Mazda 626 GE, 626 GF. Руководство — часть 61
Система впрыска дизельных
двигателей
Работа дизельного двигателя
В дизельном двигателе в цилиндры всасы-
вается чистый воздух и подвергается сильному
сжатию. При этом температура воздуха в ци-
линдрах поднимается выше температуры вос-
пламенения дизельного топлива. Когда пор-
шень находится чуть выше ВМТ, в сильно сжа-
тый и разогретый до примерно 600°С воздух
впрыскивается дизельное топливо. Оно вос-
пламеняется само, поэтому свечи зажигания не
требуются.
При очень холодном двигателе температура
воспламенения не достигается одним лишь
сжатием воздуха В этом случае двигатель ну-
жно предварительно разогреть. Для этого в ка-
ждой вихревой камере находится свеча накали-
вания, которая прогревает воздух в камере
сгорания. Продолжительность прогрева зави-
сит от внешней температуры и регулируется
блоком управления двигателя через реле пре-
дварительного накала.
Топливо подается из топливного бака к
ТНВД. В ТНВД оно сжимается и впрыскивается
в цилиндры в порядке, аналогичном порядку
зажигания бензинового двигателя.
В дизельных двигателях применяются 3 спо-
соба впрыска: впрыск в вихревую камеру,
впрыск в предварительную камеру и прямой
впрыск. При впрыске в вихревую или предва-
рительную камеру топливо впрыскивается в
предкамеру соответствующего цилиндра. Го-
рючая смесь моментально воспламеняется.
Правда, количество кислорода в предкамере
достаточно для сгорания лишь определенной
части топлива. Оставшаяся часть с помощью
давления попадает в камеру сгорания. Там то-
пливо сгорает полностью.
При прямом впрыске с помощью ТНВД то-
пливо попадает прямо в камеру сгорания, а
именно - в днище поршня. В ТНВД оно сжима-
ется до давления около 1000 бар, а сам впрыск
производится в 2 стадии. С помощью форсунок
с многоструйным распылителем производится
первоначальный впрыск небольшого количе-
ства топлива. Это облегчает сгорание осно-
вной его массы. Количество впрыскиваемого
топлива регулирует блок управления двигате-
лем. Преимущество такого способа состоит в
Достижении большей мощности двигателя при
Меньшем потреблении топлива.
Прежде чем топливо попадает в ТНВД, оно
проходит через топливный фильтр. Там оно
очищается от грязи и воды. Поэтому важно за-
менять топливный фильтр согласно плану ТО.
ТНВД не требует обслуживания. Все подви-
жные части насоса смазываются топливом. На-
сос приводится в действие коленчатым валом
через цепь.
Работа системы впрыска топлива
В ТНВД создается высокое давление, и то-
пливо попадает в камеру сгорания через то-
пливопровод высокого давления и форсунки.
Воздух для сгорания всасывается двигате-
лем через воздушный фильтр и сжимается
компрессором. Двигатель мощностью 74 кВт
(100 л.с.) оснащен турбокомпрессором, рабо-
тающим на ОГ, а двигатель мощностью 55 кВт
(75 л.с.) - компрессором, приводимым в дви-
жение клиновидным ремнем.
На первом из указанных двигателей эле-
ктронный блок управления находится внизу пе-
реднего сиденья за кожухом, а во втором -
внизу выступающей части пола между пере-
дними сиденьями. При этом работают предна-
кал и впрыск дизельного топлива. Также проис-
ходит согласование с другими системами авто-
мобиля, например с кондиционером.
Двигатель мощностью 74 кВт (100 л.с.)
• Потенциометр положения педали "газа" на-
ходится на блоке педалей. С помощью него
информация о положении педали передае-
тся в блок управления двигателем. Троса
"газа" нет.
• Датчик угла поворота коленчатого вала пе-
редает блоку управления двигателем си-
гналы о нужном моменте впрыска.
• Из двух датчиков температуры всасывае-
мого воздуха один расположен в охладителе
наддувочного воздуха, а другой - в корпусе
воздушного фильтра.
• Датчик давления наддува измеряет давле-
ние во впускном коллекторе. По его сигна-
лам компьютер ограничивает впрыск то-
плива, когда не работает регулировка да-
вления наддува.
• Рециркуляция ОГ в зависимости от эксплуа-
тационного состояния двигателя производи-
тся посредством регулирующего клапана,
который отправляет некоторое количество
отработавших газов на дожигание. Благо-
даря этому уменьшается температура горе-
ния. При низкой же температуре горения
уменьшается количество ядовитых окислов
азота в выхлопных газах.
• Из-за возможности беспрепятственного за-
пуска холодного двигателя с прямым впры-
ском преднакал в нем включается только
при температуре ниже +5°С. Свечи накали-
вания управляются компьютером посред-
ством реле.
Зимнее топливо
С понижением температуры текучесть дизель-
ного топлива уменьшается. При достаточно силь-
ных морозах оно загустевает, превращаясь в
"желе", и может забить топливный фильтр. По
этой причине зимой в топливо примешиваются
добавки, позволяющие производить беспрепя-
тственный запуск при температурах до -22°С.
2 4 9
Проверка устройства
предварительного накала
Устройство преднакала необходимо прове-
рять в том случае, если холодный двигатель
плохо запускается.
Примечание. Трудности при запуске холо-
дного двигателя могут также возникнуть
вследствие слишком малой компрессии. Про-
верить компрессию.
Условие проверки: напряжение аккумуля-
тора не ниже 11,5 В.
Проверка подачи тока к свечам
накаливания
• Проверить предохранитель свечей накалива-
ния.
• Отсоединить штекер от датчика температуры
охлаждающей жидкости.
• Подключить вольтметр между свечами нака-
ливания и массой автомобиля. Включить за-
жигание и проверить, есть ли напряжение
аккумулятора.
• Если напряжение отсутствует, проверить на
отсутствие повреждений провода между ак-
кумулятором, реле преднакала и свечами на-
каливания. Проверить, есть ли контакт в то-
ковой шине свечей накаливания. Проверить
реле преднакала (см. соотв. главу).
• Выключить и снова включить зажигание, за-
пустить двигатель. Проверить, есть ли на-
пряжение аккумулятора при запуске двига-
теля. В противном случае проверить эле-
ктрические провода между выключателем
зажигания/стартера и блоком управления
двигателя на повреждение или замыкание
(работа выполняется в мастерской).
• Подсоединить штекер к датчику топливного
бака.
• Проверить, подается ли напряжение к све-
чам накаливания в течение 60 секунд после
запуска двигателя. В противном случае про-
верить электрические провода между датчи-
ком температуры охлаждающей жидкости и
блоком управления двигателя на неплотный
контакт и замыкание.
стыо 55 кВт (75 л.с.)). Правильные значения
в двигателе мощностью 55 кВт - примерно
0,9 Ом при +20°С, в двигателе мощность
74 кВт - примерно 0,6 Ом при +20
o
С.
Снятие и у с т а н о в к а свечей
н а к а л и в а н и я
Снятие
• Отсоединить токовую шину от свечей нака-
ливания и измерить омметром сопротивле-
ние каждой свечи и контакт с массой кузова
(на иллюстрации показан двигатель мощно-
• Отсоедините кабель массы от аккумулятора.
Внимание! При этом стираются данные из
памяти неисправностей и защитный код ра-
диоприемиика.
• Двигатель мощностью 74 кВт (100 л.с): сни-
мите верхнюю крышку двигателя.
• Отвернуть гайки -2- крепления соединитель-
ной шины свечей накаливания - 1 - . На иллю-
страции показан двигатель мощностью 74
кВт (100 л.с). Визуально проверить, есть ли
поломки или перегибы на шине. Подсоеди-
ните омметр к обоим концам шины и прове-
рить ее на целостность.
• Отсоединить кабель -3-.
• Вывинтить свечи накаливания -4- из головки
цилиндров.
• Визуально проверить свечи накаливания, со-
блюдая при этом указания для свечей со об-
горевшим наконечником (см. ниже).
Установка
• Ввинтить свечи накаливания в отверстия го-
ловки цилиндров и закрепить моментом 18
Нм.
Внимание! Превышать крутящий момент
нельзя.
• Соединить токовую шину и кабель. Затянуть
гайки -2- моментом 1 Нм.
• Подсоединить кабель массы. При необходи-
мости ввести защитный код радиоприемника
и установить время на часах.
• Установить верхнюю крышку двигателя.
Свечи со обгоревшим наконечником
Обгоревший наконечник часто является
следствием неисправностей форсунок.
250
Поэтому одной лишь замены наконечника
для устранения неполадок недостаточно: необ-
ходима проверка форсунок (работа выполняе-
тся в мастерской).
Снятие, установка и проверка реле
предварительного накала
Места установки
Двигатель мощностью 55 кВт (75 л.с): реле
преднакала (их 2) находятся слева и справа от
радиатора. Реле 1 включает фазу быстрого
преднакала при запуске двигателя, реле 2
отвечает за следующую стадию накала, когда
двигатель работает на холостом ходу при вне-
шней температуре ниже +30°С. В электриче-
ской цепи реле 2 имеется сопротивление,
уменьшающее напряжение примерно на 7 В.
Сопротивление находится в соединительном
элементе между впускным коллектором и охла-
дителем наддувочного воздуха.
Двигатель мощностью 74 кВт (100 л.с):
реле преднакала находится в держателе реле,
привинченном к левому держателю радиатора.
Снятие
Отсоединить держатель реле - 1 - от радиа-
тора -2-. На иллюстрации показан двигатель
мощностью 74 кВт (100 л.с).
Отсоединить реле преднакала -3-, а также
Штекерное соединение.
• Подсоединить омметр - 1 - к клеммам С и D
реле преднакала -3-. Сопротивление должно
равняться бесконечности.
• С помощью двух вспомогательных кабелей
подать напряжение на клеммы А и В реле
преднакала, как показано на иллюстрации.
После этого должно включится реле (сопро-
тивление равно нулю).
• Если один из заданных параметров не до-
стигнут, заменить реле.
Установка
• Подсоединить штекер к реле преднакала, а
реле - к держателю и закрепить реле на дер-
жателе радиатора моментом 10 Нм.
Турбокомпрессор Comprex
Двигатель мощностью 55 кВт (75 л.с.)
Указанный двигатель оснащен турбоком-
прессором, который подает дополнительный
воздух в камеры сгорания уже на холостом
ходу двигателя.
Основным элементом турбокомпрессора
является ротор, приводимый в действие колен-
чатым валом через клиновидный ремень. С
одной стороны компрессор подает свежий во-
здух в камеры сгорания, а с другой стороны
ротор подает свежий воздух в тракт выпуска
ОГ. Вследствие этого повышается мощность
двигателя и уменьшается количество выбросов
вредных веществ в атмосферу. Компрессор
Comprex работает при числе оборотов, в 4
раза превышающем обороты двигателя (макси-
мальное число равняется 18.000 об/мин).
251
Основные элементы системы впрыска топлива
Двигатель мощностью 55 кВт (75 л.с.)
Двигатель мощностью 74 кВт (100 л.с.)
1 -ТНВД
2 - Топливопроводы высокого давления.
Снимать только полностью. Не изме-
нять форму сгиба.
3 - Накидные гайки, 25 Нм
4 - Держатель. Закреплять моментом
45 Нм.
5 - Форсунки, 65 Нм
6 - Топливный фильтр
7 - Топливный шланг. От фильтра к
ТНВД.
8 - Ручной насос
9 - Водоотделитель
10 - Впускной топливопровод. От бака к
топливному фильтру.
11 - Возвратный топливопровод. От
форсунок или ТНВД к баку.
12 - Гайка, 30 Нм
13 - Прокладка
14 - Прокладка. Заменять после снятия.
15 - Шайба. Заменять после снятия.
1 - Датчик температуры охлаждающей
жидкости
2 - Потенциометр педали "газа"
3 - Выключатель холостого хода
4 - Датчик температуры всасываемого,
воздуха 1
5 - Датчик температуры всасываемого
воздуха 2
6 - Датчик числа оборотов Т Н В Д
7 - Датчик угла поворота коленчатого;
вала
8 - Датчик температуры топлива
9 - Датчик давления наддува
10 - Выключатель сцепления
11 - Датчик положения клапана рецир-
куляции ОГ
12 - Аккумулятор
13 - Диагностический штекер
14 - Муфта опережения впрыскивания;
электромагнитного клапана
15 - Электромагнитный клапан рецирку-
ляции ОГ
16 - Реле прибора управления впры-
ском
17 - Главное реле блока управления-
двигателем
18 - Реле запорного топливного клапана;
19 - Реле преднакала
20 - Реле кондиционера
21 - Реле вентилятора конденсатора
22 - Реле вентилятора радиатора
23 - Прибор управления впрыском
2 4 - Блок управления д в и г а т е л е м ,
25 - Педаль сцепления
26 - Педаль "газа"
252
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст