Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 611
можно воспользоваться программой пересчета величин, помогающей механикам
сделать это быстро и качественно:
7.04. Продольный угол наклона оси поворота (Caster).
Если смотреть на колесо сбоку, то в большинстве случаев
можно увидеть, что ось поворота (осевая линия стойки
подвески) отклонена назад. Такой наклон носит название
продольного угла наклона оси поворота.
Назначение этого угла – обеспечить устойчивое
прямолинейное
движение
автомобиля.
Положительный
продольный угол
80
наклона означает, что верхняя часть оси поворота отклонена назад, т.е. точка
пересечения продолжения оси поворота и поверхности дороги находится впереди точки
контакта шины с дорогой.
Если имеется разница в продольных углах наклона оси поворота правого и левого
колес, то автомобиль склонен к уводу от
прямолинейного движения.
7.05. Поперечный угол наклона оси поворота (King Pin Inclination).
Если смотреть на колесо спереди, то можно увидеть, что ось поворота (линия,
проходящая через центры верхней и нижней шаровой опоры) наклонена внутрь, то есть
ось не перпендикулярна поверхности дороги. Точка пересечения продолжения оси
поворота с поверхностью дороги смещена несколько внутрь от центра протектора шины.
Расстояние между этими точками называется плечом обкатки. Поперечный угол
наклона оси поворота совместно с углом развала
уменьшают плечо обкатки. Итак, плечо обкатки —
это расстояние от линии пересечения центральной
плоскости вращения колеса с опорной
поверхностью до точки пересечения оси поворота
колеса с этой же поверхностью. Если точка
пересечения оси поворота колеса с дорогой лежит с
внутренней стороны от плоскости вращения
колеса, то плечо обкатки положительное, с
наружной — отрицательное. Плечо обкатки
имеет очень большое значение для поведения автомобиля на дороге.
При отрицательном плече обкатки
сопротивление качению стремится
отжать колесо в сторону большего
схождения. Таким образом, при
увеличении сопротивления
движению, с одной стороны,
81
появляется момент от силы сопротивления и силы инерции, стремящийся развернуть
автомобиль в сторону большого сопротивления, с другой — благодаря отрицательному
углу обкатки колеса поворачиваются в противоположную сторону, компенсируя
разворачивающий момент от силы инерции.
Отрицательное плечо обкатки обеспечивает безопасность и при так называемой
диагональной системе раздельного привода тормозов. Эта система самая простая и
дешевая, но имеет существенный недостаток: при отказе одного контура тормозная сила
на переднем колесе оказывается больше, чем па заднем, и
автомобиль разворачивает в сторону заторможенного переднего
колеса.
При отказе одного контура тормозной системы при
диагональной схеме гидравлического привода автомобиль
разворачивает в сторону тормозящего переднего колеса, так
как тормозная сила Fтп на нем больше, чем на заднем Fтз
колесе: Fи — сила инерции при торможении; К — ширина колеи
автомобиля; Ми — момент силы инерции, разворачивающий
автомобиль.
Благодаря отрицательному плечу обкатки поворот колеса в противоположную сторону
помогает нейтрализовать занос автомобиля. При сравнительных испытаниях
автомобилей с отрицательным и положительным плечами обкатки торможение
проводилось при скорости 80 км/ч без блокировки колес с отпущенным рулевым
колесом. Один из контуров диагональной системы тормозов был отключен. При этом
автомобиль с положительным плечом обкатки разворачивался на 140
..
.160°, а с
отрицательным — всего на 15... 17
º
.
Поперечный угол наклона оси поворота предназначен для уменьшения усилия на
рулевом колесе (совместно с углом развала) и самоустановки колес в прямолинейное
направление при движении автомобиля. (В отличие от продольного угла – возвратное
усилие возникает даже при повороте колес неподвижного автомобиля).
82
Проверка и регулировка схождения колес
Еще не так давно на СТО, в ремзонах и
самостоятельно в гаражах развал-схождение
делали примерно одинаково – с помощью
евклидовых инструментов: линеек, рулеток и
отвесов. Сегодня на всех более-менее
цивилизованных сервисах для этого
используют специальные компьютерные
стенды. Они могут работать на основе
закрепляемых на колесах датчиков наклона,
показания которых обрабатывает компьютер,
либо по т. н. оптической 3D-системе,
когда на колеса устанавливаются
светоотражающие "мишени", положение
которых отслеживают специальные
видеокамеры.
Непосредственно установка углов
проводится всегда в строгой
последовательности: продольный наклон – развал –
схождение. У рычажных подвесок наклон и развал
устанавливаются с помощью подбора толщины пакета
специальных регулировочных пластин между поперечиной
подвески и нижним либо верхним рычагом.
Применительно к автомобилям Mitsubishi на
двухрычажных подвесках развал, как правило, можно
менять. На большинстве подвесок типа «МакФерсон» - он
фиксированный. На автомобилях с подвеской
«МакФерсон» уменьшение клиренса путём простого
укорочения пружин приведёт к изменению всех четырёх
углов установки колёс. Для изменения клиренса нужно
менять весь узел крепления подвески.
83
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст