Автомобиль Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216 — часть 2
Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216 - часть 2
Шатуны - стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. Своими нижними (кривошипными) головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками (в которые запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы) через поршневые пальцы - с поршнями. По диаметру отверстия верхней головки шатуна под поршневой палец шатуны разбиваются на четыре размерные группы с шагом 0,0025 мм, которые маркируются краской на теле шатуна: 1 - белая (25,0045—25,0070 мм);
2 - зеленая (25,0020-25,0045 мм);
3 - желтая (24,9995-25,0020 мм);
4 — красная (24,9970-24,9995 мм). Кривошипная головка шатуна - разъемная. Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со шлифованной посадочной частью. Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Гайки шатунных болтов затягиваются требуемым моментом 68—75 Нм (6,8—7,5 кгс-м) и стопорятся фиксирующим герметиком. Крышки шатунов обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного ша-
Расположение меток для установки шатуна и отверстия для смазки гильзы: 1 - выступ на крышке шатуна; 2 - отверстие для смазки гильзы; 3 - числовая метка на теле шатуна |
туна на другой. Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и крышке (на бобышках под болт) выбиты порядковые номера цилиндров. Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.
В стержне шатуна у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое производится смазка зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено в правую сторону двигателя, т.е. в сторону, противоположную распределительному валу.
При правильной сборке числовое значение, выштампованное на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя.
Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны. Для улучшения приработки поверхность поршня покрыта (электролитическим способом) слоем олова толщиной 0,001-0,002 мм. Головка поршня - цилиндрическая с плоским днищем. На цилиндрической поверхности головки проточены три канавки под поршневые кольца в двух верхних установлены komi [рессионные кольца, а в нижней — маслосъем-
нос. Компрессионные кольца препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня. В канавке под маслосъемное кольцо с обеих сторон выполнены отверстия, через которые отводится в картер двигателя масло, снимаемое маслосъемным кольцом.
Юбка поршня овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Наибольший диаметр юбки поршня располагается на 8 мм ниже оси поршневого пальца. Ось отверстия под поршневой палец смещена от оси симметрии поршня на 1,5 мм в правую (по ходу автомобиля) сторону для уменьшения шума от пс- рекладывания поршня от одной стенки гильзы к другой при изменении направления движения поршня (вверх-вниз). Поэтому, чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из бобышек поршня имеется надпись «ПЕРЕД». В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.
Для подбора поршней к гильзам цилиндров при сборке двигателя поршни разбиваются на пять размерных групп по наружному диаметру юбки (номинальный размер):
А-99,988-100,000 мм;
Б-100,000-100,012 мм;
В- 100,012-100,024 мм;
Г- 100,024-100,036 мм;
Д- 100,036-100,048 мм.
Группа поршня клеймится на его днище.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на четыре размерные группы, которые маркируются краской на бобышках поршня: 1 — белая (24,9975—25,0000 мм); 2 - зеленая
(24,9950-24,9975 мм); 3 - желтая (24,9925—24,9950 мм); 4 - красная (24,9900—24,9925 мм). Метки группы отверстия под палец могут быть также нанесены на днище поршня римскими цифрами, при этом каждой цифре соответствует свой цвет (I — белый, II — зеленый, III — желтый; IV — красный). Компрессионные кольца отлиты из чугуна: верхнее — из высокопрочного чугуна, обладающего высокой упругостью; нижнее — из серого чугуна . Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее тяжелых условиях (при высоких температуре и давлении, а также при недостатке смазки). Для увеличения износостойкости кольцо имеет бочкообразный профиль, а его наружная поверхность, прилегающая к цилиндру, покрыта слоем пористого хрома. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа - новое кольцо при установке в цилиндр соприкасается с его зеркалом только кромкой (кольцо выполняет не только функцию компрессионного, но и маслосъемного кольца). Для улучшения приработки наружная поверхность нижнего компрессионного кольца фосфатирована. На поршень кольцо должно быть установлено меткой «ТОР» вверх. Нарушение этого условия вызывает резкое превышение расхода масла и дымление двигателя. Маслосъемное кольцо чугунное с двумя хромированными ра-
Обозначение размерных групп на днище поршня: 1 - группа диаметра отверстия под поршневой палец; 2 - группа диаметра юбки поршня |
бочими кромками и стальным радиальным расширителем в виде браслетной пружины. Высота компрессионных колец — 2,0 мм, маслосъемного — 5,0 мм. Поминальный зазор по высо
те между поршневыми кольцами и канавками в поршне (можно измерить набором щупов) должен составлять: 0,050—0,082 мм для компрессионных колец и 0,045—0,085 мм для маслосъемных колец.
Замок колец прямой.
Поршневые пальцы стальные,
трубчатого сечения, плавающе
го типа. Палец свободно вращается в бобышках поршня (зазор или натяг 0,0025 мм) и втулке верхней головки шатуна (зазор 0,0045—0,0095 мм), от выпадения зафиксирован двумя стопорны
ми пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. Наружный диаметр пальца — 25 мм. Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным зазором, допустимым по условиям смазки. Для удобства подбора пальцы (по наружному диаметру) разбивают на четыре размерные группы, которые маркируются краской:
1 - белая (24,9975-25,0000 мм);
2 - зеленая (24,9950-24,9975 мм);
3 - желтая (24,9925-24,9950 мм);
4 - красная (24,9900—24,9925 мм). Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя суммарная масса поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 9 г,
Шатунно-поршневая группа: 1 - гайка; 2 - крышка шатуна; 3 - вкладыши шатунного подшипника; 4 - шатун; 5 - поршень; 6 - палец; 7 - стопорное кольцо; 8 - верхнее компрессионное кольцо; 9 - нижнее компрессионное кольцо; 10 - расширитель маслосъемного кольца; 11 - маслосъемное кольцо
что обеспечивается подбором деталей соответствующей массы. Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Головка крепится к шпилькам блока цилиндров десятью гайками. Между блоком и головкой блока цилиндров установлена уплотнительная прокладка. На правой стороне головки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных каналов.
В головку запрессованы седла и направляющие втулки восьми клапанов - соседняя пара клапанов управляет процессами впуска воздуха и выпуска отработавших газов каждого цилиндра.
Клапаны стальные, выпускные — с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем диаметр выпускного. Диаметральный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой не должен быть более 0,25 мм. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты металлорезино-вые маслоотражательные колпачки (сальники клапанов) с браслетной стальной пружиной. Клапан закрывается под действием двух пружин с разным направлением навивки, установленных соосно. Нижними концами они опираются на шайбу, а верхним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вместе сухари имеют форму усеченного конуса, а на их внутренних поверхностях выполнены буртики, входящие в проточку на стержне клапана.
Головка блока цилиндров в сборе с клапанами: 1 - впускные клапаны; 2 - выпускные клапаны |
Элементы клапанного механизма: 1 -
опорная шайба; 2 - наружная пружина;
3 - тарелка; 4 - внутренняя пружина; 5 - сухарь; 6 - клапан; 7 - маслоотражательный колпачок
Привод клапанов осуществляется от кулачков распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла.
Распределительный вал из чугуна вращается в пяти опорах (подшипниках скольжения) блока цилиндров. Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем, прикрепленным к блоку цилиндров. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через пару косозубых шестерен. Ведущая стальная шестерня на коленчатом валу имеет 28 зубьев, а ведомая на распределительном валу - 56 зубьев. 11ри этом ведомая шестерня для снижения шума выполнена из полиамида. Между четвертой опорной шейкой рапределительного вала и кулачком выпускного клапана третьего цилиндра на валу выполнена винтовая шестерня привода масляного насоса.
Элементы привода распределительного вала: 1 - шестерня распределительного вала; 2 - шестерня коленчатого вала |
Кулачки распределительного вала приводят в действие цилиндрические стальные толкатели, расположенные в гнездах блока цилиндров.
Толкатель при работе вращается для равномерного износа.
В стакан толкателя вставлена штанга, изготовленная из дюралюминия, на оба конца которой напрессованы стальные наконечники.
Штанга проходит через отверстия, выполненные в блоке и головке блока цилиндров. В гнездо верхнего наконечника штанги вставляется сферический наконечник регулировочного винта коромысла. Коромысла качаются на общей оси, которая крепится с помощью шести опор к головке блока цилиндров. Своими носками коромысла надавливают на торцы стержней клапанов. Тепловой зазор в приводе клапана регулируется винтом,
ввернутым в резьбовое отверстие пяты коромысла.
Смазка двигателя комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Давление в системе создает масляный насос шестеренчатого типа. Редукционный клапан насоса не регулируется. Необходимая характеристика насоса по давлению (1,3 кгс/см2 при оборотах коленчатого вала 700—750 мин-1) обеспечивается характеристикой пружины редукционного клапана. Масляный насос с маслоприсм- ником установлен внугри поддона картера.
Ведущая шестерня насоса закреплена на его валике, а ведомая свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. На верхнем конце валика выполнен паз, в который входит пластина привода насоса.
Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен: ведущая расположена на распределительном валу, а ведомая вра-
Привод масляного насоса: 1 - пластина; 2 - валик; 3 - шестерня; 4 - корпус |
щается вместе с валиком привода насоса.
Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную масляную магистраль (продольный канал) блока цилиндров. Масляный фильтр - полно- гюточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Из главной масляной магистрали по каналам в перегородках блока масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и к опорам распределительного вала. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло поступает из кольцевой канавки на вкладышах коренных подшипников вала.
Через каналы в блоке и головке блока цилиндров масло от задней опоры распределительного вала подводится к четвертой основной стойке оси коромысел и далее - в полость оси. Через отверстия в оси коромысел масло из ее полости поступает к втулкам коромысел и далее по сверлениям в коромыслах - к регулировочным винтам и наконечникам штанг токателей. Другие детали двигателя (стержни клапанов, валик привода масляного насоса, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках валов и разбрызгивающимся движущимися деталями двигателя. В системе смазки двигателя для охлаждения масла применяется масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения.
Масло поступает в радиатор из главной масляной магистрали через переходник, ввернутый в резьбовое отверстие блока цилиндров. В переходник ввернут корпус клапана, который соединен с краном. Кран соединен шлангом с масляным радиатором. Охлажденное масло из радиатора через другой шланг сливается в подцон картера. В корпусе клапана установлен подпружиненный шарик, перекрывающий поток масла через радиатор при снижении давления масла в двигателе ниже нормы. В холодное время года, когда нет необходимости в охлаждении масла, можно краном перекрыть циркуляцию масла через радиатор.
Система вентиляции картера - принудительная, закрытого типа. Прорвавшиеся через поршневые кольца в картер двигателя газы отводятся во впускной тракт по двум ветвям вентиляции - большой и малой. Система работает за счет перепада давления между впускным трактом и картером.
По большой ветви вентиляции кар- терные газы отводятся по шлангам к дроссельному узлу на режимах частичных и полных нагрузок работы двигателя.
По малой ветви вентиляции газы из картера по шлангам отводятся в пространство за дроссельной заслонкой как на режимах частичных нагрузок, так и на режиме холостого хода.
Для отделения капель масла, находящихся в картерных газах во взвешенном состоянии, газы перед их попаданием во впускной тракт проходят через маслоотделитель, расположенный в передней крышке коробки толкателей.
Элементы подвода масла к масляному радиатору: 1 - переходник; 2 - кран; 3 - корпус клапана; 4 - шарик клапана; 5 - пружина клапана; 6 - заглушка |
Там же находится регулятор разрежения системы вентиляции, предназначенный для уменьшения попадания пыли и частиц грязи в картер двигателя при увеличении в нем разрежения (например, при засорении воздушного фильтра).
В картере работающего двигателя, при исправной системе вентиляции, в картере должно быть разрежение в пределах от 10 до 40 мм водяного столба. В том случае если зафиксировано избыточное давление, система работает ненормально. Это возможно в случае закоксовывания каналов вентиляции или при значительном износе деталей цилиндропоршне- вой группы и связанном с ним чрезмерном прорыве газов в картер двигателя.
Элементы системы вентиляции: 1 - передняя крышка коробки толкателей; 2 - крышка регулятора разрежения; 3 - шланг отвода газов во впускной тракт; 4 - шланг слива масла в поддон картера |
Повышенное разрежение в картере (более 50 мм водяного столба) свидетельствует о неисправности регулятора разрежения.
В этом случае необходимо произвести промывку деталей регулятора. Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст