Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 2

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 2

background image

8

Двигатель - механическая часть

кия для предотвращения встречи

поршня с клапанами в ВМТ.

Поршневые пальцы двигателей 4A-F.

4A-FE. 5A-F, 5A-FE и 7A-FE -

"закрепленного" типа; они установле­

ны с натягом в поршневой головке

шатуна, но имеют скользящую посадку

в бобышках поршня. Поршневые

пальцы двигателя 4A-GE -I

"плавающего" типа; они имеют сколь­

зящую посадку как в поршневой го­

ловке шатуна, так и в бобышках

поршня. От осевого смещения такие

поршневые пальцы зафиксированы

стопорными кольцами, установлен­

ными в бобышках поршня.

Верхнее компрессионное кольцо изго­

товлено из нержавеющей стали

(двигатели 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и

7A-FE) или из стали (двигатель 4А-

GE), а 2-е компрессионное кольцо - из

чугуна. Маслосъемное кольцо изго­

товлено из сплава обычной стали и

нержавеющей стали. Наружный диа­

метр каждого кольца несколько боль­

ше диаметра поршня, а упругость ко­

лец позволяет им плотно охватывать

стенки цилиндра, когда кольца уста­

новлены в канавках поршня Компрес­

сионные кольца препятствуют проры­

ву газов из цилиндра в картер двига­

теля, а маслосъемное кольцо удаляет

избыток масла со стенок цилиндра,

препятствуя его проникновению в ка­

меру сгорания.

Блок цилиндров отлит из чугуна. Он

имеет 4 цилиндра. Верхняя часть бло­

ка цилиндров накрывается головкой

цилиндров, а нижняя часть блока об­

разует картер двигателя, в котором

устанавливается коленчатый вал.

Блок цилиндров имеет рубашку жид­

костного охлаждения, по которой ох­

лаждающая жидкость нагнетается к

наружным стенкам цилиндров для их

охлаждения. Головка блока цилинд­

ров также имеет рубашку охлаждения,

по которой охлаждающая жидкость в

первую очередь направляется для ох­

лаждения стенок камер сгорания и на­

правляющих стержней выпускных

клапанов.
Масляный поддон крепится к нижней

части блока цилиндров. Он изготов­

лен из штампованной листовой стали

и служит резервуаром для масла (у

двигателя 7A-FE поддон состоит из

двух частей: верхней литой и нижней

штампованной). На двигатели 4A-GE и

7A-FE устанавливается маслоуспокои-

тель.

Проверка уровня и

качества охлаждающей

жидкости

(См. главу "Система охлаждения").

1. Проверьте уровень охлаждающей

жидкости по ее уровню в расшири­

тельном бачке. При низком уровне ус­

тановите места утечек и долейте жид­

кость.

2 Проверьте качество охлаждающей

жидкости Жидкость не должна со­

держать следов ржавчины, накипи и

масла в зоне заливной горловины.

При загрязнении и при попадании

масла замените охлаждающую жид­

кость.

Проверка качества и

уровня моторного масла

1. Проверьте качество моторного мас­

ла, визуально оценив его состояние

наличие воды, обесцвечивание за­

грязнение, разжижение При плохом

качестве замените масло

Используйте моторные масла

АPI SC, SD, SE, SF или выше

Вязкость масла (по SAE) должна

соответствовать условиям экс-

плуатации:

2. Проверьте уровень масла, который

должен быть между метками "L" и "F".

При низком уровне масла долейте его

до отметки "F"

Проверка и очистка

воздушного фильтра

Бумажный фильтрующий элемент

1. Снимите фильтрующий элемент,

соблюдая осторожность, чтобы пре­

дотвратить попадание грязи и посто­

ронних предметов в карбюратор или в

камеру впуска воздуха (для двигате­

лей с системой впрыска топлива).

2. Осмотрите фильтрующий элемент и

убедитесь в отсутствии грязи, повреж­

дений или масляных пятен.

3 Сжатым воздухом продуйте фильт­

рующий элемент изнутри Затем об­

дуйте его снаружи.

4. Если элемент порван или слишком

грязный, замените его.

Проверка состояния

аккумуляторной батареи

1. При осмотре батареи проверьте:

отсутствие ржавчины на кронштейне

батареи; прочность крепления аккуму­

ляторных клемм; отсутствие коррозии

и повреждений клемм; отсутствие по­

вреждений и течи корпуса батареи.

Проверьте с помощью тестера ис­

правность плавких вставок, убедив­

шись в наличии проводимости на их

выводах.

2. С помощью ареометра проверьте

плотность электролита в каждой банке
аккумуляторной батареи.
Нормальная плотность
электролита 1,25 - 1,29 при 20'С

В случае необходимости добавьте

дистиллированную воду.

Если после зарядки аккумулятора

плотность электролита не соответст­

вует техническим условиям, то заме­

ните аккумулятор.

Проверка
высоковольтных

проводов

1. Отсоедините высоковольтные про-

вода от свечей зажигания, удерживая

их только за резиновые наконечники

Неправильное обращение с провода-

ми может привести к внутренним раз-

рывам проводов.

2. Используя омметр, проверьте со-

противление каждого высоковольтного

провода.

Примечание: для 4A-F, 7A-FE и 4A-

GE сопротивление проводов прове-

ряется вместе с крышкой распре-

делителя или комплексного блока

зажигания.
Максимальное сопротивление -

25 кОм на каждый провод.

Если сопротивление превышает ука­

занное значение, проверьте наконеч-

ники проводов или замените п р о в о д а

и (или) крышку распределителя

(комплексного блока зажигания).

Проверка свечей

зажигания

Используя специальный ключ, вывер-

ните свечи зажигания. Осторожно под-

гибая боковой электрод свечи, добей-

тесь необходимой величины зазора.

Примечание: типы применяемых све-

чей зажигания и необходимые вели-

чины зазоров см. главу "Система за-

жигания"

Проверка ремней

привода навесных

агрегатов

1. Визуально убедитесь в отсутствии

трещин или повреждений ремня, его

вытяжения или износа, а также в от-

сутствии прилипших частиц масла.

Проверьте правильность прилегания

ремня к шкиву.
Примечание: наличие трещин на

ребре ремня считается допусти-

мым. Однако, при наличии выкраши-

вания ремень необходимо заменить.

2. (4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE

(AE92,AW11 UAT160))

Проверьте и отрегулируйте натяже­

ние ремня привода генератора и на

coca охлаждающей жидкости. При-

ложите усилие 98 Н на участке рем­

ня посередине между шкивами при-

вода генератора и насоса охлаж­

дающей жидкости, как показано на

рисунке и проверьте прогиб ремня.

Стандартные значения приведены в

таблице "Прогиб ремней двигателей

4A-FE 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE (AE92,

AW11 и АТ160)".

background image

Если прогиб ремня выходит за указан­

ные пределы, отрегулируйте натяже­

ние ремня, отпустив стопорный болт и

поворачивая регулировочный болт.

Двигатель - механическая часть

(4A-GE(AE101,AE111))

Проверьте и отрегулируйте натяжение

приводных ремней. Прогиб приводных

ремней под действием усилия 98 Н

измеряется в точках А и В, показанных

на рисунке. Стандартные значения

приведены в таблице "Прогиб ремней

двигателей 4A-GE (АЕ101, АЕ111)".

Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160).

Тип двигателя и

модель автомобиля
4A-FE (АЕ92. АЕ95. АТ171. АТ180)
4А-FE (AE101 и АТ190), 5A-FE, 7A-FE

4A-GE(AE92, AW11 и АТ190)

Прогиб ремня в мм

нового

8,5-10.5

7,0-9,0
4,0-5,0

бывшего в эксплуатации

10,0-12,0
11,5-13,5

6,0-7,0

Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-F, 5A-F.

Точка приложения усилия

A
B

C

Прогиб ремня в мм:

нового

8.5-10,5

6,0-7,0
5,0-6,0

бывшего в эксплуатации

10,0-12,0

8,5-9,5

6,0-8,0

Таблица. Прогиб ремней двигателей 4A-GE (АЕ101, АЕ111).

Точка приложения усилия

A

B

Прогиб ремня в мм

нового

3,5-4,5
6,5-7,5

бывшего в эксплуатации

6,0-7,0

9,5-11,0

Если прогиб ремней выходит за ука­

занные пределы, отрегулируйте натя­

жение ремней.

а) Снимите правый кожух защиты

двигателя.

б) Отрегулируйте натяжение ремней

отпустив стопорную гайку (А) и по­

ворачивая регулировочный болт (В)

в) Затяните стопорную гайку (А)

Момент затяжки стопорной гайки

(А) натяжителя ремня привода:

Генератора и насоса охлаждающей

жидкости 47 Нм

Компрессора кондиционера и насо­

са гидроусилителя 39 Нм

Регулировка натяжения ремня при­

вода генератора и насоса охлаж­

дающей жидкости.

Регулировка натяжения ремня при­

вода компрессора кондиционера и

насоса гидроусилителя.

(4A-F и 5A-F)

В двигателях 4A-F и 5A-F от шкива ко­

ленчатого вала, кроме привода гене­

ратора и насоса охлаждающей жидко­

сти, через шкив натяжителя осущест­

вляется привод компрессора конди­

ционера, а от шкива насоса охлаж­

дающей жидкости приводится насос

гидроусилителя рулевого управления.

Поэтому прогиб приводных ремней

под действием усилия 98 И измеряет­

ся в точках А, В и С, показанных на

рисунке. Стандартные значения при­

ведены в таблице "Прогиб ремней

двигателей 4A-F, 5A-F".

Если прогиб ремня привода генерато­

ра и насоса охлаждающей жидкости

выходит за указанные пределы, отре­

гулируйте натяжение ремня, ослабив

затяжку гайки крепления генератора,

затем стопорного болта и передвинув

генератор в нужном направлении За­

тяните стопорный болт, а затем гайку

крепления генератора.

Примечания

• Термин "новый ремень" относит­

ся к ремню, который работал сразу

после запуска двигателя в течение

не более 5 минут.

• Термин "работавший ремень" или

"ремень, бывший в эксплуатации"

относится к ремню, который ра­

ботал после запуска двигателя в

течение 5 минут или более

• После установки ремня убеди­

тесь, что он правильно располага­

ется в канавках шкива.

• Убедитесь, что ремень не про­

скальзывает в канавках

• После установки нового ремня

запустите двигатель и проверьте

натяжение ремня.

Проверка и регулировка

тепловых зазоров в

клапанах

Внимание: проверка и регулировка

тепловых зазоров в клапанах прово­

дится на холодном двигателе.

1. (Только 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Установите поршень 1-го цилиндра в

положение ВМТ в такте сжатия.

а) Снимите крышку маслозаливной

горловины.

background image

Двигатель - механическая часть

б) Убедитесь, что видна метка на

распределительном валу впускных

клапанов.

10

2. Снимите крышку головки блока ци­
линдров:

(4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171

и AT180))

а) Отсоедините высоковольтные

провода от свечей зажигания, удер­

живая их только за резиновые нако­

нечники Неправильное обращение

с проводами может привести к внут­

ренним разрывам проводов

б) Снимите защитный кожух элек­

тропроводки двигателя и отсоеди­

ните электропроводку от крышки го­

ловки блока цилиндров
в) Отсоедините шланги системы

принудительной вентиляции карте­

ра от клапана вентиляции картера.
г) Отверните 3 колпачковые гайки,

снимите резиновые втулки и крышку

головки блока цилиндров вместе с

прокладкой.

(4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE u 7A-FE)

а) Отсоедините высоковольтные
провода от свечей зажигания, удер­
живая их только за резиновые нако­
нечники. Неправильное обращение
с проводами может привести к внут­

ренним разрывам проводов.
б) Отсоедините разъем генератора
(1). провод генератора (2), разъем

датчика аварийного давления масла

(3), два хомута электропроводки (4).

в) Отвернув два болта, снимите за­

щитный кожух электропроводки дви­

гателя и отсоедините электропро­

водку от крышки головки блока ци­

линдров.

г) Отсоедините 2 шланга системы

принудительной вентиляции картера

от крышки головки блока цилиндров.

д) Отверните 4 колпачковые гайки и

снимите уплотнительные шайбы,

крышку и прокладку крышки.

(4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))

а) Снимите защитную крышку высо­

ковольтных проводов системы зажи­

гания

б) Отсоедините высоковольтные

провода от свечей зажигания, удер­

живая их только за резиновые нако­

нечники. Неправильное обращение

с проводами может привести к внут­

ренним разрывам проводов.

в) Снимите шкив и ремень привода

насоса охлаждающей жидкости.

г) Снимите защитный кожух элек­

тропроводки двигателя, защитные

крышки №3 и №2 ремня ГРМ.

д) Отверните болты и снимите цен­

тральную крышку головки блока ци­

линдров.

е) Отверните колпачковые гайки,

снимите шайбы и крышки головки

блока цилиндров.

(4A-GE(AE101,AE111))

а) Снимите бачок омывателя.

б) Снимите защитную крышку №3

ремня ГРМ

в) Снимите защитную крышку высо­

ковольтных проводов системы зажи­

гания.

г) Отсоедините высоковольтные

провода от свечей зажигания, удер­

живая их только за резиновые нако­

нечники. Неправильное обращение

с проводами может привести к внут­

ренним разрывам проводов.

д) Отверните колпачковые гайки.

снимите шайбы и крышку головки

блока цилиндров.

3. Установите поршень 1-го цилиндра

в положение ВМТ в такте сжатия.

Поверните шкив коленчатого вала

по часовой стрелке и совместил

канавку на шкиве с меткой "0"на

крышке №1 ремня привода распре¬

делительного вала (для двигателя

4A-GE модели AW11 канавка на

шкиве совмещается со специаль¬

ным указательным штифтом).

(4A-F, 5A-F, 4A-FE(AE92, AE95, AT171 и

AT180) и 4A-GE (AE92, AW11 и AT160))

Убедитесь, что толкатели клапанов

1-го цилиндра свободны, а толкате-

ли клапанов 4-го цилиндра - зажаты.
Если это условие не выполняется,
то поверните коленчатый вал по ча¬
совой стрелке на 1 оборот (360

0

) и

снова совместите канавку на шкиве
с соответствующей меткой.

(4А-FE (AE101 и AT190), 5A-FE и 7A-FE)

Убедитесь, что отверстие на шкиве
привода распределительного вала
совпало с меткой на крышке под¬
шипника.

background image

а) С помощью щупа измерьте зазор

между толкателем клапана и затыл­

ком кулачка распредвала.

б) запишите значения величины за­

зора, выходящего за пределы, ука­

занные в технических условиях; эти

значения будут использованы для

подбора регулировочной шайбы не­

обходимой величины.

Номинальный тепловой зазор в кла­

панах (на холодном двигателе).

Впускных:

4A-GE(AE101,AE111) 0,19-0,29 мм
Остальные 0,15-0,25 мм

Выпускных

4A-FE(AE101 и AT190).

5A-FE и 7A-FE . 0,25- 0,35 мм
4A-F, 5A-F. 4A-FE (АЕ92. АЕ95.

АТ171 и АТ180) и 4A-GE (АЕ92
AW11 и AT160) 0,20-0,30мм

4A-GE (АЕ101, АЕ111).. 0,39 - 0,49 мм

5 Поверните коленчатый вал на 1

оборот (360

0

) и снова совместите ка­

навку на шкиве с соответствующей

меткой, как это указано в параграфе 3,

и проверьте зазоры в клапанах, отме­

ченных на рисунке, повторив процеду­

ру параграфа 4.

6. (4A-F, 5A-F, 4A-FE (АЕ92, АЕ95,

АТ171 и AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11

и АT160)) Отрегулируйте тепловой за­
зор в клапанах.

а) Замените регулировочную шайбу:
• Поверните коленчатый вал таким
образом, чтобы выступ кулачка кла­
пана, в котором регулируется зазор,
был ориентирован вверх и не касал­
ся толкателя
• С помощью подходящего приспо­

собления (А) нажмите на толкатель
клапана и разместите приспособле­
ние (В) между распределительным
валом и толкателем клапана; после
чего удалите приспособление (А).

• Удалите регулировочную шайбу с

помощью небольшой отвертки и

магнита.

б) Определите размер (толщину) ре­

гулировочной шайбы, обеспечи­

вающий зазор в соответствии с тех­

ническими условиями

• Микрометром измерьте толщину

снятой регулировочной шайбы;
• По формуле определите толщину

новой регулировочной шайбы, кото­

рая обеспечит необходимый тепло­

вой зазор в клапанах (в пределах

технических условий);

Для впускных клапанов

N=T + (A -0,20) мм.

Для выпускных клапанов

N=T+(А-0,25) мм

где N - толщина новой шайбы;

Т - толщина снятой шайбы, А - изме­

ренный зазор для данного клапана.

Подберите регулировочную шайбу,
толщина которой наиболее близко
подходит к вычисленному значению

Примечание: регулировочные шайбы
имеют 17 размеров (значений тол­
щины) от 2,50 мм до 3,30 мм через
0,05 мм

в) Установите новую регулировоч­
ную шайбу, положите шайбу на тол­
катель клапана, приспособлением
(А) нажмите на толкатель и уберите
приспособление (В)
г) Заново проверьте зазор.

7. (4A-FE (АЕ101 и АТ190), 5A-FE и

7A-FE) Отрегулируйте тепловой зазор

в клапанах
Примечания:

• В данных двигателях для регули­

ровки теплового зазора в клапанах

требуется демонтаж распредели­
тельных валов.

• Поскольку осевой зазор распреде­

лительного вала очень мал, то при

демонтаже вала его следует удер­

живать в горизонтальном положе­

нии, в противном случае возможно
повреждение посадочного места

упорной шайбы распределительного

вала в головке блока цилиндров, что
может вызвать заедание или по­

ломку распределительного вала
Аналогичные требования необходи­

мо соблюдать и при установке рас­
пределительных валов.

• Способы регулировки зазора впу­

скных и выпускных клапанов не­
сколько отличаются друг от друга.

7.1. Отрегулируйте тепловые зазоры
во впускных клапанах.
7 1 1 . Снимите распределительный
вал впускных клапанов.

а) Поверните шкив коленчатого вала
таким образом, чтобы отверстие во
вспомогательной шестерне (по кото­

рому вспомогательная шестерня ус­
танавливается на ведущую шестер­
ню распределительного вала) оказа-

лось наверху; это позволяет кулач-

кам1 го и 3-го цилиндров в одинако­

вой степени надавить на толкатели

соответствующих клапанов.

б) Отверните 2 болта и снимите
крышку 1-го подшипника распреде­
лительного вала.
в) Прикрепите вспомогательную
шестерню распределительного вала

к ведущей шестерне при помощи ус­
тановочного болта.

Рекомендуемые размеры установоч­
ного болта: диаметр
- б мм, шаг

резьбы -1,0 мм, длина - 16-20 мм.

Примечание: при снятии распреде­

лительного вала убедитесь, что
усилие скручивания, передаваемое на

вспомогательную шестерню от
пружины, снимается вышеприведен­
ной операцией.

г) Равномерно отпустите и снимите
8 болтов крышек подшипников рас­
пределительного вала за несколько
проходов в последовательности, по­
казанной на рисунке; затем снимите
крышки подшипников и распредели­
тельный вал

Внимание:

• Если распределительный вал не

снимается при выполнении указан­
ных операций, вновь установите
крышку подшипника №3 и затяни­
те ее двумя болтами.

• После чего последовательно от­

пустите и выверните болты, од­
новременно стараясь вытянуть

распределительный вал за шес­

терню.

Двигатель - механическая часть

11

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности