Автобусы БАЗ А-079. Руководство — часть 37
А079-000.00.00-10РК
94
034.00.00 ЧАСТЬ 3
ТРАНСМИССИЯ
Таблица 59
№ пункта
СОДЕРЖАНИЕ
№ стр.
034.10.00
Раздел 1 Сцепление
95
034.10.01
Общее описание 95
Сцепление с диафрагменной пружиной
96
034.10.02
Техническая характеристика данные по наладке 96
034.10.03
Перечень спец. инструментов 99
034.10.04
Ремонт и проверка сцепления 99
034.10.05
Ремонт гидропривода сцепления
104
034.10.06
Ремонт рабочего цилиндра сцепления 104
034.10.07
Ремонт главного цилиндра сцепления 106
034.10.08
Регулировка свободного хода педали сцепления 106
034.20.00
Раздел 2 Ремонт коробки передач
108
034.20.01
Перечень специальных инструментов 108
034.20.02
Детали конструкции 110
034.20.03
Контрольные технические данные 112
034.20.04
Снятие и установка коробки передач 112
034.20.05
Разборка коробки передач 113
034.20.06
Разборка и сборка узлов коробки передач 115
034.20.07
Сборка коробки передач 122
034.20.08
Ремонт верхней крышки КПП 126
034.20.09
Ремонт рычага переключения передач демонтаж и сборка 127
034.30.00
Раздел 3 Ремонт карданного вала
129
034.30.01
Перечень специальных инструментов 129
034.30.02
Контрольные технические данные 130
034.30.03
Снятие и установка карданных валов на автобус 130
034.30.04
Замена подвесного подшипника карданного вала 131
034.30.05
Замена карданного шарнира с крестовиной 133
034.30.06
Осмотр карданных валов 134
А079-000.00.00-10РК
95
034.10.00 РАЗДЕЛ 1
СЦЕПЛЕНИЕ
034.10.01 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Сцепление – это механизм трансмиссии, расположенный между двигателем и коробкой передач, позво-
ляющий передавать крутящий момент от двигателя к коробке передач. Когда педаль сцепления выжата, сцепле-
ние не задействовано, и крутящий момент от двигателя на коробку передач и оттуда на колеса не передается.
Важными функциями сцепления являются следующие:
Приведение в движение автобуса с места:
Двигатель дает крутящий момент, необходимый для приведения в движение автобуса с места только на по-
вышенных оборотах. Поэтому необходимо дать возможность двигателю развить повышенные обороты и затем
соединить с коробкой передач, это достигается путем рассоединения дисков сцепления. Сейчас двигатель может
работать на более высоких оборотах, при которых получается достаточная энергия для старта и соединение с ко-
робкой передач при более высокой скорости путем медленного зацепления дисков сцепления.
Переключение передач:
При переключении передач необходимо, чтобы шестерни в коробке передач не испытывали нагрузки переда-
ваемой энергии. Потому во время каждого переключения на более высокую или низкую передачу необходимо
прерывать поток энергии от двигателя на коробку передач. Это достигается путем рассоединения дисков сцепле-
ния перед переключением передач.
Защита внутри трансмиссии:
Сцепление является единственным гибким связующим звеном в трансмиссии, так как передача крутящего
момента проходит только через фрикционное сцепление. Не существует жесткой связи между ведущими и ведо-
мыми узлами. Сцепление также поглощает колебания в потоке энергии с помощью демпферного механизма,
встроенного в ведомый диск сцепления. На автобусах «БАЗ А079» применяется сцепление с диафрагменной пру-
жиной.
Сцепление автобуса «БАЗ А079» сконструировано таким образом, чтобы обеспечить достаточный срок служ-
бы при самых суровых условиях работы, если обращаться с ним аккуратно. Однако подобно тормозам автомоби-
ля, они подвергаются определенному износу. Степень износа зависит от следующего:
Техобслуживание:
Техобслуживание сцепления включает в себя периодическую смазку выжимного подшипника, шарнира вилки
выжимного подшипника и эксцентрика педали сцепления.
Вождение:
Следующие приёмы вождения могут оказаться пагубными для качественной работы сцепления:
а) Использование педали сцепления в виде подставки для ноги (постоянное нахождение ноги на педали
сцепления) при вождении может быть причиной частичного разъединения сцепления. Пробуксовка и преждевре-
менный выход из строя сцепления будут результатом такого вождения.
в) Слишком долгая пробуксовка сцепления. Если водить машину с половинным сцеплением, то есть на-
меренно позволить сцеплению слишком долго проскальзывать (буксовать), результат будет тот же, что и в пре-
дыдущем случае.
с) Включение сцепления рывками.
Внезапное зацепление при повышенных оборотах двигателя, особенно при движении с места, вызовет мгно-
венную перегрузку сцепления, в результате чего возникнет пробуксовка сцепления и сгорание накладки местами,
что приведет к серьезной поломке сцепления.
Условия работы:
Автобусы, работающие на небольших расстояниях, в городе, за пределами шоссе, в горной местности, чаще
задействуют сцепление, что ведет к повышенному его износу.
Предварительная проверка сцепления.
Сцепление требуется заменять в основном из-за пробуксовки или не надлежащего разъединения (сцепление
ведёт). Это может случиться из-за износа или разрушения деталей сцепления. Желательно осуществить следую-
щие предварительные проверки перед тем, как снимать сцепление для замены деталей:
Проверка пробуксовки сцепления:
Если автобус в движении не способен развивать скорость в ответ на нажатие педали акселератора, а двигатель
развивает обороты, или если ощущается запах гари от пробуксовки накладки, это указывает на пробуксовку сце-
пления.
Проверка зацепления и разъединения сцепления (сцепление ведёт):
Во время проверки, описанной выше, когда автомобиль находится в движении, выжмите педаль сцепления
полностью, не изменяя положения педали акселератора. Если обороты двигателя сразу возрастут, это говорит о
хорошем сцеплении.
ВНИМАНИЕ: Эту проверку следует осуществлять очень аккуратно, так как в результате внезапного
отпускания сцепления получается сильный рывок и это вредит накладкам сцепления.
А079-000.00.00-10РК
96
ПРИМЕЧАНИЕ: Рекомендуется проверять и регулировать свободный ход педали сцепления перед тем, как выполнять две вышеупо-
мянутые проверки, потому что слишком сильный или слишком слабый свободный ход педали вызывает плохое сцеп-
ление или разъединение сцепления соответственно. В отличие от механического привода сцепления, гидравлический
привод сцепления не требует наладки свободного хода педали сцепления для компенсации износа ведомого диска
муфты сцепления.
СЦЕПЛЕНИЕ С ПРУЖИНОЙ ДИАФРАГМЕНОГО ТИПА
На рисунке 176 показан общий вид сцепления с диафрагменной пружиной диаметром 310мм, а ниже приведе-
ны техническая характеристика и его ремонт.
1. Заклепка кожуха; 5.
соединительные пластины;
2.
пружина диафрагмы; 6.
заклепка соединительной пластины к нажимному диску;
3.
кожух; 7.
нажимной диск;
4.
заклепка накладки к кожуху; 8.
кольцо поворотного шкворня.
РИС .176
034.10.02 Технические характеристики.
Сцепление с диафрагменной пружиной было установлено вместо сцепления рычажного типа с диаметром 310.
В него входит (см. рис. 176) коническая диафрагменная пружина - 2 с пазами, расположенными лучеобразно от
центра для образования лепестков. В установленном состоянии пружина диафрагмы почти плоская, так что пыта-
ясь обрести коническую форму она испытывает одинаковое давление по внешнему краю, где нажимной диск - 7
вступает с ней в контакт. Разъединение сцепления выгибает пружину диафрагмы в форму перевернутого конуса и
освобождает нажимной диск от нагрузки. С конической диафрагмой усилие на педаль уменьшается. Достигается
более ровное и одинаковое давление на диск сцепления. При износе накладки давление пружины диафрагмы на
нажимной диск незначительно уменьшается. Эта особенность уникальна для этого типа сцепления, она улучшает
работу сцепления и его долговечность. Количество компонентов и, следовательно, количество
А079-000.00.00-10РК
97
деталей и механизмов в этом типе сцепления очень невелико по сравнению с сцеплением рычажного типа. Это
обусловливает его большую надежность. Технические данные приведены в виде таблицы 60 и рисунков 177-180.
РИС.177
РИС. 178
РИС. 179
РИС. 180
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст