Трактор Беларус 2103. Руководство — часть 3

1 - шестеренный насос; 2, 11 - электромагнитный датчик; 3 - сетчатый фильтр; 4,
6 - предохранительный клапан; 5 - клапанная коробка; 7 - клапан; 8 - датчик
давления; 9 - распределитель; 10 - пропорциональный клапан; 12 - ВОМ
Рисунок 2.7 - Задний мост
Шестеренный насос 1, расположенный на корпусе заднего моста, засасы-
вает РЖ из нижней части корпуса и нагнетает в клапанную коробку 5. РЖ в
сетчатом фильтре
3 очищается от загрязняющих веществ и под давлени-
ем (1,2±0,1) МПа, поддерживаемым клапаном 7, направляется распределите-
лю 9 для обеспечения работы ВОМ.
В напорной магистрали установлены предохранительный клапан 6 для
перепуска РЖ в обход сетчатого фильтра при давлении (0,45±0,05) МПа, вы-
званном его засоренностью, а предохранительный клапан 4 - в обход клапан-
ной коробки при давлении (2,0±0,1) МПа.
Излишки РЖ от клапана 7, а также РЖ от предохранительного клапана 4
направляются к двум корпусам ведущих вал-шестерней главных передач для
охлаждения подшипников.
При включении ВОМ нажатием на кнопу пуска 3 (рисунок 4.23) после пе-
ревода клавиши питания ВОМ 1 в положение «ВОМ включен» подается элек-
трический сигнал на пропорциональный клапан 10 (рисунок 2.7), который от-
крывается и РЖ под давлением поступает в фрикцион, соединяющий редуктор с
ведущим валом.
Датчик 8 включает контрольную лампу на боковой панели, и свидетель-
ствует о наличии давления в магистрали фрикциона - включении привода ВОМ,
30
а электромагнитный датчик 11 определяет частоту вращение ВОМ и передает в
комбинированный индикатор.
При переводе клавиши питания ВОМ в положение «ВОМ выключен» про-
порциональный клапан обесточивается, а РЖ подается в тормоз ВОМ, преду-
смотренный для устранения «ведения» и остановки хвостовика.
2.3.8 Ходовая система
Ходовая система состоит из подвески и гусеничного движителя.
Подвеска соединяет раму с осями опорных катков и обеспечивает необ-
ходимую плавность хода трактора.
Подвеска торсионная, балансирная, включает в себя четыре двухбалан-
сирные 3 (рисунок 2.8) и две однобалансирные 4 каретки с торсионами. Для
гашения колебаний на двухбалансирных каретках установлено по одному гид-
роамортизатору 6.
1 - направляющее колесо; 2 - механизм натяжения; 3 - двухбалансирная каретка;
4 - однобалансирная каретка; 5 - гусеница; 6 - гидроамортизатор; 7 - поддержи-
вающий каток; 8 - опорный каток; 9 - ведущее колесо
Рисунок 2.8 - Ходовая система
Гусеничный движитель состоит из двух гусениц 5, двух ведущих колес 9,
четырех поддерживающих 7 и двадцати опорных 8 катков, двух механизмов
натяжения 2 и двух направляющих колес 1.
Передача крутящего момента от ведущих колес гусенице осуществляется
посредством цевочного зацепления.
Направляющее колесо обеспечивает направление движения гусеницы и ее
укладку под передний опорный каток.
31
Механизм натяжения обеспечивает предварительное натяжение гусени-
цы, которое обеспечивает долговечность ее работы, а также компенсирует дли-
ну обвода при попадании в движитель посторонних предметов, предотвращая
резкое натяжение гусеницы, и, как следствие, выход из строя ходовой системы
или конечной передачи. Механизм натяжения также снижает динамические
нагрузки, действующие на трактор при наезде на препятствие.
2.3.9 Пневмосистема и тормоза
Компрессор 1 (рисунок 2.9), источник сжатого воздуха для пневмосисте-
мы, осуществляет забор воздуха из впускного коллектора двигателя, сжимает
его и подает в ресивер 3 через регулятор давления 4. Из ресивера сжатый воз-
дух поступает к тормозным кранам 12, в пружинные энергоаккумуляторы 6 че-
рез тормозной кран обратного действия 2, к соединительной головке 7 через
кран управления тормозами прицепа 11 и ускорительный клапан 10.
1 - компрессор; 2 - тормозной кран обратного действия; 3 - ресивер; 4 - регуля-
тор давления; 5 - тормозная камера; 6 - пружинный энергоаккумулятор; 7 - со-
единительная головка; 8 - датчик давления воздуха; 9 - датчик аварийного давле-
ния воздуха; 10 - ускорительный клапан; 11 - кран тормозов прицепа; 12 - тор-
мозные краны
Рисунок 2.9 - Пневматическая система управления тормозами
32
Регулятор давления автоматически поддерживает давление в системе
от 0,65 до 0,80 МПа, отделяет и удаляет воду, масло и механические примеси,
предохраняет систему от чрезмерного повышения давления.
Для контроля давления воздуха в ресивере установлены датчик давления
воздуха 8 и датчик аварийного давления воздуха 9, передающие сигнал в ком-
бинацию приборов.
Для отбора воздуха из пневмосистемы предусмотрены два клапана, рас-
положенные на регуляторе давления и ускорительном клапане.
При включении рабочего тормоза воздух через тормозные краны посту-
пает в тормозные камеры 5 и в управляющую полость крана тормозов прицепа.
Тормозные камеры выдвигают штоки и воздействуют на тормозные механиз-
мы, а кран тормозов прицепа выпускает воздух из магистрали соединительной
головки. Датчики, установленные на тормозных камерах, включают сигналы
торможения.
При включении стояночного тормоза пневматический тормозной кран
обратного действия выпускает воздух в атмосферу из пружинных энергоакку-
муляторов и из управляющей полости ускорительного клапана. Пружинные
энергоаккумуляторы выдвигают штоки и воздействуют на тормозной механизм
за счет разжатия пружин, а ускорительный клапан выпускает воздух из маги-
страли соединительной головки. Датчик, установленный на пружинном энерго-
аккумуляторе, передает сигнал в комбинированный индикатор (мигает сигна-
лизатор включения стояночного тормоза).
Привод управления тормозами прицепа однопроводный, осуществляет
управление в двух режимах: непосредственное (при торможении трактора) и
автоматическое (при аварийном отсоединении прицепа от трактора в результате
падения давления до нуля в соединительной магистрали прицепа).
Тормозные механизмы 7 (рисунок 2.6) дисковые, «мокрые» с принуди-
тельным охлаждением и смазкой гидросистемой КП, установлены на водилах с
левой и правой стороны механизма поворота.
33
2.3.10 Гидросистема трактора
При работающем двигателе шестеренный насос 18 (рисунок 2.10) нагне-
тает РЖ из секции бака 16 в напорную магистраль к распределителю 6. При
нейтральном положении рукояток РЖ проходит через распределитель в бак че-
рез сливной фильтр 15, предназначенный для очистки РЖ от загрязняющих ве-
ществ. Предохранительный клапан 17, установленный в напорной магистрали и
отрегулированный на давление (18,0+1) МПа, предохраняет насос от перегрузок.
Распределитель представляет собой интегральный блок фирмы
«BOSCH», состоящий из золотникового распределителя, управляемого тросами
двухстороннего действия посредством рукояток, и регулятора ЗНУ, управляе-
мого посредством электронно-гидравлической системы.
Рукоятки 4 и 5 управляют секциями распределителя, направляющими РЖ к
свободным выводам, подсоединенным к муфтам 8 и 11 соответственно. Золотни-
ки данных секций имеют фиксацию в положении «нейтраль» и «плавающая».
Рукоятка 3 управляет секцией распределителя, направляющей РЖ к сво-
бодным выводам, подсоединенным к муфтам 12. Золотник данной секции имеет
дополнительно фиксацию в положении «подъем» и устройство автоматического
возврата
(рукоятка автоматически возвращается из положения
«подъем» в
«нейтраль» при достижении заданного максимального давления).
При переводе рукояток в положение «подъем» РЖ подается в нижние
муфты, а из верхних возвращается в бак.
При переводе рукоятки 4 в положение «подъем» (натяжение гусениц) РЖ
от распределителя направляется через муфты 8, предохранительный клапан 13
и гидрозамки 1 в поршневые полости гидроцилиндров 2, а из штоковой полости
направляется на слив.
При ослаблении гусениц РЖ подается в штоковую полость гидроцилин-
дров, а также открывает гидрозамки, а из поршневой направляется в бак сво-
бодно через предохранительный клапан и распределитель.
Предохранительный клапан настроен на давление (8,0+1,0) МПа и контро-
лирует давление РЖ в поршневой полости гидроцилиндров. Гидрозамки необхо-
димы для минимизирования утечек РЖ из гидроцилиндров при работе трактора.
34
1 - гидрозамок; 2 - гидроцилиндр механизма натяжения гусениц; 3, 4, 5 - рукоятка; 6 - распределитель; 7 - гидроцилиндр ЗНУ;
8, 11, 12 - муфта; 9 - регулятор ЗНУ; 10 - муфта безнапорного слива; 13, 17 - предохранительный клапан; 14 - маслозакачива-
ющий насос; 15 - сливной фильтр; 16 - секция бака; 18 - шестеренный насос
Рисунок 2.10 - Гидросистема трактора
Муфты 8, при необходимости, могут быть задействованы для привода аг-
регируемого оборудования.
Муфта безнапорного слива 10 подсоединена напрямую к баку, предна-
значена для подсоединения магистралей «свободный слив» (требование указано
в ЭД агрегатируемых машин, имеющих гидропривод постоянного действия ра-
бочих органов (гидромотор), например - посевные агрегаты).
Электронный блок на основании команд, получаемых от основного или
боковых пультов ЗНУ, подает сигналы электромагнитным клапанам подъема и
опускания регулятора ЗНУ для подачи или выпуска РЖ из поршневых полостей
гидроцилиндров 7, что обеспечивает подъем или опускание ЗНУ, а также на ос-
новании регулировок основного пульта и сигналов, формируемых датчиком по-
зиции ЗНУ, правого и левого датчиков усилия, обеспечивает силовой, позицион-
ный и смешанный способы регулирования ЗНУ при работе с навесными и полу-
навесными машинами (орудиями).
Штоковые полости гидроцилиндров соединены напрямую с секцией бака
и не обеспечивают принудительное опускание ЗНУ.
Электронный блок имеет функцию самодиагностики - автоматически
проверяет систему перед началом и во время работы, и при обнаружении неис-
правностей передает кодовую информацию сигнализатором диагностики на ос-
новном пульте ЗНУ.
Маслозакачивающий насос 14 предназначен для заправки бака гидроси-
стемы, прокачивает заправляемую РЖ через сливной фильтр.
Включать маслозакачивающий насос, а также заправлять и дозаправлять
бак гидросистемы в соответствии с 7.4.9.1.
Насос гидросистемы трактора 1 (рисунок 2.11), расположенный на корпу-
се сцепления с левой стороны, приводится во вращение через систему шестерен
от двигателя. Привод обеспечивает включение / отключение насоса при пово-
роте валика 2 по / против часовой стрелки до упора соответственно. Болт 3
фиксирует требуемое положение валика.
36
ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧАТЬ И ВЫКЛЮЧАТЬ НАСОС ТОЛЬКО НА
МИНИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВА-
ЛА ДВИГАТЕЛЯ!
1 - насос гидросистемы трактора; 2 - валик; 3 - фиксирующий болт
Рисунок 2.11 - Включение, выключение насоса гидросистемы трактора
2.3.11 ГСП механизма поворота
ГСП представляет собой гидравлическую систему, в основном контуре
которой РЖ под давлением от регулируемого аксиально-поршневого насо-
са 1 (рисунок 2.12), приводимого от редуктора на корпусе сцепления, под дав-
лением поступает в гидромотор 5 и приводит его вал во вращение. Направление
и количество РЖ задается положением рулевого колеса через серворегулятор 2.
От гидромотора РЖ возвращается напрямую к насосу, при этом часть РЖ вы-
водится из контура для обеспечения благоприятного температурного режима
работы гидросистемы и очистки контура от продуктов приработки и износа.
Насос подпитки 3 героторного типа постоянной производительности пред-
назначен для пополнения РЖ в основном контуре и питания серворегулятора.
РЖ из секции бака ГСП 9 засасывается насосом подпитки и направляется
под давлением через фильтр тонкой очистки 11 к аксиально-поршневому насо-
су и серворегулятору.
Фильтр тонкой очистки очищает РЖ от загрязнений, имеет электровизу-
альную сигнализацию, подающую сигнал на блок контрольных ламп и предо-
хранительный клапан, направляющий РЖ при засорении фильтроэлемента
напрямую к аксиально-поршневому насосу.
37
1 - аксиально-поршневой насос; 2 - серворегулятор; 3 - насос подпитки; 4 - раз-
ветвитель; 5 - гидромотор; 6 - радиатор ГСП с вентилятором; 7 - фильтр грубой
очистки РЖ; 8 - сетчатый фильтр; 9 - секция бака ГСП; 10 - перепускной клапан;
11 - фильтр тонкой очистки РЖ
Рисунок 2.12 - Оборудование ГСП
Выведенная из основного контура РЖ, а также излишки РЖ от насоса
подпитки поступают к перепускному клапану 10, который направляет РЖ через
радиатор ГСП 6 и фильтр грубой очистки 7, разветвитель 4 и сетчатый фильтр 8
в секцию бака.
На перепускном клапане установлены:
- датчик автоматического управления вентилятором, установленным на
радиаторе ГСП;
- датчик аварийной температуры РЖ в гидросистеме, подающий сигнал
на блок контрольных ламп;
- предохранительный клапан, направляющий РЖ при превышении кри-
тического давления напрямую к разветвителю в обход радиатора.
РЖ от серворегулятора поступает напрямую к разветвителю.
Серворегулятор представляет собой гидроусилитель поворота рулевого
колеса и предназначен для регулирования направления и количества РЖ в ос-
новном контуре. Количество подачи РЖ также зависит от частоты вращения
коленчатого вала двигателя.
38
Поворот рулевого колеса 1 (рисунок 2.13) из исходного положения в лю-
бую сторону через рулевую колонку 2 передается редуктору 3. В редукторе вал-
шестерня перемещает рейку в продольном направлении, которая посредством
тяг 6 и 8 и рычага 7, воздействует на рычаг 9 серворегулятора 10.
1 - рулевое колесо; 2 - рулевая колонка; 3 - редуктор; 4 - нульустановитель;
5 - стопорное устройство; 6, 8 - тяга; 7, 9 - рычаг; 10 - серворегулятор
Рисунок 2.13 - Привод управления серворегулятором
При нахождении рычага серворегулятора в центральном положении акси-
ально-поршневой насос не производит подачу РЖ, а гидромотор находится в
заторможенном положении.
Нульустановитель 4 удерживает рулевое колесо в исходном положении,
соответствующем прямолинейному движению трактора.
39

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности