Nissan Primera (2002+). Двигатель QG16DE, QG18DE, QR20DE
Nissan Primera (2002+). Двигатель QG16DE, QG18DE, QR20DE
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
На автомобили Nissan Primera для России и стран СНГ устанавливают поперечно расположенные четырехцилиндровые четырехтактные бензиновые 16-клапанные двигатели мод. QG16DE, QG18DE и QR20DE (рис. 5.1 и 5.2) рабочим объемом соответственно 1,6; 1,8 и 2,0 л.
Все двигатели с рядным вертикальным расположением цилиндров, жидкостного охлаждения.
Распределительные валы двигателей приводятся во вращение цепью.
Двигатели QG16DE и QG18DE сходны по конструкции, но отличаются диаметрами цилиндров и деталями системы выпуска отработавших газов.
Головка блока цилиндров двигателя изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Распределительные валы непосредственно воздействуют на клапаны через цилиндрические толкатели.
Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера. Блок
Рис. 5.1. Двигатель QR20DE (вид слева): 1 - впускной коллектор; 2 - управляющий клапан системы изменения фаз газораспределения впускного распределительного вала; 3 - пробка маслоналивной горловины; 4 - кронштейн правой опоры силового агрегата; 5 - генератор; 6 - водяной насос; 7 - катколлектор; 8 - компрессор кондиционера; 9 - автоматический натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов; 10 - масляный картер; 11 - ведущий шкив ремня привода вспомогательных агрегатов с гасителем крутильных колебаний; 12- масляный фильтр; 13 - насос гидроусилителя рулевого управления |
двигателей QG16DE и QG18DE изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Блок цилиндров двигателя QR20DE изготовлен из алюминиевого сплава, цилиндры с высокопрочным и износостойким покрытием также выполнены непосредственно в теле блока.
Крышки коренных подшипников двигателей обработаны в сборе с блоками. Первая и вторая, а также четвертая и пятая крышки двигателей QG16DE и QG18DE объединены попарно в блоки, третья крышка выполнена отдельно. Крышки коренных подшипников двигателя QR20DE изготовлены в едином блоке крышек.
На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал, отлитый из специальной стали, вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным споем. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых перемещений двумя полукольцами, установленными в проточки постели среднего коренного подшипника.
Маховик отлит из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала через установочную втулку и закреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.
Маховик двигателя QR20DE двухмассовый, со встроенным гасителем крутильных колебаний.
На автомобили, оснащенные автоматической коробкой передач, вместо маховика устанавливают ведущий диск гидротрансформатора.
Рис. 5.2. Двигатель QR20DE (вид справа): 1 - распределительная труба системы охлаждения; 2 - корпус водяного распределительного клапана; 3 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 - крышка головки блока цилиндров; 5 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов (датчик фазы); б - дроссельный узел; 7 - топливная форсунка; 8 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 9 - впускной коллектор; 10 - насос гидроусилителя рулевого управления; 11 - масляный фильтр; 12 - датчик аварийного падения давления масла; 13 - водомасляный теплообменник; 14 - датчик детонации; 15 - маховик; 16 - кожух сцепления
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршней выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршни дополнительно охлаждаются маслом, подаваемым через отверстие в нижней головке шатуна и разбрызгиваемым на днище поршня.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с шатунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.
Система смазки комбинированная (подробнее см. «Система смазки», с. 130).
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система состоит из двух ветвей: большой и малой.
При работе двигателя на холостом ходу и в режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускной трубе велико, картерные газы через клапан системы вентиляции картера двигателя, установленный на крышке головки блока цилиндров, по малой ветви системы всасываются во впускной коллектор. Клапан открывается в зависимости от разрежения во впускной трубе и таким образом регулирует поток картерных газов.
В режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол, разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает, картерные газы через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел - во впускной коллектор и в цилиндры двигателя.
Система охлаждения двигателя герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов двигателя. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непро- гретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, расположенного в модуле топливного насоса, регулятора давления топлива, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.
Система зажигания двигателя микропроцессорная, состоит из катушек и свечей зажигания. Катушками зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
Система изменения фаз газораспределения изменяет фазы открытия и закрытия впускных клапанов в соответствии с режимами работы двигателя. Исполнительный механизм размещен на звездочке впускного распределительного вала: корпус привода соединен со звездочкой, ротор - с распределительным валом. Для поворота распределительного вала масло под давлением через клапан направляется к одной из сторон лепестков ротора, одновременно с другой стороны лепестка открывается полость на слив. После того как блок управления определит, что распределительный вал занял требуемое положение, оба канала к механизму перекрываются и ротор механизма удерживается в фиксированном положении.
Для уменьшения сил инерции второго порядка, возникающих при движении деталей кривошипно-шатунного механизма, двигатель QR20DE оснащен блоком с двумя балан- сирными валами, приводимыми цепью от звездочки коленчатого вала.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на четырех опорах с эластичными
резиновыми элементами - двух верхних боковых (правой и левой), воспринимающих основную массу силового агрегата, и задней и передней нижних, компенсирующих крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.
__________ Полезные советы
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление — признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым возникает из-за слишком богатой смеси вследствие неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость проникла в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду — нормальное явление.
Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентиляторы или просто потечь охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель — он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку радиатора: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.
Nissan Primera (2002+). Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель не пускается | |
Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы | Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы |
неисправен топливный насос | Замените насос |
засорен топливный фильтр | Замените фильтр |
неисправен регулятор давления топлива | Проверьте регулятор, неисправный замените |
Неисправна система зажигания | См. «Система управления двигателем» |
Неисправен датчик положения коленчатого вала | Тоже |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу | |
Недостаточное давление в топливной рампе | См. неисправность «Двигатель не пускается» |
Неисправен регулятор холостого хода | Замените регулятор холостого хода |
Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов | Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените |
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист | |
Неполное открытие дроссельной заслонки | Отрегулируйте привод дроссельной заслонки |
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки | Замените датчик |
Недостаточное давление в топливной рампе | См. неисправность «Двигатель не пускается» |
Загрязнен воздушный фильтр | Замените фильтрующий элемент |
Неисправна система зажигания | См. «Система управления двигателем» |
Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10 кгс/см2): пробита прокладка головки блока цилиндров | Замените прокладку |
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец | Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените |
плохое прилегание клапанов к седлам | Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла |
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец | Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе | |
Использование масла несоответствующей марки | Замените масло рекомендованным |
Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости | Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло |
Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса | Промойте или замените масляный насос |
Засорение масляного фильтра | Замените масляный фильтр |
Ослабление крепления или засорение маслоприемника | Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр |
Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей | Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок |
Стук коренных подшипников коленчатого вала | |
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном повышении и понижении частоты вращения коленчатого вала | |
Недостаточное давление масла | См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе» |
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала | Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор |
Стук шатунных подшипников | |
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания | |
Недостаточное давление масла | См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе» |
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
Стук поршней | |
Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне | Замените кольца или поршни с кольцами |
Повышенный шум газораспределительного механизма | |
Попадание воздуха в гидротолкатели клапанов вследствие слишком низкого (захват воздуха насосом) или слишком высокого (вспенивание масла) уровня масла в двигателе | Удалите воздух из гидротолкателей |
Загрязнение полостей гидротолкателей клапанов вследствие применения низкокачественного масла или повреждения масляного фильтра | Промойте гидротолкатели, замените масло и фильтр |
Износ рабочих поверхностей гидротолкателей клапанов, вызванный применением низкокачественного масла или несвоевременной его заменой | Замените гидротолкатели |
Поломка клапанной пружины | Замените пружину |
Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом | Замените направляющую втулку и клапан |
Износ кулачков распределительного вала | Замените распределительный вал |
Неисправны гидротолкатели клапанов | Замените гидротолкатели |
Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала | |
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Ослабление крепления шкива коленчатого вала | Подтяните крепление |
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя | |
Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью) | Замените масло на рекомендованное |
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала | Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника |
Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике | Замените вкладыши переднего коренного подшипника |
Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода | |
Ослабление натяжения или износ ремней приводов генератора и водяного насоса, компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления | Отрегулируйте натяжение ремней или замените их |
Шум деталей газораспределительного механизма | См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма» |
Использование масла несоответствующей марки | Замените масло на рекомендованное заводом - производителем автомобиля |
Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней | Замените поршни и пальцы |
Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна | Замените шатун |
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала | |
Поломка ступицы шкива коленчатого вала | Замените поврежденные детали |
Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала | Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши |
Повышенная вибрация двигателя | |
Дисбаланс коленчатого вала | Снимите и отбалансируйте коленчатый вал |
Установлены поршни разной массы | Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе |
Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах | См. «Проверка компрессии в цилиндрах» |
Подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели | Замените опоры |
Ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов | Подтяните крепления |
Повышенный расход масла | |
Подтекание масла через уплотнения двигателя | Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
Засорена система вентиляции картера | Промойте детали системы вентиляции картера |
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя | Расточите цилиндры, замените поршни и кольца |
Поломка поршневых колец | Замените кольца |
Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла | Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении |
Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов | Замените маслосъемные колпачки |
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров |
Перегрев двигателя | |
Недостаток жидкости в системе охлаждения | Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения |
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора | Очистите наружную поверхность радиатора струей воды |
Неисправен термостат | Замените термостат |
Неисправен электровентилятор системы охлаждения | Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, неисправные узлы замените |
Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) | Замените пробку радиатора |
Использование бензина с пониженным октановым числом | Залейте бензин с соответствующим октановым числом |
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке | |
Поврежден радиатор | Отремонтируйте радиатор или замените |
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов | Замените поврежденные шланги или прокладки, замените хомуты шлангов |
Подтекание жидкости через сальник водяного насоса | Замените водяной насос |
Повреждена прокладка головки блока цилиндров | Замените прокладку |
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров | Проверьте герметичность блока и головок блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст