Автомобиль Опель Астра Эйч. Тормозная система

Опель Астра Эйч. Тормозная система

Автомобиль Opel Astra оборудован двумя независимыми тормозными системами: ра­бочей и стояночной. Первая, оснащенная гид­равлическим приводом, обеспечивает тормо­жение при движении автомобиля, вторая за­тормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным со­единением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и ле­вого заднего тормозных механизмов, дру­гой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй кон­тур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включен вакуум­ный усилитель. Все автомобили оснащены



антиблокировочной системой тормозов (ABS) с подсистемой курсовой устойчивости (ESP), штатно устанавливаемой на комплек­тацию ОРС (на остальные комплектации - по заказу).

Стояночная тормозная система с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.

Тормозной механизм переднего колеса

дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками 7 (рис. 9.1) и диском б, с плавающей скобой. Подвижная скоба об­разуется суппортом 5 с однопоршневым ра­бочим цилиндром. Направляющая 4 колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами к на­правляющим пальцам 3, установленным в от­верстия направляющей колодок. Направляю­щие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены пластмассовыми колпачками и резиновыми чехлами. В полости рабочего



Рис. 9.1. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной шланг; 2 - клапан выпуска воздуха; 3 - направляющий палец суппорта (закрыт защитным колпачком); 4 - направляющая колодок; 5 - суп­порт тормозного механизма; 6 - тормозной диск; 7 - тормозные колодки (наружная колодка не видна, так как закрыта суппортом)


цилиндра установлен поршень с уплотни­тельным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском. При торможении поршень под воздействием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наруж­ная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца от­водится от колодки, между колодками и дис­ком образуется небольшой зазор.

Главный тормозной цилиндр 5 (рис. 9.2) типа «тандем» гидравлического привода тор­мозов состоит из двух отдельных камер, со­единенных с независимыми гидравлически­ми контурами. Первая камера связана с пра­вым передним и левым задним тормозными механизмами, вторая - с левым передним и правым задним.

На главный цилиндр через резиновые со­единительные втулки б установлен бачок 3, внутренняя полость которого разделена пе­регородками на три отсека. Каждый отсек пи­тает одну из камер главного тормозного ци­линдра и главный цилиндр привода выклю­чения сцепления.

При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают пе­ремещаться, рабочими кромками манжет пе­рекрывают компенсационные отверстия, ка­меры и бачок разобщаются и начинается вы­теснение тормозной жидкости.

В нижней половине корпуса бачка установ­лен датчик 2 уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости ниже допусти­мого в комбинации приборов загорается сиг­нальная лампа неисправного состояния тор­мозной системы. Соединение главного тор­мозного цилиндра с вакуумным усилителем тормозов уплотнено резиновым кольцом 4.

Вакуумный усилитель (рис. 9.3), уста­новленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при тор­можении за счет разрежения во впускной трубе двигателя через шток и поршень пер­вой камеры главного цилиндра создает до­полнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.


Рис. 9.2. Главный тормозной цилиндр с бачком: 1 - пробка бачка; 2 - датчик уровня тормозной жид кости; 3 - бачок главного тормозного цилиндра; 4 - уплотнительное кольцо фланца главного тормозно го цилиндра; 5 - главный тормозной цилиндр; 6 - соединительные втулки


В шланге, соединяющем вакуумный усили­тель с впускной трубой, установлен обратный клапан. Он удерживает в усилителе разреже­ние при его падении во впускной трубе.

Тормозные механизмы задних колес дисковые, с автоматической регулировкой

зазора, по конструкции практически анало­гичны тормозным механизмам задних колес. Тормозные колодки 4 (рис. 9.4) приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между дис­ком и колодками поддерживается по то-


му же принципу, что и у тормозных механиз­мов передних колес. Отличие тормозного ме­ханизма заднего колеса от переднего меха­низма заключается в невентилируемом тор­мозном диске и в дополнительном механиз­ме привода стояночного тормоза.

Стояночный тормозной механизм, при­водимый в действие механически, состоит из рычага, переднего троса с регулировоч­ным устройством, двух задних тросов и меха­низмов на задних колесах. На разжимной ры­чаг механизма 8 привода стояночного тормо­за, установленного на суппорте дискового тормозного механизма заднего колеса, воз­действует задний трос привода. Механизм перемещает суппорт 1, а тот, в свою очередь, воздействует на тормозные колодки 4.

Рычаг привода стояночного тормоза, за­крепленный между передними сиденьями на тоннеле пола, соединен с уравнителем тросом, резьбовой хвостовик которого слу­жит для регулировки натяжения тросов. Пе­редние наконечники задних тросов соедине­ны с уравнителем.

Стояночному тормозу не требуется особый уход. При текущем ремонте проверьте сте­пень износа его деталей, убедитесь в исправ­ности зубьев сектора и собачки. Чрезмерно изношенные детали замените.

При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросов нужно заменить их новыми.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из датчиков частоты вращения колес, выключателя на педали тормоза, гид­роэлектронного модуля управления и кон­трольной лампы в комбинации приборов. Антиблокировочная система оборудована также системой самодиагностики, выявляю­щей неисправности компонентов системы.

ABS служит для регулирования давления в тормозных механизмах всех колес при тор­можении в сложных дорожных условиях с це­лью предотвращения блокировки колес.

Для диагностики и ремонта антиблокиро- вочной системы тормозов требуются специ­альное оборудование и оснастка. Поэтому в случае выхода ее из строя обращайтесь на специализированную станцию техническо­го обслуживания.

Гидравлическая система тормозов объ­единена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо перио­дически заменять. Порядок замены тормоз­ной жидкости описан в разд. 4 «Техническое обслуживание» (см. «Замена тормозной жидкости в гидроприводах тормозов и вы­ключения сцепления», с. 83).

Проверка тормозной системы описана в разд. 4 «Техническое обслуживание», см. «Первое техническое обслуживание (ТО-1)», с. 63.

_________ Полезные советы

Некоторые водители, стремясь по­меньше изнашивать тросы стояночно­го тормоза, стараются реже им пользо­ваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому



Рис. 9.4. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - суппорт тормозного механизма; 2 - тормозной диск; 3 - направляющая колодок; 4 - тормозные колодки; 5 - направляющие пальцы суппорта; 6 - тор­мозной шланг; 7 - клапан выпуска воздуха; 8 - механизм привода стояночного тормоза


пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо. Рабочий ход педали тормоза при нера­ботающем двигателе должен быть примерно 60-65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о нару­шении регулировки вакуумного усили­теля тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход — признак сверхнорма­тивных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидро­привода тормозной системы. Если ра­бочий ход уменьшается при неодно­кратном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали начинает уве­личиваться, система негерметична.

Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероят­нее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба. Периодически появляющаяся и исчезающая вибрация педали при резком торможении сопровождает ра­боту антиблокировочной системы тор­мозов и не является признаком неис­правности.

Если при торможении машину начина­ет тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена.

Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.

После замены тормозных колодок до начала движения обязательно не-

сколько раз нажмите на педаль тормо­за — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.

Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

Воздух в тормозной системе

Удалите воздух, прокачав систему

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

Замените цилиндр в сборе

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

Повышенное биение тормозного диска (более 0,04 мм)

Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних менее 8,4 мм

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Промойте и просушите колодки

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените

Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

Перегрев тормозных механизмов

Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам

Применение низкокачественных колодок

Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза)

Замените поврежденные детали, прокачайте систему

Нарушение регулировки начального положения педали тормоза (расстояние от площадки педали до пола меньше нормы)

Отрегулируйте положение педали тормоза

Уменьшено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь на сервис для регулировки усилителя

Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов

Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов

Неполное растормаживание всех колес

Отсутствует свободный ход педали тормоза

Отрегулируйте положение педали тормоза

Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозов

Обратитесь на сервис для регулировки усилителя

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали

Заклинивание поршней главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживание одного колеса при отпущенной педали

Излом или ослабление стяжной пружины колодок стояночного тормоза

Замените пружину

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов

Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривод тормозов
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы Отрегулируйте стояночную тормозную систему
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
Заклинивание поршня рабочего цилиндра Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засорения Замените или прочистите трубку
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок тормозных колодок Очистите детали тормозных механизмов
Нарушены углы установки колес Отрегулируйте углы установки колес
Разное давление в шинах Установите необходимое давление в шинах
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения) Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведетк желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении
Неисправен вакуумный усилитель Замените усилитель
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его крепление Замените шланг
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п. Замените цилиндры, промойте и прокачайте систему
Замасливание фрикционных накладок Зачистите накладки металлической щеткой с применением теплой воды с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
Износ накладок или инородные включения в них Замените колодки
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного диска Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 24,4 мм, а задних -менее 8.4 мм.

Опель Астра Эйч. ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Гидропривод тормозов прокачивают для удаления воздуха, попавшего туда при запол­нении жидкостью после ее замены или после ремонта узлов гидропривода, связанного с его разгерметизацией.

Признаки наличия воздуха в гидроприводе:

- увеличение хода педали, ее «мягкость» при однократном нажатии на педаль;

- постепенное уменьшение хода педали с одновременным увеличением ее «жесткос­ти» при повторных нажатиях на педаль.

Перед прокачкой гидропривода необходи­мо обнаружить и устранить причину разгер­метизации.

__________ Полезный совет

Если прокачка гидропривода связана с ремонтом какого-либо одного конту­ра и заведомо известна исправность другого контура, то допустима прокач­ка только ремонтируемого контура.

Действия при прокачке гидропривода та­кие же, как и при замене тормозной жидкос­ти, описанной в разд. 4 «Техническое обслу­живание» (см. «Замена тормозной жидкости в гидроприводах тормозов и выключения сцепления», с. 83). Различие состоит лишь в том, что критерием завершения прокачки рабочего цилиндра является прекращение выхода пузырьков воздуха из шланга, а не появление свежей тормозной жидкости.


Опель Астра Эйч. ПРОВЕРКА ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАЛИ ТОРМОЗА

Правильность положения педали тормоза в свободном состоянии и при нажатии на нее до упора (рабочий ход педали) служит одним из критериев для проверки исправности тор­мозной системы. Регулировка положения пе­дали в эксплуатации не предусмотрена, по­этому при значительном отклонении полного хода педали от номинального его значения необходимо проверить все элементы тормоз­ной системы и устранить неисправность.


1. Нажмите на педаль тормоза до упора и измерьте расстояние от накладки площадки педали до пола.

__________________ Примечание

Линейка должна быть установлена перпендикулярно плоскости пола.

2. Отпустите педаль и повторно измерь­те расстояние от накладки площадки пе­дали до пола в свободном состоянии. Это расстояние должно быть 125 мм. Разница размеров при двух измерениях и является полным рабочим ходом педали, который должен быть 65 мм. Если полный рабочий ход больше нормы, то это указывает на наличие воздуха в гидроприводе тор­мозов или на предельный износ накладок тормозных колодок или тормозных дис­ков. Удалите воздух из гидропривода (см. «Прокачка гидропривода тормозной сис­темы», с. 184) либо замените тормозные колодки (см. «Замена тормозных колодок тормозных механизмов переднего коле­са», с. 192; «Замена тормозных колодок тормозных механизмов заднего колеса», с. 194) или диски (см. «Замена тормозно­го диска тормозного механизма передне­го колеса», с. 194; «Замена тормозного диска тормозного механизма заднего ко­леса», с. 196).

3. Проверьте свободный ход педали тор­моза, для чего переместите педаль рукой до момента прекращения перемещения пе­дали без сопротивления. Определите по ли­нейке значение свободного хода, оно должно быть 8~10 мм. Несоответствие свободного хода указанному значению может быть вы­звано следующими причинами:

- повышенный люфт в соединении вилки толкателя вакуумного усилителя и педали. Это может быть следствием износа пальца вилки и отверстий в вилке и педали;

- заедание поршней в главном тормозном цилиндре;

- заедание плунжера в усилителе тор­мозов.


Предупреждение

Если нажатая до упора и удерживае­мая в этом положении педаль посте­пенно перемещается к полу, это указы­вает на утечку жидкости из гидропри­вода или на неисправность главного тормозного цилиндра. Эти неисправ­ности очень опасны, поэтому немед­ленно найдите место утечки и устрани­те ее или замените главный тормозной цилиндр!

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности