Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕГАТА

Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕГАТА



Эффективность использования агрегатов с тракторами определяется в основном производительностью и топливной экономичностью.

Основные факторы, определяющие производительность машинно-тракторного агрегата, можно представить в виде четырех групп.

Первая группа — объективные природно-производственные условия: рельеф местности, каменистость полей, их изрезанность, конфигурация, длина гона, площадь полей, влажность почвы и др. Все они в той или иной степени создают предпосылки уменьшения производительности агрегатов. Устранить отрицательное влияние этих факторов (за исключением, частично, влажности почвы) можно проведением большого объема землеустроительных культуртехнических мероприятий.

Вторая группа — технические факторы: мощность трактора, его тяговый КПД, сопротивление рабочих машин, степень использования конструктивной ширины захвата и теоретической скорости движения машинно-тракторного агрегата.

Третья группа — факторы, обусловленные рациональным агрегатированием трактора: состав агрегата и режимы его работы (скоростной и энергетический).

Четвертая группа — организационно-технические факторы. Эта группа включает большое число показателей, характеризующихся коэффициентом использования времени смены. В условиях производственной эксплуатации данный коэффициент варьируется в широких пределах (от 0,2 до 0,9).

Для высокопроизводительной работы машинно-тракторного агрегата необходимо наиболее полно использовать эффективную мощность трактора, уменьшать потери на буксование, передвижение трактора, в трансмиссии. Это способствует также и значительной экономии топлива.

Мощность, развиваемая трактором в условиях производственной эксплуатации, во многом определяется техническим состоянием двигателя. Из всего многообразия причин мощность в основном зависит от состояния топливной аппаратуры, механизма газораспределения и системы охлаждения.

Наиболее распространенными неисправностями топливной аппаратуры, влияющими на мощность двигателя, являются следующие: плохое распыление топлива, его несвоевременная и недостаточная подача в цилиндры, нарушение продолжительности впрыска. Причины этого обычно заключаются в нарушении герметичности клапана топливного насоса, закоксоваиности и износе отверстий распылителя, нарушении регулировок форсунок, неправильной установке угла опережения подачи топлива, износе механизма привода насоса, плунжерных пар, кулачкового валика насоса, нарушении регулировки толкателя, неисправности подкачивающего насоса, загрязнении топливных фильтров или засоренности топливопроводов. Мощность тракторного двигателя может снижаться также и из-за попадания в топливо воды или воздуха.

Для предотвращения указанных причин необходимо поддерживать требуемые регулировки топливной аппаратуры, номинальный тепловой режим двигателя, применять только рекомендуемые сорта топлива и масел, тщательно очищать топливо, заправлять только маслами группы Г2, которые уменьшают нагаро- и лако-образованне, что улучшает условия работы форсунок.

Из основных регулировок топливной аппаратуры необходимо в первую очередь уделять внимание проверке и установке угла опережения, степени неравномерности подачи топлива, давления впрыска и производительности топливных элементов при достаточной пропускной и фильтрующей способности фильтров.

Несоответствие показателей системы питания двигателей установочным и наличие указанных неисправностей приводят к снижению эффективной мощности и повышению расхода топлива до 40% и более.

Наиболее распространенными неисправностями других систем и механизмов двигателя, снижающими его мощность, являются: нарушение регулировок регулятора, тяги управления рычагом регулятора, привода топливного насоса; неисправность водяного насоса, термостата; засорение воздухоочистителя, радиатора; износ гильз цилиндров, поршневых колец; слабое натяжение ремня привода вентилятора; нарушение герметичности клапанов, а также наличие накипи в системе охлаждения или недостаток воды в ней.

Потери мощности на буксование, передвижение и трансмиссию трактора определяют значение тягового КПД.

Буксование трактора, являясь показателем его сцепных свойств, значительно определяет производительность агрегата. Значение этой величины у колесных тракторов в условиях производственной эксплуатации достигает 30—40% и более, следовательно, почти на столько же снижается рабочая скорость агрегатов и производительность.

Снизить буксование трактора можно увеличением его сцепной массы, блокировкой ведущих колес, увеличением и улучшением опорной поверхности движителя.

Увеличивают сцепную массу балластированием, использованием гидроувеличителя сцепного веса, асимметричной расстановкой колес.

Блокировку ведущих колес целесообразно использовать на сельскохозяйственных и транспортных работах при прямолинейном движении трактора. Ыа транспорте ее применяют кратковременно для преодоления труднопроходимых участков на скорости до 10 км/ч.

Увеличение опорной поверхности движителей проводят в основном за счет полугусеничного хода, снижения давления воздуха в шинах, сдваивания колес, применения широкопрофильных шин. Полугусеничный ход применяют на рыхлых, переувлажненных почвах и на бездорожье. Он позволяет использовать тракторы МТЗ в условиях полной потери проходимости, а при выполнении полевых работ в тяжелых условиях снижает буксование в несколько раз, тем самым повышая производительность машинно-тракторного агрегата па 10—30% и более.

Сдваивание колес, несмотря на определенные недостатки этого способа, также позволяет уменьшить их буксование, расход топлива, повысить проходимость и тяговые свойства трактора.

В производственных условиях на буксование, сопротивление передвижению и долговечность шин большое влияние оказывает правильный выбор давления воздуха в них. Рекомендации по выбору давления в шинах тракторов приведены в таблице 13.

Правильный выбор внутреннего давления в шинах колес не только снижает буксование, но и обеспечивает небольшие значения затрат мощности на передвижение трактора, а также улучшает опорную поверхность.

Потери мощности в трансмиссии тракторов бывают всегда. Уменьшить их значение позволяют правильная регулировка сопряжений, применение только рекомендованных смазок, своевременное и качественное техническое обслуживание, особенно коробки передач.

Из всех качеств и характеристик сельскохозяйственных машин и орудий важнейшее влияние на производительность машинно-тракторного агрегата оказывают их рабочее сопротивление, степень использования конструктивной ширины захвата и, частично, теоретической скорости движения, а также уровень простоев, связанных с техническим и технологическим обслуживанием, организационными причинами.

Тяговое сопротивление сельскохозяйственных машин и орудий при эксплуатации зависит в основном от конструкции рабочих органов, состояния геометрических схем и сопряжений, правильности присоединения машин к трактору.

Многочисленными исследованиями установлено значительное влияние остроты рабочих органов на их тяговое сопротивление.

При толщине лезвий лемехов плугов и культиваторных лап более 0,7—1,0 мм тяговое сопротивление орудий возрастает на 15—20%, резко ухудшается качество работы, что вызывает снижение скорости и производительности агрегатов на последующих операциях.

На рост тягового сопротивления орудий оказывают влияние прогиб рам плугов вдоль рамы, выступы на стыке лемехов с отвалами, выступающие головки болтов, работоспособность дисковых сошников, состояние режущих кромок дисков лущильников, борон.

Повышения производительности скоростных агрегатов, ком-плектуемых с энергонасыщенными тракторами, кроме использования технических резервов, в большой мере достигают за счет правильной организации работы машинно-тракторного агрегата в поле, которая во многом определяется способами движения и поворотов агрегатов.

Вид поворота агрегата должен обеспечивать наименьшие затраты времени на его выполнение, наименьшую ширину поворотной полосы и соответствовать способу движения агрегатов.

Рекомендуемые способы движения и поворотов для различных агрегатов представлены в таблице 26.

Как более мощные и энергонасыщенные, тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 требуют особого внимания к выбору скорости и загрузке двигателя. Оптимизировать эти параметры позволяет всережим-ный регулятор. При выполнении работ, которые не позволяют загрузить дизель на 85—95%, рекомендуется работать на более высокой передаче, а требуемую скорость движения получать снижением частоты вращения коленчатого вала двигателя. При работе с полной загрузкой для преодоления кратковременных препятствий (борозд, гривок и т. п.), на повороте уменьшать скорость также целесообразнее снижением частоты вращения, а не переходом на более низкую передачу. Работая с машинами, имеющими привод от независимого ВОМ, следует помнить, что снижение частоты вращения может привести к забиванию или ухудшению качества работы машины.

Обеспечить высокую производительность машинно-тракторного агрегата позволяет внедрение передовых организационных форм их применения.

Таблица 26 Рекомендуемые способы движения и поворотов агрегатов

содержание .. 12 13 14 15 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности