Автомобиль Опель Астра Эйч. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Z16 XER

Опель Астра Эйч. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Z16 XER

Особенности конструкции

Система охлаждения двигателя жидкост­ная (с принудительной циркуляцией жидкос­ти), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), незамерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

_______________ Примечание

Порядок замены охлаждающей жид­кости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 84.

__________ Предупреждения

Не рекомендуется заполнять систему ох­лаждения водой, так как в состав анти­фриза входят антикоррозионные и анти­вспенивающие присадки, а также присад­ки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попа­дания на кожу.

Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаж­дающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье до­роже, чем новый патрубок системы ох­лаждения или тюбик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 5.5 на примере двигателя Z18 XER. Систе­мы охлаждения остальных двигателей устроены практически аналогично, различие состоит в расположении элементов системы. Кроме по­казанных на рисунке элементов, в систему вхо­дят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в го­ловке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя оп­ределяется температурой охлаждающей жидко­сти, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90—100 °С.



Рис. 5.5. Элементы системы охлаждения: 1 - водораспределительная труба; 2 - отводящий шланг обогрева дроссельного узла; 3,5- шланги к радиатору отопителя; 4 - термостат; 6 - жидкостный шланг расширительного бачка; 7 - расширительный бачок; 8 - пробка расширительного бачка; 9 - пароотво­дящий шланг расширительного бачка; 10 - отводящий шланг радиатора; 11 - электровентилятор; 12 - радиатор системы охлаждения; 13 - теплообменник системы кондиционирования; 14 - подводя­щий шланг радиатора



Рис. 5.6. Радиатор, теплообменник и электровентиляторы системы охлаждения и кондициониро­вания: 1 - электровентилятор системы охлаждения; 2 - радиатор системы охлаждения; 3 - кран для сли­ва охлаждающей жидкости; 4 - соединитель радиаторов; 5 - теплообменник системы кондиционирования; 6 - конденсатор системы кондиционирования; 7 - электровентилятор системы кондиционирования


Радиатор 2 (рис. 5.6) с вертикальным по­током жидкости, с трубчато-ленточной алю­миниевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В нижней части правого бачка нахо­дится сливной кран 3. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патру­бок шланга, соединяющего радиатор с рас­ширительным бачком.

Расширительный бачок 7 (см. рис. 5.5) служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимо­сти от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метка «KALT/COLD» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху рас­положена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 8 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпуск­ным), собранными в едином блоке. Выпуск­ной клапан открывается при давлении 140-150 кПа (1,4-1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая ин­тенсивное парообразование. При охлажде­нии жидкости ее объем уменьшается и в сис­теме создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Примечание

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы систе­мы охлаждения, но часто при возник­новении проблем (закипание охлажда­ющей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапа­ны. Негерметичность выпускного кла­пана приводит к снижению температу­ры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоя­нии — к аварийному повышению дав­ления в системе, что может вызвать по­вреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос центробежного типа обес­печивает принудительную циркуляцию жид­кости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов (двигатели Z 14 ХЕР и Z 18 XER) или зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма (двигатели Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH). В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при от­казе (течь жидкости или повреждение под­шипников) его заменяют в сборе.

Термостат 4 (см. рис. 5.5) с твердым термо­чувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждаю­щей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в алюминиевом кор­пусе на модуле термостата. При температуре охлаждающей жидкости до 80 °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что уско­ряет прогрев двигателя. При температуре 80 °С термостат начинает открываться, а при 95 °С отрывается полностью, обеспечивая цир­куляцию жидкости через радиатор.

Модуль термостата, в пластмассовом корпусе которого расположен датчик темпе­ратуры охлаждающей жидкости и может быть установлен (в зависимости от комплек­тации) клапан регулировки подачи жидкости в радиатор отопителя, установлен на заднем торце головки блока цилиндров (для нагляд­ности показано на снятой головке блока ци­линдров). К модулю присоединена водорас­пределительная труба 1 (см. рис. 5.5) и шлан­ги 3 и 5 радиатора отопителя.


Электровентилятор 1 (см. рис. 5.6) с пластмассовой семилопастной асимметрич­ной крыльчаткой обеспечивает продувку ра­диатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в город­ских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреп­лен к нему в трех точках через резиновые по­душки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 2 в четырех точках.

Управляет электровентилятором блок уп­равления двигателем, получающий инфор­мацию о температуре охлаждающей жидкос­ти от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термо­стата.

На автомобилях с кондиционером как вариант может быть установлен дополни­тельный электровентилятор 7, предназна­ченный для обдува теплообменника 5 кон­диционера. В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует ин­формацию отдатчиков высокого и низкого давления кондиционера.

В систему охлаждения с помощью шлангов 3 и 5 (см. рис. 5.5) включен радиатор отопи­теля салона.

Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения


Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расши­рительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом поло­жении)

Замените термостат

Неисправен водяной насос

Проверьте насос и в случае неисправности замените

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения дви­гателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью

Электровентилятор не включается из-за обрыва элект­рических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените датчики, реле или электровентилятор в сборе

Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) | Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждено уплотнительное кольцо корпуса водяных насосов двигателей Z 18 XER, Z 20 LER и Z 20 LEH

Замените уплотнительное кольцо

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой блока и блоком цилиндров; кро­ме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя», с. 94)

Утечка охлаждающей жидкости через поврежденную прокладку впускной трубы или заглушки водяной ру­башки блока цилиндров

Замените поврежденную прокладку, восстановите герметичность заглушек

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности