Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 635
При передаче мощности в трансмиссии, происходит уменьшение частоты
вращения, «полученной» от двигателя. Это происходит в МКПП, раздаточной
коробке и главной передаче, за счет разного диаметра зубчатых шестерен,
участвующих в зацеплении. Суммарное передаточное число трансмиссии
представляет собой произведение одного из передаточных чисел ступенчатой
коробки передач, передаточного числа раздаточной коробки и передаточного
числа главной пары. Одновременно с уменьшением частоты вращения в
трансмиссии происходит возрастание крутящего момента. Это позволяет
поддерживать мощность на сравнительно постоянном уровне во всем диапазоне
рабочих частот вращения двигателя:
const
n
M
N
e
e
≈
⋅
=
Часть мощности расходуется на преодоление внутреннего трения в
механизмах трансмиссии, а также при переключениях передач в КПП.
Итак, трансмиссия передает мощность от двигателя на ведущие колеса с
целью создания на них необходимой силы тяги. При этом частота вращения
падает, а крутящий момент растет. Сила тяги есть произведение коэффициента
сопротивления качению (f) на «сцепной» вес (W) – часть веса автомобиля,
приходящуюся на ведущие колеса:
Коэффициент сопротивления качению (f) не зависит от технических
характеристик автомобиля. Поэтому суммарная сила тяги будет тем больше, чем
больше «сцепного» веса будет приходиться на ведущие колеса. В данном случае
переднеприводные автомобили имеют преимущество перед заднеприводными,
так как у них на передний (ведущий) мост приходится больше «сцепного» веса
(рис. 4-12). Но наиболее эффективно сила тяги реализована на полноприводных
автомобилях, где задействован «сцепной» вес всего автомобиля (рис. 4-13).
W
f
P
T
⋅
=
176
Рис. 4-12.
Рис. 4-13.
Подведение к ведущим колесам тягового усилия, превышающего силу
сцепления колес с опорной поверхностью – бессмысленно, так как в этом случае
шины теряют сцепление с дорогой, и происходит буксование. Избежать
буксования позволяют противобуксовочные системы.
177
Глава 15.
Сцепление.
15.01.
Общие сведения
.
При трогании, переключения передач и в случае торможения автомобиля
необходимо отсоединить двигатель от трансмиссии. С другой стороны,
необходимо плавно соединить указанные агрегаты для начала движения, и после
переключения передачи в МКПП. Задачу отсоединения/ плавного соединения (с
проскальзыванием) двигателя и трансмиссии выполняет сцепление. Мощность
передается при включенном сцеплении. Поток мощности прерывается при
выключенном сцеплении.
15.02.
Предъявляемые требования.
К современным сцеплениям предъявляются следующие требования:
- надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии;
- плавность и полнота включения;
- чистота выключения;
- минимальный момент инерции ведомых элементов;
- хороший отвод теплоты от поверхностей трения;
- предохранение трансмиссии от динамических нагрузок;
- поддержание нажимного усилия в заданных пределах в процессе
эксплуатации;
- минимальные затраты физических усилий на управление;
- хорошая уравновешенность.
Кроме того, к сцеплению, как и ко всем механизмам автомобиля,
предъявляют следующие общие требования: минимальные размеры и масса,
простота устройства и обслуживания, технологичность, ремонтопригодность,
низкий уровень шума.
178
15.03.
Классификация.
Краткая классификация сцеплений показана в таблице. На большинстве
современных автомобилей применяется сцепление либо фрикционного, либо
гидравлического типа (гидропередача). Электромагнитные сцепления
порошкового типа применяются крайне редко.
Сцепление фрикционного типа передает мощность механическим
способом, за счет силы трения, с помощью фрикционных дисков.
Принцип работы фрикционного сцепления показан на рис. 5-1.
Рис. 5-1.
179
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст