Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам различного группового состава
1
Особенности работы моющих присадок
применительно к бензинам
различного группового состава
Для решения задачи повышения качества применяемых топлив в двигателях внутрен-
него сгорания предложен комплексный подход, предусматривающий использование
присадок к бензину, одновременно повышающих моющие свойства и полноту сгорания
топлива. Представлены результаты лабораторных исследований современных бензи-
нов и моторно-стендовых испытаний бензинового впрыскового двигателя при его ра-
боте на бензинах разного группового и оксигенатного состава, в том числе с содер-
жанием моющей присадки и активатора горения. Рассмотрены связи между группо-
вым и оксигенатным составами бензина, концентрацией введенной присадки и
технико-экономическими и экологическими показателями работы бензинового двига-
теля. Определена оптимальная концентрация ввода многофункциональной присадки в
бензины разного группового состава. Показано, что эффективность работы присад-
ки ухудшается при повышении содержания оксигенатов.
Ключевые слова: бензин, групповой состав, оксигенаты, моющие присадки, акти-
ваторы горения, моторно-стендовые испытания, нагарообразование, токсич-
ность отработавших газов
Современные брендовые автомобильные бензины практически
всегда содержат моющие присадки, предназначенные для снижения
уровня отложений в системе топливоподачи, впускных каналах и на
впускных клапанах, в камере сгорания двигателя [1–6].
Часто моющая присадка комбинируется с активатором горения
топлива, с помощью которой достигается повышение скорости и
полноты сгорания топлива в двигателе. В результате его работы уси-
ливается действие моющей присадки путем активации «горячей»
очистки камеры сгорания — температурного разрушения твердых
сажистых отложений на огневых поверхностях головки цилиндров и
поршней. В результате улучшаются условия сгорания топливо-
воздушной смеси, отдаляется порог детонации в двигателе, снижает-
ся вероятность возникновения калильного воспламенения. Одним из
преимуществ использования бензинов, содержащих комплексный
пакет присадок, является уменьшение скорости загрязнения активной
зоны катализаторов системы подавления токсичности отработавших
газов, следовательно, продление их срока службы [5, 6]. Кроме того,
увеличение скорости и полноты сгорания топлива способствует по-
вышению мощности и снижению расхода топлива двигателя [5, 6].
2
Комплексный пакет присадок автомобильного бензина предна-
значен для достижения двух целей. Во-первых, улучшение качества
сгорания топлива способствует уменьшению склонности топлива к
образованию отложений. Сгорание происходит с образованием
меньшего количества сажистых отложений, негативно влияющих на
рабочий процесс двигателя. Во-вторых, моющий компонент пакета
способствует удалению органических отложений в «холодной» части
топливной системы (топливном баке, топливопроводах, дозирующих
элементах системы топливоподачи), накопленных за время преды-
дущей эксплуатации двигателя и нарушающих процесс смесеобразо-
вания. Кроме того, он должен инициировать «горячую» очистку ог-
невых поверхностей камеры сгорания двигателя.
Опыт многочисленных экспериментальных исследований, прове-
денных авторами статей [7, 8], показал, что эффективность работы
пакета присадок существенно зависит от группового состава базового
топлива. При этом данный вопрос практически полностью игнориру-
ется производителями присадок, рекомендации которых по дозиров-
ке пакета являются общими для любых видов базовых бензинов.
Цель статьи — экспериментальное исследование влияния группово-
го состава бензина на работу комплексной многофункциональной мо-
ющей присадки отечественного производства, входящей в его состав,
для доказательства необходимости последующей оптимизации концен-
трации ввода присадки в соответствии с составом каждого базового
бензина.
Испытаниям подлежали четыре вида базовых бензинов АИ-92 с
разным содержанием ароматических углеводородов и кислородосо-
держащих компонентов. Физико-химические показатели базовых
бензинов приведены в табл. 1.
Таблица 1
Физико-химические показатели базовых бензинов
Параметр
Образец бензина
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Октановое число по исследовательскому
методу, ед.
92,6
92,1
92,7
93,1
Октановое число по моторному методу, ед.
83,1
83,0
83,5
88,4
Фракционный состав:
–
объемная доля испарившегося бензина
при температуре 70° С, %
–
объемная доля испарившегося бензина
при температуре 100° С, %
–
объемная доля испарившегося бензина
при температуре 150° С, %
–
конец кипения, °С
–
остаток в колбе, % (об.)
32,2
53,3
86,3
195
1,3
35,0
54,0
81,2
209
1,0
42,3
61,3
87,4
186
1,0
52,4
59,1
82,3
212
1,0
Объемная доля бензола, %
0,5
0,4
0,2
0,1
Концентрация серы, мг/кг
3,0
8,7
7,7
61,0
Давление насыщенных паров, кПа
80,0
74,0
63,0
76,0
Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам…
# 11·2017 3
Окончание табл. 1
Параметр
Образец бензина
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Массовая доля кислорода, %
0
0
2,14
11,3
Содержание фактических смол, мг/100 см
3
0
1,0
0
5,0
Объемная доля углеводородов, %:
–
олефиновых
–
ароматических
2,6
34,9
0,4
33,0
4,2
25,9
2,1
16,3
Объемная доля оксигенатов, %
–
метанола
–
третбутилового спирта
–
эфиров (С5 и выше)
–
–
–
–
–
0,7
–
–
11,7
16,9
1,2
–
Как следует из результатов определения физико-химических по-
казателей базовых бензинов, образцы № 1–3 относятся к экологиче-
скому классу К5 и полностью соответствуют требованиям Техниче-
ского регламента Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) [9]. Образец
№ 4, не соответствующий этим требованиям по составу (наличию
метанола), массовой доле кислорода и содержанию серы, относится к
газоконденсатным базовым бензинам, часто использующимся неко-
торыми топливными фирмами с малым оборотом топлива. Несмотря на
несоответствие состава этого образца бензина требованиям ТР ТС
013/2011, было принято решение оставить его в исследовании для рас-
ширения диапазона изменения параметров группового состава топлива.
Результаты анализа расширенного углеводородного состава образцов
базовых топлив представлен в табл. 2.
Таблица 2
Содержание углеводородов определенных групп
в исследованных образцах базовых бензинов, % (об.)
Группа углеводородов
Образец бензина
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
н-парафиновые
11,43
12,04
12,55
18,47
Изопарафиновые
47,23
48,54
40,54
31,43
Ароматические
34,87
33,04
25,88
16,34
Нафтеновые
3,92
5,26
5,14
10,14
Олефиновые
2,55
0,42
4,18
2,08
Оксигенаты
0
0,70
11,71
21,54
Испытания проводились последовательно для каждого образца
бензина, затем — для этого же бензина с многофункциональной при-
садкой, вводимой в топливо в концентрации, рекомендованной ее
производителем (1000 ррm). Для испытаний был выбран моторный
стенд с бензиновым 16-клапанным впрысковым двигателем
ВАЗ-2112 (4Ч 8,2/7,1) мощностью 68 кВт при частоте вращения
n = 5600
об/мин.
4
Методика испытаний каждого образца бензина включала в себя
следующие этапы [9, 10]:
• частичная разборка двигателя, взвешивание контрольных ве-
совых элементов (клапанов, свечей зажигания, инжекторов), сборка,
установка на стенд;
• эталонное загрязнение, т. е. выработка на фиксированном ре-
жиме 20 л специальной загрязняющей смеси, формирующей на по-
верхностях камеры сгорания, топливной и впускной систем двигате-
ля начального слоя отложений;
• повторная частичная разборка, определение начальной массы
отложений, сборка;
• начальное снятие показателей работы двигателя по заданной
программе с измерением мгновенного расхода топлива и показателей
токсичности отработавших газов на режимах нагрузочных характе-
ристик в эксплуатационном диапазоне работы двигателя, причем ра-
бота двигателя на режимах высоких нагрузок не допускается для
исключения фактора температурной самоочистки двигателя;
• проведение 20-часового цикла испытаний на переменных ре-
жимах на испытуемом бензине;
• итоговое снятие показателей работы двигателя по заданной
программе, разборка двигателя, определение итоговой массы отло-
жений на контрольных деталях.
Для определения массы отложений проводилось взвешивание
контрольных деталей на аналитических весах с точностью до 0,001 г.
Следы масла и прочих загрязнений, оставшихся на поверхностях де-
талей в процессе разборки двигателя, были удалены в ходе специаль-
но разработанной процедуры промывки контрольных деталей в орга-
нических растворителях с последующей сушкой.
По результатам анализа данных, полученных на первом этапе ис-
пытаний, можно сделать следующие выводы.
1.
При испытаниях базовых бензинов начальная масса отложе-
ний, сформированная в результате эталонного загрязнения, после
длительной 20-часовой наработки двигателя, для всех бензинов не-
сколько увеличилась, что свидетельствует о низкой склонности к от-
ложениям у базовых бензинов и отсутствии в их составе моющих
компонентов. Наибольшее увеличение массы отложений было выяв-
лено у образца № 4, что, очевидно, связано со значительным по срав-
нению с другими образцами содержанием фактических смол (рис. 1).
2.
В ходе испытаний образцов бензинов, содержащих мно-
гофункциональную присадку, выявлена тенденция к уменьшению
массы отложений на всех контрольных весовых элементах двигателя
(свечах зажигания, впускных и выпускных клапанах, инжекторах)
(рис. 2).
Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам…
# 11·2017 5
а
б
Рис. 1. Масса отложений на свечах зажигания (а) и впускных
клапанах (б), сформированных в результате испытаний базовых
бензинов
6
а
б
Рис. 2. Масса отложений на свечах зажигания (а) и впускных
клапанах (б), сформированных в результате испытаний образ-
цов бензинов, содержащих многофункциональную присадку
Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам…
# 11·2017 7
3.
На образце бензина № 1 со сравнительно высоким содержани-
ем в базовом бензине ароматических углеводородов и полным отсут-
ствием кислородосодержащих компонентов (рис. 3) моющий компо-
нент присадки проявил наибольшую эффективность. Наименьшая
эффективность присадки была зафиксирована на образце бензина
№ 4 с аномально высоким содержанием оксигенатов. Однако и при
работе на нем масса отложений на поверхностях контрольных дета-
лей начала уменьшаться.
а
б
Рис. 3. Отложения, сформировавшиеся на поверхности впускного клапана
в результате испытаний бензина № 1 с моющей присадкой (а) и без нее (б)
4.
Наибольшую эффективность в относительном снижении мас-
сы отложений бензины, содержащие присадку, показали в плане
очистки впускных клапанов. Очевидно, что в данном случае сумми-
руется эффективность «горячей» очистки, при которой удаляются
твердые сажистые отложения с огневой, наружной поверхности таре-
лок клапанов, и «холодной» очистки, при которой удаляются органи-
ческие отложения со стержней и внутренних поверхностей тарелок
клапанов, омываемых струей топлива из форсунок. Минимальная от-
носительная эффективность выявляется в плане очистки инжекторов
системы впрыска топлива.
На втором этапе экспериментального исследования велся поиск
ответа на вопрос о влиянии концентрации ввода многофункциональ-
ной присадки на величину мгновенной эффективности по снижению
расхода топлива и изменению токсичности отработавших газов, а
также зависимости от состава базового бензина. На основании полу-
8
ченной информации были определены величины оптимальных кон-
центраций ввода многофункциональной присадки в бензины разных
групповых составов. Были проведены моторные стендовые испыта-
ния двигателя на образцах всех четырех видов базовых бензинов с
добавлением многофункциональной присадки в концентрациях
0, 500, 1000, 1500 и 2000 ррm. Для того чтобы исключить фактор ра-
боты моющего компонента присадки, не допускалась длительная ра-
бота двигателя на каждом образце топлива. При этом испытания про-
водились на двигателе, подвергнутом специальной процедуре очист-
ки, в ходе которой были удалены отложения и загрязнения на
поверхностях камеры сгорания, впускной и выпускной систем,
накопленные в процессе предыдущей эксплуатации. В результате ис-
пытаний была получена информация о влиянии активатора горения
топлива, входящего в состав многофункциональной присадки, на мо-
торные показатели бензинов разных групповых составов.
Каждый цикл испытаний включал в себя следующие этапы:
• пуск — прогрев двигателя, наработка на фиксированном режи-
ме 20 мин;
• снятие показателей двигателя, в том числе частоты вращения
коленчатого вала, крутящего момента, мгновенного расхода топлива,
содержания в отработавших газах токсических компонентов (оксида
углерода CO, остаточных углеводородов СН, оксидов азота NО
x
,
двуокиси углерода СО
2
), состава смеси, температуры отработавших
газов, на 10 режимах двух нагрузочных характеристик в эксплуата-
ционном диапазоне работы двигателя;
• обработка результатов испытаний с приведением к стандарт-
ным атмосферным условиям, расчет усредненных показателей по
экономичности двигателя и токсичности отработавших газов.
Некоторые результаты выполненных испытаний приведены ни-
же. На рис. 4 показана зависимость относительного изменения
усредненного удельного расхода топлива двигателя при работе на
бензине, содержащем присадку, от концентрации ее ввода в топливо.
На графиках (см. рис. 4) показана ярко выраженная зависимость
оптимальной концентрации присадки, при которой достигается мак-
симальное энергосбережение, от группового состава бензина, явно
прослеживается зависимость этого параметра от содержания в бен-
зине кислородосодержащих компонентов. Так, для образцов № 1 и
№ 2 бензинов, не содержащих в составе оксигенатов, величина опти-
мальной концентрации близка к 1300 ррm, что несколько превышает
заявленную производителем присадки — 1000 ppm. Для бензинов, со-
держащих связанный кислород, оптимум концентрации сдвигается в
большую сторону. Например, для образца № 3 наилучшие результаты
получены при концентрации присадки 1600 ррm. Более того, для бензи-
на № 4 в исследованном диапазоне концентраций оптимум определен
Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам…
# 11·2017 9
Рис. 4. Зависимость относительного изменения удельного расхода
топлива от концентрации ввода многофункциональной присадки
не был, т. е. он достигается при концентрации присадки, существенно
превышающей 2000 ррm.
Кривые на рис. 4 также отражают влияние состава топлива на
эффективность работы активатора горения. Наибольшая эффектив-
ность (порядка 3,5 % снижения расхода топлива относительно рабо-
ты двигателя на базовом бензине) получена на топливах, в основе ко-
торых базовый бензин № 1, содержащий максимальное количество
ароматических углеводородов при полном отсутствии оксигенатов.
Минимальная эффективность получена при использовании образцов
топлива на базовом бензине № 4 с минимальным содержанием аро-
матических углеводородов и чрезмерно высоким содержанием окси-
генатов. Он составил порядка 1,6 % снижения расхода топлива. Од-
нако, как было сказано выше, при увеличении концентрации ввода
присадки свыше 2000 ррm, возможно, эффективность была бы выше.
В то же время такое увеличение концентрации многофункциональ-
ной присадки приводит к недопустимому увеличению себестоимости
топлива.
Полученный результат также коррелирует с данными по содер-
жанию токсических компонентов углеводородов СН в отработавших
газов (рис. 5).
10
Рис. 5. Зависимость относительного содержания остаточных угле-
водородов СН в отработавших газах (ОГ) от концентрации ввода
присадки
Очевидно, что повышение скорости и качества сгорания топлива,
обеспечиваемое вводом активатора горения, приводящее к снижению
расхода топлива, способствует более полному выгоранию бензина в
цилиндре, что проявляется в уменьшении остаточных углеводородов
СН. При этом максимальная эффективность достигается на опреде-
ленных выше концентрациях ввода присадок в соответствии с соста-
вом базовых бензинов. При этом относительная эффективность кор-
релирует также с данными, полученными при анализе топливной
экономичности двигателя, работавшего на разных образцах топлива.
Так, максимальная эффективность снижения СН достигается на об-
разцах композиционного топлива, содержащего моющую присадку,
на основе бензина № 1 (до 7,5 %), минимальная — на основе базово-
го бензина № 4 (до 3,6 %).
Очевидно, что описанные выше результаты относятся к «мгно-
венной» эффективности, исключающей результат функционирования
моющего компонента присадки, проявляющийся только при дли-
тельной работе двигателя. По этой причине в реальной эксплуатации
двигателя относительное улучшение его показателей может быть су-
щественно выше. В этом случае оно будет зависеть от длительности
наработки двигателя на топливе с присадкой, исходного состояния
двигателя, а также от режимов его эксплуатации.
Особенности работы моющих присадок применительно к бензинам…
Таким образом, в ходе проведенного исследования доказано, что
оптимальная концентрация ввода многофункциональной присадки,
обеспечивающая максимальную эффективность работы как моющего
компонента, так и активатора горения, входящих в ее состав, зависит
от группового состава бензина, в первую очередь — от наличия и со-
става кислородосодержащих компонентов в топливе. Увеличение ок-
сигенатов ухудшает эффективность работы присадки, поэтому требу-
ется повышение концентрации присадки. Следовательно, при форми-
ровании состава брендовых топлив необходима индивидуальная
подборка концентрации многофункциональных присадок с учетом
состава базового бензина и заданного соотношения цена — качество.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильно-
му и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для ре-
активных двигателей и мазуту» ТР ТС 013-2011 от 18.01.2011 г., № 826, 22 с.
[2]
Борзаев Б.X., Карпов С.А., Капустин В.М. Многофункциональные добавки
к автомобильным бензинам. Химия и технология топлив и масел, 2007,
№ 2, с. 18–20.
[3]
Сафонов А.С., Ушаков А.И., Чечкенев И.В. Автомобильные топлива.
Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент. Санкт-
Петербург, НПИКЦ, 2002, 264 с.
[4]
Данилов А.М., Емельянов В.Е. Метанол в бензине. Газохимия, 2009, № 5,
с. 20–23.
[5] Rockstroh T., Floweday G., Wilken C. Options for Use of GTL Naphtha as a
Blending Component in Oxygenated Gasoline. SAE International Journal of
Fuels Lubricants, 2016, vol. 9 (1), pp. 191–202. DOI 10.4271/2016-01-0879
[6]
Емельянов В.Е. Влияние качества бензинов на токсичность отработавших
газов автомобиля (по материалам зарубежных публикаций). Защита
окружающей среды в нефтегазовом комплексе, 2006, № 1, с. 20–22.
[7]
Шабанов А.Ю., Зайцев А.Б., Мохнаткин Э.М. Связь группового состава
топлива и моторных и экологических показателей бензинового двигателя.
Труды V Международной научно-практической конференции «Новые топ-
лива с присадками». Санкт-Петербург, 2008, с. 60–63.
[8]
Мохнаткин Э.М., Смеречук В.Р., Шабанов А.Ю. Стендовые моторные ис-
пытания автомобильных топлив как важнейшая часть системы доброволь-
ной сертификации горюче-смазочных материалов. Труды V Международ-
ной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками».
Санкт-Петербург, 2008, с. 31–36.
[9]
Томин А.В. Методика комплексной оценки эффективности современных
автомобильных бензинов. Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных ком-
[10] Kak A., Kumar N., Singh B., Singh S., Gupta D. Comparative study of emis-
sions and performance of hydrogen boosted SI engine powered by gasoline
methanol blend and gasoline ethanol blend. SAE Technical Paper, 2015, 2015-
01-1677. DOI 10.4271/2015-01-1677
Статья поступила в редакцию 11.10.2017
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст