Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 649
Для новой конструкции МКПП потребовалось разработать устройство,
позволяющее жестко соединять свободные шестерни с первичным валом, когда
необходимо включить одну из передач. Это устройство получило название
зубчатая муфта. Зубчатая муфта свободно скользит по шлицам первичного вала.
С двух сторон муфты имеются зубья, входящие в зацепление с зубьями шестерен
передач. Зубья могут располагаться в разных плоскостях (см. левый и средний
рисунки). Муфта располагается между двумя шестернями и может одновременно
включать только одну из них. Таким образом, для 3-х или 4-хступенчатой МКПП
необходимо 2 муфты, для 5-тиступенчатой МКПП - 3 муфты. Зубья муфты
выполнены конусными для снижения ударов при включении передач.
Зубчатые муфты облегчают переключение передач, однако полностью ударные
нагрузки устранить не удается, так как угловые скорости шестерни и муфты не
равны в момент переключения передачи. Для выравнивания частот вращения
шестерни и муфты перед их сцеплением предназначен синхронизатор.
Синхронизатор представляет собой коническую фрикционную муфту с малой
конусностью (см. правый рисунок), что позволяет передавать значительный
крутящий момент при небольших усилиях прижатия F.
232
МКПП могут быть полностью синхронизированы – если все передачи
включаются при помощи синхронизаторов. Синхронизатор может быть
одностороннего (включает одну передачу) и двустороннего (включает две
передачи) действия. В настоящее время чаще всего использую инерционные
синхронизаторы, которые блокируют включающую зубчатую муфту до тех пор,
пока разность частот вращения синхронизируемых элементов, обладающих
разными кинетическими энергиями, не будет поглощена работой трения в
синхронизаторе. Инерционный синхронизатор включает следующие элементы:
• Выравнивающий – фрикционный элемент, поглощающий энергию
касательных сил инерции вращающихся масс;
• Блокирующий – устройство, препятствующее перемещению включающей
зубчатой муфты до полного выравнивания угловых скоростей;
• Включающий – зубчатая муфта, включающая передачу.
Иногда в качестве выравнивающего элемента применяются многодисковые
муфты, но наибольшее распространение получили конусные синхронизаторы, в
которых выравнивающим элементом является конусная муфта. В конусном
синхронизаторе может быть предусмотрено от 1 до 3 конусных муфт для
включения одной передачи.
Шестерня имеет внешний конус, соответствующий внутреннему конусу ступицы.
Также шестерня имеет зубцы для зацепления с муфтой. Муфта имеет внутренние
зубцы и кольцевую проточку, в которую входят фиксирующие шарики ступицы.
Ступица установлена на шлицах вала с возможностью перемещения. На
зубчатой поверхности ступицы с шагом 120º в радиальных сверлениях
установлены 3 подпружиненных фиксирующих шарика.
233
Простой синхронизатор. В простом синхронизаторе включение передачи
осуществляется в 2 этапа. Начальный этап - синхронизатор выключен. В
положении покоя шестерня передачи свободно находится на валу, ступица и
муфта синхронизатора жестко соединены между собой шлицами и вращаются
вместе с валом. Муфта фиксируется относительно ступицы (см. левый рисунок):
стальные шарики отталкиваются пружинами в углубление в центральной части
муфты и удерживают ее в нейтральном положении. Этап 1 - выравнивание
скоростей. При включении передачи водитель перемещает рычаг переключения
передач, и вилка механизма переключения начинает смещать кольцо муфты (см.
средний рисунок). Кольцо муфты давит на шарики, стремясь одновременно
сдвинуть их вдоль вала и к центру вала. Усилие, направленное к центру вала,
сжимает пружины. Усилие, направленное вдоль вала, прижимает шарики к
стенкам пазов. Таким образом, пока шарики полностью не утоплены в пазах,
муфта давит на верхнюю полусферу шарика, а нижняя полусфера шарика давит
на стенку паза, расположенного в самой ступице. Ступица смещается в сторону
шестерни передачи. На ступице расположен внутренний конус трения, который
контактирует с внешним конусом трения на шестерни. Трение между конусами
плавно выравнивает угловые скорости ступицы и шестерни. Данный процесс
носит название синхронизации. Этап 2 – фиксация. При дальнейшем движении
муфты шарики утопают в пазах, сжимая пружины. Муфта, перемещаясь, входит в
зацепление с зубьями шестерни передачи – момент с вала начинает
передаваться на шестерню – передача включена.
234
Современный синхронизатор.
Шестерня имеет внешний конус и зубцы для сцепления с муфтой. Кольцо
синхронизатора имеет внутренний фрикционный конус и 3 выреза через 120º для
шпонок. Муфта имеет внутренние зубцы и кольцевую проточку, в которую входят
фиксирующие приливы шпонок. Ступица установлена на шлицах вала с
возможностью перемещения. На зубчатой поверхности ступицы с шагом 120º
выполнены проточки, в которые установлены 3 шпонки. Шпонки удерживаются в
проточках, прижимаясь к муфте пружинными кольцами.
1
7
Муфта синхронизатора
Свободная шестерня
передачи
2
Внутреннее кольцо (конус трения) 8 Наружное кольцо (конус трения)
3
Среднее кольцо (конус трения) 9
Среднее кольцо (конус трения)
4
Наружное кольцо (конус трения) 10
Внутреннее кольцо (конус
трения)
5
Ступица синхронизатора 11
Свободная шестерня передачи
6
Замок синхронизатора
235
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст