Автомобили Камаз 5511, 55102. МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ПЛАТФОРМЫ (ТО и ремонт)

Автомобили Камаз 5511, 55102. МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ПЛАТФОРМЫ (ТО и ремонт)

Техническое описание

Механизм подъема (рис. 240)—гидравлический, состоит из коробки отбора мощности, масляного насоса, гидроцилиндра, крана управления, клапана ограничения подъема платформы, электропневматических клапанов, масляного бака с фильтром и системы пневмо- и гидропроводов. Кроме указанных унифицированных узлов, механизм

подъема платформы автосамосвала КамАЗ-55102 имеет запорное устройство, предназначенное для соединения гидросистемы тягача с гидросистемой прицепа, и распределитель, служащий для распределения потока масла либо в гидроцилиндр тягача, либо в гидроцилиндр прицепа. Распределитель крепится к крану управления.

Ниже приведена техническая характеристика механизма подъема платформы:



Рис. 240. Принципиальная схема механизма подъема платформы: а—автомобиля-самосвала КамАЗ-5511: 1, 4, 19—электропневмоклапаиы; 2—кран управления; 3.
17, 20—пневмокамеры; 5—источник тока напряжением 24 В; 6—предохранитель; 7—выключатель коробки отбора мощности; 8—переключатель подъема и опускания платформы (I—опускание; II— подъем); 9—контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 10—гидроцилиндр; 11— ограничительный клапан; 12—предохранительный клапан фильтра; 13—фильтр; 14—масляный бак; 15—насос; 16— коробка отбора мощности; 18—предохранительный клапан гидросистемы; б— автопоезда КамАЗ-55102: 1—гидроцилиндр прицепа; 2—гидроцилиндр тягача; 3—ограничительный клапан; 4—предохранительный клапан фильтра; 5—фильтр; 6—предохранительный клапан гидросистемы; 7—масляный бак; 8—насос; 9—коробка отбора мощности; 10, 12, 14 и 16—пневмокамеры; 1/, 17, 18, 19—электропневмоклапаны; 13— кран управления; 15—распределительный край; 20— переключатель механизма подъема платформы (I—опускание; II—подъем); 21—контрольная лампа; 22—переключатель распределителя гидросистемы на тягач или на прицеп; 23—контрольная лампа включения коробки отбора мощности; 24—выключатель коробки отбора мощности; 25—предохранитель; 26—источник тока напряжением 24 В; 27—запорное устройство



Коробка отбора мощности (рис. 241)—с масляным насосом, прикреплена к картеру коробки передач с правой стороны. Между фланцами картера коробки отбора мощности и коробки передач установлены уплотнительные прокладки, с помощью которых на заводе регулируют зацепление шестерен. Поэтому в случае необходимости замены прокладок их общая толщина должна быть сохранена.

Ведущая шестерня 7 коробки отбора мощности закреплена на одном конце оси ведущей шестерни, другой конец которой входит в полость диафрагменной камеры и связан с диафрагмой 3. Полость диафрагменной камеры закрыта крышкой 1 с резьбовым отверстием для подвода воздуха. Диафрагма удерживается пружиной 4 в крайнем верхнем положении. От вращения ось ведущей шестерни удерживает установочный винт 5, конец которого входит в паз оси. При поступлении воздуха в полость камеры над диафрагмой перемещается ось с ведущей шестерней. Ведущая шестерня имеет два зубчатых венца, один из которых постоянно связан с промежуточной шестерней коробки отбора мощности, а другой входит в зацепление с зубчатой полумуфтой 9, передающей через призму 10 и муфту 11 вращение ведущему валу насоса 13. При выпуске воздуха из рабочей полости диафрагменной камеры пружина выводит ведущую шестерню из зацепления с зубчатой полумуфтой, в то время как связь с промежуточной шестерней не прерывается.

Коробку отбора мощности можно включать только при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 5 кгс/см2 и при выключенном сцеплении.

С января 1984 г. на автомобилях-самосвалах КамАЗ-5511 и -55102 внедрена модернизированная коробка отбора мощности (КОМ) повышенной надежности.

В картере 14 (рис. 241, а) размещена в шарикоподшипниках 23 ведомая шестерня 24. На оси 3 на шарикоподшипниках 5 с помощью гайки 9 и шайбы 8 с отгибным усиком закреплена промежуточная шестерня 6. От проворота ось предохраняется установочным винтом 13. При сборке винт вворачивается в картер 1 до упора в дно паза на оси 3, а затем отворачивается на 1,5 оборота и раскернивается. Этим обеспечивается возможность движения оси в продольном направлении.

Конец оси с закрепленным на нем поршнем 19 с манжетой 18 входит в корпус пневмоцилиндра 17, который крепится к картеру КОМ. В исходном положении ось удерживается пружиной 15. Утечка масла из полости КОМ в полость пневмоцилиндра предотвращается кольцом 12. Для соединения с валом насоса служит полумуфта 22, которая через компенсатор 11 связана с ведомой шестерней 24, что компенсирует возможные перекосы оси вращения ведомой шестерни и вала насоса при установке насоса на КОМ.

В исходном положении промежуточная шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней коробки передач. При подаче сжатого воздуха в корпус пневмоцилиндра промежуточная шестерня перемещается влево и ее зубчатый венец входит в зацепление с венцом ведомой шестерни. Крутящий момент от ведомой шестерни передается валу насоса.

Необходимо отметить, что при установке модернизированной КОМ применяется насос НШ32-2 левого вращения, что влечет за собой применение измененных трубопроводов высокого и низкого давления от насоса к крану управления и маслобаку. Указанное замечание необходимо учитывать при замене старых КОМ в эксплуатирующих организациях на модернизированные.

Масляный насос—шестеренчатого типа, высокого давления. Подача насоса 56 л/мин при частоте вращения его вала 1900— 2000 об/мин.

Для обеспечения нормальной работы насоса и увеличения срока его службы необходимо тщательно фильтровать заливаемое в бак масло.





Рис. 241. Коробка отбора мощности: а—до усовершенствования: 1—крышка; 2—шайба; 3— диафрагма; 4—пружина; 5—установочный винт; 6, 8. 17—подшипники; 7—ведущая шестерня; 9— зубчатая полумуфта; 10—призма; 11—муфта; 12—прокладка; 13—насос; 14, 15, 16—стопорные кольца; 18—промежуточная шестерня; 19—болт; 20, 21—уплотнительные кольца; б—после усовершенствования; 1—пробка; 2 и 21—прокладки; 3—ось промежуточной шестерни; 4 и 16—шайбы; 5 и 23—подшипники; 6—промежуточная шестерня; 7—кольцо упорное: 8—шайба стопорная; 9—гайка; 10 и 12—кольца; 11—компенсатор; 13—винт установочный; 14—картер КОМ; 15—пружина; 17—корпус пневмоцилиндра; 18—кольцо уплотнительное; 19— поршень; 20—насос НЩ32-Л-2; 22—полумуфта; 24— шестерня



Гидроцилиндр механизма подъема автомобиля КамАЗ-5511—телескопический, плунжерный, одностороннего действия (рис. 242). В корпусе 15 гидроцилиндра размещены выдвижные звенья 14, ход которых ограничивается при выдвижении стопорными кольцами 13, при движении вниз—стопорными кольцами 18. Направление выдвижных звеньев обеспечивается направляющими полукольцами 17 и втулками 9, которые удерживаются стопорными кольцами 7. Для увеличения работоспособности гидроцилиндра наружные поверхности выдвижных звеньев подвергнуты накатке, покрыты хромом и отполированы. Выдвижные звенья уплотнены резиновыми манжетами 11, находящимися между приставками 12 и защитными кольцами 10. От попадания пыли и грязи извне полость гидроцилиндра защищена чистильщиками 8. Снизу в корпус гидроцилиндра вставлено днище 5, буртик которого соединен с буртиком корпуса полукольцами 20. Полукольца соединены хомутом 19, скрепленным болтом 3, стопорящимся шайбой с отогнутыми усиками. Гидроцилиндр имеет шаровые головки 6, сферическая часть шаровой головки укреплена в опоре гидроцилиндра 22, образуя подвижное соединение. Металлокерамические вкладыши обеспечивают работу этого соединения без смазки.

К корпусу гидроцилиндра приварен патрубок 16 с резьбовым концом, к которому крепится рукав высокого давления.



Рис. 242. Гидроцилиндр:
1—опора гидроцилиндра; 2—вкладыш; 3—гайка; 4—шаровая головка; 5—стопорная шайба; 6 и 10—упорные кольца; 7—обоймы грязесъемника; 8—чистильщики; 9—шайбы; 11—защитные кольца; 12—манжеты; 13—проставки; 14—плунжеры; 15 и 19—разрезные кольца; 16—корпус гидроцилиндра; 17—патрубок; 18—полукольца; 20— полукольцо обоймы; 21—хомут; 22—днище гидроцилиндра; 23—болт

Рис. 243. Кран управления:
1—корпус управления; 2, 19. 21—штуцеры;
3—кольца уплотнительные неподвижных соединений; 4, 17—седла клапанов: 5. 18—клапаны; 6, 13—диафрагмы; 7. 15—толкатели; 8, 14—крышки пневмокамер; 9. 12—пружины; 10, 16—гайки направляющих; 11—кольца уплотнительные подвижных соединений; 20—клапан предохранительный; Б—дренажное отверстие; В—буртик


Кран управления (рис. 243) служит для управления потоком рабочей жидкости в гидросистеме опрокидывающего механизма. В корпус 1 крана управления запрессованы седла 4, 17 клапанов 18. 5 и ввернуты гайки 16, 10, служащие направляющими толкателей 15, 7. Специальное соединение клапанов с толкателями типа «ласточкин хвост» исключает заклинивание клапанов в седлах в случае несовпадения осей толкателей и седел. Толкатели с присоединенными клапанами на одном конце другими концами, на которых закреплены диафрагмы 13 и 6, входят в полости пневмокамер, закрытых крышками 14, 8. Пружина 12 толкателя 15 удерживает клапан 18 в открытом положении, а пружина 9 прижимает клапан 5 к седлу. Толкатели уплотнены резиновыми кольцами 11, а толкатель 7, кроме того, имеет дренажное отверстие Б.

В нейтральном положении масло от насоса по трубопроводу через отверстие штуцера 19 попадает в край управления и, проходя через открытый клапан 18, уходит на слив через штуцер 21.

При подводе воздуха в полость пневмокамеры над диафрагмой 13 клапан 18 закрывается. Одновременно воздух подводится в полость пневмокамеры под диафрагму 6 и клапан 5 открывается. Масло проходит через клапан 5 и штуцер 2 в полость гидроцилиндра. При выпуске воздуха из полостей пневмокамер клапан 5 закрывается, а клапан 18 открывается. Так как клапан 5 закрыт, то магистраль гидроцилиндра перекрыта и платформа удерживается в поднятом положении, а масло при работающем насосе идет от него на слив через клапан 18 крана управления.

В случае поступления воздуха только в полость пневмокамеры под диафрагму 6 клапан 5 открывается и масло из полости гидроцилиндра идет через этот клапан и клапан 18 на слив. В корпус крана управления ввернут предохранительный клапан 20, который при заворачивании буртиком В врезается в тело корпуса крана управления и разъединяет напорную и сливную магистрали. В случае перегрузки давление в системе возрастает и срабатывает предохранительный клапан, перепуская масло в маслобак.

Подъем платформы прекратится до ликвидации перегрузки. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации запрещается.

Клапан ограничения подъема платформы (рис. 244) закреплен на кронштейне первой поперечины надрамника. В корпус 6 ввернута втулка 1 с уплотнительным кольцом 5. В отверстие втулки проходит шток 4 с регулировочным болтом 2 на одном конце, другой конец которого обращен к клапану 8. Регулировочный болт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 3. В закрытом положении клапан прижат к корпусу усилием пружины 7.

При нажатии на сферическую головку регулировочного болта шток перемещается и открывает клапан, при этом напорная н сливная магистрали сообщаются.





Рис. 244. Клапан ограничения подъема платформы:
1—втулка; 2—регулировочный болт; 3—контргайка; 4—шток; 5—уплотнительное кольцо; 6— корпус; 7—пружина; 8—клапан Рис. 245. Электропневмоклапан:1—крышка; 2—штуцер; 3—корпус; 4—электромагнит; 5—шток; 6—пружина; 7. 9—прокладки; 8—клапан

Электропневмоклапан (рис. 245) состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8. Воздух из баллона подводится к выводу I в полость в крышке клапана. При включении электромагнита шток, выдвигаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан 8 отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через канал в корпусе и вывод III поступает к пневматическим исполнительным камерам, установленным на коробке отбора мощности или кране управления. При выключении электромагнита нижний клапан поджимается с помощью пружины к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмокамеры выходит в атмосферу через выход II.

Масляный бак—штампованный из двух половин. В верхней части бака имеются заливная горловина и фланец крепления фильтра, в нижней—отверстие для слива масла, закрытое резьбовой пробкой, и всасывающий патрубок. В заливной горловине установлена фильтрующая сетка. Горловина закрывается резьбовой крышкой с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой, и указателем уровня масла с нижней и верхней отметками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок. Замеряется уровень при опущенной платформе. Для предотвращения попадания пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная набивка. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр масляного бака.

Фильтр масляного бака (рис. 246). Из сливной магистрали масло поступает через патрубок 4 в полость корпуса 2 фильтра и через фильтрующие элементы 3, трубу 1 фильтра идет в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5 и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.



Рис. 246. Фильтр масляного бака Рис. 247. Гидроцилиндр подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-55102:
1—цапфа; 2—проставка; 3—кольцо защитное; 4—грязеподъемник; 5—опора гидроцилиндра; 6— шаровая головка; 7—вставка; 8—вкладыш; 9— винт стопорный; 10—кольцо крепления шаровой головки; 11—кольцо стопорное направляющей втулки; 12—втулка направляющая; 13—манжета; 14—кольцо стопорное верхнее; 15—корпус гидроцилиндра; 16—выдвижное звено; 17—кольцо уплотнительное; 18—полукольцо направляющее; 19—кольцо стопорное нижнее; 20—днище гидроцилиндра; 21 — пробка сливная

Рис. 248. Кран распределительный: 1—корпус; 2—штуцер; 3, 5—кольца стопорные; 4—заглушка; 6—седло; 7, 8—клапаны; 9, 10—кольца уплотнительные; 11—пружина; 12—диафрагма; 13—крышка




Гидроцилиндр автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 (рис. 247) в отличие от гидроцилиндра автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 имеет пять выдвижных звеньев. К надрамнику он крепится цапфой 1, которая имеет резьбовое отверстие для подсоединении рукава высокого давления. Снизу на корпус гидроцилиндра наворачивается днище 20 с отверстием под пробку 21 для

слива отстоя. Шаровая головка б крепится к плунжеру гидроцилиндра с помощью стопорного кольца 10.
К крану управления крепится распределитель (рис. 248), служащий для распределения потока масла либо в гидроцилиндр тягача, либо в гидроцилиндр прицепа. В корпусе 1 при помощи стопорных колец 5 установлены седла 6, через которые проходят клапаны 7 и 8. Резьбовой конец клапана 8 с диафрагмой 12 входит в полость пневмокамеры, закрытой крышкой 13. Пружина 11 удерживает клапан в крайнем левом положении. Посадочные места втулок и клапана уплотнены кольцами 9 и 10 соответственно. Возможные утечки через уплотнения клапана выводятся с одной стороны через дренажное отверстие заглушки 4, с другой—через отверстие пневмокамеры под диафрагмой.

Масло через отверстие в корпусе распределителя проходит под клапаном 7 через седло, штуцер и попадает в магистраль гидроцилиндра автосамосвала. При подаче сжатого воздуха в полость пневмокамеры над диафрагмой клапан 8 перемещается вправо, магистраль гидроцилиндра автосамосвала перекрывается и масло начинает поступать через штуцер 2 в магистраль гидроцилиндра прицепа.

Запорное устройство (рис. 249), предназначенное для соединения гидросистемы автосамосвала-тягача КамАЗ-55102 с гидросистемой прицепа, состоит из двух корпусов 1 и 7, один из которых соединен с нагнетательной магистралью автосамосвала-тягача, другой—прицепа. В случае работы автосамосвала с прицепом обе части соединены между собой гайкой 5. При этом шарики 3 и 4 запорных клапанов отжаты друг другом от опорных поясков. При работе без прицепа необходимо отсоединить его магистраль, для чего достаточно отвернуть гайку.

Тогда шарики под воздействием пружин перекроют отверстия в корпусах и предотвратят тем самым вытекание масла из гидросистем.

Техническое обслуживание

При ТО-1 выполните следующие операции:

проверьте герметичность и состояние трубопроводов и узлов механизма подъема платформы, устраните неисправности;

доведите до нормы (отметка «В» на указателе уровня масла при опущенной платформе) уровень масла в баке;

промойте масляный фильтр и фильтрующие элементы масляного бака.

При ТО-2:

проверьте состояние и работу крана управления и клапана ограничения подъема платформы, стрелу прогиба страховочного троса;



закрепите передние кронштейны надрамника и стяжные болты надрамника, ловитель-амортизатор, амортизаторы платформы, коробку отбора мощности и масляный насос; слейте отстой из гидроцилиндра.





Рис. 249. Устройство запорное:
1—корпус запорного устройства тягача; 2, в—пружины; 3. 4—шарики; 5—гайка; 7—корпус запорного устройства прицепа; 8—заглушка прицепа; 9—заглушка тягача Рис. 250. Регулирование угла подъема платформы автомобиля КамАЗ-5511:
1—гидроцилиндр; 2—болт регулировочный; 3— контргайка; 4—клапан ограничения подъема платформы



Для слива отстоя из гидроцилиндра автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 отсоедините рукав высокого давления, освободите шаровую головку днища, подняв корпус в крайнее верхнее положение, выведите шаровую головку из опоры на надрамнике. Затем, удерживая гидроцилиндр в крайнем верхнем положении, освободите полукольца гидроцилиндра от хомута, снимите полукольца и днище. После слива отстоя установите гидроцилиндр в опору в обратном порядке. При снятии и установке днища следите за сохранностью резинового кольца, установленного в канавке днища.




Для регулирования угла подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 (если стопорные пальцы 3 (см. рис. 189) не входят в отверстия в кронштейнах надрамника при полном подъеме платформы) выполните следующее:
отверните контргайку 3 регуливочного болта 2 (рис. 250);

вверните регулировочный болт в шток до отказа;

поднимите платформу до положения, при котором стопорные пальцы платформы свободно входят в отверстия кронштейнов надрамника, и застопорите платформу в этом положении стопорными пальцами;

выверните регулировочный болт 2 из штока клапана до упора в корпус гидроцилиндра 1 и застопорите контргайкой 3.

Расстопорите платформу, опустите и вновь поднимите ее. убедитесь, что подъем прекращается при совпадении оси стопорных пальцев с осями отверстии в кронштейнах над-рамника.



Рис. 251. Механизмы ограничения подъема платформы автомобиля КамАЗ-55102:
1, 4—болты регулировочные; 2. 5—контргайки; 3—рычаг; 6—пружина; 7—ось рычага; 8—клапан ограничения подъема платформы; 9—гидроцилиндр Для регулирования угла подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 (рис. 251): поднимите платформу в одну сторону на угол 50° и установите под нее упор;

отверните контргайку 5 регулировочного болта 4 и выверните (либо вверните) болт настолько, чтобы обеспечивался заданный угол подъема платформы, после чего затяните

контргайку;

таким же образом отрегулируйте величину опрокидывания платформы в другую сторону регулировочным болтом 3\

вновь поднимите платформу и убедитесь, что подъем ее ограничивается углами 48—52°.

При сезонном обслуживании смените масло в гидросистеме механизма подъема платформы.

При первой смене масла снимите и промойте днище гидроцилиндра, а также фильтр масляного бака с набором фильтрующих элементов. Для слива масла из гидросистемы выверните из масляного бака сливную пробку, а для полного опорожнения системы — отсоедините рукав от всасывающего патрубка насоса.

Работать можно только при полностью опущенной платформе!

Порядок заправки гидросистемы следующий:

отверните крышку горловины масляного бака, извлеките, промойте и вновь поставьте сетчатый фильтр;

залейте масло до отметки «В» на указателе уровня масла;

3—4 раза поднимите и опустите платформу при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (1100—1300 об/мин) для прокачивания системы и удаления из нее воздуха;

проверьте уровень масла, при необходимости долейте до отметки «В». Ремонт
При разборке гидроцилиндра автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 для замены уплотнительных манжет, направляющих полуколец и выдвижных звеньев снимите гидроцилиндр с автомобиля, освободите полукольца днища от хомута, снимите полукольца, днище гидроцилиндра, а затем осторожно извлеките из корпуса выдвижные звенья.

При сборке гидроцилиндра следите за тем, чтобы стопорные кольца гидроцилиндра были аккуратно заправлены в свои канавки. Правильность установки колец проверяйте калибрами: для КамАЗ-5511 в зоне наибольшего кольца должен проходить калибр с контрольным диаметром 95,9 и центрирующим 100,4 мм; в зоне среднего кольца — с контрольным 75,9 и центрирующим 80.4 мм; в зоне наименьшего кольца — с контрольным 56,9 и центрирующим 61,4 мм.

Правильность установки колец для автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 проверяйте калибрами: в зоне кольца в корпусе гидроцилиндра должен проходить калибр с контрольным диаметром 142,9 и центрирующим 147,4 мм; в зоне кольца первого плунжера — с контрольным 117,9 и центрирующим 122,4 мм; в зоне кольца второго плунжера — с контрольным 95,9 и центрирующим 100,4 мм; в зоне кольца третьего плунжера — с контрольным 75,9 и центрирующим 80,4 мм; в зоне кольца четвертого плунжера — с контрольным 56,9 и центрирующим 61.4 мм.

В случае появления незначительных потеков масла на поверхности выдвижных звеньев гидроцилиндра от снятия масляной пленки грязесъемником удалите потеки чистой сухой тряпкой. При обильных потеках масла, указывающих на износ уплотнений, замените уплотнения.

содержание .. 27 28 29 30 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности