнены путем глубокой модернизации известных моделей МТЗ-80 и МТЗ-82 и в них сохранена традиционная компоновка тракторов «Беларусь»: передние колеса

меньше задних, спереди расположен двигатель, а в зоне задних колес — кабина. Остов трактора состоит из полурамы и трех корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. На по-лураме размещен двигатель Д-245, который задним листом прикреплен к корпусу муфты сцепления, перед которым установлен блок системы охлаждения воды и масла и исполнительный механизм гидрообъемного рулевого управления. Спереди, сверху и частично с боков двигатель и блок системы охлаждения закрыт облицовкой аллигаторного типа, которая, откидываясь вперед, открывает доступ к механизмам двигателя и радиаторам.

Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи: двухдисковая муфта сцепления, шестерни привода валов отбора мощности (ВОМ), насосов гидронавесной системы, коробки передач и гидроотбора мощности. В следующем корпусе размещена коробка передач, которая может быть или с переключением под нагрузкой, или с синхронизаторами, за ней также в отдельном корпусе заднего моста собраны механизмы (дифференциал, конечные передачи, блокировка дифференциала, тормоза и задний ВОМ). В отличие от тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 на тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 задний мост сверху закрыт жесткой литой крышкой, на которой смонтированы силовой регулятор, гидродилиндр, механизм переключения способов регулирования (смеситель), гидроаккумулятор и поворотный вал с рычагами механизма навески. На этой же крышке и на специальных кронштейнах установлены топливные баки, емкость которых заметно увеличена. Над корпусом сцепления сверху расположен бак гидросистемы с смонтированными на нем распределителем и насосом гидросистемы, гидроаккумулятором гидрообъемного рулевого управления и кронштейном с системой рычагов и тяг управления распределителем. Все гидроагрегаты гидросистемы, расположенные на крышке заднего моста и на баке гидросистемы, соединены трубками и шлангами.

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 применена новая унифицированная кабина, отвечающая всем требованиям международных и отечественных стандартов по технике безопасности и условиям труда. В сравнении с другими моделями тракторов «Беларусь» в кабине продолжены работы по систематизации расположения органов управления, дополнительным удобствам по обзорности, вентиляции, размещению второго сиденья для пассажира и улучшению общего уровня комфорта. Кабина прикреплена к остову трактора в четырех точках через резиновые амортизаторы.

На передней стенке кабины под щитком поиборов на специальном кронштейне закреплен дозатор гидрообъемного рулевого управления, который шлангами и трубками связан с исполнительным механизмом (гидроцилиндром), а с помощью шлицевого соединения — с валом рулевого колеса, который может изменять свое положение по высоте и углу наклона. Применение гидрообъемного рулевого привода позволило обеспечить хорошие характеристики по управляемости трактора при посеве и междурядной обработке пропашных культур.

Колея тракторов переменная и может регулироваться в пределах от 1350 до 2100 мм, обеспечивая вписываемость колес в существующую систему междурядий.

Для выполнения работ по возделыванию свеклы широкозахватными агрегатами предусмотрено применение задних спаренных колес (через 45 см) размером 11,2—42 или 9,5—42. По дополнительному заказу для трактора МТЗ-102 можно получить задние шины размером 16,9—38.

Привод переднего ведущего моста трактора МТЗ-102 однокарданный с автоматическим и принудительным включением и выключением. Соединяют привод с коробкой передач при помощи многодисковой фрикционной муфты с гидроулравлением. При перегрузках она же выполняет роль и предохранительной муфты.

При агрегатировании трактора с тяжелыми навесными орудиями ухудшается продольная устойчивость всего агрегата. Для устранения этого предусмотрено крепление на передний брус специального кронштейна для дополнительных грузов, которые на тракторе МТЗ-102 увеличивают также тяговое усилие. На этом же кронштейне можно устанавливать переднее навесное устройство, унифицированное по большинству деталей с задним и перед-ним ВОМ. Слева на боковых плоскостях коробки передач и муфты сцепления установлены агрегаты гидростатического отбора мощности: насосы, привод насосов, сумматор и система управления. Таким образом, общая гидравлическая мощность может быть увеличена до 33 кВт, что позволяет гидрофицировать выполнение рабочих процессов на многих сельскохозяйственных машинах. Выполнение работ, требующих очень медленных скоростей (от 0 до 2,16 км/ч), осуществляют установкой на коробку передач гидроходоуменьшителя.

Тракторы снабжены большим набором приспособлений для агрегатирования с прицепами и полуприцепами. Всего к тракторам промышленностью производится 16 видов дополнительного оборудования.

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 оснащены двигателем мощностью 74 кВт, новой коробкой передач, муфтой сцепления, гидрообъемным рулевым управлением и имеют универсальную гидросистему и навесное устройство, способное агрегатироваться с комплексом сельскохозяйственных машин к тракторам класса 1,4 на более высоких скоростях или в более тяжелых условиях.

Основные технические показатели тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 приведены в таблице 1.

Таблица I. Техническая характеристика тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Дизель

Навесное устройство

Пневмосистема

Тягово-сцепное устройство ТСУ-1-М




Общие данные
Длина по концам продольных тяг, мм Ширина по выступающим концам задних полуосей, мм Высота по кабине, мм Продольная база, мм Колея, мм: по передним колесам по задним колесам Угол поперечной статической устойчивости при колее 1600 мм, град Дорожный просвет, мм Агротехнический просвет под рукавами задних полуосей и передним мостом, мм Наименьший радиус поворота посередине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием, м Масса трактора, кг: конструктивная

эксплуатационная минимальная (без тракториста и дополнительного оборудования)

Наибольшая масса буксируемого груженого прицепа по грунтовым дорогам, кг Расчетные тяговые усилия на стерне при минимальной эксплуатационной массе трактора, кН:

на рабочей скорости 1,73—12,5 км/ч на транспортной скорости 34,28 км/ч по грунтовой дороге Углы подъема (спуска) трактора на сухом задерненном грунте, град: без прицепа с прицепом Глубина преодолеваемого брода, не более, м

Пределы температур, при которых может эксплуатироваться трактор, °С

Дизель
Тип
Модель

Мощность эксплуатационная, кВт Частота вращения коленчатого вала, с-1: номинальная

при максимальном крутящем моменте Максимальное значение крутящего момента, Н-м

Число цилиндров, шт.

Диаметр и ход поршня, мм Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, г/кВт-ч Общий расход масла за гарантийный срок (к расходу топлива), %

Турбокомпрессор Топливный насос Воздухоочиститель
Система смазки Система пуска

Масса сухого двигателя без муфты сцепления, кг

Силовая передача

Переключение диапазонов Скорости движения расчетные на шинах 15.5R-38 без учета буксования, км/ч: передний ход:

передачи I диапазона:

Конечные передачи Тормоз основной рабочий

Тормоз стояночный запасной

Привод управления тормозами прицепов

Задний ВОМ

Ходовая система

Рулевое управление

Тип

Модель насоса

Объемная подача насоса, л/мин Давление, ограниченное предохранительным клапаном, МПа Тип насоса дозатора Рабочий объем, см5/об Давление срабатывания противоударных клапанов, МПа Тип механизма поворота
Диаметр цилиндра, мм

Гидравлическая система навесного устройства

Тип гидросистемы
Способ регулирования рабочего положения навесного орудия
Насос гидросистемы

Номинальная объемная подача насоса, л/мин

Распределитель Номинальное давление, МПа

Давление подпора в режиме гидрокоррекции, МПа

Давление срабатывания предохранительного клапана распределителя, МПа Цилиндр основной

Цилиндр выносной
Ход поршней цилиндров, мм Диаметр цилиндра, мм: основного выносного

Навесное устройство

Присоединение сельскохозяйственных орудий

Грузоподъемность навесного устройства, кг:

номинальная (на расстоянии 610 мм от оси подвеса)

максимальная (при расположении центра тяжести орудий на оси шарниров продольных тяг и при установке раскосов на дополнительные отверстия в продольных тягах)

Тягово-сцепное (буксирное) устройство ТСУ-З-К

Расположение тягового крюка, мм: от грунта

от торца заднего ВОМ от оси задних колес

Тягово-сцепное устройство ТСУ-1-Ж (прицепное)

Тип
Перемещение точки присоединения сельскохозяйственных орудий, мм: в горизонтальной плоскости в обе стороны от среднего положения в вертикальной плоскости от грунта Расстояние от торца ВОМ до оси поперечины прицепного устройства, мм

Электрооборудование

Система проводки



Номинальное напряжение, В
Генератор
Мощность генератора, Вт Напряжение аккумуляторной батареи, Емкость аккумуляторной батареи, А-ч Число аккумуляторов Соединение аккумуляторов
Стартер

Мощность стартера, кВт

Средства облегчения пуска дизеля

Пневмосистема

Привод управления тормозами прицепа

Кабина

Сиденье водителя

Дополнительное сиденье для пассажира

Тягово-сцепное устройство ТСУ-2 (гидрокрюк)

Тягово-сцепное устройство ТСУ-1-М

Автоматическая сцепка

Гидроходоуменьшитель

Сменный хвостовик ВОМ

Ограждение хвостовиков ВОМ

Приводной шкив

Гидростатическая система отбора мощности

Суммарная мощность, используемая для гидропривода рабочих органов сельскохозяйственных машин, кВт Количество независимых контуров гидропередачи мощности (с учетом контура основной гидросистемы), шт.

Насосы (дополнительные к основной гидросистеме)

Сумматор (распределитель управления) Рабочее давление на выходе из насосов, МПа: максимальное номинальное Система охлаждения масла

Масляная емкость

Колеса с шинами

Приставка для сдваивания колес

Полугусеничный ход

Грузы балластные

Предпусковой подогреватель

Переднее навесное устройство

Передний ВОМ

содержание .. 1 2 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности