Daewoo Nexia 2008 года. Двигатель F16D3

Daewoo Nexia 2008 года. Двигатель F16D3

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный, с верхним расположением двух распределительных валов. Расположен в моторном отсеке поперечно. Порядок работы
цилиндров: 1-3-4-2, отсчет - от шкива привода вспомогательных агрегатов. Система питания - фазированный распределенный впрыск топлива. Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат -единый блок, закрепленный в мотор-
ном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора через кронштейн крепится к блоку цилиндров, а левая и задняя - к картеру коробки передач.

Справа на двигателе (по направлению движения автомобиля) расположены:

насос гидроусилителя руля; привод газораспределительного механизма (ГРМ) и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем); привод вспомогательных агрегатов - генератора и насоса гидроусилителя руля (поли-клиновым ремнем), компрессора кондиционера (клиновым ремнем); масляный насос.

Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля):
1 - натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера; 2 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 3 - кронштейн правой опоры силового агрегата; 4 - правая опора силового агрегата; 5 - ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 6 - крышка термостата;
7 - верхняя передняя крышка привода ГРМ; 8 - задняя крышка привода ГРМ; 9 - дроссельный узел; 10 - впускной трубопровод; 11 - датчик абсолютного давления воздуха; 12 - пневмокамера системы изменения длины впускного тракта; 13 - крышка маслозаливной горловины; 14 -крышка головки блока цилиндров; 15 - головка блока цилиндров; 16 - катушка зажигания; 17 - указатель уровня масла; 18 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 - теплозащитный кожух выпускного коллектора; 20 - масляный фильтр; 21 - маховик; 22 - блок цилиндров; 23 - датчик положения коленчатого вала; 24 - поддон картера; 25 - управляющий датчик концентрации кислорода; 26 - каталитический нейтрализатор отработавших газов; 27 - шланг нагнетательной магистрали гидроусилителя руля; 28 - шланг всасывающей магистрали гидроусилителя руля; 29 - кронштейн компрессора кондиционера

Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля):
1 - пробка маспссливного отверстия; 2 -поддон картера; 3 - маховик; 4 - блок цилиндров; 5 - стартер; 6 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 -головка блока цилиндров; 8 - клапан рециркуляции отработавших газов; 9 - регулятор давления топлива; 10 - пневмокамера системы изменения длины впускного тракта; 11 -патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 12 - впускной трубопровод; 13 - трубка системы рециркуляции отработавших газов; 14 - регулятор холостого хода; 15 - дроссельный узел; 16 - датчик положения дроссельной заслонки; 17 - генератор; 18 - ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 19 - кронштейн генератора; 20 - датчик недостаточного давления масла; 21 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 - кронштейн впускного трубопровода; 23 - клапан продувки адсорбера; 24 - вакуумный резервуар системы изменения длины впускного тракта; 25 - датчик детонации

Двигатель (вид справа по направлению движения автомобиля):
1 - поддон картера; 2 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 3 - датчик недостаточного давления масла; 4 - нижняя передняя крышка привода ГРМ; 5 - кронштейн генератора; б - ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 7 - генератор;
8 - трубка системы рециркуляции отработавших газов; 9 - датчик положения дроссельной заслонки; 10 - регулятор холостого хода; 11 - дроссельный узел; 12 - верхняя передняя крышка привода ГРМ; 13 - шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 14 — крышка термостата; 15 — шкив насоса гидроусилителя руля; 16 - трубка нагнетательной магистрали насоса гидроусилителя руля; 17 - правая опора силового агрегата; 18 - трубка всасывающей магистрали насоса гидроусилителя руля; 19 — каталитический нейтрализатор; 20 - натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера



Слева расположены: катушки зажигания и клапан рециркуляции отработавших газов.

Спереди: выпускной коллектор, каталитический нейтрализатор отработавших газов, масляный фильтр, указатель уровня масла, датчик положения коленчатого вала и компрессор кондиционера (справа внизу).

Сзади: впускной трубопровод с дроссельным узлом, датчиком абсолютного давления воздуха на впуске, механизмом системы изменения длины впускного тракта, топливной рампой с форсунками; генератор (вверху справа); стартер (внизу слева), датчик недостаточного давления масла; клапан продувки адсорбера; датчик детонации; подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Сверху на двигателе расположены: свечи зажигания, датчик фаз.

Блок цилиндров отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Рубашка охлаждения двигателя и масляные каналы выполнены в теле блока цилиндров.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются с установленными крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и промаркированы на наружной поверхности номерами (счет от шкива привода ГРМ). Коленчатый вал - из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми за одно целое с ним и выполненными на продолжении щек вала. Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала - стальные,
тонкостенные, с антифрикционным покрытием. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют каналы для подвода масла, расположенные в теле вала. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя вкладышами (с упорными буртиками) третьего коренного подшипника. На переднем конце (носке) коленчатого вала установлены: зубчатый шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ) и шкив привода вспомогательных агрегатов. К фланцу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Шатуны - кованые стальные, двутаврового сечения. Своими нижними (разъемными) головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками - с помощью поршневых пальцев с поршнями. Поршни - из алюминиевого сплава. Отверстие под поршневой палец смещено относительно оси симметрии поршня на небольшую величину (0,7-0,9 мм) к задней стенке блока цилиндров. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца - компрессионные, а нижнее - маслосъемное составное (два диска и расширитель). Поршневые пальцы - стальные, трубчатого сечения. В отверстиях поршней пальцы установлены с зазором, а в верхних головках шатунов - с натягом (запрессованы).

Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Головка центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью болтами. Между блоком и головкой блока цилиндров установлена уплотнительная прокладка. На противоположных сторонах головки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных каналов. Свечи зажигания установлены по центру каждой камеры сгорания.

Головка блока цилиндров в сборе:
1 - распределительный вал впускных клапанов; 2 - распределительный вал выпускных клапанов

Привод газораспределительного механизма:
1 - метка на задней крышке привода ГРМ;
2 - метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; 3 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 - ролик натяжного устройства ремня; 5 - шкив распределительного вала впускных клапанов; 6 - метки на шкивах распределительных валов; 7 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 8 - опорный ролик ремня; 9 - ремень

Гидротолкатель:
1 - проточка для подвода масла; 2 - плунжерная пара

Распределительный вал:
1 - проточка и отверстие для подвода масла внутрь вала; 2 - отверстия для подвода масла к подшипникам



В верхней части головки блока цилиндров установлены два распределительных вала, изготовленных из чугуна. Один вал приводит впускные клапаны газораспределительного механизма, а другой - выпускные. На валу выполнены восемь кулачков - соседняя пара кулачков одновременно управляет двумя клапанами (впускными или выпускными) каждого цилиндра. Опоры (подшипни-ки) распределительных валов (по пять опор для каждого вала) выполнены разъемными. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с крышками. Привод распределительных валов - зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Полуавтоматическое натяжное устройство обеспечивает требуемое натяжение ремня в процессе эксплуатации.

Клапаны в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. Клапаны стальные, выпускные - с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслосъемные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним - на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вместе сухари имеют форму усеченного конуса, а на их внутренней поверхности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне клапана.

Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через гидротолкатели, которые выбирают зазор между кулачком и клапаном за счет изменения высоты толкателя при работе двигателя, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора в приводе клапанов не требуется).

Для работы гидротолкателей в головке блока цилиндров выполнены каналы, подводящие к ним моторное масло. При работе двигателя масло под давлением заполняет внутреннюю полость гидротолкателя и перемещает его плунжерную пару, компенсируя тепловой зазор в приводе клапана. Таким образом, обеспечивается постоянный контакт между толкателем и кулачком распределительного вала. Смазка двигателя - комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, парам «опора - шейка рас-
пределительного вала» и гидротолкателям. Давление в системе создает масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном. Масляный насос прикреплен к блоку цилиндров справа. Ведущая шестерня насоса установлена на носке коленчатого вала. Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную масляную магистраль блока цилиндров, от которой отходят масляные каналы к коренным подшипникам коленчатого вала и канал подвода масла к головке блока цилиндров.

Для смазки подшипников распределительных валов масло по каналам в головке блока цилиндров подводится к первым (со стороны привода ГРМ) опорам валов. Через проточку и сверление, выполненные на первой шейке вала, масло попадает внутрь вала и далее по сверлениям в шейках к другим подшипникам вала. Масляный фильтр - полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Разбрызгиванием масло подается на поршни, стенки цилиндров и кулачки распределительных валов. Излишнее масло через каналы головки блока цилиндров стекает в поддон картера. Гидротолкатели очень чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков вала. Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит - его следует заменить. Система вентиляции картера - принудительная, закрытого типа. Через каналы в головке блока цилиндров газы из картера двигателя попадают под крыш-ку головки блока цилиндров. Пройдя через маслоотделитель (расположенный в крышке головки блока цилиндров), газы очищаются от частиц масла и под действием разрежения поступают во впускной тракт двигателя по шлангам двух контуров основного и холостого хода, и затем в цилиндры. Через шланг основного контура картерные газы отводятся в шланг подвода воздуха к дроссельному узлу на режимах частичных и полных нагрузок работы двигателя. Через шланг контура холостого хода газы отводятся в пространство за дроссельной заслонкой как на режимах частичных и полных нагрузок, так и на режиме холостого хода. Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности