Chevrolet Rezzo. КОЛЕСА И ШИНЫ

Chevrolet Rezzo. КОЛЕСА И ШИНЫ


Колеса автомобиля состоят из двух основ­ных элементов - обода колеса (колесного диска) и шины.

КОЛЕСНЫЕ ДИСКИ

На автомобили Chevrolet Rezzo устанавли­вают стальные штампованные колесные дис­ки, изготовленные из двух частей. Обод коле­са, на который устанавливают шину и собст­венно диск соединены друг с другом сваркой.

На автомобили Chevrolet Rezzo устанавли­вают колесные диски размером 6Jx15. Мар­кировка колесных дисков 6Jx15 расшифро­вывается следующим образом:

6 - ширина профиля обода в дюймах;

J форма бортовой закраины обода (J-об- разная);

15 - диаметр обода в дюймах.


Параметр F (рис. 14.1) - это вылет диска ЕТ 44, равный 44 мм.

ШИНЫ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Шина - сложное высокотехнологичное из­делие. От конструкции и качества установлен-

Рис. 14.1. Параметры колесных дисков: А - ширина профиля обода (дюймы); В - форма бортовой закраины обода; С - диаметр обода (дюймы); D - количество от­верстий под болты крепления колеса; Е - профиль борта покрышки; F - вылет ЕТ (мм); G - точка, в которой изме­ряется максимальное биение диска; Н - центр диска



Рис. 14.2. Элементы конструкции шины: 1 - боковина; 2 - каркас; 3 - плечевая зона; 4 - брекер; 5 - протектор; б - камера; 7 - ободная лента; 8 - обод; 9 - борт



ных на автомобиль шин во многом зависит комфорт и безопасность езды.

Шины - одни из немногих деталей автомо­биля, при покупке которых автовладелец име­ет большую свободу выбора и может про­явить творческий подход.

В настоящее время в продаже представле­ны сотни моделей шин от десятков произво­дителей. Этот раздел призван помочь авто­владельцам разобраться в основных особен­ностях конструкции шин и сделать правиль­ный выбор при покупке.

Покрышка - упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тя­говые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас 2 (рис. 14.2), брекер 4, протектор 5, боковины 1 и борта 9.

Камера (ездовая камера) - резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина - покрышка в комбинации с камерой.

Бескамерная шина - покрышка, не требу­ющая камеры. Герметичность полости дости­гается особым строением самой покрышки и обода.

Каркас - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринима­ющая внутреннее давление воздуха и переда­ющая на колесо нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги.

Задачей каркаса является поддержание амортизационных свойств шины и удержива­ние в шине необходимого для этого количест­ва воздуха.

Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезинен- ного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от 1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельскохозяйст­венных шинах и пр.).

Брекер - часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и про­тектором шины. Он служит для улучшения свя­зей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и цент­робежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механиче­ским повреждениям.

В брекере нити корда в смежных слоях пе­ресекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. распо­ложены диагонально независимо от конструк­ции шины.

В зависимости от материала корда шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в карка­се - цельнометаллокордные.


ет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. От качества протектора зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уро­вень шума и вибраций.

Плечевая зона - часть протектора, распо­ложенная между беговой дорожкой и бокови­ной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой, и улучшает соединение протектора с каркасом.

Боковина - часть шины, находящаяся между плечевой зоной и бортом. Она пред­ставляет собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолже­нием протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механичес­ких повреждений. На боковины нанесены обозначения и маркировки шин.

Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бес- камерной) на ободе колеса.

Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезинен- ной проволоки. Борт состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - моно­литность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной сторо­ны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани или корда, предо­храняющая борт от истирания об обод и по­вреждения при монтаже и демонтаже.

Chevrolet Rezzo. КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

1. По типу рисунка протектора и усло­виям эксплуатации

дорожные шины (летние) - предназ­начены для эксплуатации на шоссейных доро­гах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как пра­вило не широкими;

- универсальные шины - предназначены для эксплуатации как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Рисунок протектора состоит из шашек или ребер и может иметь грунтозацепы (массивные выступы) по краям протектора;

шины повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и мягких грунтов. Имеют разре­женный рисунок с развитыми грунтазацепами по краям и мощными недеформирующимися шашками по центру беговой дорожки;

- всесезонные шины R+W (Road+Winter - дорожная и зимняя) - предназначены для экс­плуатации как в зимнее, так и в летнее время. Обеспечивают приемлемую реализацию ха­рактеристик эксплуатации при круглогодичном использовании по шоссейным и грунтовым до­рогам. Рисунок более разреженный, чем у до­рожных, и может иметь микроканавки (ламели), обеспечивающие сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой;

-зимние шины M+S (Mud+Snow - грязь и снег) - предназначены для эксплуатации в зимнее время года. Существуют два типа зимних шин:

а) нешипуемые - изготовляются из мягких сортов резины, чаще всего с направленным рисунком с большим количеством ламелей, и предназначены в основном для эксплуата­ции на очищаемых дорогах, в крупных городах;

б) шипованные или с возможностью шипования - изготовляются из резины средней жесткости и имеют шипы или разме­ченные места для монтажа шипов. Рисунок протектора разреженный, с развитой сетью ламелей, в некоторых случаях приближаются к внедорожным моделям шин Обеспечивают неплохую проходимость на глубоком снегу и хорошо удаляют снежную шугу. Шипованные шины отличаются лучшим сцеплением со льдом и укатанным снегом, но ухудшают сцепление на твердом дорожном покрытии. Отличаются повышенной шумностью.

2. По виду рисунка протектора

В зависимости от расположения элементов рисунок протектора (рис. 14.3) может быть ненаправленным А направленным Б или асимметричным В

Ненаправленный рисунок - симметрич­ный относительно радиальной плоскости ко­леса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большую часть шин выпускают именно с этим рисунком.

Направленный рисунок - симметричный относительно центральной плоскости враще­ния колеса (проходящей через середину про­тектора). Он обладает улучшенной способно­стью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторо­ну допустима при условии движения с неболь­шой скоростью.

Асимметричный рисунок - не симмет­ричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реали­зации разных свойств в одной шине Напри­мер, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.

3. По способу герметизации полости.

Шины бывают с камерой или без камеры.


Бескамерные шины в основном считаются более надежными, чем шины с камерой, пото­му что при проколе шины воздух покидает ее только через отверстие прокола, в то вре­мя как в шинах с камерой воздух вытекает из полости шины по всей окружности монтаж­ного отверстия, поскольку герметичности в этом соединении нет Вот почему бескамер- ная шина оставляет больше времени для ма­невра до того момента, когда езда на повреж­денном колесе станет опасной. Кроме того, шины в бескамерном исполнении легче своих аналогов с камерой.

На борту бескамерной шины можно встре­тить обозначение «TUBELESS», «TL», на борту камерной - «TUBETYPE», «TUBED TIRE».

4. По расположению нитей в каркасе и брекере

- диагональные шины. Диагональные ши­ны А (рис. 14.4) имеют каркас из одной или не­скольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.

Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка ра­диальными шинами. Конструкция диагональ­ных шин устарела, но их продолжают выпус­кать в небольших количествах, так как они от­носительно дешевы в производстве. Единст­венное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина;

- радиальные шины В радиальной ши­не Б корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей следует из названия.

Тонкая мягкая оболочка каркаса по наруж­ной поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного не­растяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи «RADIAL» (радиальная) на боковинах шин часто добавляют надпись «BELTED» (опоясанная) или «STEEL BELTED» (опоясанная сталью).

Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.


Рис. 14.3. Виды рисунков протектора: А - симметричный; Б - направленный; В - асимметричный



Рис. 14.4. Виды каркаса шин: А - шина диагональной конструкции; Б - шина радиальной конструкции; 1 - посадоч­ные поверхности; 2 - обод; 3 - нити корда; 4 - брекер; 5 - боковина; 6 - протектор



Радиальные шины имеют много преиму­ществ, они более комфортны, долговечны, ус­тойчивы, отличаются более низким сопротив­лением качению. Диагональные шины пред­почтительней на бездорожье и при высоких ударных нагрузках на колесо.

Chevrolet Rezzo. МАРКИРОВКА ШИН

На боковины шин наносят маркировку, в ко­торой указаны основные их параметры. На­пример, маркировка шин автомобиля Chevrolet Rezzo 195/ 60 R15 88Н расшифро­вывается следующим образом:

195 - ширина шины, мм:

60 - отношение высоты к ширине профиля, %;

R - радиальная шина;

15 - диаметр диска в дюймах;

88 - индекс грузоподъемности (табл. 14.1);

Н - индекс скорости (табл. 14.2).

На боковую поверхность шины в зависимо­сти от типа и страны производителя могут быть дополнительно нанесены специальные обозначения, дающие более подробную ин­формацию о данной модели.

Reinforced (усиленная) - для шин с повы­шенной грузоподъемностью.

Regroovable - для шин, у которых можно углубить рисунок нарезкой.

Steel (steel belted) - указывает, что шина снабжена опоясывающим металлическим кордом.


TWI (Tread Wear Index) или символ треуголь­ной формы указывает место расположения индикаторов износа...

...выполненных в виде выступов внутри кана­вок протектора. После стирания протектора до уровня этих индикаторов шина считается не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

ИНДЕКСЫ СКОРОСТИ ШИН Таблица 14.2


Индекс скорости

Максимальная скорость, км/ч

А

40

В

50

С

60

D

65

Е

70

F

80

G

90

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Р

150

Q

160

R

170

S

180

т

190

и

200

н

210

V

240

W

270

Y

300

ZR

Более 240

ИНДЕКСЫ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ шин

Индекс

Нагрузка, кг

грузоподъемности

50

190

51

195

52

200

53

206

54

212

55

218

56

224

57

230

58

236

59

243

60

250

61

257

62

265

63

272

64

280

65

290

66

300

67

307

68

315

69

325

70

335

71

345

72

355

73

365

74

375

75

387





Safety warning (для шин рынка Австралии, США и Канады) - текст на английском языке, поясняющий некоторые тонкости безопасно­го использования шины.

Дата изготовления шины - состоит из трех цифр, первые две из которых указыва­ют неделю, а последняя - год изготовления (с 2000 года - из четырех цифр, из которых год изготовления определяется двумя по­следними цифрами).


DOT - символ соответствия действующим стандартам безопасности, установленным транспортным департаментом США. Далее указан идентификационный или серийный но­мер шины (до 11 цифр и букв).


Е с цифрой - номером страны, выдавшей сертификат соответствия по правилам ЕЭК ООН.

ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organization) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.

ЕСЕ (Economic Commission for Europe) - ведомство ООН в Женеве.

FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standards) - нормативы безопасности США.

Tubeless - бескамерная конструкция шины.

Tubed Tire - камерная конструкция шины.

Plies tread - состав слоя протектора.

Sidewall - состав слоя боковины.

Rotation > - направление вращения.

Left - шина устанавливается на левую сто­рону автомобиля (для шин с направленным рисунком протектора).

Right - шина устанавливается на правую сторону автомобиля (для шин с направлен­ным рисунком протектора).


Outside (Side facing outwards) - внешняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).

Inside (Side facing inwards) - внутренняя сторона установки (для шин с асимметричным рисунком протектора).

DA (штамп) - незначительные производст­венные дефекты, не препятствующие нор­мальной эксплуатации.

Часто буквами могут быть указаны условия эксплуатации, например:

М + S (Mud + Snow) - грязь и снег;

R + W (Road + Winter) - дорожная и зимняя;

Winter - зима;

Rain - дождь;

Water или Aqua - вода;

AW (Any weather) - всепогодная;

All Season North America (все сезоны Се­верной Америки) и т.п. - шины, предназначен­ные для эксплуатации в конкретных условиях.

Некоторые производители вместо буквен­ных обозначений используют значки (солныш­ко, снежинка, тучка и т.д.).

Chevrolet Rezzo. СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ШИН

Первый параметр, по которому нужно оп­ределиться, - это типоразмер шины. В инст­рукции к вашему автомобилю должен быть указан типоразмер, который оптимально под­ходит вашему автомобилю.

Учитывая, что многие производители реко­мендуют летом эксплуатировать шины с бо­лее широким профилем, а зимой - с более узким, в инструкции может быть указано не­сколько типоразмеров. Мы не рекомендуем устанавливать шины другого типоразмера, поскольку автопроизводители испытывали ав­томобиль в различных условиях и подобрали оптимальный типоразмер шин, обеспечиваю­щий наиболее безопасный режим эксплуата­ции автомобиля. Шины рекомендованных ти­поразмеров имеют определенную длину ок­ружности по наружному диаметру, и если вы поставите шины другого типоразмера, то это приведет к искажениям показаний счетчика пробега и спидометра. В зависимо­сти от условий, в которых будут эксплуатиро­ваться шины, выбирают их сезонность и рису­нок протектора. По сезонности шины делятся на летние, зимние и всесезонные.

Не стоит эксплуатировать зимние шины летом, так как при повышенной температуре они становятся очень мягкими. Такие шины в летнее время подвержены быстрому изно­су и не обеспечивают безопасный режим эксплуатации автомобиля. Зимой летние ши­ны, наоборот, становятся очень жесткими и не обеспечивают хорошего сцепления с дорогой.

Летом, во время дождя, при движении на большой скорости автомобиль может стать неуправляемым: шина как бы скользит (плывет) по поверхности воды. Этот эффект называется аквапланированием. Для того чтобы избежать этого, на шины наносят ла­мели (канавки) специальной формы, кото­рые способны эффективно отводить воду из пятна контакта колеса и дороги. Очень часто такие шины снабжены маркировкой «RAIN» (дождь) или «AQUA» (вода). Следует отметить, что если такой маркировки нет, то это вовсе не значит, что эти шины нельзя эксплуатировать в дождь.

Зимой проблему для водителей создают заснеженные и обледенелые участки дороги. Машина на подобных участках становится плохо управляемой, что может привести к аварийной ситуации. Решают эту проблему следующим образом: рисунок протектора зимних шин делают более грубым и часто снабжают эти шины шипами. На эти шины на­носят соответствующую маркировку «М+S» (грязь и снег) и/или «Winter» (зима).

Некоторые производители выпускают все- сезон ные шины, которые пригодны для ис­пользования как в зимних, так и в летних усло­виях. Но, как правило, по эксплуатационным качествам они уступают специализированным шинам и являются компромиссом для регио­нов с мягкими зимами. Такие шины сложнее в изготовлении и соответственно стоят значи­тельно дороже, чем сезонные.

Иногда на шинах встречается надпись «АН season» (всесезонные) или «АН weather» (все­погодные). При покупке нужно учитывать, что, возможно, эти шины выпущены для жар­ких стран, где зимние холода держатся на от­метке около О °С и, естественно, для нашей зимы не подходят.

Убедитесь, что приобретаемые вами шины соответствуют международным и российским стандартам. Шины, прошедшие сертифика­цию, маркируют буквой «Е» (что свидетельст­вует о соответствии европейским стандар­там) или надписью «DOT» (соответствует аме­риканским стандартам), а иногда они несут обе эти маркировки.

Вне зависимости от международной серти­фикации все шины, продаваемые в России, должны иметь сертификат соответствия, вы­данный (осстандартом России, который про­водит собственные испытания. Продавец обязан предъявлять сертификат по первому требованию покупателя.


СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН

Замена колес При замене колес нецеле­сообразно менять направление вращения шины, так как их повторная приработка вызы­вает повышенный износ.

При заметном износе передние шины ре­комендуется поменять с задними.

При замене менее изношенные шины все­гда устанавливайте впереди.

Гайки крепления колес затягивайте посте­пенно, крест-накрест.

Обкатка шин Новые шины отличаются гладкой наружной поверхностью, поэтому ши­ны подвергают обкатке. Начальный износ при обкатке делает шину более шероховатой.

Первые 200 км пробега автомобиля следу­ет двигаться очень осторожно (особенно на мокром покрытии).


Цепи противоскольжения Применение цепей допустимо только на ведущих колесах. Допускается выступание цепи над поверхнос­тью и с внутренней стороны колеса не более 15 мм. Максимальная скорость движения с цепями - 50 км/ч. На дорогах без ледяного покрытия, снега и грязи цепи необходимо снимать.

Запасное колесо можно устанавливать как на переднюю, так и на заднюю ось. Авто­мобиль Chevrolet Rezzo комплектуют мало­размерным запасным колесом.

Проверка давления в шинах. Проверяйте давление (табл. 14.3) только в холодных шинах.

ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА Таблица 14.3

В ШИНАХ, кПа

Размер

Размер

При полной нагрузке

шин

диска

передние

колеса

задние

колеса

195/60R15

6Jx15

220

220

125/ 70 R15

4Тх15

420

420

ПРИМЕЧАНИЕ_______________________

Давление воздуха следует проверять только на холодных шинах. Шины можно считать хо­лодными, если после остановки автомобиля прошло не менее трех часов или если после длительной стоянки автомобиля вы проеха­ли расстояние не более 1 км. После пробега автомобиля на расстояние в несколько кило­метров шины успеют нагреться и давление воздуха в них увеличится на 30-40 кПа (0,3-0,4 кгс/см2) по сравнению с холодным состоянием. Это не является признаком не­исправности. Не следует снижать давление воздуха в прогретых шинах для приведения его к номинальному значению, которое уста­новлено для холодных шин. В противном случае шины будут эксплуатироваться при пониженном давлении воздуха.

Периодичность проверки - один раз в ме­сяц или при обслуживании автомобиля.

Желательно проверять давление перед дли­тельными поездками, так как в это время до­стигается максимальная температурная на­грузка на шины. При движении на большие расстояния при высокой скорости и понижен­ном давлении в шинах на деформацию шины затрачивается больше энергии, в результате чего она перегревается и может произойти от­деление слоя профиля или даже разрыв шины.

Проверка высоты протектора шин Ин­тенсивному износу шин способствуют спор­тивная манера вождения, интенсивные уско­рения и резкие торможения.

ПРИМЕЧАНИЕ

Шины можно эксплуатировать до глубины протектора 1,6 мм (глубина канавок профиля по всей поверхности шины должна состав­лять не менее 1,6 мм). Однако в целях безо­пасности рекомендуется заменять шины при глубине протектора 2-3 мм.

На снег/ у шин M+S достаточное сцепление с дорогой при глубине профиля не менее 4 мм.

Следует обследовать шину на наличие по­резов и установить их глубину. Если порезы достигают корда, стальной корд будет корро­дировать от проникающей влаги.

Проверка вентиля проводится в следую­щем порядке:

- отверните колпачок вентиля;

- нанесите на вентиль жидкость так, что­бы она заполнила собой полость вентиля;

- при образовании пузырька подтяните зо­лотник обратной стороной колпачка со специ­альным ключом для выворачивания и затяжки золотника;

- повторно проверьте вентиль указанным способом. При дальнейшем образовании пу­зырьков и при невозможности довинтить зо­лотник замените золотник или вентиль в сбо­ре с золотником;

- навинтите на вентиль колпачок.

Проверка радиального и бокового бие­ния шин выполняется следующим образом.

Вывесите соответствующее колесо авто­мобиля.

Установите измерительный наконечник стрелочного индикатора сначала на рабочую, а затем на боковую поверхность шины.

Руками медленно проворачивайте колесо, одновременно снимая показания индикатора. Места на шине с максимальными отклонения­ми индикатора пометьте мелом.

Проверка радиального и бокового бие­ния дисков. Закрепите диск без шины на оси балансировочного устройства. Установите измерительный наконечник стрелочного ин­дикатора сначала на радиальную, а затем на боковую внутреннюю поверхность диска, на которые опирается борт шины (рис. 14.5).

ПРИМЕЧАНИЕ

Максимальное биение стального диска Н = = S = 1,2MM.

Максимальное биение легкосплавного диска Н = S = 1,0 мм.

Рис. 14.5. Поверхности измерения биения диска:

Н - радиальное биение; S - боковое биение



Руками медленно проворачивайте диск ба­лансировочного устройства, одновременно снимая показания индикатора. Отклонения стрелки индикатора от местных выступов или углублений на диске не учитываются.

Если максимальное значение биения боль­ше указанного, замените диск.


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности