Автомобиль Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216

Газель до 2009 года. Двигатель УМЗ-4216 - часть 1

Описание конструкции



Двигатель (вид слева по направлению движения автомобиля): 1 - кронштейн левой опоры силового агрегата; 2 - блок цилин­дров; 3 - крышка распределительных шестерен; 4 - насос гидроусилителя руля; 5 - ремень привода насоса гидроусилителя руля; 6 - крыльчатка вентилятора; 7 - натяжной ролик ремня привода вентилятора; 8 - ремень привода вентилятора; 9 - шкив насоса ох­лаждающей жидкости; 10 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 11 - насос охлаждающей жидкости; 12 - корпус термостата; 13 - регулятор разрежения системы вентиляции картера; 14 - крышка маслозаливной горловины; 15 - шланг подвода картерных газов во впускной трубопровод; 16 - ресивер; 17 - свечи зажигания; 18 - крышка головки блока цилиндров; 19 - головка блока цилиндров; 20 - катушка зажигания; 21 - крышка коробки толкателей; 22 - картер сцепления; 23 - маховик; 24 - стар­тер; 25 - поддон картера; 26 - пробка маслосливного отверстия; 27 - шланг слива масла из маслоотделителя; 28 - штуцер шланга слива масла из масляного радиатора; 29 - указатель уровня масла (масляный щуп)



Двигатель (вид справа по направлению движения автомобиля): 1 - пробка маслосливного отверстия; 2 - поддон картера; 3 - ма­ховик; 4 - картер сцепления; 5 - блок цилиндров; б - выпускной коллектор; 7 - головка блока цилиндров; 8 - крышка головки бло­ка цилиндров; 9 - топливная рампа; 10 - впускная труба; 11 - ресивер; 12 - датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске; 13 - регулятор холостого хода; 14 - датчик положения дроссельной заслонки; 15 - дроссельный узел; 16 - крышка корпу­са термостата; 17 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 18 - генератор; 19 - крыльчатка вентилятора; 20 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 21 - муфта включения вентилятора; 22 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; 23 - ремень привода вентилятора; 24 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 25 - датчик положения коленчатого вала; 26 - кран масляного радиатора; 27 - кронштейн правой опоры силового агрегата; 28 - масляный фильтр

Двигатель бензиновый, четырехтак­тный, чегырехцилиндровый, ряд­ный, восьмиклапанный, с нижним расположением распределительно­го вала. Расположение в моторном отсеке продольное. Порядок рабо­ты цилиндров: 1-2-4-3, отсчет - от шкива привода вспомогательных агрегатов. Система питания — фази­рованный распределенный впрыск топлива.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закреп­ленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая и левая опоры че­рез кронштейны крепятся к бло-


ку цилиндров, а задняя — к картеру коробки передач.

Справа па двигателе (по направ­лению движения автомобиля) рас­положены: впускной трубопровод с дроссельным узлом, датчиком положения дроссельной заслонки и датчиком абсолютного давления и температуры воздуха; выпускной


Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля, при снятой крыльчатке вентилятора): 1 - поддон картера; 2 - шкив привода вспомогательных аг­регатов; 3 - маховик; 4 - датчик положения коленчатого вала; 5 - кран масляного ра­диатора; 6 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 7 - муфта включения вентилятора; 8 - генератор; 9 - регулировочная планка натяжения ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 10 - впускная труба; 11 - ре­сивер; 12 - регулятор холостого хода; 13 - дроссельный узел; 14 - топливная рампа; 15 - крышка корпуса термостата; 16 - рым; 17 - корпус термостата; 18 - головка блока цилиндров; 19 - шкив насоса охлаждающей жидкости; 20 - крышка распределительных шестерен; 21 - стартер; 22 - натяжной ролик ремня привода вентилятора; 23 - датчик фаз; 24 - ремень привода вентилятора; 25 - регулировочная планка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя руля; 26 - шкив насоса гидроусилителя руля; 27 - ре­мень привода насоса гидроусилителя руля

коллектор; топливная рампа с фор­сунками; генератор; масляный фильтр; кран масляного радиато­ра; датчики положения коленчато­го вала, температуры охлаждающей жидкости и детонации.

Слева расположены: катушка и све­чи зажигания; указатель уровня масла; привод масляного насоса; регулятор разрежения системы вен­тиляции картера; стартер; насос гидроусилителя руля.

Спереди: насос охлаждающей жид­кости; термостат; привод распре­делительного вала (шестернями); привод генератора и насоса охлаж­дающей жидкости (клиновым рем­нем); привод муфты включения


вентилятора (клиновым ремнем); привод насоса гидроусилителя ру­ля (клиновым ремнем); датчики фаз и сигнелизатора аварийного давления масла.

Сзади: маховик.

Блок цилиндров выполнен из алю­миниевого сплава с залиты­ми в блок чугунными гильзами. Номинальный диаметр гильзы ци­линдра составляет 100,024 мм с до­пуском +0,06 мм. Расчетный зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра (для новых деталей) дол­жен быть равен 0,024—0,048 мм. Он определяется как разность мини­мального диаметра гильзы цилинд­ра и максимального диаметра юбки

Маркировка групп гильз на блоке ци- лидров


поршня. Требуемый зазор обеспе­чивается установкой в гильзу ци­линдра поршня такой же группы, что и гильза. Для этого гильзы ци­линдров и поршни в зависимости от размеров (диаметров), получен­ных при механической обработке, разбиваются на пять групп (через 0,012 мм), обозначаемых буквами А, Б, В, Г, Д.

Размеры групп гильз цилиндров:

А-100,024-100,036 мм;

Б- 100,036-100,048 мм;

В-100,048-100,060 мм;

Г- 100,060-100,072 мм;

Д- 100,072-100,084 мм.

Маркировка групп гильз нанесена на поверхности блока цилиндров под крышками коробки толкателей. Предельно допустимый износ гильз цилиндров более ОД мм на диаметр.

При ремонте блока диамегр гильзы цилиндра может быть увеличен хо- нингованием до размера 100,1 мм или расточкой и хонингованием до размера 100,5! мм под пор­шни ремонтного (увеличенного) размера.



Постели коренных подшипников ко­ленчатого вала



Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля): 1 - картер сцепле­ния; 2 - маховик; 3 - кронштейн крепления рабочего цилиндра сцепления; 4 - стартер; 5 - катушка зажигания; 6 - указатель уровня масла; 7 - крышка головки блока цилинд­ров; 8 - маслозаливная горловина; 9 - регулятор холостого хода; 10 - впускная труба; 11 - топливная рампа; 12 - ресивер; 13 - головка блока цилиндров; 14 - блок цилинд­ров; 15 - выпускной коллектор

13 нижней части блока цилиндров расположены опоры коленчато­го вала - пять постелей коренных подшипников вала со съемными крышками, которые крепятся гай­ками к шпилькам блока. Отверстия в блоке цилиндров под корен­ные подшипники обрабатываются в сборе с установленными крыш­ками, поэтому крышки невзаимо- заменяемы.

Коленчатый вал - из высокопроч­ного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками.


Вал в сборе с маховиком и сцепле­нием динамически сбалансирован (допустимый дисбаланс - не бо­лее 35 г-см). Диаметр коренных ше­ек — 64 мм, шатунных - 58 мм. Вал снабжен четырьмя противовесами, отлитыми за одно целое с валом. Противовесы выполнены па про­должении щек коленчатого вала двигателя.

Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при дви­жении кривошипно-шатунного

механизма во время работы двига­теля.

Для подачи масла от коренных ше­ек к шатунным применены кана­лы коленчатого вала, закрытые резьбовыми пробками. Каналы коленчатого вала просверле­ны в теле вала. Служат пе толь­ко для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам вала, но и для центробежной очистки моторного масла от твердых частиц и отложений при вращении ко­ленчатого вала. При ремонте вала необходимо отворачивать пробки и очищать каналы от скопившихся отложений.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя упор­ными сталеалюминиевыми шай­бами (упорного подшипника), расположенными по обе стороны переднего коренного подшипни­ка. Передняя шайба антифрикци­онным слоем обращена к стальной упорной шайбе на коленчатом ва­лу, задняя шайба - к щеке ко­ленчатого вала. Передняя шайба удерживается от вращения дву-

Упорные шайбы коленчатого вала: 1 -

передняя; 2 - задняя



Составные части шкива коленчатого вала: 1 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 2 - демфер крутильных коле­баний


мя штифтами, запрессованными в блок и крышку коренного под­шипника. Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вра­щения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки ко­ренного подшипника. Осевой за­зор составляет 0,125—0,325 мм.

На переднем конце коленчато­го вала на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестер­ня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала. Все эти детали стянуты болтом, ввертыва­емым в передний торец коленчато­го вала. К ступице шестью болтами крепится шкив коленчатого вала, который состоит из двух частей — демпфера крутильных колебаний и шкива привода вспомогатель­ных агрегатов. Демпфер крутиль­ных колебаний предназначен для уменьшения шума и защиты ГРМ, за счет снижения амплитуды кру­тильных колебаний коленчато­го вала на резонансных частотах при помотпи резинового масси­ва, запрессованного между диском и ступицей шкива.

В заднем торце коленчатого ва­ла расточено гнездо для установки шарикового подшипника пер­вичного вала коробки передач. К заднему концу вала (фланцу) болтами прикреплен маховик, от­литый из серого чугуна. Маховик обеспечивает при возвратно-пос­тупательном движении поршней их вывод из верхней и нижней мер­твых точек и более равномерное вращение коленчатого вала в ре­жиме холостого хода. Облегчает пуск двигателя и его работу при трогании автомобиля с места.

Па маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Перед сборкой с колен­чатым валом маховик статически ба­лансируют.

Коренные и шатунные подшип­ники коленчатого вала состо­ят из тонкостенных вкладышей, изготовленных из малоуглеро­дистой стальной ленты с тонким слоем антифрикционного вы- сокооловянистого алюминиево­го сплава. В каждом подшипнике установлено по два вкладыша. Осевому перемещению и про­ворачиванию вкладышей в пос­телях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие вы­ступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в пос­телях блока или в шатунах. Все коренные вкладыши имеют коль­цевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных ше­ек коленчатого вала. Посередине каждого коренного вкладыша вы­полнено отверстие, через кото­рое подается масло к коренному подшипнику из канала в постели блока. Отверстия в шатунных вкла­дышах совпадают с отверстиями в шатунах. Для сохранения взамо- заменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкла­дышей на всех коренных и шатун­ных вкладышах сделаны отверстия. Диаметральный зазор между шей­кой и вкладышами составля­ет 0,020—0,066 мм для коренных и 0,010-0,049 мм для шатунных подшипников.

Для обеспечения указанных за­зоров и исключения деформации деталей гайки шатунных болтов, шпилек крепления крышек ко­ренных подшипников затягивают динамометрическим ключом ука­занным выше моментом.

Расположение порядкового номера цилиндра на шатуне

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности