Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 636
Сцепление гидравлического типа передает мощность за счет действия
потоков рабочей жидкости. Жидкостные сцепления применяются, в основном, в
автоматических коробках передач, обычно в виде гидротрансформатора, в корпус
которого встроены три колеса, в том числе реактор, увеличивающий крутящий
момент.
Принцип работы и основные элементы сцепления гидравлического типа
(гидропередачи) показаны на рис. 5-2.
Рис. 5-2.
180
15.04.
Конструкция и принцип действия.
Рассмотрим конструкцию и принцип действия сцепления фрикционного типа
в составе механической КПП. Большинство применяемых сцеплений
фрикционного типа работают без масла, поэтому их называют сцеплениями
сухого типа. Существуют также фрикционные сцепления мокрого типа, диски
которых работают в масляной среде. Однако сцепления мокрого типа
используются редко.
181
Механизм сцепления расположен в картере сцепления, который является
частью картера КПП. Картер сцепления крепится к корпусу двигателя. Помимо
сцепления, в картере сцепления располагаются маховик двигателя и хвостовик
входного (первичного) вала коробки передач, также называемый валом
сцепления.
Ведомый диск сцепления находится на шлицах входного вала коробки
передач в свободном состоянии, то есть имеет возможность осевого
перемещения. С другой стороны, к маховику двигателя на болтах крепится кожух
сцепления. К кожуху на опорах жестко крепится диафрагменная пружина, к
которой крепится нажимной диск. Опорой вала сцепления служит шариковый
подшипник, расположенный во фланце коленчатого вала двигателя. В картере
сцепления расположена вилка выключения сцепления. На валу сцепления
расположен выжимной подшипник, связанный с диафрагменной пружиной.
Кожух, диафрагменная пружина, нажимной и ведомый диски и выжимной
подшипник образуют корзину сцепления.
При нажатии на педаль сцепления происходит процесс выключения
сцепления. Усилие от педали, через механизм привода, передается на вилку
выключения сцепления, с которой связан выжимной подшипник.
182
Подшипник давит на внутренние лепестки диафрагменной пружины и
перемещает их в сторону двигателя. При этом внешняя часть пружины смещается
в противоположную сторону (от двигателя), так как опоры, на которых пружина
крепится к кожуху сцепления, расположены между внутренним и внешним краями
пружины. К внешней части пружины крепится нажимной диск. Когда сцепление
включено, усилие пружины передается через нажимной диск на ведомый диск и
надежно прижимает его к маховику двигателя. Трение, создаваемое накладками
ведомого диска в сборке “маховик - ведомый диск - нажимной диск”, устраняет
пробуксовку маховика двигателя относительно нажимного диска при движении. С
другой стороны, отсутствие жесткого механического зацепления в указанной
сборке обеспечивает необходимое проскальзывание маховика относительно
нажимного диска при разгоне и переключениях передач. Когда сцепление
выключено, нажимной диск отводится диафрагменной пружиной от ведомого
диска и поток мощности между двигателем и КПП прерывается. При отпускании
педали, вилка выключения сцепления возвращается в первоначальное положение
“сцепление включено”. Вслед за вилкой перемещается выжимной подшипник,
снимается усилие с диафрагменной пружины. Пружина распрямляется, давит на
нажимной диск, который прижимает ведомый диск к маховику двигателя - поток
мощности между двигателем и КПП восстанавливается.
183
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст