ТРАКТОР БЕЛАРУС 925/925.3 — РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (925-0000010 РЭ) 2008 год

БЕЛАРУС
925/925.3
925-0000010 РЭ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
(Дополнение к Руководству по эксплуатации тракторов
Беларус 923)
Издание второе, переработанное и дополненное
ГСКБ - МТЗ
2008
2
Настоящее Руководство содержит описание отличительных особенностей кон-
струкции, технических данных и правил эксплуатации сельскохозяйственных колес-
ных тракторов БЕЛАРУС-925/925.3 от базовой модели БЕЛАРУС-923.
Тракторы БЕЛАРУС-925/925.3 предназначены для выполнения в растениевод-
стве работ по возделыванию и уборке пропашных культур, зерновых и технических
культур; для выполнения работ в животноводстве и садоводстве; для выполнения
транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; для использования в промышлен-
ности и лесном хозяйстве.
Отличия тракторов БЕЛАРУС-925/925.3 от базовой модели трактора БЕ-
ЛАРУС-923 состоят в глубокой модернизации трансмиссии. Суть отличий в
следующем:
- в корпусе муфты сцепления (МС) установлен переключаемый под нагрузкой трех-
ступенчатый планетарный редуктор, что обеспечивает трактору двадцать одну ско-
рость вперед и шесть скоростей назад;
- в трансмиссии трактора имеется система принудительной смазки и система очист-
ки масла.
Настоящее Руководство используйте в комплексе с Руководством по эксплуа-
тации БЕЛАРУС-923.
Отличительные особенности моделей тракторов указаны в таблице 1.
Таблица 1
Модель дизеля;
Модель
Номинальная
Колесная
Отличительные
трактора
мощность дизеля,
формула
особенности
кВт
БЕЛАРУС-925
Д-245.5 (Д-
4х4
Коробка передач 21х6 с пере-
245.5С*);
ключением
3-х передач без
65,0 (66,0)
разрыва потока мощности в
пределах каждого диапазона.
БЕЛАРУС-925.3
Д-245.5S2;
4х4
Коробка передач 21х6 с пере-
70,0
ключением
3-х передач без
разрыва потока мощности в
пределах каждого диапазона.
Выброс вредных веществ ди-
зелем соответствуют Прави-
лам ЕЭК ООН № 96 (II сту-
пень)
* Для стран, в которых введены нормы выбросов вредных веществ двигателями в
соответствии с требованиями I ступени Правил ЕЭК ООН № 96.
3
1. КОРПУС СЦЕПЛЕНИЯ
подвода потока масла в блокировочную
ГФМ и ГФМ 2-ой и 3-ей передач, а так же
В корпусе сцепления (рис. 1) расположены:
имеет каналы системы смазки для подвода
- трехступенчатый планетарный редук-
потока масла к игольчатым подшипникам
тор с гидроподжимными фрикционны-
сателлитов, к первичному валу КП и для
ми муфтами (ГФМ).
охлаждения фрикционных дисков ГФМ.
На корпусе сцепления расположены:
На корпусе МС установлен распредели-
- распределитель (рис. 2).
тель (4) (рис. 2) с тремя пропорциональ-
- привод насосов гидронавесной систе-
ными клапанами (1), (2) и (3), обеспечи-
мы и гидросистемы трансмиссии (рис.
вающими включение и отключение ГФМ.
3)
При нажатии на кнопку включается толь-
Планетарный редуктор, управляемый
ко один из трех пропорциональных клапа-
ГФМ, предназначен для получения трех
нов. Включение двух пропорциональных
скоростей, переключаемых под нагрузкой
клапанов одновременно невозможно, т.к.
в каждой из 7 передач, включаемых в ко-
при включении одного из трех пропор-
робке передач КП.
циональных клапанов предыдущий от-
Планетарный редуктор с ГФМ состоит из
ключается.
вала (1) (рис. 1), соединенного с диском
ведомым муфты сцепления (МС) и води-
лом (16), на трех осях (13) которого уста-
ВНИМАНИЕ!
новлены игольчатые подшипники (14) и
1) Производить запуск двигателя
три 2-х венцовых сателлита (12), входящих
только с положением рычага короб-
в зацепление с солнечными шестернями
ки передач в положении
«Ней-
(11), (17) и коронной шестерней (18), со-
траль».
единенной с первичным валом КП.
2) После запуска двигателя автома-
Солнечная шестерня (17) (рис. 1), установ-
тически включается один из про-
ленная на валу (15), связана посредством
порциональных клапанов, о чем
муфты (4) с фрикционными дисками (25)
свидетельствует показания индика-
блокировочной ГФМ и фрикционным дис-
тора на приборном щитке.
ком (23) ГФМ 3-ей передачи, расположен-
ной в корпусе (8) и содержащей поршень
(7), фрикционный диск (23), упорный диск
(6) и отжимные пружины (22).
Солнечная шестерня (11) связана с фрик-
ционными дисками (20) ГФМ 2-ой переда-
чи, расположенной в корпусе (8) и содер-
жащей поршень (9), фрикционные диски
(20), упорный диск (10) и отжимные пру-
жины (19).
На валу (1) установлен корпус (2) блоки-
ровочной ГФМ, содержащей поршень (3),
фрикционные диски (25), ведущие диски
(24), упорный диск (5) и отжимные пружи-
ны (26).
Корпус (8), установленный в корпусе МС,
имеет каналы системы управления для
4
5
При включении пропорционального кла-
вращение коронной шестерни (18), изме-
пана (3) (рис.2) (1-ая передача) происхо-
няя частоту вращения первичного вала КП.
дит отключение предыдущего клапана,
При выключении пропорциональных кла-
поток масла из общей системы управле-
панов перекрывается подача потока масла
ния по каналу корпуса (8) (рис. 1) на-
из общей системы управления в рабочие
правляется в рабочую полость поршня (3)
полости поршней (3),(7),(9) (рис. 1) и со-
блокировочной ГФМ, который сжимает
единяют их со сливом. Под действием от-
пакет фрикционных дисков (25), в ре-
жимных пружин (19),(22),(26) поршни воз-
зультате чего вал (1) и солнечная шестер-
вращаются в первоначальное положение,
ня (17) блокируются, и начинают вра-
размыкая
фрикционные
диски
щаться как одно целое. Вместе с ними,
(20),(23),(25). В результате разблокируют-
как одно целое, вращаются водило (16) с
ся звенья планетарного редуктора, нахо-
сателлитами
(12), солнечная шестерня
дившиеся в заблокированном положении.
(11) и коронная шестерня (18). Таким об-
разом частота вращения дизеля передает-
ся на первичный вал КП без изменений.
При включении пропорционального кла-
пана (2) (рис.2) (2-ой передачи) происхо-
дит отключение предыдущего клапана,
поток масла из общей системы управле-
ния по каналу корпуса (8) (рис. 1) на-
правляется в рабочую полость поршня (9)
ГФМ 2-ой передачи, который прижимает
фрикционные диски (20) к упорному дис-
ку (10), в результате чего солнечная шес-
терня
(11), заблокированная на корпус
(8), останавливается, а вращаемые води-
Рис.2 Распределитель:
лом (16)
2-х венцовые сателлиты
(12),
1, 2, 3-пропорциональные клапаны,
обегая вокруг солнечной шестерни (11),
4-гидрораспределитель.
ускоряют вращение коронной шестерни
(18), изменяя частоту вращения первич-
ного вала КП.
Масляные насосы (см. рис.3) гидронавес-
При включении пропорционального кла-
ной системы (3) и гидросистемы трансмис-
пана (1) (рис.2) (3-ей передачи) происхо-
сии (1) - шестеренчатые, правого и левого
дит отключение предыдущего клапана,
вращения соответственно. Привод насоса
поток масла из общей системы управле-
гидронавесной системы
- отключаемый,
ния по каналу корпуса (8) (рис.1) направ-
независимый от муфты сцепления. Привод
ляется в рабочую полость поршня
(7)
насоса гидросистемы трансмиссии - по-
ГФМ 3-ей передачи, который прижимает
стоянного действия, независимый от муф-
фрикционный диск (23) к упорному
ты сцепления.
диску (6), в результате чего заблокиро-
Привод насоса гидронавесной системы со-
ваные на корпус (8) муфта (4), вал (15)
стоит из корпуса (4) (рис. 3), шестерни (6),
и солнечная шестерня (17) останавлива-
установленной на шлицах вала (5), вра-
ются, а вращаемые водилом (16) двух-
щающегося в
2-х шарикоподшипниках
венцовые сателлиты (12), обегая вокруг
Шарики (7) (3 шт.), помещенные в отвер-
солнечной шестерни
(17), ускоряют
стия вала (5), замыкают или размыкают
6
вал со шлицевой втулкой (10) посредством
через вал (5) и шлицевую втулку (10) пе-
муфты (8), управляемой вилкой(9) через
редается на вал насоса гидронавесной сис-
четырехгранник оси (2).
темы (3).
Шестерня (6) находится в постоянном за-
Шариковая муфта (5, 7, 8, 10) позволяет
цеплении с шестерней привода ВОМ. В
включать и отключать насос гидронавес-
выключенном положении муфта (8) сдви-
ной системы при работающем дизеле на
нута в крайнее правое положение, шарики
минимальных оборотах холостого хода.
(7) под действием центробежных сил вы-
Чтобы включить/выключить насос гаеч-
ходят из зацепления с втулкой
(10). Во
ным ключом поверните за четырехгранник
включенном состоянии (муфта (8) сдвину-
ось переключения (2) по/против часовой
та в крайнее левое положение) шарики (7)
стрелки до упора.
конусом муфты
(8) заводятся в лунки
Привод насоса гидросистемы трансмиссии
втулки (10) и вращение от шестерни (6)
состоит из шестерни (6) и вала (5), кото-
рый через шлицевое соединение приводит
во вращение вал насоса (1).
Рис. 3 Привод насосов:
1 - масляный насос трансмиссии; 2 - ось отключения насоса гидронавесной системы;
3 - насос гидронавесной системы; 4 - корпус; 5 - вал; 6 - шестерня; 7 - шарики;
8 - муфта; 9 - вилка переключения; 10 - втулка.
7
2. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробка передач (КП) обеспечивает пере-
ведомая шестерня 1-ого диапазона), ведо-
ключение с помощью синхронизаторов че-
мая шестерня 23 2-ого диапазона.
тырех диапазонов движения вперед и одно-
На валу 15 1-ого диапазона и диапазона
го диапазона движения назад на первой
заднего хода установлены неподвижно
(второй) ступени редуктора.
синхронизатор 21 1-ого диапазона и диа-
Переключение ступеней редуктора осуще-
пазона заднего хода, ведущая шестерня 14
ствляется подвижной шестерней.
и ведомая шестерня
17 привода ходо-
КП состоит из первичного вала 25 (рис. 4),
уменьшителя (ГХУ или МХУ) и свободно
вторичного вала 9, промежуточного вала
вращающиеся ведущая шестерня 20 1-ого
22, вала 1-ого диапазона и заднего хода 15,
диапазона и ведущая шестерня 19 диапа-
встроенного в корпус КП привода передне-
зона заднего хода.
го ведущего моста (ПВМ) 18 и механизма
Ведомая шестерня 16 привода 18 ПВМ на-
переключения диапазонов 2 (рис. 5).
ходиться в постоянном зацеплении с веду-
На первичном валу 25 (рис. 4) установлены
щей шестерней 13 2-ой ступени редуктора.
свободно вращающиеся ведущая шестерня
Механизм переключения диапазонов со-
1 3-его диапазона и двухвенцовая ведущая
стоит из рычага переключения 1-ой и 2-ой
шестерня 4 2-ого диапазона (она же ведо-
ступени редуктора КП 20 (рис. 7), рычага
мая шестерня диапазона заднего хода), а
переключения диапазонов 3, крышки ме-
также соединенные с ним неподвижно
ханизма переключения диапазонов 2 (рис.
шестерня 5, синхронизатор 2 2-ого и 3-его
5), корпуса вилок 3, валика 25 с вилкой 26,
диапазонов и синхронизатор 6 4-ого диапа-
входящей в паз ведущей шестерни 12 (рис.
зона.
4)
1-ой ступени редуктора, и валика 20
Вторичный вал 9 выполнен за одно целое с
(рис. 5) с вилкой 19, входящей в паз под-
ведомой шестерней 7 1-ой ступени редук-
вижной каретки синхронизатора 21 (рис. 4)
тора, а так же на нем установлены непод-
1-ого диапазона и заднего хода.
вижно ведомая шестерня 8 2-ой ступени
Крышка 2 (рис. 5) состоит из сферических
редуктора (она же ведущая шестерня син-
опор 10, подпружиненных вилок 8 рычага
хронного привода заднего вала отбора
переключения 1-ой и 2-ой ступеней редук-
мощности (ВОМ)) и ведущая шестерня 10
тора и 9 рычага переключения диапазонов,
главной пары (ГП) заднего моста (малая
рычага 7, соединенного трубчатым валом 6
коническая шестерня).
с рычагом 5 и вилки 11, соединенной под-
На промежуточном валу 22 установлены
пружиненным валом 4 с рычагом 24.
свободно вращающаяся ведущая шестерня
Корпус вилок 3 состоит из подпружинен-
13 2-ой ступени редуктора (она же ведомая
ных шариков 12 для фиксации поводков
шестерня синхронного привода заднего
13-16 в нейтральном и включенных поло-
ВОМ) и промежуточная двухвенцовая шес-
жениях, шариков 22 с толкателем 23 бло-
терня 11, скользящая по шлицам вала ве-
кировки включения диапазонов и ступеней
дущая шестерня 12 1-ой ступени редуктора
редуктора, поводка
16 с поводком
21
и соединенные неподвижно с валом ведо-
включения первого диапазона и диапазона
мая шестерня 24 3-его диапазона (она же
заднего хода.
8
Рис.4 Коробка передач:
1 - ведущая шестерня 3-его диапазона; 2 - синхронизатор 2-ого и 3-его диапазонов; 3 - вилка;
4 - ведущая шестерня 2-ого диапазона (ведомая шестерня диапазона заднего хода); 5 - шестерня;
6 - синхронизатор 4-ого диапазона; 7 - ведомая шестерня 1-ой ступени редуктора; 8 - ведомая шес-
терня 2-ой ступени редуктора; 9 - вторичный вал; 10 - ведущая шестерня ГП (малая коническая
шестерня); 11 - промежуточная двухвенцовая шестерня; 12 - ведущая шестерня 1-ой ступени редук-
тора; 13 - ведущая шестерня 2-ой ступени редуктора (ведомая шестерня синхронного привода зад-
него ВОМ); 14 - ведущая шестерня привода ХУ (ГХУ или МХУ); 15 - вал 1-ого диапазона и заднего
хода; 16 - ведомая шестерня привода ПВМ; 17 - ведомая шестерня привода ХУ (ГХУ или МХУ);
18 - привод ПВМ; 19 - ведущая шестерня диапазона заднего хода; 20 - ведущая шестерня 1-ого
диапазона; 21 - синхронизатор 1-ого диапазона и диапазона заднего хода; 22 - промежуточный вал;
23 - ведомая шестерня 2-ого диапазона; 24 - ведомая шестерня 3-его диапазона (ведомая шестерня
1-ого диапазона); 25 - первичный вал.
9
Рис.5 Коробка передач:
1 - пружина; 2 - крышка механизма переключения диапазонов; 3 - корпус вилок; 4 - под-
пружиненный вал;
5 - рычаг; 6 - трубчатый вал; 7 - рычаг; 8 - подпружиненная вилка ры-
чага переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора; 9 - подпружиненная вилка рычага пере-
ключения диапазонов; 10 - сферические опоры; 11 - вилка; 12 - подпружиненные шарики
фиксации поводков;
13, 14, 15, 16 - поводки корпуса вилок;
17 - вилка;
18 - поводок;
19 - вилка; 20 - валик;
21 - поводок;
22 - шарики блокировки включения диапазонов и
ступеней редуктора; 23 - толкатель; 2 4 - рычаг; 25 - валик; 26 - вилка.
10
Переключение диапазонов и ступеней ре-
В положениях «Включена 1-ая ступень
дуктора осуществляется согласно схеме
редуктора» или «Включена 2-ая ступень
(рис. 6).
редуктора» поводок 13 (рис. 5) фиксиру-
Для включения 1-ой ступени редуктора
ется подпружиненным шариком 12. При
рычаг переключения ступеней редуктора
перемещении поводка
13 в положение
20 (рис. 7) перемещают вперед. При этом
«Включена 1-ая ступень редуктора» бло-
вилка 8 (рис. 5) воздействуют на рычаг 7,
кировочные шарики 22 закатываются в
поворачивающий трубчатый вал 6 и свя-
лыску поводка 14 включения 4-ого диа-
занный с ним рычаг 5. Рычаг 5 перемещает
пазона, блокируя возможность включения
вперед поводок 13 с поводком 18, валик 25
4-ого диапазона на 1-ой ступени редукто-
с вилкой 26. Вилка 26 перемещает веду-
ра.
щую шестерню 12 (рис. 4) по шлицам
Рычаг переключения диапазонов
3
промежуточного вала 22 и вводит её в за-
(рис.
7) при выключенных диапазонах
цепление с ведомой шестерней 7 1-ой сту-
всегда находится в нейтральном положе-
пени редуктора.
нии, которое обеспечивается подпружи-
В этом случае вращение от промежуточно-
ненным валом 4 (рис. 5).
го вала 22 на вторичный вал 9 передается с
Для включения 1-ого диапазона или диа-
замедлением, большим чем при включе-
пазона заднего хода необходимо рычаг
нии 2-ой ступени редуктора.
переключения диапазонов из положения
Для включения 2-ой ступени редуктора
«Нейтраль» переместить в крайнее правое
рычаг переключения ступеней редуктора
положение и, удерживая его там, пере-
перемещают назад. Тогда поводок 13 (рис.
местить вперед в положение «Включен 1-
5) из положения «Включена 1-ая ступень
ый диапазон» или назад в положение
редуктора» переместится в положение
«Включен диапазон заднего хода».
«Включена 2-ая ступень редуктора», а ве-
В этом случае вилка 11 (рис. 5), сжимая
дущая шестерня 12 (рис. 4), перемещаясь
пружину 1, перемещает вал 4 с рычагом
по шлицам промежуточного вала 22, вхо-
24 в крайнее левое положение. Рычаг 24
дит в зацепление с ведущей шестерней 13
входит в паз поводка 16 и при движении
2-ой ступени редуктора, находящейся в
вперед перемещает поводок 16 с повод-
постоянном зацеплении с ведомой шес-
ком 21 из положения «Нейтраль» в поло-
терней 8 2-ой ступени редуктора.
жение «Включен 1-ый диапазон», а при
В этом случае вращение от промежуточно-
движении назад - в положение «Включен
го вала 22 на вторичный вал 9 передается
диапазон заднего хода».
с замедлением меньшим, чем при включе-
При движении вперед, поводок 21, воз-
нии 1-ой ступени редуктора.
действуя на валик 20 с вилкой 19, пере-
мещает подвижную каретку синхрониза-
тора 21 (рис. 4) из положения «Нейтраль»
Внимание! В редукторе КП отсутст-
в положение «Включен 1-ый диапазон»,
вует нейтральное положение ведущей
которая замыкает вал 15 с ведущей шес-
шестерни 13 (рис. 4) 1-ой ступени ре-
терней 20 1-ого диапазона, и вращение от
дуктора, поэтому в редукторе всегда
первичного вала 25 передается на проме-
включена или 1-ая или 2-ая ступень
жуточный вал 22 через шестерни 5, 11, 14,
редуктора.
20 и 24.
11
12
При движении назад поводок 21 (рис. 5)
ведущей шестерней 1
3-его диапазона, и
через валик 20 с вилкой 19 перемещает из
вращение от первичного вала 25 на про-
положения
«Нейтраль» в положение
межуточный вал
22 передается через
«Включен диапазон заднего хода» под-
шестерни 1 и 24.
вижную каретку синхронизатора 21 (рис.
Поводок 15 (рис. 5) имеет три фиксиро-
4), которая замыкает вал
15 с ведущей
ванных положения: «Нейтраль», «Вклю-
шестерней 19 диапазона заднего хода, и
чен 2-ой диапазон» и «Включен 3-ий диа-
вращение от первичного вала 25 на про-
пазон», обеспеченных подпружиненным
межуточный вал 22 передается через шес-
шариком 12. Если поводок 15 находится в
терни 5, 11, 14, 19, 24 и 23.
одном из включенных положений, то бло-
Поводок 16 (рис. 5) имеет три фиксиро-
кировочные шарики 22 фиксируют пере-
ванных положения «Нейтраль», «Включен
мещение поводка 16 1-ого диапазона и
1-ый диапазон» и «Включен диапазон зад-
заднего хода и фиксируют перемещение
него хода», обеспеченных подпружинен-
поводка 14 4-ого диапазона.
ным шариком 12. Если поводок 16 нахо-
Для включения 4-ого диапазона рычаг пе-
дится в одном из включенных положений,
реключения диапазонов
3 (рис. 7) необ-
то блокировочные шарики 22 фиксируют
ходимо из положения
«Нейтраль» пере-
перемещение поводка
15
2-ого и
3-его
местить в крайнее левое положение и,
диапазона, а через толкатель 23 и блоки-
удерживая его там, переместить назад в
ровочные шарики 22 фиксируется пере-
положение
«Включен
4-ый диапазон».
мещение поводка 4-ого диапазона 14.
Вилка 17 (рис. 5) перемещает назад из по-
Для включения 2-ого и 3-его диапазонов
ложения
«Нейтраль» в положение
рычаг диапазонов 3 (рис. 7) перемещают
«Включен
4-ый диапазон» подвижную
из положения «Нейтраль» назад в положе-
каретку синхронизатора 6 (рис. 4), кото-
ние «Включен 2-ой диапазон» или вперед
рая замыкает первичный вал 25 и вторич-
в положение «Включен 3-ий диапазон».
ный вал 9 напрямую, и вращение от пер-
При включении 2-ого диапазона вилка 11
вичного вала 25 на вторичный вал 9 пере-
(рис. 5) через вал 4 с рычагом 24 переме-
дается без изменения.
щает из положения «Нейтраль» поводок 15
Поводок 14 (рис. 5) имеет два фиксиро-
с вилкой 3 (рис.
4) назад в положение
ванных положения «Нейтраль» и «Вклю-
«Включен 2-ой диапазон». Вилка 3 пере-
чен 4-ый диапазон», обеспеченных под-
мещает из положения «Нейтраль» в поло-
пружиненным шариком 12. Если поводок
жение «Включен 2-ой диапазон» подвиж-
14 находится во включенном положении,
ную каретку синхронизатора
2, которая
то блокировочные шарики 22 фиксируют
замыкает первичный вал
25 с ведущей
перемещение поводка 15 2-ого и 3-его
шестерней 4
2-ого диапазона, и вращение
диапазонов, а через толкатель 23 и блоки-
от первичного вала 25 на промежуточный
ровочные шарики 22 фиксируется пере-
вал 22 передается через шестерни 4 и 23.
мещение поводка 16 1-ого диапазона и
При включении 3-его диапазона вилка 11
заднего хода.
(рис. 5) через вал
4 с рычагом 24 пере-
мещает вперед из положения «Нейтраль»
Внимание! Включение 4-ого диапа-
в положение
«Включен 3-ий диапазон»
зона передачи возможно только при
поводок 15 с вилкой 3 (рис. 4). Вилка 3
включении 2-ой ступени редуктора.
перемещает из положения
«Нейтраль»
подвижную каретку синхронизатора 2,
которая замыкает первичный вал 25 с
13
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ
На табло (1) также индицируется режим
ПЕРЕДАЧ ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО РЕ-
работы: Л - легкий, С - средний, Т - тя-
ДУКТОРА
желый, который устанавливается мето-
дом кольцевого перебора нажатием на
Управление переключением передач трех-
кнопку, расположенную с обратной сто-
ступенчатого редуктора с гидроподжим-
роны табло. Режим работы устанавлива-
ными фрикционными муфтами осуществ-
ется водителем в зависимости от выпол-
ляется электронно-гидравлической систе-
няемой по энергоемкости работы.
мой управления.
При нормальной работе системы символ
Электрическая часть системы управления
включенной передачи высвечивается на
переключением передач редуктора (рис.7)
табло желтым цветом. Если электриче-
состоит из установленных в кабине элек-
ская цепь электромагнита какой-либо пе-
тронного блока (4), расположенного справа
редачи оборвана
(обрыв проводов или
от водителя под панелью, рычага (2) пере-
обмотки электромагнита, плохой контакт
ключения диапазонов с рукояткой и распо-
в разъемах), то его символ на табло све-
ложенными на ней кнопками переключения
тится желтым мигающим цветом. При
передач, табло (1) индикации включенной
коротком замыкании в цепи электромаг-
передачи, расположенного справа от щитка
нита символ соответствующей передачи
приборов, жгута (3), соединяющего между
высвечивается красным мигающим цве-
собой элементы системы в кабине и по-
том. В этом случае срабатывает защита -
дающего питание в систему с блока (10)
снимается электрический сигнал с элек-
предохранителей (рис.10). Пропорциональ-
тромагнита и движение на данной пере-
ные клапаны с электромагнитным управле-
даче невозможно. При несрабатывании
нием (9), (10), (11) (рис.7) (соответственно,
соответствующего дискретного датчика
включения передач H, M, L) расположены
(5), (6) или (7) давления после включения
на плите на трансмиссии под кабиной. На-
электромагнита электрогидрораспредели-
против пропорциональных клапанов с
теля (9), (10) или (11), символ передачи
электромагнитным управлением (9),
(10),
на табло высвечивается зеленым мигаю-
(11) (на выходе) на плите установлены дат-
щим цветом. Такая индикация присутст-
чики (5), (6), (7) давления. Жгутом (8) про-
вует при неработающем дизеле, когда в
порциональные клапаны с электромагнит-
гидросистеме нет давления. При рабо-
ным управлением (9), (10), (11), датчики
тающем дизеле отсутствие подтвер-
(5), (6), (7) давления, расположенные на
ждающего сигнала с датчика (5), (6) или
трансмиссии, соединены со жгутом
(3)
(7) давления при наличии электрического
по кабине. Переключение передач редук-
сигнала на электромагните соответст-
тора осуществляется кнопками на руко-
вующего пропорционального клапана
ятке рычага (2). Последовательное нажа-
может быть связано с обрывом в цепи
тие на кнопку с символом
«заяц» («+»)
датчика, неисправностью датчика или за-
обеспечивает последовательное переклю-
висанием золотника пропорционального
чение передач редуктора в сторону их
клапана в закрытом положении. При за-
увеличения, а на кнопку с символом
висании золотника движение на данной
«черепаха» («-») - в сторону уменьшения.
передаче невозможно. Если трактор
Символ включенной передачи (L - низшая
движется под нагрузкой, то необходи-
(первая), M - средняя (вторая), H - высшая
мо проверить исправность цепи к соот-
(третья) индицируется на табло
(1).
ветствующему датчику и сам датчик.
14
15
Если при переключении передач система об-
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИ-
наруживает давление в гидролинии выклю-
РОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА
(БД)
чаемой передачи
(завис золотник пропор-
ЗАДНЕГО МОСТА
ционального клапана с электромагнитным
Управление БД заднего моста осуществля-
управлением в открытом положении), то на
ется электрогидравлической системой.
табло загорается зеленым мигающим цветом
Электрическая часть системы управления
знак «!» и включается зуммер, который на-
БД заднего моста входит в объединенную
ходится с обратной стороны пульта управле-
систему управления БД, ПВМ (передним
ния (9) (рис. 10). При этом обесточиваются
ведущим мостом) и ВОМ (валом отбора
все электромагниты. Дальнейшее движение
мощности). Она состоит из установленных
трактора возможно только на
«зависшей»
в кабине справа от водителя на пульте
передаче.
управления (9) (рис. 10) клавишного пере-
При повышении напряжения в бортовой сети
ключателя (4), контрольной лампы (5), и
свыше 18.5 В на табло высвечивается ми-
реле, расположенных внутри пульта. Дан-
гающим красным цветом буква «U» и систе-
ма отключается.
ные органы управления соединены жгутом
Предусмотрено уменьшение яркости инди-
(14) по кабине объединенной системы
кации табло при включении габаритов.
управления БД, ПВМ и ВОМ, который со-
После подачи напряжения в систему при
единен со жгутом по трансмиссии (11).
пуске дизеля включается пропорциональный
Жгут (11) подсоединен к электрогидрорас-
клапан с электромагнитным управлением той
пределителю (17) включения БД, дискрет-
передачи, которая была включена перед
ному датчику давления (19), датчику (22)
глушением дизеля.
угла поворота направляющих колес, рас-
Электрическая схема соединений системы
положенному в левом редукторе ПВМ.
управления трехступенчатым редуктором
Объединенная система запитана от борто-
приведена на рис. 8.
вой электросети через щиток предохрани-
Гидравлическая часть системы управле-
телей (10). Напряжение питания системы в
ния представлена на рис. 9. При включении
щиток предохранителей поступает после
насоса Н1 масло через фильтр грубой очи-
запуска двигателя через 9-клеммную ко-
стки А2 и фильтр тонкой очистки А3 по-
лодку.
ступает на распределители А4 и А6. Рас-
Переключатель (4) имеет три положения:
пределитель А4 предназначен для управле-
• Блокировка автоматическая
ния узлом передач А5, состоящим из муфт
(верхнее фиксированное);
включения передач МФ1…МФ3, а также
• Блокировка принудительная
для смазки приводного вала муфты сцепле-
(нижнее нефиксированное);
ния, первичного вала коробки передач, вала
• Блокировка отключена (среднее фикси-
пониженных передач и ПВМ. Управление
рованное).
узлом передач А5 осуществляется пропор-
В положении переключателя (4) «Автома-
циональными клапанами Р1…Р3 золотни-
тическое управление БД» происходит
кового типа с управлением от электромаг-
включение электрогидрораспределителя
нитов, а смазка обеспечивается клапанами
(17), который направляет поток масла в
КД1 и КД2, настроенными на давление 1,0
муфту БД и блокирует дифференциал. Раз-
МПа и 0,2 МПа соответственно. Распреде-
блокирование происходит автоматически
литель А6 представляет собой три распре-
при повороте направляющих колес на угол
делителя Р4…Р6, каждый из которых
свыше 13º (срабатывании датчика 22), или
управляет определенным узлом. Датчики
при нажатии на обе либо любую из педа-
Д1…Д7 сигнализируют о включении соот-
лей тормозов.
ветствующего узла.
16
17
Рис. 9 Схема гидравлическая трансмиссии:
Б1 - картер трансмиссии; А1 - привод насоса; Н1 - насос шестеренчатый; Ф1 - маслоприемник;
А2 - фильтр грубой очистки; КП1, КП2 - клапан предохранительный; Ф2 - фильтроэлемент;
А3 - фильтр тонкой очистки; ИЗ1 - индикатор загрязненности; Ф3 - элемент фильтрующий;
А4 - распределитель; Д1…Д7 - датчики давления; КД1 - клапан гидросистемы; КД2 - клапан
смазки; Р1…Р3
- клапан пропорциональный золотникового типа; А5
- узел передач;
МФ1…МФ3 - муфта включения передач КП; А6 - плита гидропривода; Р4…Р6 - распределитель.
18
В положении переключателя (4) «Блоки-
В положении переключателя (2) «ПВМ
ровка отключена» на электромагнит
выключен» к электрогидрораспределите-
электрогидрораспределителя (17) не по-
лю (16) не подается питание, муфта при-
дается напряжение, муфта БД соединена
вода ПВМ сообщена со сливом и привод
со сливом, дифференциал разблокиро-
ПВМ выключен.
ван.
В положении переключателя (2) «Авто-
При необходимости кратковременного
матическое управление ПВМ» привод
блокирования задних колес, в том числе
ПВМ автоматически
включает-
и при повороте, необходимо нажать и
ся/выключается при движении с помо-
удерживать переключатель (4) в положе-
щью датчика
(21), подающего сигнал
нии «Блокировка принудительная». Бло-
включения/выключения в зависимости от
кировка сохраняется на время удержания
буксования к электромагниту электрогид-
переключателя в указанном положении, а
рораспределителя
(16), направляющего
при отпускании переключателя происхо-
поток масла под давлением к муфте при-
дит его возврат в положение «Блокиров-
вода ПВМ. При установке переключателя
ка отключена».
(2) в положение «ПВМ включен принуди-
Загорание сигнализатора
(лампы)
(5)
тельно» привод ПВМ включен принуди-
включения БД происходит при срабаты-
тельно независимо от буксования.
вании дискретного датчика (19) давле-
Автоматическое включение привода
ния, который при наличии давления в
ПВМ, независимо от положения пере-
напорной магистрали 0,6…0,8 МПа за-
ключателя (2), происходит при нажатии
мыкает его электрическую цепь.
на сблокированные педали тормозов
(срабатывании одновременно датчиков
ВНИМАНИЕ!
левого и правого тормозов).
При включенной блокировке диф-
Загорание сигнализатора
(лампы)
(3)
ференциала скорость движения
включения ПВМ происходит при сраба-
трактора не должна превышать 12
тывании дискретного датчика (18) давле-
км/ч.
ния, который при наличии давления в
Запрещена работа трактора на
напорной магистрали 0,6…0,8 МПа за-
транспорте на дорогах с твердым
мыкает его электрическую цепь.
покрытием с постоянно включенной
блокировкой дифференциала.
ВНИМАНИЕ!
При нажатии на сблокирован-
5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИ-
ные педали тормозов включается
ВОДОМ ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО
привод ПВМ независимо от поло-
жения переключателя 2.
МОСТА (ПВМ)
При работе на дорогах с твер-
Управление приводом ПВМ осуществля-
дым покрытием ВЫКЛЮЧАЙТЕ
ется электрогидравлической системой.
ПВМ (среднее положение клавиши
Клавишный переключатель (2) управле-
переключателя 2) во избежание по-
ния приводом ПВМ (рис. 10) имеет три
вышенного износа шин передних
положения:
колес и деталей привода.
«Автоматическое управление
При работе трактора в режиме
ПВМ» (верхнее фиксированное);
реверса пользуйтесь только прину-
«ПВМ включен принудительно»
дительным включением ПВМ. ЗА-
(нижнее фиксированное);
ПРЕЩАЕТСЯ
принудительное
включение ПВМ при скорости дви-
«ПВМ выключен» (среднее фик-
жения трактора свыше 15 км/ч.
сированное).
19
6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМ
ВАЛОМ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВОМ)
Управление ВОМ осуществляется элек-
При останове двигателя задний ВОМ ав-
трогидравлической системой (рис 10).
томатически отключается. Поэтому после
Клавишный переключатель (6) управле-
следующего запуска двигателя для вклю-
ния ВОМ (рис. 10) имеет два положения:
чения привода заднего ВОМ необходимо
• включение привода заднего ВОМ
нажать на кнопочный выключатель
(8)
(нажать на гладкую часть переклю-
(повторить операции по пуску ВОМ).
чателя);
• задний ВОМ отключен (нажать на
Объединённая электрическая схема соеди-
нений системы управления БД, ПВМ и ВОМ
рифленую часть переключателя).
приведена на рис. 11.
Для включения привода заднего ВОМ при
работающем двигателе переключатель (6)
перевести в положение «Включение при-
вода заднего ВОМ», а затем нажать на
кнопочный выключатель (8) пуска заднего
ВОМ и отпустить его. При этом контакты
реле, расположенного внутри пульта
управления (9), замыкаются и на электро-
магнит электрогидрораспределителя
(15)
подается напряжение бортовой сети; зо-
лотник электрогидрораспределителя пере-
мещается и масло под давлением подается
в безштоковую полость гидроцилиндра
управления задним ВОМ, а штоковая по-
лость соединяется со сливом.
Загорание сигнализатора
(лампы)
(7)
включения привода ВОМ происходит при
срабатывании дискретного датчика
(20)
давления, который при наличии давления
в напорной магистрали 0,6…0,8 МПа за-
мыкает его электрическую цепь.
Для отключения заднего ВОМ необходимо
перевести переключатель 6 в положение
«Задний ВОМ отключен» (нажать на риф-
леную часть переключателя). При этом
контакты реле размыкаются, электрогид-
рораспределитель (15) обесточивается, зо-
лотник возвращается в исходное положе-
ние, безштоковая полость гидроцилиндра
соединяется со сливом, масло подается в
штоковую полость, привод заднего ВОМ
выключается.
20
21
22
7. ГИДРОСИСТЕМА ТРАНСМИССИИ
Гидросистема трансмиссии предназначена для переключения передач КП под на-
грузкой, управления приводом ПВМ, ВОМ и блокировкой дифференциала ЗМ,
фильтрации масла и смазки подшипников трансмиссии.
Гидросистема состоит из емкости для масла в виде картера трансмиссии, маслоза-
борника, магнитного фильтра, насоса НШ10Б-3Л, напорного фильтра с тонкостью
фильтрации 25 мкм распределителя со встроенными клапанами управления и смазки.
7.1 Фильтры магнитный (всасывающий) и напорный
Фильтр магнитный (рис. 15) для грубой очистки масла установлен справа по ходу
трактора на корпусе коробки передач перед насосом - очищает весь поток масла на
входе в насос. Фильтр соединен шпильками с маслозаборником и состоит из корпуса
в который ввернута пробка с магнитным уловителем.
Фильтр напорный (рис. 14) установлен на кронштейне справа по ходу трактора на
корпусе коробки передач после насоса - очищает поток масла подаваемого к распре-
делителю управления и смазки трансмиссии. Фильтр состоит из съемного кожуха 2,
вворачиваемого в корпус 5 с входным и выходным отверстиями. Внутри кожуха рас-
положен фильтроэлемент 3, поджимаемый пружиной 1 к магнитному уловителю и
втулке 6. В корпусе 5 установлен клапан сигнализатор 7 оповещающий о засоренно-
сти фильтроэлемента. Начало срабатывания клапана происходит при давлении
0,4…0,45 МПа.
ВНИМАНИЕ: При замене фильтроэлемента магнит достать, очистить и установить
с новым фильтроэлементом.
7.2 Распределитель гидросистемы трансмиссии
Распределитель гидросистемы трансмиссии (рис. 13) предназначен для управления
фрикционными муфтами КП и смазки подшипников трансмиссии, а также для под-
держания давления в гидросистеме трансмиссии. Распределитель установлен на
верхней плоскости корпуса муфты сцепления. В корпусе распределителя 1 ввернуты
три пропорциональных клапана 2 для управления тремя передачами КП, три датчика
давления 3 во фрикционах КП, а также клапана управления и смазки для настройки
давления в системе. Масло от клапана управления 4 под давлением 1…1,2 МПа по-
ступает в линию управления узлами трансмиссии. Масло от клапана смазки 5 отре-
гулировано на давление 0,2…0,25 МПа поступает на смазку КП, узлов передач ВОМ,
дифференциала и конечных передач заднего моста. Избыточное масло прошедшее
через клапан смазки отводится на слив в корпус трансмиссии. Для регулировки дав-
ления в системе смазки предусмотрены регулировочные шайбы 6. При малом давле-
нии в системе количество шайб увеличить и наоборот.
7.3 Техническое обслуживание магнитного (всасывающего) фильтра.
Операция ТО Очистка магнитного уловителя.
Выполняется через каждые 250 часов работы трактора.
• Из корпуса фильтра 2 (рис. 15) выверните вместе с пробкой 1 магнитный улови-
тель 3, очистите его, и заверните его обратно вместе с пробкой 1.
23
Рис. 12 Расположение элементов гидросистемы смазки трансмиссии
1 - напорный фильтр с фильтроэлементом; 2 - от магнитного фильтра на всасывании к на-
сосу гидросистемы трансмиссии; 3 - фильтр магнитный ; 4 - от напорного фильтра к рас-
пределителю управления АБД, ВОМ, ПВМ; 5 - от напорного фильтра к распределителю;
6 - от насоса гидросистемы трансмиссии к напорному фильтру;
7 - от распределителя на
смазку ПВМ; 8 - от распределителя на смазку кардана переднего ведущего моста;
9 - от
электрогидравлического распределителя к гидропневмоаккумулятору; 10 -распределитель
управления КПП; 11 - маслозаборник; 12 - датчик давления; 13 - гидропневмоаккумулятор.
24
Рис. 13 Распределитель гидросистемы трансмиссии
1 - корпус; 2 - датчик давления; 3 - пропорциональный клапан; 4 - клапан управления;
5 - клапан смазки; 6 - шайбы регулировочные.
25
Рис. 14 Фильтр напорный
1 - пружина; 2 - кожух; 3 - фильтроэлемент; 4 - постоянный магнит; 5 - корпус;
6 - втулка; 7 - клапан сигнализатор.
Рис. 15 Фильтр магнитный
1 - пробка; 2 - корпус; 3 - магнитный уловитель.
26
8. КОМБИНАЦИЯ ПРИБОРОВ
Комбинация приборов
Включает в себя шесть указателей с сигналь-
ными лампами (рис. 16.).
Указатель давления масла в гидросисте-
ме трансмиссии - (1). Шкала указателя
имеет три зоны:
- рабочая — от 800 до 1500 кПа
(8... 15 кгс/см2);
- аварийные (две) — от 0 до 800 кПа
(0...8, кгс/см2) и от 1500 до 1800 кПа
(15... 18 кгс/см2);
(2)
- сигнальная лампа аварийного давле-
ния масла в системе смазки на трансмиссии
- не используется.
Назначение и принцип работы остальных
указателей комбинации приборов анало-
гичны БЕЛАРУС-923 и представлены в РЭ
923-0000010, прилагаемому к тракторам
БЕЛАРУС-925.
Рис. 16
Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности