Автомобиль Опель Астра Эйч. Дефектовка деталей двигателя Z16 XER, Z18 XER, Z20 LER, Z20 LEH

Опель Астра Эйч. Дефектовка деталей двигателя Z16 XER, Z18 XER, Z20 LER, Z20 LEH

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите сжатым воз­духом (особенно масляные каналы деталей).

1. Осмотрите блок, особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.

Полезный совет

Если есть подозрение на наличие тре­щин в блоке (попадание охлаждаю­щей жидкости в картер или масла в ох­лаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде. Проверку проводите в ремонт­ных мастерских, располагающих соот­ветствующим оборудованием.

2. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Ца­рапины, задиры и трещины не допускаются.

Полезный совет

При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров перенос­ной лампой, так дефекты видны зна­чительно лучше.



Рис. 12.1. Схема измерения цилиндров: А - по­яс наибольшего износа; Б - зона измерения после растачивания и хонингования; В - пояс наимень­шего износа

3. Определите нутромером фактические ди­аметры цилиндров. Диаметр цилиндра изме­ряйте в трех поясах (рис. 12.1). В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпенди­кулярных направлениях (продольном и попе­речном). В зоне над поясом А (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в этой зоне и в осталь­ных поясах можно судить об износе цилинд­ров. Номинальный размер цилиндра для дви­гателя Z 14 ХЕР составляет (73,4+0,25) мм, для двигателя Z 16 XER - (79,0+0,25) мм, для дви­гателя Z18 XER - (80,5+0,25) мм, для двигате­лей мод. Z 20 LER и Z 20 LEH - (86,0±0,25) мм.

Овальность и конусность для двигателей Z14 ХЕР, Z16 XER и Z18 XER не должны превы­шать 0,0065 мм, для двигателей Z 20 LER и Z 20 LEH - 0,013 мм. Если максимальное зна­чение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите ци­линдры до ближайшего ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,25 или 0,50 мм), оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хо- нингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при уста­новке выбранного ремонтного поршня расчет­ный зазор между ним и цилиндром был

0, 03 мм. Дефектовку, расточку и хонингова- ние блока проводите в мастерских, располага­ющих специальным оборудованием.

4. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскости:

- в середине блока;

- в поперечном и продольном направле­ниях;

- по диагоналям плоскости. В каждом по­ложении плоским щупом определите зазор между штангенциркулем и плоскостью. Это и будет отклонение от плоскостности. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок.

5. Очистите днище поршня от нагара шабе­ром (можно изготовить из старого напильника).

6. Очистите от нагара канавки под поршне­вые кольца старым кольцом, вставив его в канавку наружной стороной и перекатывая по канавке.

7. Осмотрите поршни...

8. ...шатуны.


9. ...и крышки - на них не должно быть трещин.

10. Осмотрите вкладыши: если на их рабо­чих поверхностях обнаружите риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, заме­ните вкладыши новыми. Все шатунные вкла­дыши одинаковы и взаимозаменяемы.

11. Измерьте диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки. Диа­метр поршня номинального размера для дви­гателя Z 14 ХЕР составляет 73,385-73,415 мм, для двигателя Z 16 XER - 78,992-79,983 мм, для двигателя Z 18 XER - 80,492-80,558 мм, а для двигателей мод. Z 20 LER, Z 20 LEH - 85,986-86,055 мм. Диаметры ремонтных поршней увеличены на 0,25 и 0,50 мм. По ре­зультатам измерений определите зазор меж­ду поршнем и цилиндром, при необходимос­ти подберите новые поршни к цилиндрам. Расчетный зазор между поршнем и цилинд­ром (для новых деталей) составляет 0,03 мм. Его определяют промером цилиндров и пор­шней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, не­обходимо подобрать поршни номинального размера к цилиндрам или установить порш­ни ремонтного размера с расточкой и хонин- гованием цилиндров: зазор должен быть максимально приближен к расчетному.

12. Проверьте плоским щупом зазор по вы­соте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку. Номинальный (расчетный) зазор для обоих компрессионных колец составляет 0,020 мм. Если кольцо велико по высоте и зазор мал, доведите высоту кольца до нужного значе­ния, шлифуя его на наждачной бумаге, уло­женной на стеклянную пластину.


13. Проверьте плоским щупом зазор в зам­ке колец, установив кольцо в цилиндр на глу­бину около 50 мм.

Для того чтобы установить кольцо без перекоса, продвиньте кольцо вглубь цилиндра поршнем.

14. Зазор должен составлять 0,3 мм для обоих компрессионных колец и 0,4—1,4 мм для маслосъемного кольца. Если зазор недо­статочный, спилите стыковые поверхности кольца. Если зазор больше допустимого, за­мените кольцо.

15. Все поршни номинального и ремонтно­го размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сор­тировки и подбора по массе. При необходи­мости можно установить в отдельные цилин­дры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится.



16. Измерьте нутромером внутренний диа­метр Db посадочного места шатуна в сборе с крышкой.

Примечание

Перед измерением затяните шатунные болты номинальным моментом.

17. Измерьте микрометром толщину Т ша­тунных вкладышей.

Полезный совет

При отсутствии специальной насадки на микрометре для измерения вогну­той поверхности вкладыша можно воспользоваться небольшим шариком. После измерения вкладыша необходи­мо будет вычесть из полученного раз­мера диаметр шарика.


18. Измерьте микрометром диаметр Dh шатунных шеек.

19. Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Db-2T-Dh. Номинальный расчетный зазор составляет 0,019-0,070 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова ис­пользовать вкладыши, которые были уста­новлены. Если зазор больше предельно допу­стимого, замените вкладыши на этих шейках новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, уменьшенного на 0,25 мм, замените вклады­ши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а ко­нусность - более 0,005 мм.

___________ Предупреждения

При перешлифовке шатунных шеек коленчатого вала на ремонтный раз­мер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствую­щее клеймо, например «Ш 0,25». Коленчатые валы, галтели шеек кото­рых выполнены методом накатки, пе-

решлифовке не подлежат и при износе шеек должны быть заменены.

20. Осмотрите верхние и нижние вклады­ши коренных подшипников. Вкладыши цент­рального (третьего) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной. Кроме того, на их боковых торцах выполнены широкие буртики, играющие роль опорных полуколец упорного подшипника коленчато­го вала. Если на рабочей поверхности вкла­дышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

Запрещается проводить какие-либо подгоночные операции на вкладышах.

21. Осмотрите коленчатый вал. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягае­мых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.


22. Измерьте микрометром наружный диа­метр Dh коренных шеек. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала оп­ределяют по методике, изложенной для ша­тунных вкладышей. Номинальный расчетный зазор составляет 0,005 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допусти­мого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор боль­ше предельно допустимого, замените на этих шейках вкладыши новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера с уменьшением диаметра на 0,25 мм, заме­ните вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия износа, если на них есть забоины и риски или оваль­ность составляет более 0,004 мм, а конус­ность - более 0,005 мм, уменьшая диаметр на 0,25 мм.

Предупреждения

При перешлифовке коренных шеек ко­ленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала не­обходимо поставить соответствующее клеймо, например «К 0,25».

Коленчатые валы, галтели шеек кото­рых выполнены методом накатки, пе­решлифовке не подлежат и при износе шеек должны быть заменены.

23. Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки: если они не параллельны, коленчатый вал погнут и должен быть заменен.

24. Промойте каналы коленчатого вала, для чего залейте бензин в радиальные кана­лы, предварительно заглушив их с одной сто­роны деревянными пробками. Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензи­ном, впрыскивая его резиновой грушей. Де­ревянные заглушки снимите после промывки соединительных каналов. При необходимос­ти повторяйте промывку до вытекания чисто­го бензина.

25. Очистите поверхности поршневых пальцев от лаковых отложений, предвари­тельно размягчив их в растворителе. Осмот­рите пальцы. Если на них обнаружены трещи­ны, чрезмерный износ в месте контакта с бо­бышками поршня, следы от проворачивания в верхней головке шатуна, замените пальцы.

Сопряжение поршневого пальца и поршня проверьте, вставляя предварительно смазан­ный моторным маслом палец в отверстие бо­бышки поршня. При температуре окружаю­щей среды 20 °С палец должен входить в от­верстие при нажатии большого пальца руки и не выпадать из бобышки в вертикальном положении поршня с поршневым пальцем. Выпадающий из бобышки палец следует за­менить другим. Если палец снова выпадает, замените поршень с пальцем.

Полезный совет

При наличии нового комплекта запас­ных частей не используйте выпрессо- ванные поршневые пальцы повторно.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности