Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 723
Глава 5
Система снижения токсичности
1. Отработавшие газы
CH, O
2
, N
2
H
2
O, CO
2
, N
2
Рис. 5.1
Автомобильные двигатели производят полезную работу за счет сжигания топлива в основном
состоящего из углеводородов СН. Топливо (СН) смешиваясь с воздухом, состоящим на 21% из
кислорода О
2
и на 78% из азота N
2,
в определенном соотношении попадает в камеру сгорания. Если
соотношение воздуха и топлива соответствует стехиометрическому отношению (14,7:1), то топливо
сгорает полностью. В случае его “идеального” сгорания отработавшие газы состоят из воды H
2
O,
углекислого газа CO
2
и азота N
2
, который не учувствует процессе горения.
CH, O
2
, N
2
H
2
O, CO
2
, N
2
СН, СО, NOx
Рис. 5.2
К сожалению реальные процессы сгорания, по ряду причин отличаются от “идеального” сгорания,
поэтому в отработавших газах кроме воды H
2
O, углекислого газа CO
2
и азота N
2
, ещё присутствуют
углеводороды СН, окись углерода СО (угарный газ) и оксиды азота NOx. Эти выбросы загрязняют
окружающую среду, поэтому существуют строгие ограничения на выброс этих вредных веществ.
5 – 1
Система снижения токсичности
1.1 Состав отработавших газов
СН
Рис. 5.3
Вредные выбросы, образующие при сгорании топлива в бензиновом двигателе составляют лишь
небольшую часть общей массы отработавших газов, около 1-2%.
1.2 Вредные компоненты в отработавших газах и их влияние на человеческий
организм
Вредными компонентами считаются такие компоненты, содержащиеся в отработавших газах,
которые оказывают непосредственное или косвенное воздействие на окружающую среду и
человеческий организм. Каждый из них оказывает различное воздействие:
•
Окись углерода СО (угарный газ): возникает в результате неполного сгорания топлива.
Этот газ не имеет ни цвета, ни запаха, взрывоопасен и очень ядовит. Он обладает
способностью увеличивать скорость разрушения гемоглобина находящегося в крови примерно
в 300 раз, тем самым, блокируя поступления кислорода, и способен вызвать смерть при
относительно малой концентрации в воздухе (объёмная концентрация 0,3% может привести к
смерти человека в течение 30 мин)
•
Оксиды азота NOx: (NO, NO
2
, N
2
O и другие) образуются при сгорании в двигателе под
воздействием высокой температуры и давления при наличии избытка кислорода. Некоторые из
них токсичны и вызывают расстройство центральной нервной системы и дыхательной системы
в зависимости от уровня концентрации этого компонента и продолжительности его вдыхания.
•
Углеводороды СН: появляются в результате неполного сгорания топлива и могут
появляться в различных формах (например, С
6
Н
6
, С
8
Н
18
и др.) и их действие на организм
человека различно. Некоторые из них вызывают раздражение органов чувств, а другие
развитие злокачественных опухолей.
•
Углеводороды СН и оксиды азота NOx: распределение этой смеси в атмосфере воздуха
приводит к образованию фотохимического смога при сильном солнечном свете.
Фотохимический смог состоит из озона, альдегидов и нитратов, вызывающий раздражение
кожи, слизистых оборочек и глаз.
5 – 2
Система снижения токсичности
1.3 Механизм образования вредных компонентов
1.3.1 Образование СО
Окись углерода СО образуется в результате неполного сгорания топлива (бензина). Если
топливовоздушная смесь имеет недостаточное количество воздуха для полного сгорания топлива
(смесь богатая), то концентрация, образующего СО увеличивается. В некоторых случаях допускается
работа двигателя при соотношении воздух-топливо большем, чем стехиометрическое соотношение и
это считается его нормальным режимом работы (например, режим запуска и прогрева после пуска,
режимы ускорения и полной нагрузки).
0
СО
12
14 16
18
20
22
1
2
3
4
5
6
24
СО
%
λ=1
Сгорание бедной
смеси
Воздушно-топливное
соотношение
Рис. 5.4
Образование СО практически полностью зависит только от отношения массы воздуха к массе топлива.
Концентрация СО уменьшается при сгорании бедных и увеличивается при сгорании богатых
топливовоздушных смесей.
1.3.2 Образование СН
Углеводороды в отработавших газах появляются в результате неполного сгорания топлива.
Образование СН происходит на всех режимах работы двигателя и зависит от многих факторов (формы
камеры сгорания, зазоров между поршнем и цилиндром, угла опережения зажигания, фаз
газораспределения и др.), и поэтому их содержание в отработавших газах зависит не только от
отношения массы воздуха к массе топлива, но и от конструкции двигателя.
Углеводороды, образующиеся в результате неполного сгорания:
В тех случаях, когда смесь (воздух, топливо, остаточные газы) с трудом сгорает в камере сгорания
двигателя из-за её неоптимального состава (например, при значительной концентрации в смеси
остаточных газов, во время торможения двигателем, при работе на бедных смесях), увеличивается
количество несгоревшего топлива или появляются пропуски воспламенения. Это приводит к
значительному выбросу углеводородов в атмосферу.
Углеводороды, образующиеся в процессе нормального сгорания:
При нормальном протекании процесса сгорания углеводороды образуются вследствие неполного
сгорания смеси в пристеночной зоне и в “мёртвых” объёмах, образующихся в щели между днищем
поршня и головкой блока цилиндров («щелевой эффект»), между боковой стенкой поршня до первого
кольца и стенкой цилиндра, и в пристеночных зонах камеры сгорания.
5 – 3
Система снижения токсичности
Расположение
пристеночного слоя в
камере сгорания
Рис. 5.5
0
12
14 16
18
20
22
500
1000
1500
2000
2500
3000
24
λ=1
СH
Сгорание бедной
смеси
Рис. 5.6
Воздушно-топливное
соотношение
CH
ppm
Концентрация СН минимальная точке, в которой отношение воздух-топливо примерно равно 18:1.
Это происходит в связи с уменьшением количества топлива в пристеночных зонах при переобеднении
смеси. Увеличение концентрации СН при дальнейшем обеднении связано с возникновением пропусков
воспламенения.
5 – 4
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст