Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Трактора МТЗ-100, МТЗ-102. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ



Подготовка тракторов к работе заключается в технологической наладке рабочего оборудования, его запуске.

Перед запуском нового трактора необходимо снять аккумуляторы, заполнить их электролитом соответствующей плотности и зарядить.

Состав электролита для различной плотности выбирают по таблице 12.


Таблица 12. Составы электролита для различной плотности

Плотность электролита при темпера­туре 15 °С,

г/см3

Количество кислоты на 1 л воды, л

Температура

замерзания,

°С

Плотность электролита при темпера­туре 15 °С, г/см3

Количество кислоты на 1 л воды, л

Температура

замерзания,

СС

1,23

0,285

-36

1,29

0,412

—70

1,25

0,328

-50

1,30

0,433

-72

1,27

0,368

-58

1,31

0,458

-66

Перед зарядкой батарей их выдерживают для пропитки не менее 20 мин и через 1,5—2 ч замеряют плотность электролита. Если плотность уменьшилась меньше чем на 0,03 г/см3, то батарею можно ставить на трактор без дополнительной зарядки, при большем снижении плотности она требует дополнительной зарядки.

Зарядку аккумуляторов обычно проводят постоянным током, максимальное напряжение которого должно быть не менее 2,7п В (п — число последовательно соединенных аккумуляторов). Аккумуляторы заряжают при температуре электролита не выше 30 °С в холодной и умеренной зонах и не выше 35 °С в теплой зоне. Сила тока для первого заряда должна соответствовать 0,1 С20. Зарядку ведут до начала обильного газовыделения (2,4 В на каждом аккумуляторе), после чего силу тока уменьшают наполовину и

продолжают зарядку в течение 2 ч до напряжения 2,7 В при постоянной плотности электролита. Затем, не отключая батареи от зарядного устройства, проводят корректировку плотности электролита. Для понижения плотности доливают в аккумулятор дистиллированную воду, для повышения доливают электролит плотностью 1,40 г/см3. После этого заряжение продолжают еще 30 мин. После отключения батарей через 30 мин производят замер и корректировку уровня электролита.

При зарядке необходимо следить за тем, чтобы температура электролита не поднималась выше 45 °С в холодной и умеренной зонах и 50 °С в теплой зоне.

Перед пуском нового трактора приводят аккумуляторы в рабочее положение, проверяют уровень и при необходимости доливают масло в картер дизеля, корпусы силовой передачи и переднего моста, бак гидросистемы. Смазывают узлы и механизмы в соответствии с картой смазки. Трактор заправляют топливом, заполняют систему охлаждения и проверяют давление в шинах колес.

После обкатки проводят технологическую наладку трактора для выполнения заданных видов работ. Устанавливают колею колес, давление в шинах, типоразмер шин по данным таблицы 13.

Для работы с навесными машинами, оборудованными замками автосцепки, на тракторы устанавливают автосцепку СА-1, присоединяя ее через наружные пальцы. Внутренние пальцы используют при междурядной обработке высокостебельных культур. Навешивание других машин начинают с установки левой нерегулируемой по высоте тяги навески трактора.

Установку машин в поперечной плоскости осуществляют только правым раскосом.

При работе с культиваторами-растениепитателями, сеялками, прицепными машинами нижние тяги навесного устройства полностью блокируют от поперечных перемещений, которые приводят к нарушению защитных зон.

Фиксацию навесного устройства в транспортном положении осуществляют в поднятом положении навески поворотом рукоятки 44 (см. рис. 19) вправо, а затем после опускания захвата рычаг управления регулятором 50 переводят в конец зоны регулирования.

Присоединяют легкие прицепные машины с помощью прицепного устройства ТСУ-1-Ж, которое устанавливают в проушины задних концов тяг после снятия оттуда удлинителей.

Для агрегатирования тракторов с двухосными прицепами они оборудованы буксирным устройством ТСУ-З-К, которое крепят с помощью двух пальцев к кронштейну центральной тяги. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гндрокрюка ТСУ-2, который крепят четырьмя болтами к днищу заднего моста. При его установке тягой между рычагом управления захватами 41 и самими захватами устанавливают зазор 2—3 мм между захватами и осью крюка.

Таблица 13. Рекомендации по выбору типоразмером шин, давления в них, колеи колес, рабочих и транспортных передач и дополнительных грузов

Длины вертикальных тяг (между крюком и наружными рычагами) регулируют так, чтобы при подъеме крюка в крайнее верхнее положение его ось освобождала захваты.

Для работы с тяжелыми прицепными машинами тракторы оборудуют маятниковым устройством ТСУ-1-М, которое крепят к корпусу заднего моста. Не допускается вертикальная нагрузка на тягу маятникового прицепа свыше 60 кН.

Подготовка к работе с тягово-приводными машинами помимо их присоединения заключается и в правильной установке ВОМ. Скоростной режим независимого привода ВОМ (9 с-1 или 16,6 с-1) устанавливают на левой стороне корпуса силовой передачи.

После установки частоты вращения устанавливают сменный хвостовик, который имеет 8 шлицев для 9 с-1 и 21 для 16,6 с-1.

Для привода машин с помощью ременной передачи трактор оборудуют приводным шкивом, который устанавливают на крышку редуктора ВОМ.

Запуск дизеля осуществляют с помощью стартера, который включается ключом на щитке приборов при выключенной муфте сцепления. Непрогретый двигатель легче запускается после того, как контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-малинового цвета (положение II ключа). При температуре ниже плюс 45°С запуск дизеля осуществляют с помощью подогревателя. Для этого заполняют зимним топливом бачок электрофакельного подогревателя. Если на тракторе установлено приспособление с легковоспламеняющейся жидкостью, то устанавливают аэрозольный баллон. На 2—3 оборота провертывают коленчатый вал ключом, затем выключают побочные потребители мощности (компрессор, насосы гидросистемы и др.) и при комплектовании трактора электрофакельным подогревателем устанавливают ключ включения стартера в положение II. Нагрев спираль подогревателя, выключают муфту сцепления, а ключ переводят в положение запуска III. У трактора, оборудованного пусковым приспособлением с легковоспламеняющейся жидкостью, выключив муфту сцепления, ключ сразу переводят в положение III, одновременно включив кнопочный включатель, расположенный на юбке щитка приборов. При неустойчивой работе дизеля можно продолжить подачу пусковой жидкости. После выхода дизеля на режим устойчивой работы подачу пусковой жидкости прекращают и включают муфту сцепления. Прогрев дизель на холостом ходу, включают компрессор и другие механизмы.

При трогании с места диапазон и первую передачу включают после выключения муфты сцепления, диапазоны II—IV переключают рычагом без выключения муфты (разрыва потока мощности). Схема переключения передач показана на второй сторонке обложки.

У трактора МТЗ-102 принудительный режим включения переднего моста используют только кратковременно и в тяжелых условиях.

При невозможности запустить дизель вышеизложенными способами в виде исключения допускается запускать его буксированием трактора. Для этого насос коробки передач переключают на привод «от ходовой системы», устанавливают IV диапазон 2-й передачи. Буксирование осуществляют на скорости около 10 км/ч. Если колеса буксируемого трактора не вращаются (идут «юзом»), необходимо включить более высокую передачу. После запуска дизеля насос гидросистемы коробки передач переключают на привод «от двигателя», так как эксплуатация трактора с приводом «от ходовой системы» приводит к выходу из строя насоса коробки передач.

При работе трактора управление рабочими машинами в основном осуществляют с помощью гидросистемы. При этом управление может быть с помощью распределителя, регулятора гидрокоррекции сцепного веса и системы автоматического регулирования глубины. С помощью распределителя управляют выносными силовыми цилиндрами. Для этого рычаг устанавливают в нейтральное положение, переключатель способов обработки — в среднее положение, а кран гидроаккумуляторов закрывают.

Управление основным силовым гидроцилиндром при работе в режиме гидроувеличителя сцепного веса осуществляют регулятором. Рычаги управления гидрораспределителя при этом должны находиться в нейтральном положении. Для управления основным гидроцилиндром предназначен рычаг. Переключатель способов обработки при этом должен находиться в среднем положении. Чтобы включить режим гидрокоррекции, заднее навесное устройство поднимают в крайнее верхнее положение, переключатель способов обработки блокируют с тягой гидроаккумулятора и открывают его кран. Управление и в этом случае осуществляют рычагом 50. Для настройки гидрокоррекции в начале гона передвигают упор 52 в крайнее переднее положение, рычаг 50 перемещают вперед до упора (не перемещая его в принудительное положение). Такое положение соответствует «плавающему» положению п опускание машины происходит за счет собственного веса. После заглубления орудия рычаг перемещают в крайнее заднее положение, которое обеспечивает максимальную догрузку задних колес. Если при такой настройке опорные колеса машин отрываются от почвы, то догрузку уменьшают перемещением рычага 50 вперед (см. рис. 19).

Подъем орудия в конце гона осуществляют перемещением рычага регулятора в положение «Подъем» до завершения операции. Для заглубления машины рычаг двигают вперед за ограничитель, затем его возвращают назад для получения подпора и устанавливают на ограничитель.

Система автоматического регулирования позволяет выбирать силовое, позиционное, или смешанное регулирование. Выбор конкретного способа зависит от состояния почвы, конструктивных особенностей машины, выполняемой технологической операции. На вспашке наибольшую производительность обеспечивает сило-вой способ, более равномерную глубину обработки на почвах переменной плотности — смешанный, а для машин, работающих над поверхностью почвы, наиболее эффективен позиционный способ.

Для включения конкретного способа регулирования рычаги управления золотниками распределителя устанавливают в нейтральное положение, кран гидроаккумулятора закрывают, а маховичок скорости коррекции поворачивают до упора против часовой стрелки. Включение способа регулирования проводят в крайнем верхнем положении навески и среднем положении рукоятки переключателя режимов работы регулятора рукояткой переключателя способов регулирования. Управление положением орудия осуществляют рычагом 50. При его перемещении вперед обеспечивается увеличение глубины обработки, назад — уменьшение.

При силовом способе регулирования требуемую глубину обработки почвы обеспечивают с помощью перестановки центральной тяги навески: на легких почвах — в верхнее отверстие серьги, на тяжелых — в среднее.

При подготовке трактора к работе с плугом ПЛН-3-35 используют автосцепку СА-1. В этом случае изменяют ширину захвата перестановкой замка автосцепки относительно рамы плуга на следующую пару отверстий. Плуг ПГП-3-40А присоединяют без автосцепки. Его цапфы устанавливают на верхнее и среднее отверстия. Повышают дорожный просвет уменьшением длины раскосов. Уменьшают ширину захвата плуга перестановкой левой цапфы с переднего положения в заднее, а увеличивают перестановкой правой цапфы в заднее положение.

Для работы с тяжелыми навесными и полунавесными машинами во избежание чрезмерной нагрузки переднего моста, в соответствии с рекомендациями таблицы 13, на передний брус устанавливают дополнительные грузы. Чтобы избежать повреждения кабины при работе с картофелесажалками СН-4Б опрыскивателем ОН-400 длину раскосов навесного устройства устанавливают не менее 490 мм, а верхнюю тягу крепят в верхнее отверстие.

Увеличить грузоподъемность навески позволяет присоединение раскосов к дальним отверстиям нижних тяг. Для повышения тягово-сцепных качеств тракторов при работе с навесными машинами целесообразно использовать систему автоматического регулирования в режиме высотного регулирования гидроувеличителя сцепного веса. При транспортировке машин КРН-8,4, КРШ-8,1 необходимо использовать прикладываемые к ним приспособления — тележку УДТ-2, транспортное дышло.

Полунавесные машины КСМ-4, ККУ-2А, УКВ-2 и другие присоединяют к тракторам с помощью специальной поперечины, которую устанавливают на продольные тяги навески без снятия задних концов. В транспортном положении расстояние между поперечиной п карданным валом должно быть более 70 мм.

Для навешивания машин на лонжероны трактора снимают ресивер трактора, который в случае необходимости устанавливают на кронштейны рабочей машины.

Устанавливают копновозы КУН-10 и ПКУ-0,8 на тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 так же, как и на МТЗ-80 и МТЗ-82, только между кронштейнами копновоза и кронштейнами на рукавах задних полуосей крепят удлиненные на 120 мм разгрузочные тяги. При этом левую разгрузочную тягу крепят к внутренней проушине на левой панели копновоза. При работе с копновозами при необходимости для повышения устойчивости агрегата используют наполненный балластом ковш, который навешивают на заднюю навеску.

Навесные и полунавесные машины с приводом от ВОМ необходимо блокировать от поперечных перемещений. Этого достигают полным натяжением блокировочных цепей навесного устройства в поднятом положении машин.

При подготовке тракторов к работе с машинами, имеющими привод от ВОМ, установку карданов необходимо производить таким образом, чтобы внутренние вилки внутреннего телескопического вала лежали в одной плоскости, при этом минимальное перекрытие телескопической части карданов должно быть не менее 110 мм. Повороты и транспортные переезды выполняют при выключенном ВОМ. Во избежание поломок карданов и навески при длительных переездах карданную передачу рекомендуется отсоединять от трактора.

Включают независимый привод ВОМ рычагом 42 (см. рис. 19) при остановленном дизеле или на минимальной частоте вращения коленчатого вала, а синхронный привод ВОМ — при работающем дизеле после включения передачи при плавном включении муфты сцепления рычагом 41.

При работе с ротационными машинами для обработки почвы ВОМ включают в поднятом состоянии машин. Опускают его при движущемся тракторе плавно с высоты не более 20 см — ФПУ-4,2, 30 см—КГФ-2,8 и КФ-5,4.

ВОМ не включают и с ним нельзя работать при угле излома в любом шарнире более 35°.

Для работы с кормоуборочными машинами, жаткой ЖВС-6 тягово-сцепное устройство ТСУ-1-Ж устанавливают на высоте 400 мм от почвы. ВОМ включают плавно, постепенно повышая частоту вращения. Присоединение дышла комбайна «Херсонец-7» к ТСУ-1-Ж осуществляют со смещением на одно отверстие вправо от середины.

Режим работы гидросистемы ухудшается от повышенного отбора масла для привода таких машин, как кормоуборочные комбайны, прицепы и другие. В этом случае уровень масла проверяют ежедневно и доливают до метки С при опущенных рабочих органах машин. Для работы с машинами, имеющими гидропривод с постоянной циркуляцией масла в магистралях боковых выводов гидросистемы трактора, устанавливают прилагаемые к машинам маслопроводы увеличенного диаметра. Использование маслопроводов меньшего диаметра приводит к перегреву масла и быстрому выходу из строя насоса

При работе с одноосными прицепами на передний брус устанавливают дополнительные грузы. С прицепами, имеющими вместимость кузова 20 и 45 м3, нельзя работать на скоростях свыше 15 км/ч, так как они обладают пониженной устойчивостью. При агрегатировании тракторов с машинами, имеющими гидравлические тормоза, главный тормозной цилиндр снимают с дышла и устанавливают в седло пневматического переходника.

Агрегатирование тракторов с такими машинами, как ФПУ-4,2, КФ-5,4, СН-4Б, КТН-2Б, ККУ-2А и другими, требует ограничение хода задней навески. Ограничение подъема и опускания навесного устройства осуществляют уменьшением хода рычага 50 (см. рис. 19), используя при этом позиционный способ регулирования. Ход рычага ограничивают упором на пульте управления. Чтобы установить требуемую высоту подъема машин, навесное устройство поднимают в верхнее положение рукояткой 5 (позиционный способ регулирования), а рукоятку переключателя вводят в паз на рычаге смесителя. Затем опускают навесное устройство, присоединяют агрегатируемую машину и перемещением рычага управления регулятором устанавливают требуемую высоту опускания или подъема. В этом положении рычаг фиксируют подвижным упором.

В начале гона рычаг управления регулятором переводят в «плавающий» режим работы машины, что соответствует крайнему переднему положению рычага в зоне регулирования. После перевода в конце гона рычага до соприкосновения с упором машина поднимается до заданной высоты.

При работе тракторов с машинами, требующими пониженных рабочих скоростей (рассадопосадочная машина, погрузчик корнеплодов и др.), устанавливают гидроходоуменьшитель, для чего из силовой передачи сливают масло, снимают левую боковую крышку коробки перемены передач и освобождают шестерню включения гидроходоуменьшителя. Для этого выводят стопорное кольцо шестерни из канавки и устанавливают его в другую канавку той же втулки. Затем на левый люк коробки перемены передач устанавливают гидроходоуменьшитель, обеспечив попадание вилки в проточку шестерни включения, и закрепляют его. Устанавливают под головки болтов, проходящих через масляную полость корпуса, медные шайбы, под головки других болтов — пружинные, крепят тягу и стержень управления, пропустив их в соответствующие отверстия пола кабины. В корпус трансмиссии заливают масло до отметки П, после чего добавляют еще 10 л.

Установив гидроходоуменьшитель, в течение часа проводят его обкатку на I передаче заднего хода без нагрузки.

Включение гидроходоуменьшителя в работу производят при закрытом дросселе (стержень заворачивают против часовой стрелки до упора). Для этого, выключив муфту сцепления, тягу перемещают вниз и включают необходимую передачу. Затем включают муфту сцепления и вращением стержня устанавливают нужную скорость движения.

Работая с гидроходоуменьшителем, необходимо помнить, что при его включении направление движения трактора изменяется на противоположное. Его выключение и выключение коробки перемены передач производят при выключенной муфте сцепления и открытом дросселе.

Гидросистема отбора мощности предназначена для передачи энергии от трактора к рабочим машинам (энергоносителем является жидкость). Для включения ее в работу ключом устанавлиют шестигранник на корпусе сумматора в положение, соответствующее заданному потоку. Управление суммарным потоком осуществляется рукояткой 50 (см. рис. 19). Потоком от насоса НШ-10 управляют рукояткой 59, которая в рабочем положении не фиксируется. Использование потока от НШ-10 не зависит от положения суммирующего золотника.

Снижать давление на почву, повышать сцепные качества и проходимость трактора на переувлажненных и торфяных почвах позволяет сдваивание задних колес с помощью специальной проставки. Сдвоенные колеса повышают также грузоподъемность шин при работе с тяжелыми машинами. Однако из-за увеличивающейся ширины трактора не рекомендуется сдваивать колеса на транспортных работах и на дорогах с интенсивным движением.

Значительно повышать сцепные качества тракторов позволяет полугусеничный ход шириной 645 мм.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности