Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 1

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 1

background image

4LM

16 - ТИ

клапанные

20 - ТИ

клапанные

-F

-FE

-F
-FE

7A-FE

Устройство, техническое

обслуживание и ремонт

Модификации этих двигателей

устанавливались на модели:

"COROLLA "
"COROLLA LEVIN"
"COROLLA CERES"
"COROLLA SPACIO"
"SPRINTER"
"SPRINTER CARIB"

"SPRINTER TRUENO"
"SPRINTER MARINO"
"CALDINA "
"CARINA "
"CARINA II"
"CARINA E"
"CORONA"
"MR-2"

-GE
-GE

TOYOTA

ДВИГАТЕЛИ

background image

В руководстве дается подробное пошаговое описание процедур по ремонту и техническому обслужи-

ванию карбюраторных двигателей 4A-F (1.6 л); 5A-F (1.5 л) и двигателей 4A-FE (1.6 л). шестнадцати

и двадцатиклапанных 4А-GЕ(1.6л). 5А-FЕ (1.5л). 7A-FE (1.8 л) с распределенным впрыском топлива.

Издание содержит подробные сведения по ремонту и регулировке карбюраторов и элементов системы

впрыска топлива, зажигания, систем запуска и зарядки, инструкции по использованию системы самодиагно-

стики. а также возможные неисправности и методы их устранения, сопрягаемые размеры основных деталей
и пределы их допустимого износа.

Объем данной информации позволяет использовать руководство при ремонте других модификаций

Двигателей 4А и 5А: 4A-G. 4A-GZE. 4A-GELU. 4A-ELU. 4A-GEU. 4A-FHE и 5A-FHE

Книга предназначена для автовладельцев, персонала СТО и ремонтных мастерских

background image

Общие инструкции

по ремонту

1. Пользуйтесь чехлами на крылья, сиденья и напольными

ковриками, чтобы предохранить автомобиль от загрязне-

ния и повреждений.
2. При разборке укладывайте детали в с о о т в е т с т в у ю щ е м

порядке, чтобы облегчить последующую оборку

3. Соблюдайте следующие правила:

а) Перед выполнением работ с электрооборудованием

отсоедините кабель от отрицательной к л е м м ы аккуму-

ляторной батареи.
б) Если необходимо отсоединить аккумуляторную бата­

рею для контрольной проверки или п р о в е д е н и я ремонт-

ных работ, обязательно в первую очередь отсоединяйте

кабель от отрицательной (-) клеммы, которая соединена

с кузовом автомобиля

в) При проведении сварочных работ, следует отсоеди-

нить аккумуляторную батарею и разъемы электронного

блока управления.

4 Проверить надежность и правильность к р е п л е н и я со­

единительных муфт и штуцеров шлангов и р а з ъ е м о в про-

водов.
5 Детали, не подлежащие повторному п р и м е н е н и ю

а) Обязательно заменяйте разводные ш п л и н т ы , уплот­

нительные прокладки, уплотнительные кольца, масля­

ные уплотнения и т д на новые
б) Детали, не подлежащие повторном/ использованию

помечены на рисунках значком "•"

6. Перед проведением работ в покрасочной камере, сле­

дует отсоединить и снять с автомобиля аккумуляторную

батарею и электронный блок управления,
7. В случае необходимости нужно наносить на уплотни­

тельные прокладки герметизирующий состав, ч т о б ы пре­

дотвратить возникновение утечек.

8. Тщательно соблюдайте все технические у с л о в и я в от-

ношении величин момента затяжки резьбовых соедине-

ний. Обязательно следует пользоваться д и н а м о м е т р и ч е ­

ским ключом.
9. В зависимости от характера производимого р е м о н т а

может потребоваться применение специальных м а т е р и а ­

лов и специального инструмента для т е х н и ч е с к о г о о б с л у ­

живания и ремонта.

10. При замене перегоревших предохранителей нужно I

проследить, чтобы новый плавкий предохранитель был I

рассчитан на соответствующую силу тока. ЗАПРЕЩАЕТ¬

СЯ превышать это номинальное значение т о к а и л и встав­

лять предохранитель более низкого номинала.

11. При поддомкрачивании автомобиля и у с т а н о в к е его на

опоры должны соблюдаться соответствующие меры пре-

досторожности. Нужно проследить за т е м , ч т о б ы поднятие

автомобиля и установка под него опор п р о и з в о д и л и с ь в

предназначенных для этого местах

а) Если автомобиль должен быть п о д д о м к р а ч е н только

спереди или сзади, нужно проследить, ч т о б ы колеса

противоположной оси были надежно з а б л о к и р о в а н ы с

целью обеспечения безопасности

б) Сразу же после поддомкрачивания а в т о м о б и л я нужно

обязательно установить его на подставки. К р а й н е опас­

но производить какие-либо работы на а в т о м о б и л е , в ы ­

вешенном только на одном домкрате

Внимание:

• Продолжительный и часто повторяющийся контакт

масла с кожей, вызывает ее сухость, раздражение и

дерматиты, а в отдельных случая ж отработанное

масло может вызвать рак кожи.

• При замене масла во избежание контакта с ним ре­

комендуется использовать маслостойкие перчатки.

При мытье рук используйте мыло и воду, не рекомен­

дуется использовать бензин, смывки и растворители

Отработанное масло и использованные фильтры

должны собираться в специально подготовленные ем­

кости.

Сокращения и услов­

ные обозначения

Сокращения

AT автоматическая коробка передач
EFI электронная система впрыска топлива

EGR система рециркуляции отработавших газов

Ех ..кроме

»

Lean Bum система с изменяемой геометрией

впускного коллектора (или система

сгорания обедненных смесей)

МТ ..механическая коробка передач

OFF выключено
ОN включено

PCV система принудительной вентиляции картера

А/С кондиционер воздуха
АКПП ... автоматическая коробка передач
ВМТ ...верхняя мертвая точка
ВП впускной

ВЫП... выпускной

грм газораспределительный механизм

КПП ...коробка переключения передач

кр. кроме

МЗ. момент затяжки

МКПП... механическая коробка передач

НМТ нижняя мертвая точка

ОГ. отработавших газов

Т/В топливовоздушной смеси

шт штук (количество)

Эл.М. Э/М электромагнитный клапан

6 Оглавление

Условные обозначения

... деталь, не подлежащая повторному

использованию

* нанесите анаэробный клей-герметик

THREE BONO 1324 (или эквивалентный)

на два или три витка резьбы на конце болта

Идентификация

Номер двигателя

Номер двигателя выбит на блоке цилиндров, место рас­

положения номера показано на соответствующем рисунке

стрелкой

background image

Двигатель - механическая часть

Описание двигателей

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE,

7A-FE и 4A-GE

Двигатели 4A-F. 5A-F, 4A-FE. 5A-FE.

Б и 4A-GE (АЕ92. AW11 и АТ160) -

4-х цилиндровые, рядные, с четырьмя

клапанами на каждый цилиндр (два -

впускных и два - выпускных), с двумя

распределительными валами верхнего

расположения. Двигатели 4A-GE

(АЕ101. АЕ111) отличаются установкой

пяти клапанов на каждый цилиндр (три

впускных два выпускных)

В их конструкции и компоновке много

общего, поэтому их описание прово­

дится параллельно с указанием кон­

структивных особенностей каждого

типа двигателя.

Двигатели 4A-GE (АЕ101, АЕ111) с

пятью клапанами на цилиндр.

Двигатели 4A-F. 5A-F - карбюратор­

ные. Все остальные двигатели имеют

систему распределенного впрыска то­

плива с электронным управлением

Двигатели 4A-FE для моделей АЕ101

и АТ190 выполняются в трех вариан­

тах, которые отличаются друг от друга

в основном конструкцией впускной и

выпускной систем:

• Серийный вариант с 3-х компо­

нентным каталитическим нейтрали­

затором отработавших газов.

• Серийный вариант без 3-х компо­

нентного каталитического нейтрали­

затора отработавших газов (этот

вариант также применяется на мо­

делях АЕ92. АЕ95. АТ171 и АТ180).

• Вариант двигателя с системой

сгорания обедненных смесей; этот

вариант двигателя может также

иметь впускную систему с изменяе­

мой геометрией или с дополнитель­

ным дросселированием перед впу­

скными клапанами.

Двигатель 5A-FE (модель АЕ110 с

нейтрализатором) аналогичен двига­

телю 4A-FE (для моделей АЕ101 и

АТ190), но отличается от него разме­

рами цилиндро-поршневой группы.

Двигатель 7A-FE (модели АЕ93. АЕ102,

АЕ103 и АТ200) имеет небольшие кон­

структивные отличия от 4A-FE (для мо­

делей АЕ101 и АТ190), которые будут

указаны по ходу изложения.

Двигатель 4A-GE (модели АЕ92, АЕ101,

АЕ111, AW11 и АТ160) также имеет ряд

конструктивных отличий, которые будут

отмечены по ходу изложения

Двигатели имеют нумерацию цилинд­

ров, начинающуюся со стороны, про­

тивоположной отбору мощности. Ко­

ленчатый вал - полноопорный с 5-ю

коренными подшипниками. Вкладыши

подшипников выполнены на основе

сплава алюминия и установлены в

расточках картера двигателя и крышек

коренных подшипников. Сверления,

выполненные в коленчатом валу, слу­

жат для подачи масла к шатунным

подшипникам, стержням шатунов,

поршням и другим деталям.

Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.

Головка блока цилиндров, отлитая из

алюминиевого сплава, имеет попе­

речные и расположенные с противо­

положных сторон впускные и выпуск­

ные патрубки, скомпонованные с шат­

ровыми камерами сгорания Свечи

зажигания расположены в центр»

мер сгорания.

В двигателе 4A-F используется тради­

ционная конструкция впускного кол­

лектора с 4-мя отдельными патрубка­

ми, которые объединяются в один ка­

нал под фланцем крепления карбюра­

тора. Впускной коллектор имеет жид­

костный подогрев, который упучшает

приемистость двигателя, особенно в

процессе его прогрева.

Впускной коллектор двигателей 4А-

FE, 5A-FE имеет 4 независимых пат­

рубка одинаковой длины, которые с

одной стороны объединяются общей

впускной воздушной камерой

(резонатором), а с другой - стыкуются

с впускными каналами головки блока

цилиндров. Впускной коллектор двига­

теля 4A-GE имеет 8 таких патрубков.

каждый из которых подходит к своему

впускному клапану. Сочетание длины

впускных патрубков с фазами газо­

распределения двигателя позволяет

испопьзовать явление инерционного

наддува для повышения крутящего

момента на низких и средних частотах

вращения двигателя.

Выпускные и впускные клапаны сопря­

гаются с пружинами, имеющими не­

равномерный шаг навивки.

Распределительный вал выпускных

клапанов двигателей 4A-F, 4A-FE, 5А-

F. 5A-FE, 7A-FE приводится во вра­

щение от коленчатого вала с помо­

щью плоскозубчатого ремня, а рас­

пределительный вал впускных клапа­

нов приводится во вращение от рас­

пределительного вала выпускных кла­

панов с помощью шестеренной пере­

дачи. В двигателе 4A-GE оба распре­

делительных вала (впускных и выпу­

скных клапанов) приводятся во вра­

щение от одного и того же плоскозуб­

чатого ремня. Распределительные

валы имеют 5 опор, расположенных

между толкателями клапанов каждого

цилиндра; одна из этих опор располо­

жена на переднем конце головки бло­

ка цилиндров. Смазка опор и кулачков

распределительных валов, а также

приводных шестерен (дпя двигателей

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE). осуществ­

ляется потоком масла, поступающим

по масляному каналу, просверленно­

му в центре распределительного вала.

Регулировка зазора в клапанах осу­

ществляется с помощью регулировоч­

ных шайб, расположенных между ку­

лачками и толкателями клапанов (у

двадцатиклапанных двигателей 4А-

GE регулировочные проставки распо­

ложены между толкателем и стержнем

клапана).

Пластиковый защитный кожух ремня

привода распределительного вала со­

стоит из 3-х частей. Сервисное отвер­

стие для регулировки натяжения рем­

ня привода распределительного вала

расположено в кожухе №1 (двигатели

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или

в кожухе №2 (двигатель 4A-GE).

Поршни изготовлены из высокотемпе­

ратурного алюминиевого сплава

днищах поршней выполнены углубле-

Двигатели 4A-GE (АЕ101, АЕ111) с

пятью клапанами на цилиндр.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности