Автомобиль Opel Meriva. ДВИГАТЕЛЬ (Z14XEP) 1,4 Л

Opel Meriva. ДВИГАТЕЛЬ (Z14XEP) 1,4 Л


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В данном разделе описаны конструкция и ремонт некоторых узлов и систем двигателя Z 14 ХЕР рабочим объемом 1,4 л (рис. 5.1 и 5.2), устанавливаемого на часть продавае­мых в России автомобилей Opel Meriva.

Двигатель четырехцилиндровый с рядным вертикальным расположением цилиндров, с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, жидкостного охлаждения.

Распределительные валы двигателей при­водятся во вращение цепью.

Головка блока цилиндров двигателя из­готовлена из алюминиевого сплава по попе­речной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на проти­воположных сторонах головки), в головку за­прессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пружине, зафиксирован­ной через тарелку двумя сухарями.

Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненные в ви­де перегородок картера. Блок изготовлен из специального высокопрочного чугуна с цилин­драми, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников двига­теля обработаны в сборе с блоками и поэтому невзаимозаменяемы отдельно от блоков ци­линдров. На блоке цилиндров выполнены спе­циальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.


Крышки коренных подшипников объе­динены в единую плиту, изготовленную из алюминиевого сплава. Такая конструкция по­вышает жесткость нижней части двигателя.

Распределительные валы привода впу­скных и выпускных клапанов литые, чугунные. Они снабжены прорезями в задних торцах под специальное приспособление для фикса­ции валов от проворачивания и для контроля установки поршня 1-го цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

Газораспределительный механизм за­крыт пластмассовой крышкой головки блока цилиндров. В ней установлен маслоотдели­тель системы вентиляции картера.

Коленчатый вал выкован из специальной стали, вращается в коренных подшипниках, име­ющих тонкостенные стальные вкладыши с анти­фрикционным слоем из алюминиево-оловянно­го сплава. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено специальными фланцами, вы­полненными на средней коренной шейке и опи­рающимися на буртики увеличенных по толщине вкладышей среднего коренного подшипника.


Рис. 5.1. Двигатель Z14 ХЕР (вид слева): 1 - шкив генератора; 2 - кронштейн правой опоры подвески силового агрегата; 3 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов (датчик фазы); 4 - шкив водяного насоса; 5 - дроссельный узел; 6 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 7 - корпус термостата; 8 - крышка головки блока цилин­дров; 9 - датчик аварийного падения давления масла; 10,13 - транспортные проушины; 11 - указатель (щуп) уровня масла; 12 - пробка маслоналивной горловины; 14 - корпус мас­ляного фильтра; 15 - управляющий датчик концентрации кислорода в отработавших газах; 16 - катколлектор; 17 - корпус водяного насоса; 18 - компрессор кондиционера; 19 - ре­мень привода вспомогательных агрегатов; 20 - электромагнитная муфта привода компрессора кондиционера; 21 - масляный картер; 22 - шкив привода вспомогательных агрегатов



Маховик отлит из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и закреп­лен шестью болтами. На маховик напрес­сован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.

Поршни 4 (рис. 5.3) изготовлены из алюми­ниевого сплава. На цилиндрической поверх­ности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемных и компрессионных

колец. Поршни двигателя дополнительно ох­лаждаются маслом, подаваемым через отвер­стие в верхней головке шатуна и разбрызгива­емым на днище поршня.

Поршневые пальцы 5 установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с ша­тунными шейками коленчатого вала через

тонкостенные вкладыши 2, конструкция кото­рых аналогична конструкции коренных.

Шатуны 3 стальные, кованые, облегченные.

Система смазки комбинированная (по­дробнее см. «Система смазки», с. 98).

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется


Рис. 5.2. Двигатель Z14 ХЕР (вид справа при снятых кронштейне правой опоры подвески силового агрегата и ремне привода вспомогательных агрегатов): 1 - электрон­ный блок управления двигателем; 2 - датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе; 3 - электромагнитный клапан продувки адсорбера; 4 - дроссельный узел; 5 - впускной коллектор; 6 - крышка головки блока цилиндров; 7 - датчик положения распределительного вала впускных клапанов (датчик фазы); 8 - датчик температуры охлаж­дающей жидкости; 9 - водяной насос; 10 - электромагнитная муфта привода компрессора кондиционера; 11 - ролик натяжителя ремня привода вспомогательных агрегатов; 12 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 13 - масляный картер; 14 - генератор; 15 - пробка отверстия для слива масла; 16 - плита крышек коренных подшипников колен­чатого вала; 17 - датчик положения коленчатого вала; 18 – стартер


Рис. 5,3. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - крышка шатуна; 2 - шатунные вкладыши; 3 - шатун; 4 - поршень; 5 - поршневой палец



Рис. 5.4. Принцип работы системы Twinport: а - режим полной нагрузки; 6 - режим частичной нагрузки; 1 - ваку­умный регулятор; 2 - топливная форсунка; 3 - заслонка; 4 - впускные клапаны


разрежение во всех режимах работы двигате­ля, что повышает надежность различных уп­лотнений двигателя и уменьшает выброс ток­сичных веществ в атмосферу

Система охлаждения двигателей герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгора­ния и газовые каналы в головке блока цилинд­ров. Принудительную циркуляцию охлаждаю­щей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого ва­ла поликлиновым ремнем. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждаю­щей жидкости в системе охлаждения установ­лен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установ­ленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива и регулятора давления топлива, расположенных в модуле топливного насоса, форсунок и топливопро­водов, а также включает в себя воздушный фильтр и впускной коллектор.

Впускной коллектор оснащен системой изменения его геометрии (Twinport). В одном из двух каналов впускного коллектора для каждого цилиндра установлена заслонка 3 (рис. 5.4), которая закрывается или открыва­ется с помощью вакуумного регулятора 1.

В режимах частичной нагрузки двигателя и при низкой частоте вращения коленчатого ва­ла заслонка закрывается, перекрывая один из каналов впускного коллектора. Скорость дви­жения топливовоздушной смеси увеличивает­ся. Кроме того, создается вращающий век­тор, который завихряет смесь в цилиндре. Оба этих фактора способствуют улучшению смесеобразования и повышению топливной экономичности.

В режимах полной нагрузки двигателя за­слонка полностью открывается. В цилиндры поступает максимальное количество топливо­воздушной смеси с минимальным сопротив­лением. Скорость движения смеси достаточ­но высока для обеспечения нормального смесеобразования в цилиндре, и двигатель развивает максимальную мощность.


Все заслонки во впускных каналах одновре­менно управляются вакуумным регулятором 4 (рис. 5.5) через тягу 2, соединенную со што­ком 3 вакуумного регулятора. Степень закрытия заслонок определяется ходом штока. В свою очередь, вакуумным регулятором управляет электронный блок системы управления двига­телем, который и принимает решения о степе­ни закрытия заслонок в зависимости от нагруз­ки и частоты вращения коленчатого вала.

Система зажигания микропроцессорная, состоит из общего для всех свечей зажигания модуля. Модулем зажигания управляет элек­тронный блок системы управления двигате­лем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.

Система управления двигателем вклю­чает в себя электронный блок управления (контроллер), датчики температуры впускно­го воздуха и абсолютного давления во впуск­ном коллекторе, положения дроссельной за­слонки, температуры охлаждающей жидкос­ти, положения коленчатого вала, положения распределительного вала, температуры на­ружного воздуха, концентрации кислорода (управляющий и диагностический), положе­ния педалей акселератора, тормоза и сцеп­ления, детонации, а также исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач и главной передачей) установлен на четырех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух опорах, воспринимающих основную массу силового агрегата, и двух опорах, компенсирующих крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.


Рис. 5.5. Впускной коллектор двигателя Z 14 ХЕР с системой Twinport: 1 - впускной коллектор; 2 - тяга привода заслонок; 3 - шток вакуумного регулятора; 4 - вакуумный регулятор


Система рециркуляции отработавших газов (EGR) направляет часть отработавших газов обратно в цилиндры. Мощность двигате­ля не уменьшается, а его экономичность и де­тонационная устойчивость смеси повышаются.

Основным элементом системы EGR явля­ется электромагнитный клапан, открываю­щийся по сигналам блока управления двига­телем при достижении определенной частоты вращения коленчатого вала.

Совместное применение систем EGR и Twinport обеспечивает экономию топлива до 6% (по сравнению с двигателями, не осна­щенными этой системой) на режимах частич­ной нагрузки на двигатель, что особенно важ­но при движении в городских условиях.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности мно­гие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Си­ний дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дым­ление - признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление ды­ма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой рабо­ты на холостом ходу или сразу после торможе­ния двигателем указывает, как правило, на из­нос маслосъемных колпачков клапанов. Чер­ный дым возникает из-за слишком богатой смеси вследствие неисправности системы уп­равления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (осо­бенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость проникла в каме­ру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном по­вреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращает­ся в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду - нормальное явление. Довольно часто можно увидеть стоящий по­среди городской пробки автомобиль с откры­тым капотом, испускающий клубы пара. Пере­грев. Лучше, конечно, этого не допускать. Но никто не застрахован от того, что может нео­жиданно отказать термостат, электровентиля­тор или просто потечь охлаждающая жид­кость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные послед­ствия. Никогда сразу же не глушите двига­тель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остано­витесь, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится цирку­ляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холод­ной водой. Только добившись снижения тем­пературы, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дай­те всему остыть, и вы сохраните здоровье ма­шины и ваше собственное здоровье!

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности