Грузовик Iveco Stralis. Руководство — часть 249
S
TRALIS
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — ТОРМОЗА
25
ЛОГИКА РАБОТЫ СИСТЕМЫ
Задача электронного блока управления состоит в скорейшем снижении скорости автомобиля, с сохранением курсовой ус-
тойчивости и с предотвращением блокировки колес.
Для достижения этого, при торможении в электронный блок управления поступает следующая информация:
❑ требуемая степень замедления, поступающая с датчиков внутри дуплексного распределителя,
❑ величина давления, поступающая с датчиков давления в узлах пневмосистемы,
❑ реакция на замедление, обусловленная созданным давлением, поступающая с датчиков скорости.
За счет непрерывного наблюдения за этой информацией и за счет ее обработки, с учетом поставленной задачи, обеспечи-
вается соответствующее включение модулирующих клапанов и, соответственно, оптимизация тормозных усилий.
НА ВХОДЕ
Требуемое замедление
Давление в тормозной системе
Частота вращения колес
НА ВЫХОДЕ
Давление в тормозном контуре переднего моста
Давление в тормозном контуре заднего моста
Давление в канале регулируемого механизма
расцепления прицепа
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕЛЬ
Пробуксовка = 0
26
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — ТОРМОЗА
S
TRALIS
Рисунок 22
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
В динамике нагрузки на автомобиль могут распределяться следующим образом:
Ca. Нагрузка на передний мост — Cp. Нагрузка на задний мост — Cr. Нагрузка на опорный круг —
Da. Тормозное усилие переднего моста — Dp. Тормозное усилие заднего моста —
Dm. Тормозное усилие управляемого механизма расцепления — Ds. Тормозное усилие полуприцепа —
Ffa. Сумма тормозного усилия/нагрузки на передний мост — Ffp. Сумма тормозного усилия/нагрузки на задний мост —
Ffm. Сумма тормозного усилия/нагрузки на расцепляющий механизм —
Ffs. Сумма тормозного усилия/нагрузки на полуприцеп — a. Угол торможения — Rr. Реакция опорного круга —
Dec. Требуемое замедление — g. Ускорение, обусловленное силой тяжести — z. Степень торможения
В общем случае, EBS стремится распределить тормозное усилие пропорционально нагрузке на мосты, то есть поддержать
один и тот же угол «а» для всех мостов:
z
g
dec
Tag
)
Cr
(
Cs
)
Dm
(
Ds
Cp
Dp
Ca
Da
=
=
α
≅
α
=
+
+
В силу этого, тормозное усилие будет тем больше, чем выше требуемое замедление автомобиля.
То же, как можно видеть, относится и к управлению полуприцепом.
S
TRALIS
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — ТОРМОЗА
27
Рисунок 24
Если реакция опорного круга «Rr» отличается от ожидаемой, система автоматически увеличивает или уменьшает опережение
торможения прицепа и «Ffm» на соответствующую величину, обеспечивая наилучшее согласование тормозных усилий тягача
и полуприцепа в соответствии с действующими стандартами утверждения типа транспортного средства, в чем можно убе-
диться, посмотрев на приведенную диаграмму совместимости.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ТОРМОЗОВ С РАБОЧИМИ ТОРМОЗАМИ
Коммерческие автомобили обычно оборудуются вспомогательными тормозными системами для замедления без износа на-
кладок, например моторным тормозом или тормозом-замедлителем «Intarder».
На автомобилях, оборудованных EBS, эти устройства могут быть объединены для обеспечения скорейшего и более эффектив-
ного замедления автомобиля. Отношение действия моторного тормоза и тормоза-замедлителя Intarder устанавливается во-
дителем при помощи рычага.
Моторный тормоз следует включать при частоте вращения двигателя до 1000 об/мин, в то время как действие тормоза-за-
медлителя зависит от положения рычага:
Рисунок 23
Pm (бар)
Положение 1 — Моторный тормоз 100%
Положение 2 — Моторный тормоз 100%
Положение 3 — Моторный тормоз 100% + Intarder 50%
Положение 4 — Моторный тормоз 100% + Intarder 75%
Положение 5 — Моторный тормоз 100% + Intarder 100%
Положение 6 — Моторный тормоз 100% + Intarder 100%
О включении тормозных систем, возможном в любой момент, водителю подается сигнал — включается соответствующая кон-
трольная лампа.
На автомобилях без дополнительного тормоза-замедлителя Intarder, рычаг переключения вспомогательных тормозов
имеет всего три положения: выключено, моторный тормоз 50%, моторный тормоз 100%.
На автомобилях с коробкой передач EuroTronic, если рычаг переключения вспомогательных тормозов установлен в
положение 6, замедление будет более эффективным при автоматическом понижении передачи.
28
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — ТОРМОЗА
S
TRALIS
Выключение двигателя более, чем на одну минуту, с изменением нагрузки, давления в шинах и коэффициента передачи на
задний мост, приводит к потере регулировочных данных, при этом требуется некоторое время для набора данных, чтобы сис-
тема смогла заново включить функцию взаимодействия вспомогательных тормозов с рабочими тормозами. Если параметры
автомобиля не изменялись, то функция взаимодействия может быть включена немедленно.
При ручном включении вспомогательных тормозов функция взаимодействия включится при следующем нажатии педали тор-
моза. При отпускании педали тормоза, если включенный вручную режим вспомогательных тормозов соответствует расчетно-
му, он будет поддерживаться в активном состоянии.
Если при включении вспомогательных тормозов, как вручную, так и автоматически, задний мост замедляется слишком быстро
и наблюдается тенденция к блокировке, блок управления EBS, распознав такую ситуацию по датчикам скорости, немедленно
выключает вспомогательные тормоза или включает противобуксовочную систему.
СИСТЕМА ABSHEBL (АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА — ЭЛЕКТРОННЫЙ
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ТОРМОЗНОГО УСИЛИЯ)
В качестве альтернативы EBS, на автомобили с колесной формулой 4
× 2 и 6 × 2 устанавливается тормозная система ABS-EBL.
Система ABS (Антиблокировочная система тормозов)
Основным фактором, определяющим эффективность торможения движущегося автомобиля и, следовательно, длину его тор-
мозного пути, является величина сцепления между поверхностью шины и дорожным покрытием.
При нормальной работе тормозной системы эффективность торможения может быть увеличена лишь путем повышения фрик-
ционных характеристик шины или качества дорожного полотна.
Но даже при оптимальных характеристиках шин и дороги нельзя гарантировать абсолютную безопасность торможения в не-
которых критических ситуациях, как то пониженное сцепление на мокром или обледенелом дорожном полотне. Пониженное
сцепление шин с дорогой заставляет водителя избегать резкого торможения, чтобы не вызвать частичную блокировку одного
или нескольких колес, что приводит к движению юзом или заносу автомобиля.
Система ABS предназначена для обеспечения управляемости и курсовой устойчивости автомобиля в любых условиях тормо-
жения. ABS, независимо от состояния дорожного полотна, предотвращает полную блокировку колес, что гарантирует макси-
мальную величину сцепления их с дорогой.
Даже в случае экстренного торможения эта система обеспечивает управляемость, то есть автомобиль полностью управляет-
ся рулевым механизмом и объезжает препятствия без заноса.
Короче говоря, антиблокировочная система тормозов (ABS):
❑ Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, независимо от величины сцепления шин с дорогой.
❑ Позволяет сократить тормозной путь.
❑ Обеспечивает безопасность водителя, сохраняя курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст