Автомобиль Kia Spectra. ДВИГАТЕЛЬ S6D (DOHC)

Kia Spectra. ДВИГАТЕЛЬ S6D (DOHC)


ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Автомобили KIA Spectra, выпускаемые в России, оснащают поперечно расположен­ными четырехцилиндровыми четырехтактны­ми бензиновыми инжекторными 16-клапанными двигателями рабочим объемом 1,6 л мод. S6D (типа DOHC).

Двигатель S6D с рядным вертикальным расположением цилиндров, жидкостного ох­лаждения Детали и узлы двигателя показаны на рис. 5.1-5.3.

Головка блока цилиндров изготовлен­ная из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров двигателя. В нижней части головки блока цилиндров отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлажда­ющая камеры сгорания В головку запрессо­ваны седла и направляющие втулки клапа­нов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Двигатель с двумя пятиопорными распределительными валами имеет по четыре клапана на каждый цилиндр два впускных и два выпускных. Привод клапа­нов осуществляется от распределительных валов, которые непосредственно воздейст­вуют на клапаны через гидрокомпенсаторы, выполняющие одновременно функцию тол­кателей. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов приводятся во враще­ние от коленчатого вала двигателя армиро­ванным зубчатым ремнем


Блок цилиндров (см. рис 5.1) двигателя представляет собой единую отливку, образую­щую цилиндры, рубашку охлаждения и каналы масляной магистрали. Нумерация цилиндров двигателя ведется от шкива коленчатого вала. Блок изготовлен из специального высоко­прочного чугуна, цилиндры расточены непо­средственно в теле блока На блоке цилинд­ров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипни­ков коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку болтами. Крышки ко­ренных подшипников двигателя обработаны в сборе с блоком и невзаимозаменяемы. К ни­жней части блока цилиндров через уплотни­тельную прокладку прикреплен масляный кар­тер, закрывающий полость блока снизу и вы­полняющий функцию резервуара для масла.

Рис. 5.1. Блок цилиндров и коленчатый вал двигателя: 1 - блок цилиндров двигателя; 2 - поршень; 3 - шатун; 4 - коленчатый вал; 5 - крышка шатуна

Рис. 5.2. Коленчатый вал двигателя: 1 - верхний вкла­дыш коренного подшипника; 2 - коленчатый вал; 3 - ни­жний вкладыш коренного подшипника; 4 - крышка корен­ного подшипника; 5 - болт; 6, 7 - упорные полукольца

Рис. 5.3. Поршень и шатун: 1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 - масло­съемное кольцо; 4 - поршень; 5 - поршневой палец; 6 - шатун; 7 - болт крепления крышки шатуна; 8 - верхний шатунный вкладыш; 9 - нижний шатунный вкладыш; 10 - крышка шатуна; 11 - гайка крепления крышки шатуна

Коленчатый вал 2 (см рис. 5.2) пятиопор­ный, отлит из специального высокопрочного чугуна У него восемь противовесов, изготов-

ленных за одно целое с валом. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в колен­чатом валу выполнены сверления. Коленчатый вал двигателя зафиксирован от осевых пере­мещений двумя упорными полукольцами, ус­тановленными в проточки постели коренного подшипника. На переднем конце коленчатого вала установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К задней части ко­ленчатого вала болтами крепится отлитый из чугуна маховик с напрессованным зубча­тым венцом для пуска двигателя стартером На заднюю часть маховика напрессован зада­ющий диск датчика положения коленчатого вала. На автомобилях с автоматической ко­робкой передач к фланцу коленчатого вала крепится установочная пластина гидротранс­форматора. Передний и задний концы колен­чатого вала уплотнены самоподжимными ре­зиновыми сальниками.

Шатуны 6 (см рис 5.3) стальные, кова­ные, со стержнем двутаврового сечения, об-


работаны совместно с крышками 10 на ни­жних головках.

Поршни 4 изготовлены из алюминиевого сплава. Юбка поршня в поперечном сече­нии овальная, в продольном - коническая. Для уменьшения давления поршня на стенку цилиндра во время рабочего хода ось от­верстия под поршневой палец 5 смещена относительно диаметральной плоскости поршня. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые ка­навки для одного маслосъемного и двух компрессионных колец. Поршневые кольца чугунные. Первое компрессионное кольцо имеет бочкообразную наружную поверх­ность, второе кольцо - коническую скошен­ную наружную поверхность. Маслосъемное кольцо составное, скребкового типа, с пру­жинным расширителем.

Система смазки комбинированная: наи­более нагруженные детали смазываются под давлением, остальные - разбрызгиванием масла, вытекающего из зазоров между сопря­гаемыми деталями. Давление в системе смаз­ки создается шестеренчатым масляным насо­сом, установленным снаружи в передней крышке блока цилиндров и приводимым вдей- ствие от переднего конца коленчатого вала.

Насос всасывает масло из масляного кар­тера двигателя через маслоприемник с сетча­тым фильтром и затем через полнопоточный масляный фильтр с фильтрующим элементом из пористой бумаги подает его в главную мас­ляную магистраль, расположенную в теле бло­ка цилиндров. От главной магистрали отходят каналы подвода масла к коренным подшипни­кам коленчатого вала. К шатунным подшипни­кам масло подается через каналы, выполнен­ные в теле коленчатого вала. От главной мас­ляной магистрали отходит вертикальный канал подвода масла к опорам распределительных валов и в верхний продольный масляный ка­нал, соединенный сверлениями в головке бло­ка с гидрокомпенсаторами зазоров в клапан­ном механизме.

Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмо­сферой, поэтому одновременно с отсосом газов и паров бензина в картере образуется разрежение на всех режимах работы двигате­ля, что повышает надежность различных уп­лотнений двигателя и уменьшает выброс ток­сичных веществ в атмосферу. Система венти­ляции состоит из клапана принудительной вентиляции картера, шланга первого контура вентиляции картера, впускного трубопровода и шланга второго контура вентиляции карте­ра, соединяющего систему вентиляции с диффузором дроссельного узла.

При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы после маслоотделителя, расположенного в крышке головки блока ци­линдров, под действием разрежения во впу­скном трубопроводе через клапан поступают в задроссельное пространство по шлангу. Клапан ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушилась работа двигателя в режиме холостого хода. При работе двига­теля под нагрузкой, когда дроссельная за­слонка частично или полностью открыта, ос­новной объем картерных газов проходит по шлангу в воздухоподводящий патрубок пе­ред дроссельным узлом и далее через реси­вер в камеры сгорания.

Система охлаждения двигателя герметич­ная, с расширительным бачком, состоит из ру­башки охлаждения, выполненной в литье и ок­ружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается центробежным во­дяным насосом с приводом от коленчатого ва­ла поликпиновым ремнем Для поддержания нормальной рабочей температуры жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости

Система питания двигателя состоит из топливного модуля, установленного в топлив­ном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топли­ва, форсунок, топливопроводов и воздушного фильтра.

Система зажигания микропроцессорная, управляемая контроллером (электронным блоком управления). Контроллер также уп­равляет системой распределенного впрыска топлива. Система зажигания при эксплуата­ции не требует обслуживания и регулировки.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач, сцеплением и главной передачей) установлен на четырех опорах с эластичными резиновыми элементами: двух верхних боко­вых (правой и левой), воспринимающих ос­новную массу силового агрегата, и задней и передней нижних, компенсирующих крутя­щий момент от трансмиссии и нагрузки, воз­никающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его сис­тем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной тру­бы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление - признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление ды­ма при перегазовках, после длительного про­кручивания стартером, долгой работы на хо­лостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым - слишком богатая смесь из-за неис­правности системы управления двигателем или форсунок Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегре­ва двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через по­врежденную прокладку головки блока цилинд­ров. При сильном повреждении этой проклад­ки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную беле­сую эмульсию. Белый дым (пар) при непро­гретом двигателе во влажную или холодную погоду - нормальное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с от­крытым капотом, испускающий клубы пара

Перегрев Лучше, конечно, этого не допус­кать, почаще поглядывая на указатель темпе­ратуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечет охлаж­дающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте си­туацию. Не так страшен перегрев, как его воз­можные последствия Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар

и, возможно, остыв, вообще откажется заво­диться. Остановитесь, дайте ему поработать на холостых оборотах, при этом в системе со- хранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и от­кройте капот Если есть возможность, поли­вайте радиатор холодной водой Только до­бившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегре­том двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть - так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.

Практически во всех инструкциях к авто­мобилю содержится рекомендация при пус­ке двигателя обязательно выжать сцепле­ние. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска двигателя в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шесте­рен коробки передач в загустевшем масле В остальных случаях эта мера направлена лишь на то, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Такой прием вреден для двигателя, так как через выжатое сцепление на упорный под­шипник коленчатого вала передается значи­тельное усилие, а при пуске (особенно хо­лодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленча­тый вал получает осевой люфт, а трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией, чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пус­ком положение рычага переключения пере­дач и пускать двигатель при затянутом руч­ном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности