Тормоз стояночный скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
4.5.2.
Тормоз стояночный скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
Тягач оборудован стояночным тормозом барабанного типа, установленным на редукторе ведущего моста. Он предназначен для затормаживания самоходного скрепера на стоянках и удержания его на уклонах. Пользоваться им, как запасным тормозом, следует только в аварийных случаях при отказе рабочей тормозной системы.
Устройство стояночного тормоза показано на рис.45.
Рис.45. Тормоз стояночный:
I - барабан тормозной; 2 - ось колодок; 3 - суппорт тормоза; 4,10 - пружины; 5 - кулак разжимной; 6 - рычаг регулировочный; 7 - энергоаккумулятор пружинный; 8 - накладка;. 9 - колодка
Рис.46. Рычаг регулировочный:
I - корпус; 2 - ось червяка; 3 - пластина стопорная; 4 - шестерня червячная; 5 - червяк
Действие стояночного тормоза заключается в следующем: при торможении усилие от пружинного энергоаккумулятора 7 передается на регулировочный рычаг 6, поворачивающий разжимной кулак 5,
который раздвигает колодки 9 и прижимает их к тормозному барабану I, создавая тормозной момент.
В процессе эксплуатации происходит износ тормозных накладок и вследствие этого увеличивается зазор между ними и тормозным барабаном. Регулировка зазора осуществляется при помощи регулировочного рычага 6, устройство которого показано на рис.46.
Для регулировки зазора необходимо:
- подложить под одно колесо ведущего моста спереди и сзади упоры, противоположное колесо этого моста вывесить;
- подвести воздух в рабочую полость пружинного энергоаккумулятора давлением не ниже 0,5 МПа (5,0 кгс/см2);
- ослабить болт стопорной пластины 3 (рис.46) регулировочного рычага и, сдвинув ее вверх, вращать ось 2 червяка регулировочного рычага до легкого прихватывания барабана колодками при проворачивании его рукой;
- отвернуть ось червяка в обратном направлении до положения, при котором барабан начнет свободно вращаться, а величина хода
цилиндра с пружинным энергоаккумулятором составит 20-35 мм (соответствует величине зазора в средней части колодок, примерно
0,2-0,6 мм);
- застопорить ось червяка стопорной пластиной 3
При ежедневном ТО следует контролировать ход штока цилиндра стояночного тормоза. Ход должен быть не более 35 мм. После каждого случая использования стояночного тормоза в качестве запасного или наблюдавшегося перегрева тормоза в результате небрежности движение при включенном стояночном тормозе или при давлении в
пневмосистеме ниже 0,5 МПа (5 кгс/см2) при мигающей лампочке символа (Р) проверить состояние накладки и других деталей
тормоза. При ТО-2 проверить регулировку стояночного тормоза и при необходимости отрегулировать. Смазать согласно карте смазки вал разжимного кулака и регулировочный рычаг.
4.5.3.
Цилиндр с пружинным энергоаккумулятором скрепера МоАЗ-6014 и тягача МоАЗ-6442
Цилиндр с пружинным энергоаккумулятором предназначен для приведения в действие стояночного или запасного тормоза при выпуске или отсутствии сжатого воздуха в системе.
Устройство цилиндра с пружинным аккумулятором показано на рис.47.
В исходном положении (при движении тягача) сжатый воздух подводится по штуцеру в наддиафрагменное пространство. Диафрагма
2 прогибается, воздействуя на поршень 3 со штоком и, преодолевая сопротивление пружины 6, перемещается- в исходное положение. Вилка 8 поворачивает рычаг стояночного тормоза. Колодки под действием стяжных пружин отходят от тормозного барабана. Стояночный тормоз расторможен.
При пользовании стояночным тормозом или при аварийном торможении в случае выхода из строя контура рабочих тормозов сжатый воздух из наддиафрагменной полости цилиндра посредством ручного тормозного крана обратного действия выпускается в атмосферу.
При снижении давления воздуха поршень 3 со штоком под действием пружины 6 перемещается и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком, который прижимает колодки к тормозному барабану с силой, пропорциональной величине снижения давления воздуха в наддиафрагменной полости.
В случае отсутствия сжатого воздуха в контуре стояночного тормоза можно механически растормозить стояночный тормоз, для чего необходимо поворачивать ключом направляющую 5 с гайкой, пока полностью не сожмется пружина и стояночный тормоз не растормо-зится.
Разборку, осмотр, чистку и смазку деталей цилиндра с пружинным энергоаккумулятором должен производить квалифицированный механик только в условиях мастерской на специальном приспособлении с соблюдением мер техники безопасности.
Рис.47. Цилиндр с пружинным энергоаккумулятором: I - крышка; 2 - диафрагма; 3 - поршень со штоком; 4 -корпус цилиндра; 5 - направляющая с гайкой; 6 - пружина; 7 -чехол защитный; 8 - вилка
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст