Skoda Octavia (Tour). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Skoda Octavia (Tour). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
На автомобили Skoda Octavia с двигателями объемом 1,4 и 1,6 л устанавливают пятиступенчатую механическую коробку передач 02К (рис. 6.11); с двигателями 1,8 и 1,9 л-пятиступенчатую механическую коробку передач 02J (см. рис. 6.14). Автомобили с двигателями 1,6 л (101 и 102 л.с.), 1,8 л (150 л.с.), 1,9 л (90 л.с.) оснащают также четырехступенчатой автоматической коробкой передач.
Обе пятиступенчатые механические коробки передач выполнены по двухвальной схеме (рис. 6.12 и 6.15) с пятью синхронизированными передачами переднего хода и одной несинхронизированной передачей заднего хода. Передачи переднего хода снабжены цилиндрическими косозубыми шестернями, передача заднего хода - цилиндрическими прямозубыми шестернями. Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер, и кроме этого у коробки передач есть задняя крышка. Первичный вал запрессован в блок шестерен и соединен с ним шлицами.
На вторичном валу коробки передач находятся ведущая цилиндрическая шестерня главной передачи, ведомые шестерни и синхронизаторы передач. Пары шестерен переднего хода коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Шестерни I-V передач в нейтральном положении свободно вращаются на вторичном валу
Передачи переднего хода включаются осевым перемещением соответствующих муфт синхронизаторов, установленных на вторичном валу Передача заднего хода включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода вдоль своей оси.
Механизм переключения передач расположен в крышке, установленной сверху на картере коробки передач.
Подшипник привода выключения сцепления расположен непосредственно в задней крышке коробки передач и может заменяться без снятия коробки передач (см. «Замена подшипника выключения сцепления», с. 137).
Рычаг 4 (рис. 6.13) переключения передач коробки 02К расположен в корпусе 5 механизма переключения, установленном на тоннеле пола в салоне автомобиля. Движения рычага переключения передач (выбор и переключение) передаются наружным штоком 6 переключения и выбора передач через промежуточные рычаги на внутренний шток 9 переключения и выбора передач. Промежуточные рычаги используются для того, чтобы относительные перемещения между КП и кузовом не передавались на рычаг переключения передач.
Главная передача выполнена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму. Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес.
Рис. 6.11. Пятиступенчатая механическая коробка передач 02К: 1 - сапун; 2 - рычаг переключения передач; 3 - выключатель света заднего хода; 4 - шток привода механизма переключения передач; 5 - пробка маслоналивного отверстия; 6 - картер коробки передач; 7, 11 - фланцы полуосей; 8 - картер дифференциала; 9 - главная пара; 10 - подшипник дифференциала; 12,13, 14,15,16,17,18,19 - шестерни переключения передач; 20 - шток вилки переключения передач; 21 - задняя крышка коробки передач; 22 - защитная крышка
Рис. 6.12. Пятиступенчатая механическая коробка передач 02К (разрез): 1 - картер коробки передач; 2 - шестерня V передачи; 3 - шестерня IV передачи; 4 - шестерня III передачи; 5 - шестерня II передачи; 6 - шестерня передачи заднего хода; 7 - шестерня I передачи; 8 - первичный (ведущий) вал; 9 - картер сцепления; 10 - внутренний ШРУС привода правого переднего колеса; 11 - корпус дифференциала; 12 - ведомая шестерня главной передачи; 13 - внутренний ШРУС привода левого переднего колеса; 14 - вторичный (ведомый) вал |
Дифференциал конический, двухсателлитный. Герметичность соединения внутренних шарниров приводов передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками.
Привод управления механической коробкой передач 02J (рис. 6.16,6.17) состоит из кулисы рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова, тросов выбора и переключения передач (привод Боудена), а также механизма, расположенного на картере коробки передач. Тросы выбора и переключения передач конструктивно отличаются друг от друга и невзаимозаменяемы.
Автоматическая коробка передач (рис. 6.18) обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любых стилей вождения и дорожных условий.
Она скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор. Особенностью коробки является возможность перехода из полностью автоматического режима управления в полуавтоматический режим, при котором водитель в зависимости от условий движения может принудительно блокировать автоматическое переключение на более высокие передачи. Подробно алгоритм управления автоматической коробкой передач описан в разд I «Устройство автомобиля» (см. «Управление коробкой передач», с. 31).
Автоматическая коробка передач соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор и включает в себя следующие элементы и системы.
Гидротрансформатор соответствует сцеплению в механической трансмиссии, но не требует непосредственного управления со стороны водителя. Гидротрансформатор служит для передачи крутящего момента от двигателя к автоматической коробке передач. В процессе работы этот узел, наполненный рабочей жидкостью, несет большие нагрузки и вращается с высокой скоростью. Он не только передает крутящий момент, поглощает и сглаживает вибрации двигателя, но и приводит в действие масляный насос, находящийся в корпусе коробки передач. Масляный насос наполняет рабочей жидкостью гидротрансформатор и создает рабочее давление в системе управления и контроля.
Планетарные ряды соответствуют блоку шестерен в механической коробке передач и служат для изменения передаточного отношения в автоматической трансмиссии при переключении передач;
Рис. 6.13. Привод управления механической коробкой передач 02Ю 1,3,8- промежуточные рычаги переключения и выбора передач; 2 - балансир; 4 - рычаг переключения передач; 5 - корпус механизма переключения и выбора передач; 6 - наружный шток переключения и выбора передач; 7 - втулка кронштейна крепления промежуточных рычагов; 9 - внутренний шток переключения и выбора передач |
Рис. 6.14. Пятиступенчатая механическая коробка передач 02J: 1 - шток привода механизма переключения передач; 2 - сапун; 3 - заглушка; 4,9 - фланцы полуосей; 5 - датчик скорости автомобиля; 6 - картер дифференциала; 7 - главная пара; 8 - подшипник дифференциала; 10, 11,12, 13, 14, 15, 16,18,19, 20 - шестерни переключения передач; 17 - картер коробки передач
Рис. 6.15. Пятиступенчатая механическая коробка передач 02J (разрез): 1 - картер коробки передач; 2 - шестерня V передачи; 3 - шестерня IV передачи; 4 - первичный (ведущий) вал; 5 - клапан прокачки гидропривода сцепления; 6 - шестерня III передачи; 7 - шестерня II передачи; 8 - рабочий цилиндр гидропривода сцепления; 9 - шестерня I передачи; 10 - вилка выключения сцепления; 11 - подшипник муфты выключения сцепления; 12 - заглушка; 13 - картер сцепления; 14 - внутренний ШРУС привода правого переднего колеса; 15 - корпус дифференциала; 16 - ведомая шестерня главной передачи; 17 - внутренний ШРУС привода левого переднего колеса; 18 - вторичный (ведомый) вал
Рис. 6.16. Привод управления механической коробкой передач 02J: 1 - шток привода механизма переключения передач; 2 - направляющий рычаг преселектора; 3 - кронштейн крепления тросов управления коробкой передач; 4 - тросовый привод для устройства преселективного управления переключением передач; 5 - тросовый привод переключения передач; 6 - рычаг переключения передач; 7 - корпус механизма переключения и выбора передач |
Гидравлическая система управления
автоматической коробкой передач включает в себя насос, регулятор давления, золотниковый клапан выбора диапазона АКП, вспомогательные клапаны (соленоиды), муфты и тормоза. Насос создает давление в системе, обеспечивая работу гидротрансформатора, блокировочных муфт, тормозов и смазку деталей коробки. Давление, создаваемое насосом, регулируется в зависимости от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Насос приводится от коленчатого вала двигателя.
Ленточные тормоза служат для временной блокировки элементов соответствующего планетарного ряда на корпус автоматической коробки передач.
Селектор (рис. 6.19) автоматической коробки передач выбора режимов установлен на тоннеле пола и соединен с блоком управления на коробке передач тросом управления. Помимо троса управления, к селектору присоединен трос блокировки, не позволяющий вынуть ключ из замка зажигания, если рычаг селектора не установлен в положение «Р» (стоянка).
Рис. 6.17. Рычаг управления механической коробкой передач 02J: 1 - стопорное кольцо; 2 - втулка; 3 - пружина сжатия; 4 - втулка; 5 - болт; 6 - крышка; 7 - демпфер; 8 - прокладка демпфера; 9 - вкладыш подшипника; 10 - направляющая рычага переключения передач; 11 - амортизирующая шайба; 12 - уплотнение между корпусом механизма переключения передач и кузовом; 13 - рычаг переключения передач; 14 - корпус механизма переключения передач; 15 - втулка подшипника; 16 - коренная шейка; 17 - направляющая гильза; 18 - пружина сжатия; 19 - рычаг преселектора; 20 - винт крепления рычага преселектора; 21 - уплотнение; 22 - прокладка; 23 - тросовый привод для устройства преселективного управления переключением передач; 24 - тросовый привод переключения передач; 25 - стопорное кольцо; 26 - гайка крепления корпуса механизма переключения передач; 27 - втулка подшипника; 28 - стопорное кольцо
Рис. 6.18. Автоматическая коробка передач:
1 - планетарный механизм; 2 - вал промежуточной передачи; 3 - дифференциал; 4 - теплообменник рабочей жидкости; 5 -насос; б - гидротрансформатор; 7 - фланец привода колеса
Рис. 6.19. Привод управления автоматической коробкой: 1 - наконечник управляющего троса (сторона коробки передач); 2 - управляющий трос; 3 - винт крепления уплотнителя троса; 4 - наконечник троса блокировки ключа зажигания; 5 - панель селектора; 6 - рукоятка рычага селектора вариатора; 7 - болт крепления селектора; 8 - наконечник управляющего троса (сторона рычага селектора); 9 - селектор управления коробкой передач
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст