Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40522

Газель до 2009 года. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-40522

Описание конструкции



Система охлаждения: I - система отопления с одним отопителем; II - система отопления с двумя отопителями; 1 - сливной кран системы охлаждения; 2, 3 - краны отопителей; 4 - электронасос системы отопления; 5 - радиатор дополнительного отопителя; 6, 7 - радиаторы отопителей; 8 - расширительный бачок; 9 - дроссельный узел; 10 - термостат; 11 - датчик указателя температуры ох­лаждающей жидкости; 12 - датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 13 - радиатор; 14 - сливная пробка радиатора; 15 - вентилятор; 16 - поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса; 17 - насос охлаждающей жидкости

Система охлаждения — жидкост­ная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией жидкости. Состоит из расширительного бач­ка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлан­гов, радиатора и крыльчатки вен­тилятора. К системе охлаждения подсоединены радиатор отопителя кабины и радиатор дополнитель­ного отопителя (для автофургонов с двумя рядами сидений и микро­автобусов) . Заправляется систе­ма охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально конт­ролировать уровень охлаждаю­щей жидкости. Уровень жидкости на холодном двигателе должен на­ходиться между верхним краем хо­мута, крепящего бачок, и отметкой MIN. К верхним патрубкам бач­ка подсоединены два пароотводя-


щих шланга, соединяющих бачок с крышкой термостата и радиатора. Нижний патрубок бачка соединя­ется наливным шлангом с отводя­щим шлангом радиатора.

1 ерметичность системы охлаж­дения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с ат­мосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан откры­вается при понижении давления в системе на остывающем двигате­ле. При этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снижается.

При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, да­же подходящей по размеру и резьбе,- это приведет к не­допустимому повышению дав­ления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и как следствие - утечке охлаждаю­щей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.

Циркуляцию жидкости в сис­теме охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкос­ти — центробежного типа, при­водится вместе с генератором поликлиновым ремнем от шки­ва привода вспомогательных аг­регатов.

Жидкость поступает к насосу через шланги из термостата, расшири­тельного бачка, радиатора системы охлаждения, из радиатора отопите­ля и блока подогрева дроссельного узла.

Насосом охлаждающая жид­кость нагнетается в рубашку ох­лаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в при- валочных поверхносях блока и головки блока цилиндров по­падает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров и от­туда — к термостату.

Термостат способствует ускорению прогрева двигателя, автоматичес­кому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и ре­гулирует коли чество жидкости, проходящей через радиатор.

На пепрогретом двигателе основ­ной клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патру­бок крышки корпуса термоста­та, ведущий к радиатору системы охлаждения, а байпасный клапан открыт. Жидкость при этом цир­кулирует по рубашке охлаждения двигателя — по малому кругу.

Но мере прогрева двигателя, при температуре жрщкости (82+2) °С основной и байпасный клапаны термостата начинают перемешать­ся, открывая выпускной патру­бок крышки термостата и закрывая байпасный патрубок, пропуская поток жидкости в радиатор систе­мы охлаждения. Жидкость начи­нает циркулировать по большому круга, поступая в радиатор систе­мы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Через блок подогрева дроссельного узла и ра­диатор отопителя жидкость цир­кулирует!' постоянно и не зависит от положения клапана термостата.



Темостат: 1 - байпасный клапа; 2 - ос­новной клапан; 3 - прокладка

Радиатор системы охлаждения со­стоит из двух вертикально распо­ложенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми труб­ками с охлаждающими пластина­ми, расположенными между ними. Жидкость поступает в радиатор че­рез верхний патрубок левого бачка, а отводится через нижний патру­бок правого бачка. Для слива ох­лаждающей жидкости в правом бачке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.

Крыльчатка вентилятора радиа­тора крепится четырьмя болта­ми к фланцу насоса охлаждающей жидкости.

Сигналы на указатель температу­ры охлаждающей жидкости и сиг­нализатор аварийно высокой температуры (перегрев двигателя) в комбинации приборов поступа­ют, соответственно, от датчика тем­пературы охлаждающей жидкости и датчика перегрева двигателя, рас­положенных в корпусе термоста­та. Стержни датчиков омываются жидкостью, поступающей в полость корпуса термостата из рубашки ох­лаждения головки блока цилиндров.


Газель до 2009 года. Замена охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-40522

Устанавливаем автомобиль на гори­зонтальную площадку.

Чтобы открыть кран отопителя, вклю­чаем зажигание, переводим руч­ку регулятора температуры воздуха в крайнее положение синего секто­ра, а затем в красный сектор. При от­крывании крана отопителя должен быть слышен отчетливый щелчок. Выключаем зажигание.

Подставляем широкую емкость объ­емом не менее 10 л под сливное от­верстие радиатора.

Ключом «на 14» отворачиваем резь­бовую пробку сливного отверстия.

Снимаем крышку расширительного бачка...



...и сливаем жидкость из радиатора.

Надеваем шланг на кран, установ­ленный на блоке цилиндров с левой стороны.

Открываем кран и сливаем охлаж­дающую жидкость из рубашки ох­лаждения блока цилиндров.


Закрываем сливной кран блока ци­линдров и снимаем с него шланг, заворачиваем пробку сливного от­верстия радиатора.

В салоне автомобиля...


...отворачиваем на 2-3 оборота про­бку тройника. Он установлен с пра­вой стороны под панелью приборов (для наглядности показано со сня­той панели приборов).

Заливаем через воронку в расши­рительный бачок охлаждающую жидкость и заворачиваем пробку тройника.

Включаем зажигание и электро­насос дополнительного отопителя на 1-2 мин. Снова отворачиваем про­бку тройника, чтобы выпустить воздух из системы. Повторяем эту операцию 2-3 раза.

Доливаем жидкость в бачок до тре­буемого уровня, пускаем двигатель, включаем электронасос дополни­тельного отопителя. Даем двигате­лю поработать на повышенных (около 3000 мин-1) оборотах 3-5 мин. За это время уровень охлаждающей жид­кости в бачке должен ощутимо пони­зиться. Это будет свидетельствовать о том, что воздушная пробка вышла из системы охлаждения. Проверить это можно несколькими способа­ми: оба шланга основного отопителя должны быть горячие, а при включе­нии электровентилятора основного отопителя в салон должен подавать­ся теплый воздух. Дав двигателю остыть, проверяем уровень охлажда­ющей жидкости. При необходимос­ти доливаем жидкость и закрываем расширительный бачок крышкой. Убеждаемся в отсутствии подтека­ния охлаждающей жидкости, при необходимости подтягиваем про­бки сливного отверстия и выпуска воздуха.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности