Трактор Беларус 1221.5. Руководство — часть 1

БЕЛАРУС
1221.5
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
2013
1 Описание и работа трактора
1.1 Назначение трактора
Трактор «БЕЛАРУС-1221.5» предназначен для выполнения различных сель-
скохозяйственных работ с навесными, полунавесными, прицепными и полуприцеп-
ными машинами и орудиями, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
Трактор «БЕЛАРУС-1221.5» представляет собой колесный трактор общего на-
значения тягового класса 2 с колесной формулой 4х4.
Внешний вид трактора «БЕЛАРУС-1221.5» представлен на рисунке 1.1.1
Внешний вид трактора ««БЕЛАРУС-1221.5» в комплектации с ПВОМ и ПНУ
представлен на рисунке 1.1.2.
Рисунок 1.1.1 - Трактор «БЕЛАРУС-1221.5» в базовой комплектации
Рисунок 1.1.2 - Трактор «БЕЛАРУС-1221.5» в комплектации с ПНУ и ПВОМ
(остальное на рисунке 1.1.1)
10
1.2 Технические характеристики
Основные параметры и технические характеристики трактора «БЕЛАРУС-
1221.5» приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-1221.5»
1 Тяговый класс по ГОСТ 27021
2
2 Номинальное тяговое усилие, кН
20
3 Двигатель 1)
а) модель
Д-260.2 S3В
б) тип двигателя 2)
C турбонаддувом и промежуточным
охлаждением наддувочного воздуха
в) число и расположение цилиндров 2)
шесть, рядное, вертикальное
г) рабочий объем цилиндров, л 2)
7,12
д) мощность двигателя, кВт:
1) номинальная 2)
101,10
2) эксплуатационная
97,9±2,0
е) номинальная частота вращения
коленчатого вала, мин-1 2)
2100
ж) удельный расход топлива при
эксплуатационной мощности, г/(кВт·ч)
220±7
и) номинальный коэффициент запаса
крутящего момента, не менее, % 2)
25
к) максимальный крутящий момент,
Н·м 2)
570
4 Число передач:
а) переднего хода
16 3)
б) заднего хода
8 3)
5 Скорость
(расчетная) движения
трактора при номинальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя,
км/ч:
а) переднего хода:
1) наименьшая
1,54 3)
2) наибольшая
35,0
б) заднего хода:
1) наименьшая
2,75 3)
2) наибольшая
16,4
6 Масса трактора, кг:
а) конструкционная
5300±100
б) эксплуатационная с балластом
5870±100
в) эксплуатационная без балласта
5025±100
г) эксплуатационная максимальная
8000
д) в состоянии отгрузки с завода 4)
5550±100
7 Распределение эксплуатационной
массы по мостам, кг:
а) на передний
2500±40 5)
б) на задний
3370±60 5)
11
Продолжение таблицы 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-1221.5»
8 Допустимая нагрузка на мосты, кН:
а) на передний
40
б) на задний
60
9 Максимальная масса буксируемого
прицепа, кг
а) без тормозов
2500
б) с независимым тормозом
4000
в) с инерционным тормозом
12000
г) оборудованного тормозной систе-
мой (тормоза прицепа сблокированы с
12000
тормозами трактора)
10 Просвет, мм, (на шинах основной
комплектации) не менее:
а) дорожный
480
б) агротехнический под рукавами зад-
них колес
620
11 Размер колеи (на шинах основной
комплектации), мм:
а) по передним колесам
1535±20, 1635±20, 1700±20, 1800±20,
1850±20, 1950±20, 2020±20, 2120 ±20
б) по задним колесам
от 1520 до 1936 и от 1946 до 2176
12 Наименьший радиус окружности
поворота (с подтормаживанием), м
5,0
13 База трактора, мм
2760±50
14 Максимальная глубина преодоле-
ваемого брода, м:
0,85
15 Срок службы, лет
10
16 Габаритные размеры, мм:
а) длина с грузами и навесной систе-
4500±40
мой в транспортном положении
б) длина без грузов с навесной сис-
4370±50
темой в транспортном положении
в) ширина по концам полуосей задних
колес
2300±10
д) высота по кабине
2850±50
17 Шины (основная комплектация):
а) передние колеса
420/70R24
б) задние колеса
18.4R38
18 Электрооборудование по ГОСТ 3940:
а) номинальное напряжение питания
бортовой сети, В
12
б) номинальное напряжение пуска, В
24
12
Окончание таблицы 1.1
Наименование параметра
Значение параметра для
(характеристики)
трактора «БЕЛАРУС-1221.5»
19 Гидросистема:
а) объемная подача насоса при номи-
нальной частоте вращения коленчатого
вала двигателя, л/мин, не менее
51
б) давление срабатывания предохра-
нительного клапана, МПа
20-2
в) условный объемный коэффициент,
не менеe
0,7
20 Рабочее оборудование:
а) задний вал отбора мощности:
В подразделе 3.2.7 «Использование ВОМ»
б) заднее навесное устройство:
В разделе 4 «Агрегатирование
в) тягово-сцепное устройство:
В разделе 4 «Агрегатирование»
_____________________________________________________________________________________________________________
1) Параметры двигателей, не указанные в таблице 1.1, должны соответство-
вать документации 260.2 S3В - 0000100 РЭ.
2) Для справок.
3) Без ходоуменьшителя. Установка по заказу ходоуменьшителя позволяет
дополнительно получить четыре скорости переднего хода и четыре скорости
заднего хода.
4) Уточняется в зависимости от комплектации.
5) С установленным балластом.
6) Без балласта.
Примечание - В таблице 1.1 число передач и скорость движения трактора при
номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя указаны для тракторов
«БЕЛАРУС-1221.5» с установленной КП 16х8 (базовая комплектация). Число пере-
дач и скорость движения для тракторов «БЕЛАРУС-1221.5» с установленной КП
24х12 (заказная комплектация) указаны в подразделе 2.27 «Переключение диапазо-
нов и передач КП 24х12».
13
1.3 Состав трактора
Остов трактора - полурамный.
Ходовая система - передние и задние колеса ведущие, с пневматическими ши-
нами низкого давления. Управляемые колеса - передние. Возможно сдваивание задних
колес с помощью проставки.
На тракторе установлен 4-х тактный поршневой шестицилиндровый двигатель
внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, с непосред-
ственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия, соответствующий
экологическим требованиям Stage 3В.
Система смазки двигателя комбинированная: часть деталей смазывается под
давлением, часть - разбрызгиванием. Система смазки состоит из масляного картера,
масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, масляного фильтра с бумаж-
ным фильтрующим элементом.
Система питания двигателя топливом состоит из:
- аккумуляторной системы топливоподачи Common RAIL, включающей топливный
насос высокого давления, форсунки, аккумулятор топлива под высоким давлением, дат-
чики состояния рабочей среды двигателя (давления и температуры топлива и воздуха),
электромагнитные исполнительные механизмы (регулятор расхода топлива, электромаг-
нитные клапаны форсунок), электронный блок цепей контроля управления и связи, топли-
вопроводов низкого давления, топливопроводов высокого давления;
- фильтра тонкой очистки топлива;
- фильтра грубой очистки топлива.
Система пуска двигателя - электростартерная. Средство облегчения пуска двига-
теля в условиях низких температур окружающей среды - свечи накаливания.
Система питания воздухом состоит из турбокомпрессора, воздухоподводящего
тракта и системы охлаждения надувочного воздуха.
Турбокомпрессор выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центро-
бежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.
В системе очистки воздуха установлен воздухоочиститель сухого типа с применением
двух бумажных фильтрующих элементов. Забор воздуха воздухоочистителем осуществляется
через моноциклон обеспечивающий предварительную инерционную очистку воздуха за счет
тангенциального впуска и центробежных сил, возникающих при спиралевидном вращении
воздуха, относительно оси корпуса моноциклона осуществляя сброс крупных частиц пыли.
Система охлаждения надувочного воздуха радиаторного типа. Радиатор ОНВ
предназначен для охлаждения воздуха поступающего во впускной коллектор.
Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждаю-
щей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клино-
вым ремнем от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигателя после пуска
и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и
температурах окружающего воздуха служит термостат.
Для обеспечения требуемого химического состава выхлопных газов по Tier-IIIB
ступени в систему выпуска отработанных газов дополнительно установлена система из-
бирательной каталитической нейтрализации (SCR).
Муфта сцепления - фрикционная «сухая» двухдисковая постоянно-замкнутого типа.
Накладки МС - безасбестовые. Привод управления сцеплением - механический.
Коробка передач - КП 16х8 механическая ступенчатая с шестернями постоянного
зацепления с переключением передач внутри диапазонов с помощью синхронизаторов,
переключение диапазонов зубчатыми муфтами.
По заказу возможна установка КП 24х12.
Задний мост - с главной передачей, дифференциалом, бортовыми передачами,
конечными передачами планетарного типа.
Тормоза: рабочие - многодисковые, работающие в масляной ванне, установлены
на валах ведущих шестерен бортовых передач; стояночный тормоз - независимый, с ав-
тономным ручным управлением. Возможна установка тормозов сухого трения. Привод
управления тормозами прицепов - либо двухпроводный пневматический, либо гидравли-
ческий, сблокированный с управлением рабочими тормозами трактора. По заказу трактор
может быть не оборудован пневматическим приводом тормозов прицепа - накачивание
шин производится через клапан пневмокомпрессоре.
14
Задний вал отбора мощности (ВОМ) - независимый, двухскоростной (540 мин-1 и
1000 мин-1) и синхронный, направление вращения - по часовой стрелке со стороны торца
хвостовика. Хвостовики ВОМ - ВОМ 1 (6 шлиц, 540 мин-1), ВОМ 1с (8 шлиц, 540 мин-1),
ВОМ 2 (21 шлиц, 1000 мин-1).
Гидросистема трансмиссии, обеспечивающая:
- переключение привода ПВМ, блокировку дифференциала, включение ВОМ (по
заказу);
- фильтрацию масла трансмиссии;
- смазку под давлением подшипников коробки передач, подшипников привода ПВМ;
Рулевое управление - гидрообъемное. Насос питания - шестеренный, направле-
ние вращения - левое. Насос-дозатор - героторный. Тип механизма поворота - два гид-
роцилиндра (Ц50x200) двухстороннего действия и рулевая трапеция.
Передний ведущий мост - с главной передачей, самоблокирующимся дифферен-
циалом, конечными передачами (планетарно-цилиндрическими редукторами). Привод
переднего ведущего моста - встроенный в КП цилиндрический редуктор с гидроподжим-
ной муфтой, карданный вал. Управление приводом ПВМ - электрогидравлическое.
Гидронавесная система - раздельно-агрегатная с гидроподъемником, с задними
левыми или правыми дублированными выводами гидросистемы - в зависимости от типа
управления ГНС.
По заказу трактор может быть оборудован электрогидравлической системой (EHR)
автоматического управления задним навесным устройством.
Для работы с гидроузлами постоянной подачи, например гидромоторами, сзади
имеется свободный слив.
Заднее навесное устройство - трехточечное НУ, категория 2 по ИСО 730 и НУ-2
по 10677 с наружной блокировкой нижних тяг. Два цилиндра Ц80x220.
По заказу трактор может быть оборудован трехточечным НУ с присоединительными
точками категории 3 по ИСО 730 и НУ-3 по 10677 с наружной блокировкой нижних тяг.
Тягово-сцепные устройства лифтового типа:
- вилка короткая ТСУ 2В - для агрегатирования с полуприцепами и полуприцеп-
ными устройствами;
- вилка длинная ТСУ 3В - для агрегатирования с прицепами и прицеп-
ными устройствами;
- штырь ТСУ-2Р («Питон») - для агрегатирования с полуприцепами и полуприцеп-
ными машинами (по заказу);
- тяговый брус ТСУ-1М-01 - для агрегатирования с полуприцепными и прицепны-
ми сельхозмашинами машинами (по заказу).
- поперечина ТСУ-1 - для агрегатирования с прицепными и полуприцепными ма-
шинами (по заказу).
Кабина - одноместная с защитным жестким каркасом, термошумовиброизолиро-
ванная, оборудованная подрессоренным регулируемым по весу и росту оператора си-
деньем, зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими стек-
лоочистителями переднего и заднего стекол, стеклоомывателями переднего и заднего
стекол, плафоном освещения и местом для установки радиоприемника, с системой ото-
пления и вентиляции (по заказу - дополнительно с системой кондиционирования). По
заказу на трактор может устанавливаться дополнительное сиденье. Двери кабины имеют
замки, левая дверь с ключами. Правая дверь - аварийный выход. Кабина соответствует
категории 2 по EN 15695-1:2009.
Электрооборудование по ГОСТ 3940. Номинальное напряжение питания борто-
вой сети 12В. Номинальное напряжение пуска 24В.
Приборы - комбинация приборов; индикатор комбинированный; информационный
монитор; контрольные лампы (накаливания и светодиодного типа), расположенные на
блоке контрольных ламп, панели управления БД заднего моста, ВОМ и привода ПВМ,
панели системы управления двигателем.
15
1.4 Уровень вибрации на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-1221.5»
Уровень вибрации на сиденье оператора соответствует Директиве Совета
78/764/ЕЭС. Значения уровня вибрации приведены в утверждении типа ЕС на каж-
дый тип сиденья.
1.5 Уровень шума на рабочем месте оператора трактора «БЕЛАРУС-1221.5»
Уровень звука на рабочем месте оператора соответствует Директиве
2009/76/ЕС Приложение 2 и не превышает значение 86 дБ (А). Уровень звука внеш-
него шума соответствует Директиве 2009/63/ЕС и не превышает значение 89 дБ (А).
1.6 Маркировка трактора и составных частей трактора
Фирменная металлическая табличка закреплена на задней стенке кабины
слева, как показано на рисунке 1.6.1.
Кроме того, порядковый номер трактора нанесен ударным способом на пра-
вом лонжероне и продублирован на правой или левой пластине переднего балласта.
Рисунок 1.6.1 - Место расположения фирменной маркировочной таблички трактора
Номера двигателя и его элементов приведены в руководстве по эксплуатации
двигателя.
16
Номера составных частей трактора приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Номера составных частей трактора
Номер корпуса сцепления
Номер коробки передач
(слева по ходу трактора)
Серийный номер транс-
миссии и заднего моста
(справа по ходу трактора)
Номер ПВМ
Серийный номер кабины
17
2 Органы управления и приборы
2.1 Расположение органов управления и приборов трактора
Органы управления и приборы, расположенные в кабине трактора,
представлены на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 - Органы управления и приборы трактора
18
К рисунку 2.1.1 - Расположение органов управления и приборов трактора:
1 - солнцезащитный козырек; 2 - рукоятка управления краном отопителя кабины; 3 -
место установки радиоприемника (автомагнитолы); 4 - дефлекторы; 5 - рециркуляци-
онные заслонки; 6 - выключатель стеклоочистителя переднего стекла; 7 - выключа-
тель вентилятора отопителя кабины; 8 - выключатель задних рабочих фар; 9 - вы-
ключатель передних рабочих фар на крыше кабины; 10 - выключатель фонарей зна-
ка «Автопоезд»(вариант исполнения); 11 - зеркало заднего вида; 12 - выключатель
аварийной световой сигнализации; 13 - многофункциональный подрулевой переклю-
чатель; 14 - комбинация приборов; 15 - блок контрольных ламп; 16 - индикатор ком-
бинированный; 17 - рулевое колесо; 18 - пульт управления индикатором комбиниро-
ванным; 19 - выключатель стартера и приборов; 20 - дистанционный выключатель
АКБ; 21 - выключатель стеклоомывателя; 22 - центральный переключатель света; 23
- выключатель передних рабочих фар, установленных на поручнях; 24 - педаль
управления сцеплением; 25 - передняя панель щитка приборов; 26 - рукоятка фикса-
ции наклона рулевой колонки; 27 - педаль управления левым тормозом; 28 - педаль
управления правым тормозом; 29 - педаль управления подачей топлива; 30 - панель
системы управления двигателем; 31 - плафон кабины с выключателем; 32 - рычаг
переключения диапазонов КП; 33 - рычаг переключения передач КП; 34,35,36 - ры-
чаги управления выводами гидросистемы; 37 - рычаг управления стояночным тормо-
зом; 38 - тяга управления задним ВОМ; 39, 40 - рычаги управления гидроподъемни-
ком ЗНУ;
41
- панель управления БД заднего моста, приводом ПВМ и зад-
ним(передним) ВОМ; 42 - рукоятка управления подачей топлива. 43 - ограничитель
хода рукоятки позиционного регулирования ЗНУ; 44 - рукоятка переключения ВОМ с
независимого на синхронный привод; 45 - выключатель заднего стеклоочистителя.
На Вашем тракторе взамен вентилятора-отопителя по заказу может быть ус-
тановлен кондиционер, взамен КП 16х8 по заказу может быть установлена КП 24х12,
взамен системы управления ЗНУ с гидроподъемником по заказу может быть уста-
новлена электрогидравлическая система управления ЗНУ. По заказу Ваш трактор
может оборудован ходоуменьшителем.
2.2 Выключатели и переключатели щитка приборов
1 - выключатель передних рабочих фар, установленных на поручнях; 2 - вы-
ключатель аварийной световой сигнализации; 3 - многофункциональный подруле-
вой переключатель; 4 - выключатель стартера и приборов; 5 - дистанционный вы-
ключатель АКБ; 6 - выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 7 - централь-
ный переключатель света.
Рисунок 2.2.1 - Выключатели и переключатели щитка приборов
Выключатель стартера и приборов 4 (рисунок 2.2.1) имеет четыре положения:
- «0» - выключено;
- «I» - включены приборы; блок контрольных ламп, свечи накаливания;
- «II» - включен стартер (нефиксированное положение);
- «III» - включен радиоприемник.
19
Схема положений выключателя стартера и приборов приведена на рисунке
2.2.2 и на инструкционной табличке выключателя.
Рисунок 2.2.2 - Схема положений выключателя стартера и приборов
ВНИМАНИЕ: ПОВТОРНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ СТАРТЕРА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО
ПОСЛЕ ВОЗВРАТА КЛЮЧА В ПОЛОЖЕНИЕ «0» ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ. ДЛЯ ПЕРЕВОДА
ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ В ПОЛОЖЕНИЕ «III» НЕОБХОДИМО В
ПОЛОЖЕНИИ «0» КЛЮЧ ВДАВИТЬ В ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ПОВЕРНУТЬ ЕГО ПРОТИВ
ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ!
Подрулевой многофункциональный переключатель 3 (рисунок 2.2.1) обеспе-
чивает включение указателей поворота, переключение света фар
(ближний-
дальний), сигнализацию дальним светом, звуковой сигнал:
- поворотом рычага подрулевого переключателя 3 от себя или на себя вклю-
чается правый или левый указатель поворота соответственно. После поворота трак-
тора рычаг автоматически возвращается в исходное положение.
- звуковой сигнал включается при нажатии на рычаг в осевом направлении. Зву-
ковой сигнал включается в любом положении рычага подрулевого переключателя 3.
- при включенных дорожных фарах (установка клавиши 7 в положение «III») и при
установке рычага переключателя 3 вниз включается «дальний свет», при включенных
дорожных фарах и при установке рычага переключателя 3 вверх - «ближний свет».
- при перемещении рычага переключателя 3 из положения «ближний свет» вверх
до упора кратковременно включается «дальний свет» («мигание дальним светом», поло-
жение нефиксированное) независимо от положения центрального переключателя света.
При отпускании рычага он автоматически возвращается в положение «ближнего света».
При нажатии на кнопку выключателя аварийной световой сигнализации 2 (ри-
сунок 2.2.1) включается аварийная световая сигнализация. Встроенная в кнопку кон-
трольная лампа мигает одновременно с мигающим светом сигнализации. При по-
вторном нажатии на кнопку 2 аварийная сигнализация отключается.
Центральный переключатель света 7 (рисунок 2.2.1), имеет три положения:
- положение «I» - «выключено» (утоплена верхняя на рисунке 2.2.1 часть клавиши);
- положение «II» - «включены передние и задние габаритные огни, освещение
номерного знака, освещение контрольно-измерительных приборов на щитке, а также
габаритные огни на прицепной машине» (среднее положение);
- положение «III» - «включены все потребители положения «II» и дорожные
фары» (нижняя на рисунке 2.2.1 часть клавиши нажата до упора).
При нажатии на клавишу выключателя передних рабочих фар 1 (рисунок 2.2.1)
включаются две передние рабочие фары, установленные на поручнях фонарей и
световой индикатор, встроенный в клавишу.
При нажатии на клавишу 6 (рисунок 2.2.1) (нефиксированное положение)
включается стеклоомыватель переднего стекла. При отпускании клавиши 6 - стек-
лоомыватель переднего стекла выключается.
При нажатии на клавишу (нефиксированное положение) дистанционного вы-
ключения АКБ 5 (рисунок 2.2.1) включаются АКБ, при повторном нажатии - аккуму-
ляторные батареи выключаются.
20

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности