Автомобиль Kia Ceed (2009+). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Kia Ceed (2009+). СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомоби­ли Kia Cee'd, оборудованы электронной сис­темой управления двигателем с распреде­ленным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе явля­ется электронный блок управления (ЭБУ). На основе информации, полученной от дат­чиков, ЭБУ рассчитывает параметры регули­рования впрыска топлива и управления углом опережения зажигания. Кроме того, в соот­ветствии с заложенным алгоритмом ЭБУ уп­равляет работой электродвигателя вентиля­тора системы охлаждения двигателя и элект­ромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиаг­ностики элементов системы и оповещает во­дителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие рабо­тоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого форсун­ками, определяется продолжительностью эле­ктрического сигнала от ЭБУ Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя,
рассчитывает потребность в топливе и опре­деляет необходимую длительность подачи топ­лива форсунками (длительность сигнала). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления (кон­троллер) связан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соот­ветствии с параметрами и алгоритмом управ­ления, хранящимися в памяти программируе­мого постоянного запоминающего устройст­ва (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ обозначен номе­ром, присвоенным данной модификации ЭБУ.

Блок управления обнаруживает неисправ­ность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (на­пример, из-за плохого контакта). Сигнальная лампа неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспо­собности отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоеди­ните провод от клеммы «минус» аккумулятор­ной батареи).

Блок питает постоянным током напряжени­ем 5 и 12 В различные датчики и выключатели системы управления. Поскольку электричес­кое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения на­пряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр с внутренним сопротив­лением не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.


Датчик положения коленчатого вала

предназначен для синхронизации работы электронного блока управления с BMT порш­ней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положе­нием коленчатого вала. Действие датчика основано на эффекте Холла.

Датчик установлен в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике. За­дающий венец представляет собой зубчатое колесо с впадинами. Два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорно­го» импульса), который необходим для согла­сования работы блока управления с BMT пор­шней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала зубья из­меняют магнитное поле датчика, наводя им­пульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигателя невоз­можен.

Датчик положения распределительно­го вала индуктивного типа установлен в пе­редней части головки блока цилиндров. При вращении впускного распределительного ва­ла выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы на­пряжения переменного тока. Сигналы датчика используются ЭБУ для организации фазиро­ванного впрыска топлива в соответствии с по­рядком работы цилиндров, а также для управ­ления изменением фаз газораспределения в зависимости от режима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчика положения распределительного вала электронный блок заносит в память ее код и включает сигнальную лампу

Датчик температуры охлаждающей жид­кости установлен в системе охлаждения двига­теля. Чувствительным элементом датчика явля­ется термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорциональ­но температуре. При низкой температуре ох­лаждающей жидкости (-20 *С) сопротивление термистора составляет около 15 кОм, при по­вышении температуры до +80 °С сопротивле­ние уменьшается до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пературы постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сигнала датчика достигает максимального значения на холодном двигате­ле и снижается по мере его прогрева. По зна­чению напряжения электронный блок опреде­ляет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впрыска и зажигания. При отказе датчика или наруше­ниях в цепи его подключения ЭБУ устанавлива­ет код неисправности и запоминает его.

В корпусе датчика установлен такхе допол­нительный термистор для управления указа­телем температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной за­слонки установлен на корпусе дроссельного узла и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» на­пряжения питания (5 В), а другой конец со­единен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачивает­ся (от воздействия на педаль управления), на­пряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряже­ние на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависи­мости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. пожеланию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку

Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды) ввернуты в резьбовые от­верстия катколлектора и приемной трубы системы выпуска отработавших газов.


Датчик на входе в катколлектор служит для уп­равления составом топливовоздушной смеси...

...а датчик на выходе - для оценки эффек­тивности работы нейтрализатора. В металли­ческих колбах датчиков расположен гальвани­ческий элемент, омываемый потоком отрабо­тавших газов. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменя­ется напряжение сигналов датчиков.

Информация от каждого датчика поступает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления по­лучает информацию о высоком содержании кислорода. Сигнал высокого уровня свиде­тельствует о низком содержании кислорода в отработавших газах.

Постоянно отслеживая напряжение сигнала датчиков, блок управления корректирует коли­чество впрыскиваемого форсунками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в катколлектор (бедная топливовоздушная смесь) количество подаваемого топлива увели­чивается, при высоком уровне сигнала (богатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровнями сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допустимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует неисправность катколлектора.


Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров в зоне между 2-м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибра­ции (детонационные удары) в двигателе. Чув­ствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируют­ся импульсы напряжения, которые увеличива­ются с возрастанием интенсивности детона­ционных ударов. Электронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, получаемые от блока управления ABS. На версиях автомо­биля, не оборудованных ABS, для этой цели используется датчик спидометра, установлен­ный в коробке передач, или отдельный датчик частоты вращения правого переднего колеса.

Датчик абсолютного давления во впу­скной трубе преобразует разрежение в этой трубе в электрическое напряжение, по значе­нию которого ЭБУ определяет нагрузку двига­теля. Датчик установлен на впускной трубе и соединен с ее полостью резиновой трубкой. Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с давлением во впускной тру­бе - от 4,0 В (при полностью открытой дрос­сельной заслонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке). При неработающем двигателе блок управления по напряжению датчика определяет атмосферное давление и адапти­рует параметры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря. Зна­чения атмосферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномерном движении автомобиля и во вре­мя полного открытия дроссельной заслонки.


Датчик скорости автомобиля установ­лен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик вьщает на ЭБУ прямоугольные импульсы на­пряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения ведущих колес.

Для вывода из памяти ЭБУ кодов неис­правностей, выявленных при работе системы управления двигателем, служат диагности­ческие разъемы

Один диагностический разъем расположен справа в моторном отсеке, второй - в салоне автомобиля под панелью приборов с левой стороны. К диагностическому разъему можно подключить сканирующее устройство, кото­рое считывает информацию с последователь­ной линии данных.

Электромагнитный клапан системы из­менения фаз газораспределения установ­лен в головке блока цилиндров двигателя. Клапан регулирует давление масла, подавае­мого в исполнительный механизм изменения фаз, установленный на переднем конце рас­пределительного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную наст­ройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощность и крутя­щий момент при любом скоростном режиме.

При остановке двигателя давление масла заставляет переместиться золотник управля­ющего клапана в положение, соответствую­щее наиболее поздней фазе газораспреде­ления. Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соответ­ственно либо в сторону их опережения, либо в сторону запаздывания.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ температуре выше 65 ФС в рабочем состоянии и выше 80 "С - в нерабочем (например, в сушильной каме­ре). Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему провода при включенном зажигании. Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром с внутренним сопро­тивлением не менее 10 МОм.

Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень ма­лое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом.


Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам. Для диагностики системы управления дви­гателем во всех случаях требуется специ­альное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей систе­мы обращайтесь на специализированный сервис.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ


Причина неисправности

Способ устранения

Стартер вращает коленчатый вал с нормальной скоростью, но двигатель долго не пускается. После пуска двигатель сразу же останавливается

Неисправна система зажигания

Проверьте напряжение во вторичной цепи; состояние свечей зажигания (нагар, влаж­ность электродов, трещины или сколы изолятора, состояние электродов и зазор); катушки зажигания, проводов высокого на­пряжения и защитных колпачков; надеж­ность электрического контакта в разъемах катушки зажигания; надежность контактов ЭБУ с «массой»

Неисправна система впрыска топлива

См. «Система питания», с. 93

Двигатель не развивает номинальной мощности. Автомобиль вяло разгоняется при частичном нажатии на педаль акселератора

Неисправна система зажигания

Проконтролируйте напряжение во вто­ричной цепи специальным тестером. Проверьте работу системы регулирова­ния угла опережения зажигания стробо­скопом

Отсутствует надежный контакт ЭБУ

с «массой»

Проверьте состояние, чистоту и плот­ность соединений клемм «массовых» проводов ЭБУ

Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор

Проверьте напряжение на выводе «В+» генератора, которое должно быть не ме­нее 13 В

Детонационные стуки в двигателе при ускорении автомобиля

Несоответствие калильного числа уста­новленных на двигатель свечей зажигания

Замените свечи на рекомендуемые для данной модели двигателя

Повреждение проводов высокого напряжения

Проверьте омметром сопротивление проводов высокого напряжения. Оно не должно превышать 30 кОм. Омметр под­ключается к наконечникам проверяемого провода

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости замените датчик. Проверьте контактные соединения в проводке цепи датчика

Отсутствие быстрой реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при трогании автомобиля с места и в начале разгона

Неисправен датчик положения дрос­сельной заслонки

Замените датчик

Причина неисправности

Способ устранения

Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор

Проверьте вольтметром напряжение на клемме «В+» генератора при работающем двигателе, которое должно быть более 13 В

Неисправен датчик массового расхода воздуха

Замените датчик

Неисправны провода высокого напряжения

Проверьте сопротивление провода ом­метром, подключив его к наконечникам проверяемого провода. Сопротивление должно быть не более 30 кОм

Загрязнены свечи зажигания

Очистите свечи пескоструйным аппара­том или замените

Загрязнение приборов зажигания

Удалите влагу и грязь с проводов высо­кого напряжения и катушки зажигания

Ненадежный контакт приборов зажига­ния с «массой»

Проверьте контактные соединения про­водов системы зажигания с «массой». Очистите и затяните крепление наконеч­ников проводов

Двигатель работает с перебоями.

Рывки автомобиля при увеличении нагрузки двигателя. Неровный шум при выпуске отработавших газов

Неисправность свечей зажигания

Пустите двигатель. После установки частоты холостого хода снимите про­вод высокого напряжения с одной све­чи зажигания, используя пассатижи с изолированными рукоятками. Провода отсоединяйте от свечей поочередно и на короткое время, чтобы не повре­дить каталитический нейтрализатор. Если отсоединение провода от свечи не вызывает резкого уменьшения час­тоты вращения двигателя, то свеча неисправна и ее нужно заменить

Неисправность проводов высокого напряжения

Измерьте омметром сопротивление проводов между наконечниками, кото­рое должно быть не более 30 кОм

Неровная работа двигателя на холостом ходу, сопровождающаяся повышенной вибрацией и остановками

Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода вследствие об­разования отложений на колбе датчика

При наличии белого порошкообразного налета на датчике замените его

Заедание дроссельной заслонки в от­крытом положении

Устраните заедание дроссельной заслонки

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости заме­ните датчик. Проверьте контактные со­единения в проводке цепи датчика

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности