МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

ЗАПОРОЖСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «КОММУНАР»

АВТОМОБИЛЬ
„ЗАПОРОЖЕЦЬ"

МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

РУКОВОДСТВО
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ

Издание четвертое
исправленное и дополненное

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОМIНЬ»

ДНЕПРОПЕТРОВСК

1968


ТОВАРИЩИ АВТОМОБИЛИСТЫ!

На базе автомобиля ЗАЗ-965А, для общего пользо-
вания завод выпускает: автомобиль ЗАЗ-965АБ, пере-
оборудованный на ручное управление и предназначенный
для эксплуатации инвалидами, у которых ампутированы
или повреждены ноги, но совершенно здоровые руки;
автомобиль ЗАЗ-965АР, предназначенный для управле-
ния инвалидами, имеющими здоровые одну руку и одну
ногу.

Настоящее руководство по эксплуатации автомо-
биля является основным пособием для всех моделей
автомобилей.

Описание органов управления автомобиля
ЗАЗ-965АБ и особенности управления им приведены в
разделе «Органы управления автомобиля ЗАЗ-965АБ».
помещенном в конце настоящего руководства.

Описание органов управления автомобиля
ЗАЗ-965АР и особенностей его конструкции приведено
в специальной инструкции по эксплуатации, которая
прикладывается отдельно.

В книге дано краткое описание конструкции автомо-
биля «Запорожець», приведены сведения по регулиров-
ке, смазке и уходу, необходимы для правильной
эксплуатации.

Книга предназначена для шоферов и владельцев,
пользующихся автомобилями «Запорожець», а также
персонала станций технического обслуживания авто-
мобилей.

Руководство составлено по материалам отделов
главного конструктора ЗАЗ «Коммунар» и Мелитополь-
ского моторного завода.

Руководство составили инженеры:
С. А. ШЕЙНИН и А. М. КАУФМАН

Ответственный редактор —
главный конструктор ЗАЗ В. П. СТЕШЕНК.О


ВНИМАНИЕ!

На двигателе Вашего автомобиля не установлена ограничитель-
ная шайба под карбюратором. Это улучшает условия обкатки авто-
мобиля только при строгом соблюдении рекомендуемого настоя-
щим руководством режима обкатки.

Будьте внимательны, от Вас зависит качество обкатки и надеж-
ность работы Вашего автомобиля.

ПОЛУЧИВ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ:

1. Удалите с поверхности кузова специальный защитный состав,
придающий кузову матовый вид. Защитный состав смывается спе-
циально приготовленной эмульсией с помощью мягких матерчатых
салфеток. Для приготовления эмульсии необходимо в 8 л горячей
воды растворить 200 г мелко нарезанного хозяйственного мыла,
а затем добавить в этот раствор 2, 5 л керосина или бензина и тща-
тельно перемешать до получения однородной эмульсии. Затем, смо-
чив салфетки в полученной эмульсии, удалить защитный состав
с поверхности кузова.

Во время удаления состава следует соблюдать осторожность,
чтобы не повредить краску автомобиля механическими или дру-
гими твердыми включениями, случайно попавшими в защитный
слой во время транспортировки автомобиля.

После удаления состава тщательно промыть всю поверхность
кузова чистой теплой водой и протереть замшей или фланелью
насухо.

Если на отдельных участках останутся следы состава, то эту
поверхность следует протереть фланелью, смоченной в бензине и
отжатой.

После этого рекомендуется отполировать кузов фланелью, смо-
ченной полировочной водой или восковым составом № 3.

2. Удалите с наружных хромированных деталей кузова защит-
ное (противокоррозийное) лаковое покрытие, протерев их мягкой
тряпкой, смоченной в скипидаре или бензине.

3. Перед установкой щеткодержателей стеклоочистителя на их
валики предварительно включите стеклоочиститель на 5-10 сек,


затем установите щеткодержатель вместе со щетками на валиках
так, чтобы они были направлены вправо по ходу автомобиля. При
этом конец правой щетки должен находиться в средней части пра-
вого нижнего угла окна и не доходить до уплотнителя на 10-15 мм
Вторую щетку установите параллельно первой.

Обильно смочите ветровое стекло водой, включите стеклоочи-
ститель и проверьте его в работе. Если при этом окажется что
щетки ударяются об уплотнитель, то соответственно необходимо
переставить щеткодержатели относительно валиков.

Не включайте стеклоочиститель, не смочив стекла водой, так
как это может привести к поломке стеклоочистителя.

4. Проверьте уровень масла в картерах агрегатов и механиз-
мов шасси автомобиля, а также уровень жидкости в питательном
бачке главного цилиндра тормоза.

5. Проверьте давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес.

6. Приведите инструмент, прилагаемый к автомобилю, в рабочее
состояние, удалив с него защитную смазку, протерев насухо.

7. В период обкатки нового автомобиля обращайте особое вни-
мание на соблюдение скоростных режимов, рекомендуемых в раз-
деле «Обкатка нового автомобиля» настоящего руководства.

8. Цвет и номер эмали, которой окрашен автомобиль при вы-
пуске с завода, указаны на этикетке, приклеенной к внутренней
стороне крышки багажника.

Перед эксплуатацией автомобиля в первую очередь ознакомь-
тесь с его конструкцией и правилами обслуживания, изложенными
в настоящем руководстве. Это окажет Вам большую помощь в
овладении особенностями управления и обслуживания автомобиля,
что в значительной степени обеспечит его правильную эксплуата-
цию как в период обкатки, так и в дальнейшем.

Желаем успехов и приятной езды!


«Запорожець» — удобный, экономичный и надежный микро-
автомобиль.

Неоднократно участвуя в автомобильных соревнованиях на пер-
венство СССР, автомобиль показал себя исключительно маневрен-
ным в горах, обладает очень хорошей проходимостью и успешно
конкурирует с автомобилями более высокого класса.

Высокие эксплуатационные качества автомобиля полностью
проявляются при правильной его эксплуатации и умелой езде: дли-
тельность срока службы в значительной степени зависит от свое-
временного и качественного ухода.

Автомобиль «Запорожець» предназначен для эксплуатации в
различных климатических условиях, в основном на дорогах с твер-
дым покрытием.

Чтобы положительные качества автомобиля были использованы
полностью, следует внимательно изучить все руководство и свое-
временно выполнять данные в нем рекомендации.

Особенно важны следующие рекомендации:

1. Обкаточный период автомобиля установлен в 2000 км про-
бега. В течение этого периода не перегружайте двигатель, избегайте
езды по тяжелым дорогам: глубокой грязи, песку, крутым подъе-
мам; не превышайте скорость движения выше:

10 км/час — на первой передаче;

25 км/час — на второй передаче;

40 км/час — на третьей передаче;

60 км/час — на четвертой передаче.

Для улучшения приработки продолжайте эксплуатировать
автомобиль по режиму обкатки до 5000 км, не превышая скорости
80 км/час.

2. Двигатель и моторный отсек содержите в чистоте. Продувать
и мыть двигатель нужно столь часто, сколько это требуется по
условиям эксплуатации.

Загрязнение поверхностей охлаждения двигателя ухудшает от-
вод тепла и приводит к его перегреву.

Не допускайте наружных подтеков масла и вовремя их ликви-
дируйте. При подтеках масла двигатель быстро покрывается слоем
пыли, которая, пригорая, образует теплоизоляционную корку, что
вызывает перегрев двигателя, потерю мощности и усиленный износ
деталей.


3. При затяжке болтов и гаек двигателя не следует применять
слишком больших усилий, которые могут привести к срыву резьбы,
так как корпусные детали двигателя изготовлены из легких спла-
вов. Гайки крепления головок цилиндров двигателя подтягивайте
только на холодном двигателе в порядке, указанном в разделе
«Головка цилиндров».

4. Систематически прослушивайте работу двигателя. Нормаль-
но отрегулированный двигатель работает ровно, без перебоев. По-
старайтесь запомнить шум нормально работающего двигателя и
при появлении постороннего стука обязательно выясните причину
и устраните ее.

Следует иметь в виду, что на двигателе воздушного охлаждения
вследствие отсутствия водяной рубашки и наличия интенсивного
оребрения хорошо прослушивается работа поршневой группы, при-
вода распределения, клапанного механизма и др. Поэтому не сле-
дует считать признаком неисправности:

а) равномерный стук двигателя, сливающийся в общий шум;

б) периодический стук клапанов и толкателей при нормальных
зазорах между клапанами и носками коромысел;

в) выделяющийся стук в двигателе, исчезающий или появляю-
щийся при изменении числа оборотов;

г) ровный, но нерезкий шум высокого тона от работы привода
механизма распределения.

5. Заправляйте двигатель и коробку передач только чистым
маслом, рекомендуемым руководством.

Заправлять двигатель маслом «СУ» или автолами общего на-
значения запрещается: работа на этих маслах приводит к быстрому
закоксовыванию поршневых колец и преждевременному выходу
двигателя из строя.

6. Не допускайте работы двигателя с нарушенной установкой
опережения зажигания или нарушением зазоров в механизме при-
вода клапанов. Следите за нормальной работой свечей и состоя-
нием контактов системы зажигания и пуска.

7. Применяйте бензин марок А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67).
Применение бензина с октановым числом ниже 72 категорически
запрещается. Исследования показали возможность работы двига-
теля на бензине марки А-80/86.

8. Обогащение смеси с помощью рукоятки привода воздушной
заслонки производите умеренно во избежание попадания во впуск-
ную трубу лишнего бензина.

При прогреве двигателя после пуска рукоятку привода воздуш-
ной заслонки постепенно возвращайте в исходное положение.

Пользование воздушной заслонкой при пуске горячего двига-
теля недопустимо.

9. Продолжительность непрерывной работы стартера при за-
пуске не должна превышать 10 сек. Работа сверх указанного пре-
дела вызывает недопустимый перегрев, что может привести к вы-
ходу стартера из строя.


Повторное включение стартера, при неудавшейся попытке
запуска, можно производить только после полной остановки
двигателя.

10. Охраняйте двигатель от абразивного износа:

- следите за плотностью присоединения резиновой трубы,
соединяющей воздушный фильтр с карбюратором;

- промывайте воздушный фильтр через каждые 6000 км, а при
езде по пыльной дороге — через каждые 2000 км пробега;

- промывайте масляную центрифугу не реже чем через каж-
дые 6000 км пробега;

- продувайте генератор через вентиляционную трубу сухим
чистым воздухом не реже чем через 2000 км пробега; при езде по
пыльной дороге — ежедневно.

11. Не допускайте перегрева двигателя (не ездите на режимах,
близких к условиям, при которых температура масла достигает
более 110°С) и не пренебрегайте прогревом двигателя в холодную
погоду (двигатель воздушного охлаждения быстро остывает после
остановки).

Следите за состоянием и Правильным натяжением ремня вен-
тилятора, а также за исправностью автоматического регулятора
температуры двигателя.

12. Совершенствуйте свою технику вождения автомобиля, доби-
ваясь своевременного плавного переключения передач. Не двигай-
тесь длительное время на низких передачах с большими оборотами
двигателя, а на высоких — с малыми оборотами. При потере ско-
рости (движение на подъем, крутой поворот) своевременно пере-
ходите на низшие передачи.

Не «газуйте» на холостом ходу. Избегайте пробуксовки сцеп-
ления. Усвойте приемы пуска двигателя при различных темпе-
ратурах.

13. Подвеска автомобиля и его устойчивость позволяют езду
с большой скоростью как по хорошим, так и по плохим дорогам.
Однако при быстрой езде по плохой дороге дорожные толчки пол-
ностью воспринимаются ходовой частью автомобиля, что приводит
к повышенному износу деталей и увеличению расхода бензина.

14. Перед пользованием отопителем ознакомьтесь с правилами
его включения, изложенными в разделе «Отопление».

Не рекомендуется пользоваться отопительной установкой на
стоянке более 30 мин, а также при слабо заряженной аккумуля-
торной батарее.

15. Обнаружив неисправность в двигателе или другом меха-
низме, устраните ее независимо от степени серьезности или от вели-
чины пути, пройденного автомобилем.

Без необходимости не разбирайте узлов и агрегатов автомобиля,
так как этим нарушается взаимное положение приработавшихся
поверхностей и увеличивается износ,

16. В случае установки багажника на крышу автомобиля вес
груза не должен превышать 60 кг.


Завод обращает внимание потребителей на то, что не следует
направлять в отдел главного конструктора и в отдел сбыта письма
с просьбой выслать какие-либо детали, узлы и агрегаты автомобиля
в порядке выполнения заводской гарантии. Письма такого содер-
жания (т. е. рекламационные претензии), оформленные в установ-
ленном порядке, нужно направлять по адресам, приведенным в
разделе «Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций».

Отдел главного конструктора завода рекламационные претен-
зии не принимает и не рассматривает.

Завод также просит потребителей не обращаться в его адрес
по вопросам продажи и высылки запасных частей к автомобилям
«ЗАПОРОЖЕЦЬ».

Письма такого характера завод не рассматривает.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности