Автомобиль Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216
Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216 - часть 1
Описание конструкции
Двигатель (вид слева по направлению движения автомобиля): 1 - кронштейн левой опоры силового агрегата; 2 - блок цилиндров; 3 - крышка распределительных шестерен; 4 - насос гидроусилителя руля; 5 - ремень привода насоса гидроусилителя руля; 6 - крыльчатка вентилятора; 7 - натяжной ролик ремня привода вентилятора; 8 - ремень привода вентилятора; 9 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 10 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 11 - насос охлаждающей жидкости; 12 - корпус термостата; 13 - регулятор разрежения системы вентиляции картера; 14 - крышка маслозаливной горловины; 15 - шланг подвода картерных газов во впускной трубопровод; 16 - ресивер; 17 - свечи зажигания; 18 - крышка головки блока цилиндров; 19 - головка блока цилиндров; 20 - катушка зажигания; 21 - крышка коробки толкателей; 22 - картер сцепления; 23 - маховик; 24 - стартер; 25 - поддон картера; 26 - пробка маслосливного отверстия; 27 - шланг слива масла из маслоотделителя; 28 - штуцер шланга слива масла из масляного радиатора; 29 - указатель уровня масла (масляный щуп)
Двигатель бензиновый, четырехтактный, чегырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный, с нижним расположением распределительного вала. Расположение в моторном отсеке продольное. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3, отсчет - от шкива привода вспомогательных агрегатов. Система питания — фазированный распределенный впрыск топлива.
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая и левая опоры через кронштейны крепятся к бло-
ку цилиндров, а задняя — к картеру коробки передач.
Справа па двигателе (по направлению движения автомобиля) расположены: впускной трубопровод с дроссельным узлом, датчиком положения дроссельной заслонки и датчиком абсолютного давления и температуры воздуха; выпускной
коллектор; топливная рампа с форсунками; генератор; масляный фильтр; кран масляного радиатора; датчики положения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости и детонации.
Слева расположены: катушка и свечи зажигания; указатель уровня масла; привод масляного насоса; регулятор разрежения системы вентиляции картера; стартер; насос гидроусилителя руля.
Спереди: насос охлаждающей жидкости; термостат; привод распределительного вала (шестернями); привод генератора и насоса охлаждающей жидкости (клиновым ремнем); привод муфты включения
вентилятора (клиновым ремнем); привод насоса гидроусилителя руля (клиновым ремнем); датчики фаз и сигнелизатора аварийного давления масла.
Сзади: маховик.
Блок цилиндров выполнен из алюминиевого сплава с залитыми в блок чугунными гильзами. Номинальный диаметр гильзы цилиндра составляет 100,024 мм с допуском +0,06 мм. Расчетный зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра (для новых деталей) должен быть равен 0,024—0,048 мм. Он определяется как разность минимального диаметра гильзы цилиндра и максимального диаметра юбки
Маркировка групп гильз на блоке ци- лидров |
поршня. Требуемый зазор обеспечивается установкой в гильзу цилиндра поршня такой же группы, что и гильза. Для этого гильзы цилиндров и поршни в зависимости от размеров (диаметров), полученных при механической обработке, разбиваются на пять групп (через 0,012 мм), обозначаемых буквами А, Б, В, Г, Д.
Размеры групп гильз цилиндров:
А-100,024-100,036 мм;
Б- 100,036-100,048 мм;
В-100,048-100,060 мм;
Г- 100,060-100,072 мм;
Д- 100,072-100,084 мм.
Маркировка групп гильз нанесена на поверхности блока цилиндров под крышками коробки толкателей. Предельно допустимый износ гильз цилиндров более ОД мм на диаметр.
При ремонте блока диамегр гильзы цилиндра может быть увеличен хо- нингованием до размера 100,1 мм или расточкой и хонингованием до размера 100,5! мм под поршни ремонтного (увеличенного) размера.
Постели коренных подшипников коленчатого вала
13 нижней части блока цилиндров расположены опоры коленчатого вала - пять постелей коренных подшипников вала со съемными крышками, которые крепятся гайками к шпилькам блока. Отверстия в блоке цилиндров под коренные подшипники обрабатываются в сборе с установленными крышками, поэтому крышки невзаимо- заменяемы.
Коленчатый вал - из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками.
Вал в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован (допустимый дисбаланс - не более 35 г-см). Диаметр коренных шеек — 64 мм, шатунных - 58 мм. Вал снабжен четырьмя противовесами, отлитыми за одно целое с валом. Противовесы выполнены па продолжении щек коленчатого вала двигателя.
Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного
механизма во время работы двигателя.
Для подачи масла от коренных шеек к шатунным применены каналы коленчатого вала, закрытые резьбовыми пробками. Каналы коленчатого вала просверлены в теле вала. Служат пе только для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам вала, но и для центробежной очистки моторного масла от твердых частиц и отложений при вращении коленчатого вала. При ремонте вала необходимо отворачивать пробки и очищать каналы от скопившихся отложений.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя упорными сталеалюминиевыми шайбами (упорного подшипника), расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. Передняя шайба антифрикционным слоем обращена к стальной упорной шайбе на коленчатом валу, задняя шайба - к щеке коленчатого вала. Передняя шайба удерживается от вращения дву-
Упорные шайбы коленчатого вала: 1 - передняя; 2 - задняя |
Составные части шкива коленчатого вала: 1 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 2 - демфер крутильных колебаний |
мя штифтами, запрессованными в блок и крышку коренного подшипника. Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вращения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки коренного подшипника. Осевой зазор составляет 0,125—0,325 мм.
На переднем конце коленчатого вала на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала. Все эти детали стянуты болтом, ввертываемым в передний торец коленчатого вала. К ступице шестью болтами крепится шкив коленчатого вала, который состоит из двух частей — демпфера крутильных колебаний и шкива привода вспомогательных агрегатов. Демпфер крутильных колебаний предназначен для уменьшения шума и защиты ГРМ, за счет снижения амплитуды крутильных колебаний коленчатого вала на резонансных частотах при помотпи резинового массива, запрессованного между диском и ступицей шкива.
В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу вала (фланцу) болтами прикреплен маховик, отлитый из серого чугуна. Маховик обеспечивает при возвратно-поступательном движении поршней их вывод из верхней и нижней мертвых точек и более равномерное вращение коленчатого вала в режиме холостого хода. Облегчает пуск двигателя и его работу при трогании автомобиля с места.
Па маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Перед сборкой с коленчатым валом маховик статически балансируют.
Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеродистой стальной ленты с тонким слоем антифрикционного вы- сокооловянистого алюминиевого сплава. В каждом подшипнике установлено по два вкладыша. Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах. Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных шеек коленчатого вала. Посередине каждого коренного вкладыша выполнено отверстие, через которое подается масло к коренному подшипнику из канала в постели блока. Отверстия в шатунных вкладышах совпадают с отверстиями в шатунах. Для сохранения взамо- заменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкладышей на всех коренных и шатунных вкладышах сделаны отверстия. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами составляет 0,020—0,066 мм для коренных и 0,010-0,049 мм для шатунных подшипников.
Для обеспечения указанных зазоров и исключения деформации деталей гайки шатунных болтов, шпилек крепления крышек коренных подшипников затягивают динамометрическим ключом указанным выше моментом.
Расположение порядкового номера цилиндра на шатуне
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст