Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ



Около 65% тракторов свыше 5 месяцев в году работают в условиях низких температур (ниже плюс 5°С) и сопутствующих этому факторов (ветер, повышенная влажность воздуха и т. п.). Все это сильно усложняет эксплуатацию и управление колесными тракторами. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 могут эффективно работать до температуры минус 40 °С (с учетом влияния ветра она еще ниже).

Для обеспечения нормальной работы техники в осенне-зимних условиях выбирают лучшие тракторы, готовят их, подбирают механизаторов, завозят зимние сорта топлива и масел.

По предназначенным к использованию в зимнее время тракторам выполняют следующие основные подготовительные работы:

проводят сезонное и плановое техническое обслуживание;

промывают систему охлаждения и при необходимости удаляют из нее накипь;

готовят и проверяют работу подогревателей, утеплительные чехлы;

проверяют систему отопления кабины, утепляют аккумуляторы.

Промывку системы охлаждения лучше проводить комбинированным способом. Вначале ее промывают раствором для удаления маслянистых осадков, силикатных и гипсовых отложений. В этом случае в систему охлаждения заливают раствор, содержащий в 1 л воды 100 г стиральной соды и 50 г керосина, 75 г каустической соды и 25 г керосина или 75 г технического тринатрийфосфата. С таким раствором рекомендуется работать последнюю перед сезонным обслуживанием смену. Второе промывание осуществляют 6%-ным раствором молочной кислоты (на 5 л воды—1 кг 36%-ной молочной кислоты), который растворяет карбонатную накипь. Кислотный раствор заливают нагретым до температуры 30—40 °С и оставляют до прекращения выделения углекислоты. После слива накипеудалителя систему охлаждения промывают чистой водой.

Электрофакельный подогреватель не требует специального обслуживания, кроме прочистки калиброванного отверстия (00,6) болта штуцера. На тракторы, оснащенные предпусковым подогревателем Г1ЖБ-200Г, его устанавливают только на осенне-зимний сезон.

Подготовка к работе отопителя заключается в заправке его охлаждающей жидкостью из системы охлаждения. Для этого при прогретом до 50—60 °С дизеле открывают кран КР-29 на головке блока и за 1—2 мин заполняют отопитель, доливают охлаждающую жидкость в систему охлаждения. Для более быстрого прогрева кабины открывают рециркуляционные заслонки.

Для слива жидкости из отопителя при открытых краниках на блоке цилиндров и радиаторе и кране КР-29 отворачивают пробки сливного крана отопителя. После слива воды из отопителя кран КР-29 закрывают, а систему продувают сжатым воздухом из пневмосистемы трактора поочередно с левой и правой сторон.

Пуск дизелей в холодное время затруднен, так как требуется их прогрев. Для этого применяют стационарные разогреватели (например, конструкции ГОСНИИТИ, ПНО «Мордовсельхозхи-мия» и др.). При их отсутствии холодный дизель одновременно заправляют подогретым до 70—80 °С маслом и горячей водой. Перед сливом воды дизель должен остыть до температуры 50— 55 °С.

При отсутствии зимнего дизельного топлива и температуре до 20 °С применяют летнее с добавлением в него 25% по массе маслопарафннистого керосина, при температуре до —35 °С — 50%.

Гидросистему также заправляют зимним маслом М-8В2 или М8А. При отсутствии применяют летнее с добавлением в него до 30% зимнего дизельного топлива.

В качестве охлаждающих жидкостей удобнее применять антифризы, в частности на основе этиленгликоля марки 40 или 65. При эксплуатации тракторов в систему охлаждения добавляют воду, которая изменяет характеристики жидкостей. Для поддержания их в нормальном состоянии через каждые 20—30 ч работы проверяют их плотность, которая не должна быть ниже 1,055.

Зависимость плотности и температуры замерзания охлаждающей жидкости от концентрации этиленгликоля приведена ниже.

Концентрация

этиленгликоля, %

26,4

35,4

46,6

52,6

58,0

66,3

68,5

Плотность при20 °С, г/см3

1,0340

1,056

1,0627

1,0713

1,0780

1,0866

1,0883

Минусовая темпе­ратура замерза­ния, %

10

20

30

40

50

68

66

Особое внимание следует уделять чистоте жидкости (попадающие в нее нефтяные загрязнители приводят к резкому уменьшению теплопроводности накипи, вспениванию воды) и топлива.

В зимнее время определенную специфику имеет работа на тракторе. Вызвано это помимо других факторов низкой плотностью снега. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 при высоком снежном покрове можно использовать только на плотном и очень плотном покрове — плотностью свыше 0,35 г/см3.

Движение трактора по снегу осуществляют на пониженных передачах из-за низкого сцепления шин с дорогой, особенно это касается начала движения после длительных стоянок на морозе, ибо при низкой температуре уменьшается эластичность и прочность шин.

При буксовании одного колеса необходимо применять блокировку дифференциала. Небольшие снежные наносы лучше преодолевать с разгона. Не следует допускать бесполезного буксования колес, так как это приводит к росту глубины колеи, и трактор «садится на днище». В этом случае отсоединяют прицеп, выезжают на участок с неглубоким снегом и вытаскивают прицеп тросом. Второй способ преодоления занесенных снегом участков состоит в том, что трактором утрамбовывают колею до малоснежного участка, а затем продолжают по ней движение с прицепом. Переключение передач на глубоком рыхлом снегу нецелесообразно. Значительно повышает проходимость трактора использование полугусеничного хода, однако износ шин при этом резко возрастает.

Особо осторожно следует вести трактор в оттепель или гололед.

В зимнее время колесные тракторы используют обычно на транспортных работах. При этом приходится преодолевать ледяные покровы. Движение тракторных поездов по льду допускается только по заранее проложенным трассам и при выполнении известных организационных мероприятий.

Переезд по льду выполняют с учетом его толщины, вида и веса агрегата (табл. 27).

Таблица 27. Допустимая толщина льда на ледяных переездах

Указанные в таблице 27 значения допустимой толщины льда для практического применения в зависимости от его характера необходимо умножить на приведенные ниже коэффициенты.



Очень прочный, кристально-прозрачный, без включений 0,77

Прозрачный, слоистый, без заметных включений 1,0

Слабый, кристально-прозрачный, с вертикальными трубочками небольших размеров 1,18 *

Очень слабый, кристально-прозрачный с полыми вертикальными трубочками значительного диаметра 1,41

Зернисто-щуговый, состоящий из отдельных крупных льдин 2,19


Скорость движения по льду не должна превышать 10 км/ч, а сопровождающие лица должны идти пешком.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности