Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 650
Этап 1 – контакт. На начальном этапе включения передачи, вилка перемещает
муфту в сторону шестерни, муфта увлекает за собой шпонки. Это происходит,
пока сила сопротивления пружинных колец больше усилия трения в паре
«кольцевая проточка муфты - шпонка». Торцы шпонок толкают кольцо
синхронизатора к внешнему конусу шестерни передачи вплоть до контакта
конусов.
Этап 2 – торможение и блокировка. Если скорости вращения муфты и шестерни
передачи различны, при контакте на кольцо синхронизатора начинает
действовать момент трения, что приводит к торможению деталей и
выравниванию их скоростей вращения. При этом вырезы кольца сильно
прижимаются к боковым граням шпонок. Ширина шпонки меньше ширины вырезов
в кольце настолько, что зубцы кольца синхронизатора могут смещаться на ½ зуба
вправо/ влево относительно зубцов муфты. Это и происходит, когда вырезы
кольца прижимаются к боковым граням шпонок – косые срезы зубцов кольца
синхронизатора удерживаются прижатыми к скосам зубцов муфты (см. рисунок).
Муфта блокируется.
236
Этап 3 – сцепление. Скорости вращения ступицы, муфты и свободной шестерни
одинаковы. Момент, действовавший на кольцо синхронизатора, исчезает. Зубцы
муфты возвращают кольцо в нейтральное положение, проходят сквозь зубцы
кольца и входят в зацепление с зубцами шестерни передачи (см. рисунок).
Этап 4 – возвращение в нейтральное
положение.
При выключении передачи муфта
возвращается в исходное положение.
Муфта сдвигает шпонки до упора в
противоположное кольцо и далее
скользит по ним, пока не займет
нейтральное положение. Сила
растяжения пружинных колец
устанавливает шпонки также в
нейтральное положение (см. рисунки
справа).
237
В зависимости от конструкции синхронизатора, для фиксации муфты
относительно ступицы могут использовать различные устройства:
подпружиненные шарики, подпружиненные ролики, шпонки, пружинные кольца
(без применения шпонок) и другие (см. рисунки снизу).
238
Чтобы снизить нагрузки на детали синхронизатора, а также повысить
эффективность процесса синхронизации (выравнивание скоростей вращающихся
деталей), применяют двухконусные (double cone) и трехконусные (triple cone)
синхронизаторы. В отличие от одноконусного (single cone) синхронизатора,
количество поверхностей трения увеличено. Это позволяет снизить усилие на
рычаге переключения передач и повысить плавность процесса переключения.
Несмотря на внешнее сходство, трехконусные синхронизаторы отличаются от
двухконусных наличием дополнительной поверхности трения между шестерней
передачи (gear) и внутренним кольцом (inner ring).
Двухконусный синхронизатор.
Трехконусный синхронизатор.
239
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст