Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 2
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 2
8
Двигатель - механическая часть
кия для предотвращения встречи
поршня с клапанами в ВМТ.
Поршневые пальцы двигателей 4A-F.
4A-FE. 5A-F, 5A-FE и 7A-FE -
"закрепленного" типа; они установле
ны с натягом в поршневой головке
шатуна, но имеют скользящую посадку
в бобышках поршня. Поршневые
пальцы двигателя 4A-GE -I
"плавающего" типа; они имеют сколь
зящую посадку как в поршневой го
ловке шатуна, так и в бобышках
поршня. От осевого смещения такие
поршневые пальцы зафиксированы
стопорными кольцами, установлен
ными в бобышках поршня.
Верхнее компрессионное кольцо изго
товлено из нержавеющей стали
(двигатели 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и
7A-FE) или из стали (двигатель 4А-
GE), а 2-е компрессионное кольцо - из
чугуна. Маслосъемное кольцо изго
товлено из сплава обычной стали и
нержавеющей стали. Наружный диа
метр каждого кольца несколько боль
ше диаметра поршня, а упругость ко
лец позволяет им плотно охватывать
стенки цилиндра, когда кольца уста
новлены в канавках поршня Компрес
сионные кольца препятствуют проры
ву газов из цилиндра в картер двига
теля, а маслосъемное кольцо удаляет
избыток масла со стенок цилиндра,
препятствуя его проникновению в ка
меру сгорания.
Блок цилиндров отлит из чугуна. Он
имеет 4 цилиндра. Верхняя часть бло
ка цилиндров накрывается головкой
цилиндров, а нижняя часть блока об
разует картер двигателя, в котором
устанавливается коленчатый вал.
Блок цилиндров имеет рубашку жид
костного охлаждения, по которой ох
лаждающая жидкость нагнетается к
наружным стенкам цилиндров для их
охлаждения. Головка блока цилинд
ров также имеет рубашку охлаждения,
по которой охлаждающая жидкость в
первую очередь направляется для ох
лаждения стенок камер сгорания и на
правляющих стержней выпускных
клапанов.
Масляный поддон крепится к нижней
части блока цилиндров. Он изготов
лен из штампованной листовой стали
и служит резервуаром для масла (у
двигателя 7A-FE поддон состоит из
двух частей: верхней литой и нижней
штампованной). На двигатели 4A-GE и
7A-FE устанавливается маслоуспокои-
тель.
Проверка уровня и
качества охлаждающей
жидкости
(См. главу "Система охлаждения").
1. Проверьте уровень охлаждающей
жидкости по ее уровню в расшири
тельном бачке. При низком уровне ус
тановите места утечек и долейте жид
кость.
2 Проверьте качество охлаждающей
жидкости Жидкость не должна со
держать следов ржавчины, накипи и
масла в зоне заливной горловины.
При загрязнении и при попадании
масла замените охлаждающую жид
кость.
Проверка качества и
уровня моторного масла
1. Проверьте качество моторного мас
ла, визуально оценив его состояние
наличие воды, обесцвечивание за
грязнение, разжижение При плохом
качестве замените масло
Используйте моторные масла
АPI SC, SD, SE, SF или выше
Вязкость масла (по SAE) должна
соответствовать условиям экс-
плуатации:
2. Проверьте уровень масла, который
должен быть между метками "L" и "F".
При низком уровне масла долейте его
до отметки "F"
Проверка и очистка
воздушного фильтра
Бумажный фильтрующий элемент
1. Снимите фильтрующий элемент,
соблюдая осторожность, чтобы пре
дотвратить попадание грязи и посто
ронних предметов в карбюратор или в
камеру впуска воздуха (для двигате
лей с системой впрыска топлива).
2. Осмотрите фильтрующий элемент и
убедитесь в отсутствии грязи, повреж
дений или масляных пятен.
3 Сжатым воздухом продуйте фильт
рующий элемент изнутри Затем об
дуйте его снаружи.
4. Если элемент порван или слишком
грязный, замените его.
Проверка состояния
аккумуляторной батареи
1. При осмотре батареи проверьте:
отсутствие ржавчины на кронштейне
батареи; прочность крепления аккуму
ляторных клемм; отсутствие коррозии
и повреждений клемм; отсутствие по
вреждений и течи корпуса батареи.
Проверьте с помощью тестера ис
правность плавких вставок, убедив
шись в наличии проводимости на их
выводах.
2. С помощью ареометра проверьте
плотность электролита в каждой банке
аккумуляторной батареи.
Нормальная плотность
электролита 1,25 - 1,29 при 20'С
В случае необходимости добавьте
дистиллированную воду.
Если после зарядки аккумулятора
плотность электролита не соответст
вует техническим условиям, то заме
ните аккумулятор.
Проверка
высоковольтных
проводов
1. Отсоедините высоковольтные про-
вода от свечей зажигания, удерживая
их только за резиновые наконечники
Неправильное обращение с провода-
ми может привести к внутренним раз-
рывам проводов.
2. Используя омметр, проверьте со-
противление каждого высоковольтного
провода.
Примечание: для 4A-F, 7A-FE и 4A-
GE сопротивление проводов прове-
ряется вместе с крышкой распре-
делителя или комплексного блока
зажигания.
Максимальное сопротивление -
25 кОм на каждый провод.
Если сопротивление превышает ука
занное значение, проверьте наконеч-
ники проводов или замените п р о в о д а
и (или) крышку распределителя
(комплексного блока зажигания).
Проверка свечей
зажигания
Используя специальный ключ, вывер-
ните свечи зажигания. Осторожно под-
гибая боковой электрод свечи, добей-
тесь необходимой величины зазора.
Примечание: типы применяемых све-
чей зажигания и необходимые вели-
чины зазоров см. главу "Система за-
жигания"
Проверка ремней
привода навесных
агрегатов
1. Визуально убедитесь в отсутствии
трещин или повреждений ремня, его
вытяжения или износа, а также в от-
сутствии прилипших частиц масла.
Проверьте правильность прилегания
ремня к шкиву.
Примечание: наличие трещин на
ребре ремня считается допусти-
мым. Однако, при наличии выкраши-
вания ремень необходимо заменить.
2. (4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
(AE92,AW11 UAT160))
Проверьте и отрегулируйте натяже
ние ремня привода генератора и на
coca охлаждающей жидкости. При-
ложите усилие 98 Н на участке рем
ня посередине между шкивами при-
вода генератора и насоса охлаж
дающей жидкости, как показано на
рисунке и проверьте прогиб ремня.
Стандартные значения приведены в
таблице "Прогиб ремней двигателей
4A-FE 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE (AE92,
AW11 и АТ160)".
Если прогиб ремня выходит за указан
ные пределы, отрегулируйте натяже
ние ремня, отпустив стопорный болт и
поворачивая регулировочный болт.
Двигатель - механическая часть
(4A-GE(AE101,AE111))
Проверьте и отрегулируйте натяжение
приводных ремней. Прогиб приводных
ремней под действием усилия 98 Н
измеряется в точках А и В, показанных
на рисунке. Стандартные значения
приведены в таблице "Прогиб ремней
двигателей 4A-GE (АЕ101, АЕ111)".
Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160).
Тип двигателя и
модель автомобиля
4A-FE (АЕ92. АЕ95. АТ171. АТ180)
4А-FE (AE101 и АТ190), 5A-FE, 7A-FE
4A-GE(AE92, AW11 и АТ190)
Прогиб ремня в мм
нового
8,5-10.5
7,0-9,0
4,0-5,0
бывшего в эксплуатации
10,0-12,0
11,5-13,5
6,0-7,0
Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-F, 5A-F.
Точка приложения усилия
A
B
C
Прогиб ремня в мм:
нового
8.5-10,5
6,0-7,0
5,0-6,0
бывшего в эксплуатации
10,0-12,0
8,5-9,5
6,0-8,0
Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-GE (АЕ101, АЕ111).
Точка приложения усилия
A
B
Прогиб ремня в мм
нового
3,5-4,5
6,5-7,5
бывшего в эксплуатации
6,0-7,0
9,5-11,0
Если прогиб ремней выходит за ука
занные пределы, отрегулируйте натя
жение ремней.
а) Снимите правый кожух защиты
двигателя.
б) Отрегулируйте натяжение ремней
отпустив стопорную гайку (А) и по
ворачивая регулировочный болт (В)
в) Затяните стопорную гайку (А)
Момент затяжки стопорной гайки
(А) натяжителя ремня привода:
Генератора и насоса охлаждающей
жидкости 47 Нм
Компрессора кондиционера и насо
са гидроусилителя 39 Нм
Регулировка натяжения ремня при
вода генератора и насоса охлаж
дающей жидкости.
Регулировка натяжения ремня при
вода компрессора кондиционера и
насоса гидроусилителя.
(4A-F и 5A-F)
В двигателях 4A-F и 5A-F от шкива ко
ленчатого вала, кроме привода гене
ратора и насоса охлаждающей жидко
сти, через шкив натяжителя осущест
вляется привод компрессора конди
ционера, а от шкива насоса охлаж
дающей жидкости приводится насос
гидроусилителя рулевого управления.
Поэтому прогиб приводных ремней
под действием усилия 98 И измеряет
ся в точках А, В и С, показанных на
рисунке. Стандартные значения при
ведены в таблице "Прогиб ремней
двигателей 4A-F, 5A-F".
Если прогиб ремня привода генерато
ра и насоса охлаждающей жидкости
выходит за указанные пределы, отре
гулируйте натяжение ремня, ослабив
затяжку гайки крепления генератора,
затем стопорного болта и передвинув
генератор в нужном направлении За
тяните стопорный болт, а затем гайку
крепления генератора.
Примечания
• Термин "новый ремень" относит
ся к ремню, который работал сразу
после запуска двигателя в течение
не более 5 минут.
• Термин "работавший ремень" или
"ремень, бывший в эксплуатации"
относится к ремню, который ра
ботал после запуска двигателя в
течение 5 минут или более
• После установки ремня убеди
тесь, что он правильно располага
ется в канавках шкива.
• Убедитесь, что ремень не про
скальзывает в канавках
• После установки нового ремня
запустите двигатель и проверьте
натяжение ремня.
Проверка и регулировка
тепловых зазоров в
клапанах
Внимание: проверка и регулировка
тепловых зазоров в клапанах прово
дится на холодном двигателе.
1. (Только 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Установите поршень 1-го цилиндра в
положение ВМТ в такте сжатия.
а) Снимите крышку маслозаливной
горловины.
Двигатель - механическая часть
б) Убедитесь, что видна метка на
распределительном валу впускных
клапанов.
10
2. Снимите крышку головки блока ци
линдров:
(4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180))
а) Отсоедините высоковольтные
провода от свечей зажигания, удер
живая их только за резиновые нако
нечники Неправильное обращение
с проводами может привести к внут
ренним разрывам проводов
б) Снимите защитный кожух элек
тропроводки двигателя и отсоеди
ните электропроводку от крышки го
ловки блока цилиндров
в) Отсоедините шланги системы
принудительной вентиляции карте
ра от клапана вентиляции картера.
г) Отверните 3 колпачковые гайки,
снимите резиновые втулки и крышку
головки блока цилиндров вместе с
прокладкой.
(4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE u 7A-FE)
а) Отсоедините высоковольтные
провода от свечей зажигания, удер
живая их только за резиновые нако
нечники. Неправильное обращение
с проводами может привести к внут
ренним разрывам проводов.
б) Отсоедините разъем генератора
(1). провод генератора (2), разъем
датчика аварийного давления масла
(3), два хомута электропроводки (4).
в) Отвернув два болта, снимите за
щитный кожух электропроводки дви
гателя и отсоедините электропро
водку от крышки головки блока ци
линдров.
г) Отсоедините 2 шланга системы
принудительной вентиляции картера
от крышки головки блока цилиндров.
д) Отверните 4 колпачковые гайки и
снимите уплотнительные шайбы,
крышку и прокладку крышки.
(4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))
а) Снимите защитную крышку высо
ковольтных проводов системы зажи
гания
б) Отсоедините высоковольтные
провода от свечей зажигания, удер
живая их только за резиновые нако
нечники. Неправильное обращение
с проводами может привести к внут
ренним разрывам проводов.
в) Снимите шкив и ремень привода
насоса охлаждающей жидкости.
г) Снимите защитный кожух элек
тропроводки двигателя, защитные
крышки №3 и №2 ремня ГРМ.
д) Отверните болты и снимите цен
тральную крышку головки блока ци
линдров.
е) Отверните колпачковые гайки,
снимите шайбы и крышки головки
блока цилиндров.
(4A-GE(AE101,AE111))
а) Снимите бачок омывателя.
б) Снимите защитную крышку №3
ремня ГРМ
в) Снимите защитную крышку высо
ковольтных проводов системы зажи
гания.
г) Отсоедините высоковольтные
провода от свечей зажигания, удер
живая их только за резиновые нако
нечники. Неправильное обращение
с проводами может привести к внут
ренним разрывам проводов.
д) Отверните колпачковые гайки.
снимите шайбы и крышку головки
блока цилиндров.
3. Установите поршень 1-го цилиндра
в положение ВМТ в такте сжатия.
Поверните шкив коленчатого вала
по часовой стрелке и совместил
канавку на шкиве с меткой "0"на
крышке №1 ремня привода распре¬
делительного вала (для двигателя
4A-GE модели AW11 канавка на
шкиве совмещается со специаль¬
ным указательным штифтом).
(4A-F, 5A-F, 4A-FE(AE92, AE95, AT171 и
AT180) и 4A-GE (AE92, AW11 и AT160))
Убедитесь, что толкатели клапанов
1-го цилиндра свободны, а толкате-
ли клапанов 4-го цилиндра - зажаты.
Если это условие не выполняется,
то поверните коленчатый вал по ча¬
совой стрелке на 1 оборот (360
0
) и
снова совместите канавку на шкиве
с соответствующей меткой.
(4А-FE (AE101 и AT190), 5A-FE и 7A-FE)
Убедитесь, что отверстие на шкиве
привода распределительного вала
совпало с меткой на крышке под¬
шипника.
а) С помощью щупа измерьте зазор
между толкателем клапана и затыл
ком кулачка распредвала.
б) запишите значения величины за
зора, выходящего за пределы, ука
занные в технических условиях; эти
значения будут использованы для
подбора регулировочной шайбы не
обходимой величины.
Номинальный тепловой зазор в кла
панах (на холодном двигателе).
Впускных:
4A-GE(AE101,AE111) 0,19-0,29 мм
Остальные 0,15-0,25 мм
Выпускных
4A-FE(AE101 и AT190).
5A-FE и 7A-FE . 0,25- 0,35 мм
4A-F, 5A-F. 4A-FE (АЕ92. АЕ95.
АТ171 и АТ180) и 4A-GE (АЕ92
AW11 и AT160) 0,20-0,30мм
4A-GE (АЕ101, АЕ111).. 0,39 - 0,49 мм
5 Поверните коленчатый вал на 1
оборот (360
0
) и снова совместите ка
навку на шкиве с соответствующей
меткой, как это указано в параграфе 3,
и проверьте зазоры в клапанах, отме
ченных на рисунке, повторив процеду
ру параграфа 4.
6. (4A-F, 5A-F, 4A-FE (АЕ92, АЕ95,
АТ171 и AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11
и АT160)) Отрегулируйте тепловой за
зор в клапанах.
а) Замените регулировочную шайбу:
• Поверните коленчатый вал таким
образом, чтобы выступ кулачка кла
пана, в котором регулируется зазор,
был ориентирован вверх и не касал
ся толкателя
• С помощью подходящего приспо
собления (А) нажмите на толкатель
клапана и разместите приспособле
ние (В) между распределительным
валом и толкателем клапана; после
чего удалите приспособление (А).
• Удалите регулировочную шайбу с
помощью небольшой отвертки и
магнита.
б) Определите размер (толщину) ре
гулировочной шайбы, обеспечи
вающий зазор в соответствии с тех
ническими условиями
• Микрометром измерьте толщину
снятой регулировочной шайбы;
• По формуле определите толщину
новой регулировочной шайбы, кото
рая обеспечит необходимый тепло
вой зазор в клапанах (в пределах
технических условий);
Для впускных клапанов
N=T + (A -0,20) мм.
Для выпускных клапанов
N=T+(А-0,25) мм
где N - толщина новой шайбы;
Т - толщина снятой шайбы, А - изме
ренный зазор для данного клапана.
• Подберите регулировочную шайбу,
толщина которой наиболее близко
подходит к вычисленному значению
Примечание: регулировочные шайбы
имеют 17 размеров (значений тол
щины) от 2,50 мм до 3,30 мм через
0,05 мм
в) Установите новую регулировоч
ную шайбу, положите шайбу на тол
катель клапана, приспособлением
(А) нажмите на толкатель и уберите
приспособление (В)
г) Заново проверьте зазор.
7. (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и
7A-FE) Отрегулируйте тепловой зазор
в клапанах
Примечания:
• В данных двигателях для регули
ровки теплового зазора в клапанах
требуется демонтаж распредели
тельных валов.
• Поскольку осевой зазор распреде
лительного вала очень мал, то при
демонтаже вала его следует удер
живать в горизонтальном положе
нии, в противном случае возможно
повреждение посадочного места
упорной шайбы распределительного
вала в головке блока цилиндров, что
может вызвать заедание или по
ломку распределительного вала
Аналогичные требования необходи
мо соблюдать и при установке рас
пределительных валов.
• Способы регулировки зазора впу
скных и выпускных клапанов не
сколько отличаются друг от друга.
7.1. Отрегулируйте тепловые зазоры
во впускных клапанах.
7 1 1 . Снимите распределительный
вал впускных клапанов.
а) Поверните шкив коленчатого вала
таким образом, чтобы отверстие во
вспомогательной шестерне (по кото
рому вспомогательная шестерня ус
танавливается на ведущую шестер
ню распределительного вала) оказа-
лось наверху; это позволяет кулач-
кам1 го и 3-го цилиндров в одинако
вой степени надавить на толкатели
соответствующих клапанов.
б) Отверните 2 болта и снимите
крышку 1-го подшипника распреде
лительного вала.
в) Прикрепите вспомогательную
шестерню распределительного вала
к ведущей шестерне при помощи ус
тановочного болта.
Рекомендуемые размеры установоч
ного болта: диаметр - б мм, шаг
резьбы -1,0 мм, длина - 16-20 мм.
Примечание: при снятии распреде
лительного вала убедитесь, что
усилие скручивания, передаваемое на
вспомогательную шестерню от
пружины, снимается вышеприведен
ной операцией.
г) Равномерно отпустите и снимите
8 болтов крышек подшипников рас
пределительного вала за несколько
проходов в последовательности, по
казанной на рисунке; затем снимите
крышки подшипников и распредели
тельный вал
Внимание:
• Если распределительный вал не
снимается при выполнении указан
ных операций, вновь установите
крышку подшипника №3 и затяни
те ее двумя болтами.
• После чего последовательно от
пустите и выверните болты, од
новременно стараясь вытянуть
распределительный вал за шес
терню.
Двигатель - механическая часть
11
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст