Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 611

можно воспользоваться программой пересчета величин, помогающей механикам

сделать это быстро и качественно:

7.04. Продольный угол наклона оси поворота (Caster).


Если смотреть на колесо сбоку, то в большинстве случаев

можно увидеть, что ось поворота (осевая линия стойки

подвески) отклонена назад. Такой наклон носит название

продольного угла наклона оси поворота.

Назначение этого угла – обеспечить устойчивое

прямолинейное

движение

автомобиля.

Положительный

продольный угол

80

наклона означает, что верхняя часть оси поворота отклонена назад, т.е. точка

пересечения продолжения оси поворота и поверхности дороги находится впереди точки

контакта шины с дорогой.

Если имеется разница в продольных углах наклона оси поворота правого и левого

колес, то автомобиль склонен к уводу от

прямолинейного движения.

7.05. Поперечный угол наклона оси поворота (King Pin Inclination).
Если смотреть на колесо спереди, то можно увидеть, что ось поворота (линия,

проходящая через центры верхней и нижней шаровой опоры) наклонена внутрь, то есть

ось не перпендикулярна поверхности дороги. Точка пересечения продолжения оси

поворота с поверхностью дороги смещена несколько внутрь от центра протектора шины.

Расстояние между этими точками называется плечом обкатки. Поперечный угол

наклона оси поворота совместно с углом развала

уменьшают плечо обкатки. Итак, плечо обкатки

это расстояние от линии пересечения центральной

плоскости вращения колеса с опорной

поверхностью до точки пересечения оси поворота

колеса с этой же поверхностью. Если точка

пересечения оси поворота колеса с дорогой лежит с

внутренней стороны от плоскости вращения

колеса, то плечо обкатки положительное, с

наружной — отрицательное. Плечо обкатки

имеет очень большое значение для поведения автомобиля на дороге.

При отрицательном плече обкатки

сопротивление качению стремится

отжать колесо в сторону большего

схождения. Таким образом, при

увеличении сопротивления

движению, с одной стороны,

81

появляется момент от силы сопротивления и силы инерции, стремящийся развернуть

автомобиль в сторону большого сопротивления, с другой — благодаря отрицательному

углу обкатки колеса поворачиваются в противоположную сторону, компенсируя

разворачивающий момент от силы инерции.

Отрицательное плечо обкатки обеспечивает безопасность и при так называемой

диагональной системе раздельного привода тормозов. Эта система самая простая и

дешевая, но имеет существенный недостаток: при отказе одного контура тормозная сила

на переднем колесе оказывается больше, чем па заднем, и

автомобиль разворачивает в сторону заторможенного переднего

колеса.

При отказе одного контура тормозной системы при

диагональной схеме гидравлического привода автомобиль

разворачивает в сторону тормозящего переднего колеса, так

как тормозная сила Fтп на нем больше, чем на заднем Fтз

колесе: Fи сила инерции при торможении; К ширина колеи

автомобиля; Ми момент силы инерции, разворачивающий

автомобиль.

Благодаря отрицательному плечу обкатки поворот колеса в противоположную сторону

помогает нейтрализовать занос автомобиля. При сравнительных испытаниях

автомобилей с отрицательным и положительным плечами обкатки торможение

проводилось при скорости 80 км/ч без блокировки колес с отпущенным рулевым

колесом. Один из контуров диагональной системы тормозов был отключен. При этом

автомобиль с положительным плечом обкатки разворачивался на 140

..

.160°, а с

отрицательным — всего на 15... 17

º

.

Поперечный угол наклона оси поворота предназначен для уменьшения усилия на

рулевом колесе (совместно с углом развала) и самоустановки колес в прямолинейное

направление при движении автомобиля. (В отличие от продольного угла – возвратное

усилие возникает даже при повороте колес неподвижного автомобиля).



82

Проверка и регулировка схождения колес


Еще не так давно на СТО, в ремзонах и

самостоятельно в гаражах развал-схождение

делали примерно одинаково – с помощью

евклидовых инструментов: линеек, рулеток и

отвесов. Сегодня на всех более-менее

цивилизованных сервисах для этого

используют специальные компьютерные

стенды. Они могут работать на основе

закрепляемых на колесах датчиков наклона,

показания которых обрабатывает компьютер,

либо по т. н. оптической 3D-системе,

когда на колеса устанавливаются

светоотражающие "мишени", положение

которых отслеживают специальные

видеокамеры.

Непосредственно установка углов

проводится всегда в строгой

последовательности: продольный наклон – развал –

схождение. У рычажных подвесок наклон и развал

устанавливаются с помощью подбора толщины пакета

специальных регулировочных пластин между поперечиной

подвески и нижним либо верхним рычагом.

Применительно к автомобилям Mitsubishi на

двухрычажных подвесках развал, как правило, можно

менять. На большинстве подвесок типа «МакФерсон» - он

фиксированный. На автомобилях с подвеской

«МакФерсон» уменьшение клиренса путём простого

укорочения пружин приведёт к изменению всех четырёх

углов установки колёс. Для изменения клиренса нужно

менять весь узел крепления подвески.

83

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности