Трактор Беларус 2103. Руководство — часть 4

Стопорное устройство 5 предназначено для блокировки рулевого колеса в
исходном положении для исключения возможности поворота трактора при слу-
чайном воздействии на рулевое колесо при работающем двигателе.
2.3.12 Кабина
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009, обеспечивает за-
щиту оператора от пыли, но не от аэрозолей и испарений. Место размещения
информационной таблички указано на рисунке 2.14.
Рисунок 2.14 - Место размещения информационной таблички
Благоприятный микроклимат поддерживается климатической установкой
или отопителем с обеспечением принудительной циркуляции воздуха.
Вентиляторы 16 (рисунок 2.15) климатической установки засасывают
свежий воздух снаружи через четыре фильтра 18, прокачивают через радиаторы
отопителя-охладителя 13 и выбрасывают в кабину через дефлекторы 14, встро-
енные в потолочную панель 11.
Фильтры предназначены для очистки воздуха от различных примесей,
встроены в панель крыши 19 и закрыты защитной сеткой 17.
При открытии рециркуляционных заслонок 21 (устанавливаются по зака-
зу) вентиляторы засасывают из кабины часть воздуха, проходящего между па-
нелями крыши 19 и кабины 20. При этом понижение (повышение) температуры
воздуха в кабине осуществляется наиболее быстро путем многократного про-
хождения через отопитель-охладитель внутреннего воздуха, температура кото-
рого ниже (выше), чем наружного.
40
Забор и циркуляция воздуха вентиляторами 5 (рисунок 2.16) отопителя
аналогичны климатической установке.
Естественная вентиляция осуществляется через боковые и заднее откры-
вающиеся стекла и люк в крыше. Стекла кабины - безрамочные, закаленные,
имеют гнутую форму. Фиксация осуществляется:
- боковых стекол в открытом и закрытом положении - фиксатором;
- заднего стекла в закрытом положении - замком, в открытом - двумя
пневмоподъемниками;
- люка в закрытом положении - зацепом, в открытом - двумя пневмо-
подъемниками. Возможен вариант фиксации в открытом и закрытом положе-
нии фиксатором.
Двери открываются назад, что облегчает доступ на рабочее место опера-
тора. Закрывание и открывание дверей, а также их блокирование в закрытом
положении, осуществляется замками. В открытом положении двери фиксиру-
ются пневмоподъемниками.
Для очистки и обмыва лобового и заднего стекол установлены два элек-
трических стеклоочистителя и стеклоомыватель.
В кабине установлено подрессоренное, регулируемое по весу и росту
оператора сиденье. Сиденье имеет механическую подвеску, состоящую из двух
спиральных пружин кручения и газонаполненного амортизатора двухсторонне-
го действия. Направляющий механизм типа «ножницы» обеспечивает строго
вертикальное перемещение сиденья. Для обеспечения безопасности работы
оператора установлен ремень безопасности.
В кабине предусмотрены места для установки огнетушителя, аптечки и
термоса.
2.3.13 Климатическая установка
Климатическая установка состоит из кондиционера и контура отопления.
При включении кондиционера регулятором охлаждения воздуха 2 (рису-
нок 4.10) срабатывает электромагнитная муфта, соединяющая шкив ременной
передачи 5 (рисунок 2.15) с приводным валом компрессора 8.
41
1 - фильтр-осушитель; 2 - датчик давления; 3 - конденсатор;4 - запорный кран;
5 - ременная передача; 6 - защитные рукава; 7 - водяной насос (двигателя);
8 - компрессор; 9 - быстроразъемные соединения; 10 - трубка отвода конденсата;
11 - потолочная панель; 12 - расширительный клапан и термостат; 13 - отопи-
тель-охладитель; 14 - дефлекторы; 15 - кран контура отопления; 16 - вентилято-
ры; 17 - защитная сетка; 18 - фильтры; 19 - панель крыши; 20 - панель кабины;
21 - рециркуляционные заслонки
Рисунок 2.15 - Климатическая установка
Компрессор сжимает хладагент, находящийся в газообразном состоянии,
после чего газ сильно нагревается и подается в конденсатор 3.
42
Защитные рукава 6 защищают магистрали кондиционера от повреждений
и нагретых частей двигателя.
В конденсаторе сжатый нагретый хладагент охлаждается (отдает тепло
потоку воздуха, проходящего через конденсатор) и за счет увеличения давления
переходит в жидкое состояние, далее поступает из конденсатора в фильтр-
осушитель 1, отфильтровывающий влагу и продуты износа компрессора, ме-
таллические частицы и прочий мусор.
Датчик давления 2, установлен на фильтре-осушителе, контролирует дав-
ление хладагента в контуре и отключает компрессор посредством электромаг-
нитной муфты при давлении более 2,8 МПа или менее 0,18 МПа.
После очистки в фильтре-осушителе, хладагент через быстроразъемное
соединение 9, предназначенное для разъединения замкнутой системы при де-
монтаже кабины, поступает к расширительному клапану 12.
Расширительный клапан поддерживает давление в контуре (жидкое со-
стояние хладагента), а также регулирует поток хладагента в радиаторе отопите-
ля-охладителя 13 для поддержания равномерного охлаждения.
Поступающий из расширительного клапана в радиатор отопителя-
охладителя хладагент за счет падения давления расширяется, переходит газо-
образное состояние, охлаждается и охлаждает воздух, проходящий через радиа-
тор. В местах радиатора, где температура ниже точки росы, происходит кон-
денсация, при которой часть водяных паров, а также различного вида примеси
воздуха осаждаются. Образованный конденсат (влага) отводится через труб-
ки 10. Таким образом воздух охлаждается, осушается и очищается.
Далее газообразный хладагент выходит из отопителя-охладителя и снова
засасывается компрессором для возобновления цикла.
При достижении хладопроизводительности, заданной регулятором охла-
ждения воздуха, термостат через электромагнитную муфту отсоединяет при-
водной вал компрессора, шкив ременной передачи вращается вхолостую.
При открывании крана контура отопления 15 часть ОЖ из системы охла-
ждения двигателя под давлением, создаваемым водяным насосом 7, забирается
43
из блока цилиндров через запорный кран 4 и подается в отопитель-охладитель,
нагревает воздух, проходящий через радиатор.
П р и м е ч а н и е - Контур отопления эффективно работает при тем-
пературе ОЖ в системе охлаждения двигателя более 75°С.
2.3.14 Отопитель
При включении отопителя открыванием крана контура отопления 1 (ри-
сунок 2.16) часть ОЖ из системы охлаждения двигателя под давлением, созда-
ваемым водяным насосом 7, забирается из блока цилиндров и прокачивается
через радиатор 3.
Воздух, нагнетаемый двумя вентиляторами 5 через радиатор, нагревается
и выбрасывается в кабину через дефлекторы 4, встроенные в потолочную па-
нель 6.
П р и м е ч а н и е - Отопитель эффективно работает при температуре
ОЖ в системе охлаждения двигателя более 75°С.
1 - кран контура отопления; 2 - кожух; 3 - радиатор; 4 - дефлекторы; 5 - вентиля-
тор; 6 - потолочная панель; 7- водяной насос
Рисунок 2.16 - Отопитель
44
2.3.15 Электрооборудование
На тракторе установлено электрооборудование номинального напряже-
ния 12 В бортовой сети и 24 В системы пуска двигателя, соединенное по одно-
проводной схеме - к потребителям подходит только провод от положительной
клеммы источника электроэнергии, а функцию второго провода выполняют ме-
таллические части трактора (масса), с которыми соединены отрицательные
клеммы приборов.
Источниками электроэнергии для бортовой сети являются соединенные
параллельно основная АКБ и генератор переменного тока со встроенным вы-
прямительным блоком и интегральным регулятором напряжения, что обеспе-
чивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также
подзаpядку АКБ.
Для системы пуска двигателя установлена дополнительная АКБ, соеди-
ненная последовательно с основной по схеме, приведенной на информационной
табличке 4 (рисунок 2.17), подзаряжаемая напряжением 24 В через преобразо-
ватель напряжения.
1 - выключатель АКБ; 2 - кнопка; 3 - дополнительная АКБ (батарея GB2);
4 - информационная табличка; 5 - блок предохранителей F6; 6 - предохранитель
блока ЭСУД (30 А)
Рисунок 2.17 - Аккумуляторные батареи
АКБ к бортовой сети подключает или отключает выключатель 1 непо-
средственно при нажатии на кнопку 2 или дистанционно клавишей 1 (рису-
нок 4.1). При работающем двигателе выключатель блокируется и отключение
АКБ невозможно.
Блок ЭСУД, подогреватель с таймером подсоединены непосредственно к
клемме основной батареи в обход выключателя АКБ.
45
АКБ установлены в защитный контейнер с возможностью запирания на
замок.
Система пуска двигателя состоит из выключателя стартера и приборов,
реле (включения стартера, свечей накаливания, выключенного состояния сцеп-
ления и нейтрали диапазонного редуктора), свечей накаливания с модулем
управления, стартера.
На тракторе установлены следующие блоки предохранителей:
а) в отсеке аккумуляторных батарей расположен блок предохранителей
F6 (рисунок 2.17);
б) в верхней панели смонтирован блок предохранителей F1
(рису-
нок 2.18), обозначенный информационной табличкой 7;
1 - климатическая установка или отопитель (25 А); 2 - две пары задних рабочих
фар (25 А); 3 - передние рабочие фары (15 А); 4 - стеклоочиститель и стеклоомы-
ватель заднего стекла (7,5 А); 5 - плафон кабины и фонарь автопоезда (7,5 А);
6 - не задействован; 7 - информационная табличка
Рисунок 2.18 - Блок плавких предохранителей F1
в) на релейной коробке слева под капотом под розеткой переноски 1 (ри-
сунок 2.19) расположен блок предохранителей F3, а с противоположной сторо-
ны - блок предохранителей F7;
г) в релейной коробке расположен блок предохранителей F2;
д) в провода, питающие свечи накаливания, встроены предохранители
FU2 и FU3 25 А;
е) под рулевой колонкой смонтированы блоки предохранителей F4 и
F5 (рисунок 2.20), закрытые крышками с информационными табличками 7 и 14
соответственно;
46
1 - розетка переноски; 2 - блок плавких предохранителей F3; 3 - потребители
блока предохранителей F2 (60 А); 4 - питание бортовой сети от АКБ (80 А);
5 - релейная коробка; 6 - блок плавких предохранителей F2; 7 - вентилятор охла-
ждения РЖ ГСП, передние рабочие фары (25 А); 8 - звуковой сигнал, розетка пе-
реноски (15 А); 9 - лампы стоп-сигналов (15 А); 10 - питание ВОМ, маслозакачи-
вающего насоса, блока управления навесного устройства, контрольных ламп бо-
ковой панели (25 А); 11 - блок предохранителей F7; 12 - свечи накаливания, цепь
24В преобразователя напряжения (80 А); 13 - включение стартера (60A)
Рисунок 2.19 - Блоки плавких предохранителей F2, F3 и F7
1 - левые габаритные огни (7,5 А); 2 - правые габаритные огни и освещение при-
боров (15 А); 3 - ближний свет левой дорожной фары (7,5 А); 4 - ближний свет
правой дорожной фары (7,5 А); 5 - прерыватель указателей поворотов (7,5 А);
6 - питание приборов, датчиков скорости движения, датчика частоты вращения
ВОМ (15 А); 7, 14 - крышка с информационной табличкой; 8 - дальний свет (25 А);
9, 13 - не задействован; 10 - дополнительное гнездо семиштырьковой розетки для
подключения переносной лампы (25 А); 11 - аварийная световая сигнализация (15 А);
12 - стеклоочиститель переднего стекла (15 А)
Рисунок 2.20 - Блоки плавких предохранителей F4 и F5
47
ж) в провод, питающий прикуриватель, встроен предохранитель FH1 20 А,
розетку на боковой панели - FH2 30 А;
и) в правом боковом щитке приборов смонтирован блок предохраните-
лей F (рисунок 2.21).
1 - электрооборудование системы управления КП (7,5 А); 2 - не задействован;
3 - датчик аварийного уровня масла в КП (7,5 А); 4 - электрооборудование
ВОМ (7,5 А); 5 - датчик засоренности сдвоенных фильтров КП, маслозакачиваю-
щий насос (15 А); 6 - электрооборудование гидросистемы ЗНУ (7,5 А)
Рисунок 2.21 - Блок плавких предохранителей F
Для подключения потребителей тока прицепа или агрегатируемой маши-
ны на кронштейне ЗНУ установлена стандартная семиштырьковая розетка с до-
полнительным гнездом для включения переносной лампы, приведенная в 6.6.5.
Для проведения ТО в темное время суток для подключения переносной
лампы предусмотрена розетка переноски 1 (рисунок 2.19), расположенная на
релейной коробке.
Схемы электрические соединений электрооборудования трактора, систе-
мы управления КП, ЭСУД двигателя, подогревателя приведены в приложе-
нии Б на рисунках Б.1, Б.2, Б.3, Б.4, а перечень их элементов - в таблицах Б.1,
Б.2, Б.3, Б.4 соответственно.
Схема электрическая соединений системы управления ЗНУ приведена на
рисунке Б.5.
48
3 Требования безопасности
Во избежание возникновения повреждений или несчастных случаев, а
также обеспечения безопасной работы трактора необходимо придерживаться
указаний данного раздела во время эксплуатации трактора.
П р и м е ч а н и е - Приведенный перечень мер предосторожностей не
является исчерпывающим.
3.1 Общие положения безопасности
При эксплуатации трактора руководствоваться следующими правилами:
- запрещается работать на тракторе в закрытом помещении без необходи-
мой вентиляции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода;
- запрещается пускать двигатель без предварительной постановки трак-
тора на стояночный тормоз и без блокирования рулевого колеса;
- запрещается эксплуатировать подогреватель в закрытых помещениях
без отсоса отработанных газов из-за опасности отравления и удушья;
- запрещается эксплуатировать подогреватель в местах образования го-
рючих паров и пыли (например, на бензоколонках, автозаправках, вблизи топлив-
ных, угольных, древесных или зерновых складов и т.п.) из-за опасности взрыва;
- запрещается поворачивать рулевое колесо при работающем двигателе
на стоянке во избежание неожиданного движения или разворота трактора при
невключенном стояночном тормозе. Предупреждающая табличка расположена
возле рукояти управления блокировкой рулевого колеса (рисунок 3.1);
Рисунок 3.1 - Предупреждающая табличка по технике безопасности
49

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности